Недействующий


Российская Федерация
Республика Карелия

Председатель Правительства Республики Карелия

Постановление



_______________________________________

Постановление утратило силу с 27 апреля 2012 года на основании

Указа Главы Республики Карелия от 27.04.2012 N 29

_______________________________________

Петрозаводск  

от 8 декабря 1999 года № 543

О силах и средствах наблюдения и контроля
Республики Карелия


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 3 августа 1996 года № 924 "О силах и средствах единой государственной  системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и  постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 3 ноября  1999 года № 501 "О силах и средствах территориальной подсистемы единой  государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных  ситуаций (сил повышенной готовности гражданской обороны) Республики  Карелия постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о силах и средствах наблюдения и  контроля Республики Карелия.

2. Утвердить организационную структуру сил и средств наблюдения и  контроля Республики Карелия и перечень министерств, ведомств, объединений  и объектовых лабораторий, включенных в структуру сил и средств наблюдения и  контроля Республики Карелия (прилагаются).

3. Контроль за созданием и функционированием системы сил и средств  наблюдения и контроля Республики Карелия возложить на Государственный  комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным  ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.


4. Считать утратившим силу постановление Совета Министров  Республики Карелия от 10 мая 1994 года № 193.

Председатель Правительства С.Л. Катанандов


Утверждено  
постановлением Председателя
 Правительства Республики Карелия
от 8 декабря 1999 года № 543

Положение
О силах и средствах наблюдения
и контроля Республики Карелия

     1. Общие положения

1. Положение о силах и средствах наблюдения и контроля  Республики Карелия (далее -Положение) определяет организацию,  создание, задачи и порядок функционирования сил и средств наблюдения и контроля Республики Карелия, являющихся частью общегосударственной структуры Российской Федерации.

2. Силы и средства наблюдения и контроля являются составной  частью сил и средств наблюдения и контроля Российской системы  предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях (РСЧС),

Выполнение стоящих перед ними задач является обязательным для  всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру сил и средств наблюдения и контроля.

Общее руководство силами и средствами наблюдения и контроля возложено на Государственный комитет Республики Карелия  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГК ЧС РК). Непосредственное руководство подведомственными силами и средствами наблюдения и контроля осуществляют министерства, госкомитеты,  ведомства и организации, включенные в структуру сил и средств  наблюдения и контроля. При угрозе возникновения чрезвычайных  ситуаций непосредственное руководство осуществляет ГКЧС РК.

Наблюдение и лабораторный контроль в Республике Карелия организуется и проводится в целях:

своевременного обнаружения и индикации радиоактивного,  химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и  военного времени;

принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих  (ОВ), аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств (БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.

Силы наблюдения и контроля имеют два уровня: территориальный (республиканский ) уровень, местный уровень (города и  районы).

Территориальный ( республиканский) уровень сил и средств наблюдения и контроля формируется на основе учреждений, организаций, министерств, госкомитетов, ведомств, функционирующих на  территории Республики Карелия. Координацию деятельности на  территориальном уровне сил и средств наблюдения и контроля  осуществляет ГК ЧС РК.

Местный уровень (города и районы) - силы и средства наблюдения и контроля формируются на основе учреждений, организаций, объектовых лабораторий, функционирующих на территории  городов, районов. Координацию деятельности сил и средств наблюдения и контроля осуществляют комиссии по чрезвычайным  ситуациям городов, районов.

II. Функционирование и порядок передачи информации  силами и средствами наблюдения и контроля

3. Функционирование сил и средств наблюдения и контроля  осуществляется в трех режимах.

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных  для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом.  Информация о результатах наблюдения и контроля представляется  по установленному регламенту в вышестоящую организацию по  подчиненности.

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственной промышленной, радиационной, химической и микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки,  прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач предусмотренных настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. радиоактивных веществ (РВ), аварийно-химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и биологических средств (БС); о случаях опасных  для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды  передается силами и средствами наблюдения и контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в ГК ЧС  РК.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и далее с периодичностью не более  4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для сил наблюдения и контроля вышестоящей организацией, ГК ЧС РК.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время), применение противником современных средств поражения в военное время наблюдение и лабораторный контроль проводился в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом  и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС, о  массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний  (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается силами и средствами наблюдения и контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в ГК ЧС РК.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным  подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается  с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

     III. Организация наблюдения и лабораторного  контроля

     4. Силы и средства наблюдения и контроля включают:

      учреждения СНЛК, состоящие из:


а) Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с сетью гидрометеорологических  станций;

б) силы и средства наблюдения и контроля Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги;

     
     в) химико-радиометрическая лаборатория ГК ЧС РК;

г) аналитическая лаборатория Института геологии и лаборатория экологической биохимии Института биологии Карельского научного центра Российской академии наук;

д) объектовые (производственные) лаборатории ведомств и организаций;

е) посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН) объектов экономики;


учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Карелия;

учреждения ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия;

отдел анализа состояния окружающей среды Государственного  комитета охраны окружающей среды по Республике Карелия.

5. Основу сил наблюдения и контроля составляют учреждения  министерств и ведомств Республики Карелия, являющиеся головными

Головные     (Центр     государственного     санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Карелия, республиканская ветеринарная лаборатория, Карельский республиканский центр  по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) наиболее  подготовленные к выполнению задач наблюдения и лабораторного  контроля учреждения выполняют следующие задачи:

определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ,  АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;

осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и  фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных  ситуациях мирного и военного времени;


разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных сил и средств наблюдения и контроля;

осуществляют методическое руководство подчиненными силами  и средствами наблюдения и контроля при проведении всех видов  лабораторных исследований;

организовывают подготовку (переподготовку) специалистов.

Головные учреждения сил наблюдения и контроля являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно, в соответствии с планом перевода учреждений с мирного  на военное время.

В целях повышения устойчивости сил наблюдения и контроля  в мирное и военное время головным учреждениям назначаются дублеры. В качестве дублеров используются: Кондопожский центр государственного: санитарно-эпидемиологического надзора, Олонецкая ветеринарная лаборатория.

6. На Государственный комитет Республики Карелия по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагается:

контроль за состоянием готовности сил и средств наблюдения и  контроля гражданской обороны Республики Карелия в мирное и военное время по вопросам наблюдения и лабораторного контроля за  зараженностью продуктов питания, пищевого и фуражного сырья,  питьевой воды, объектов окружающей среды потенциально опасными в радиационном, химическом и микробиологическом отношении продуктами и веществами;

разработка предложений по повышению эффективности действий  сил и средств наблюдения и контроля в чрезвычайных ситуациях;

организация взаимодействия и координации деятельности министерств, ведомств, госкомитетов Республики Карелия по вопросам  создания и функционирования сил и средств наблюдения и контроля;

сбор, анализ и обобщение информации о РХБЗ объектов окружающей среды на территории республики, прогнозирование РХБО,  разработка предложений по ее нормализации;

проведение силами и средствами наблюдения и контроля оперативного радиационного, химического, биологического и эпизоотического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;

участие в оценке способов и методов определения зараженности  (загрязненности объектов окружающей среды, продовольствия,  питьевой воды, пищевого и фуражного сырья РВ, ОВ, БС).


7.     На Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Республике Карелия (ЦГСЭН),  ЦГСЭН Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги  возлагается:

     
     проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых формирований;


установление вида микробиологических средств боевых рецептур  в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при  чрезвычайных ситуациях в пробах, отработанных из объектов окружающей среды, продовольствия, воды, пищевого сырья, а также в  материалах, взятых от больных и трупов людей;

     
     осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для республиканского ЦГСЭН);


проведение санитарной экспертизы продовольствия, воды и пищевого сырья, зараженного РВ, ОВ, АХОВ, БС с выдачей заключения о пригодности их к использованию;

     
     определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах;

     установление радионуклидного состава исследуемых проб;

оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих ЦГСЭН;


организация обучения и переподготовки специалистов объектовых лабораторий;

совместная подготовка предложений ГК ЧС РК по решению вопросов, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий  чрезвычайных ситуаций;

сбор, обобщение и анализ обстановки о чрезвычайных ситуациях  мирного и военного времени, с последующим представлением информации в ГК ЧС РК .

8. На Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды возлагается:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности  в районе расположения учреждения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»