Председатель Правительства Республики Карелия
Постановление
_______________________________________
Постановление утратило силу с 27 апреля 2012 года на основании
Указа Главы Республики Карелия от 27.04.2012 N 29
_______________________________________
Петрозаводск
от 8 декабря 1999 года № 543
О силах и средствах наблюдения и контроля
Республики Карелия
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 3 ноября 1999 года № 501 "О силах и средствах территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (сил повышенной готовности гражданской обороны) Республики Карелия постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о силах и средствах наблюдения и контроля Республики Карелия.
2. Утвердить организационную структуру сил и средств наблюдения и контроля Республики Карелия и перечень министерств, ведомств, объединений и объектовых лабораторий, включенных в структуру сил и средств наблюдения и контроля Республики Карелия (прилагаются).
3. Контроль за созданием и функционированием системы сил и средств наблюдения и контроля Республики Карелия возложить на Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4. Считать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Карелия от 10 мая 1994 года № 193.
Председатель Правительства С.Л. Катанандов
Положение
О силах и средствах наблюдения
и контроля Республики Карелия
1. Общие положения
1. Положение о силах и средствах наблюдения и контроля Республики Карелия (далее -Положение) определяет организацию, создание, задачи и порядок функционирования сил и средств наблюдения и контроля Республики Карелия, являющихся частью общегосударственной структуры Российской Федерации.
2. Силы и средства наблюдения и контроля являются составной частью сил и средств наблюдения и контроля Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях (РСЧС),
Выполнение стоящих перед ними задач является обязательным для всех министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций, включенных в структуру сил и средств наблюдения и контроля.
Общее руководство силами и средствами наблюдения и контроля возложено на Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГК ЧС РК). Непосредственное руководство подведомственными силами и средствами наблюдения и контроля осуществляют министерства, госкомитеты, ведомства и организации, включенные в структуру сил и средств наблюдения и контроля. При угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций непосредственное руководство осуществляет ГКЧС РК.
Наблюдение и лабораторный контроль в Республике Карелия организуется и проводится в целях:
своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), аварийно-химически опасных веществ (АХОВ), биологических (бактериологических) средств (БС) - возбудителей инфекционных заболеваний.
Силы наблюдения и контроля имеют два уровня: территориальный (республиканский ) уровень, местный уровень (города и районы).
Территориальный ( республиканский) уровень сил и средств наблюдения и контроля формируется на основе учреждений, организаций, министерств, госкомитетов, ведомств, функционирующих на территории Республики Карелия. Координацию деятельности на территориальном уровне сил и средств наблюдения и контроля осуществляет ГК ЧС РК.
Местный уровень (города и районы) - силы и средства наблюдения и контроля формируются на основе учреждений, организаций, объектовых лабораторий, функционирующих на территории городов, районов. Координацию деятельности сил и средств наблюдения и контроля осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям городов, районов.
II. Функционирование и порядок передачи информации силами и средствами наблюдения и контроля
3. Функционирование сил и средств наблюдения и контроля осуществляется в трех режимах.
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
В режиме повышенной готовности (ухудшение производственной промышленной, радиационной, химической и микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач предусмотренных настоящим Положением.
Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. радиоактивных веществ (РВ), аварийно-химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также отравляющих веществ (ОВ) и биологических средств (БС); о случаях опасных для жизни и здоровья, инфекционных заболеваний людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения природной среды передается силами и средствами наблюдения и контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в ГК ЧС РК.
Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для сил наблюдения и контроля вышестоящей организацией, ГК ЧС РК.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время), применение противником современных средств поражения в военное время наблюдение и лабораторный контроль проводился в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС, о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений; о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается силами и средствами наблюдения и контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в ГК ЧС РК.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.
Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).
III. Организация наблюдения и лабораторного контроля
4. Силы и средства наблюдения и контроля включают:
учреждения СНЛК, состоящие из:
а) Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с сетью гидрометеорологических станций;
б) силы и средства наблюдения и контроля Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги;
в) химико-радиометрическая лаборатория ГК ЧС РК;
г) аналитическая лаборатория Института геологии и лаборатория экологической биохимии Института биологии Карельского научного центра Российской академии наук;
д) объектовые (производственные) лаборатории ведомств и организаций;
е) посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН) объектов экономики;
учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Карелия;
учреждения ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Карелия;
отдел анализа состояния окружающей среды Государственного комитета охраны окружающей среды по Республике Карелия.
5. Основу сил наблюдения и контроля составляют учреждения министерств и ведомств Республики Карелия, являющиеся головными
Головные (Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Карелия, республиканская ветеринарная лаборатория, Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) наиболее подготовленные к выполнению задач наблюдения и лабораторного контроля учреждения выполняют следующие задачи:
определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, АХОВ и проводят специфическую индикацию БС;
осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных сил и средств наблюдения и контроля;
осуществляют методическое руководство подчиненными силами и средствами наблюдения и контроля при проведении всех видов лабораторных исследований;
организовывают подготовку (переподготовку) специалистов.
Головные учреждения сил наблюдения и контроля являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6-8 часов. При эвакуации головные учреждения рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно, в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.
В целях повышения устойчивости сил наблюдения и контроля в мирное и военное время головным учреждениям назначаются дублеры. В качестве дублеров используются: Кондопожский центр государственного: санитарно-эпидемиологического надзора, Олонецкая ветеринарная лаборатория.
6. На Государственный комитет Республики Карелия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возлагается:
контроль за состоянием готовности сил и средств наблюдения и контроля гражданской обороны Республики Карелия в мирное и военное время по вопросам наблюдения и лабораторного контроля за зараженностью продуктов питания, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды, объектов окружающей среды потенциально опасными в радиационном, химическом и микробиологическом отношении продуктами и веществами;
разработка предложений по повышению эффективности действий сил и средств наблюдения и контроля в чрезвычайных ситуациях;
организация взаимодействия и координации деятельности министерств, ведомств, госкомитетов Республики Карелия по вопросам создания и функционирования сил и средств наблюдения и контроля;
сбор, анализ и обобщение информации о РХБЗ объектов окружающей среды на территории республики, прогнозирование РХБО, разработка предложений по ее нормализации;
проведение силами и средствами наблюдения и контроля оперативного радиационного, химического, биологического и эпизоотического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;
участие в оценке способов и методов определения зараженности (загрязненности объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья РВ, ОВ, БС).
7. На Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Республике Карелия (ЦГСЭН), ЦГСЭН Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги возлагается:
проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых формирований;
установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях в пробах, отработанных из объектов окружающей среды, продовольствия, воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей;
осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для республиканского ЦГСЭН);
проведение санитарной экспертизы продовольствия, воды и пищевого сырья, зараженного РВ, ОВ, АХОВ, БС с выдачей заключения о пригодности их к использованию;
определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах;
установление радионуклидного состава исследуемых проб;
оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих ЦГСЭН;
организация обучения и переподготовки специалистов объектовых лабораторий;
совместная подготовка предложений ГК ЧС РК по решению вопросов, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций;
сбор, обобщение и анализ обстановки о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, с последующим представлением информации в ГК ЧС РК .
8. На Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды возлагается:
измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;