Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие сферы культуры в Республике Карелия на период до 2010 года" (Утратило силу на основании постановления Правительства Республики Карелия "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Рес...



Введение



Настоящая Программа разработана в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999-2002-2010 гг. и Концепцией развития культуры в Республике Карелия до 2008 г. Она  конкретизирует  систему  приоритетов,  учитывающих преимущества географического и геополитического положения Карелии, реализация которых позволит использовать культурный потенциал Карелии в качестве фактора социально-экономического развития республики, а также средства эстетического, нравственно-патриотического воспитания широких слоев населения и дальнейшего укрепления партнерских отношений с сопредельными территориями и государствами.

Настоящая Программа носит комплексный характер, способствующий интеграции деятельности в сфере культуры государственных органов с научной и творческой общественностью. Она реализуется при активном содействии ряда республиканских министерств и ведомств, органов местного самоуправления, действия которых в рамках их компетенции идеологически координируются и регламентируются Министерством культуры Республики Карелия с целью создания системы действий и мер, призванных стимулировать приумножение и развитие самобытной многонациональной культуры Карелии посредством сохранения культурного наследия как носителя исторического своеобразия и основы для перспективного преемственного развития в контексте современных этнокультурных процессов, акцентирования нравственно-воспитательных аспектов в сфере самодеятельного и профессионального творчества, содействия через культуру расширению межрегиональных и международных контактов с высокой степенью экономической эффективности, привлечения для развития культуры туристического бизнеса в Республике Карелия.

Реализация Программы предполагает сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

I. Основания для разработки Программы

Настоящая Программа направлена на создание правовой, организационной и финансово-экономической основы для развития культуры в Республике Карелия. Программа разработана с учетом Концепции социально-экономического развития Республики Карелия “Возрождение Карелии” и Концепции “Развитие культуры в Республике Карелия до 2008 года”, принятой на заседании Правительства Республики Карелия 21 июня 1999 года, а также федеральных, республиканских и ведомственных документах, имеющих прямые отношения к отрасли “культура и искусство” (приложение 1).


II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными  методами

1. Сохранение, развитие и использование культурного наследия и достояния народов Республики Карелия, как одного из важнейших стратегических ресурсов республики.

Республика Карелия обладает уникальными памятниками истории и культуры, музейными и библиотечными коллекциями. С целью сохранения и развития культурного наследия в республике разработаны и действуют программы по сохранению памятников истории и культуры и особо ценных фрагментов исторически сложившейся сферы обитания,  комплектованию фондов музеев и библиотек, обеспечению безопасности музейных и библиотечных фондов, развитию новых информационных технологий в различных сферах культурно-охранительной деятельности и культурного строительства.

В республике создана система государственного учета памятников, проведена инвентаризация всех видов объектов наследия, обследована значительная территория с целью выявления новых недвижимых памятников истории и культуры, формируется информационная база данных. Проведено техническое обследование около 50% памятников. Подготовлено аналитическое исследование историко-культурной среды, определен перечень историко-культурных территорий, ведется работа по их обследованию, определению границ режимов содержания и использования. К решению вопросов охраны объектов привлечены органы местного самоуправления, республиканские министерства и ведомства.

В республике начата работа по автоматизации и техническому переоснащению библиотек, созданию единой автоматизированной библиотечной сети России "ЛИБНЕТ". В Национальной библиотеке формируется электронный каталог; имеется доступ читателей к информационным ресурсам через сети Интернет, базам данных на CD ROM .

Однако состояние фондов музеев и библиотек остаются на уровне прошлых лет, а сохранность памятников истории и культуры катастрофически ухудшается - 60% из них находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии и требуют срочного проведения консервационных, а в отдельных случаях реставрационных работ. Учет памятников истории культуры, музейных экспонатов, редких и ценных изданий ведется недостаточно быстрыми темпами. То же относится к постановке памятников на государственную охрану. Не до конца разработана нормативно-правовая база, способствующая решению проблем сохранения культурного наследия, что зачастую приводит к невосполнимым утратам ценнейших памятников.

Ситуация в отношении безопасности культурных ценностей остается напряженной. Под угрозой разрушения находятся памятники истории и культуры, включая уникальные архитектурные сооружения, исторические комплексы, богатейшие музейные, архивные и библиотечные фонды, в том числе уникальные и редкие фондовые коллекции. Не соответствуют современным требованиям условия хранения практически во всех музеях республики, в том числе Государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике “Кижи”, в Карельском государственном краеведческом музее, Музее изобразительных искусств, в библиотеках республики.

Для обеспечения безопасности учреждений культуры необходима планомерная организационная совместная работа органов культуры и внутренних дел на местах, анализ и контроль выполнения намеченных мер по улучшению защиты культурных ценностей в музеях и библиотеках, своевременное и достаточное финансирование организаций и учреждений, отвечающих за обеспечение безопасности объектов. Для этого необходимо:

-  реконструкция систем пожарно-охранной сигнализации;

- внедрение современных технологических средств слежения и контроля за несанкционированным доступом;

- создание служб безопасности;

- строительство и оборудование фондохранилищ.


В целях сохранения историко-культурного наследия, совершенствования деятельности музеев, библиотек необходимо решить следующие задачи:

- продолжить финансирование республиканских программ, обеспечивающих сохранение и пополнение культурных ресурсов Республики Карелия, с учетом приоритетности первоочередных ремонтно-консервационных работ на объектах культурного наследия;

- создать банк данных наиболее ценных объектов культуры Республики Карелия: памятников истории, археологии, архитектуры, монументального и садово-паркового искусства, музейных экспонатов и редких и ценных изданий;

- осуществлять меры по безопасности памятников истории и культуры, музеев и библиотек с использованием современных технических средств, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа и противопожарную защиту;

- осуществлять мероприятия по сохранению памятников истории и культуры, музейных и библиотечных фондов, своевременно проводить консервационные и, как исключение (при соответствующем обосновании), реставрационные работы.


2. Поддержка молодых дарований, детского художественного образования и творчества

В Республике Карелия в системе образовательных учреждений Министерства культуры обучается 7000 детей, что составляет 5,5% от детей в возрасте от 5 до 14 лет. За последние три года контингент учащихся остается на данном уровне, что свидетельствует о сохранении потребности детей в получении художественно-эстетического образования.

Ежегодно учащиеся и студенты образовательных учреждений искусства и культуры добиваются общественного признания на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, становятся стипендиатами Министерства культуры Российской Федерации и Российского фонда культуры. В 1998 году лауреатами международных, российских и межрегиональных конкурсов стали 19 учащихся республиканских учебных заведений. По результатам конкурсов 1997/98 учебного года стипендиатами Российского фонда культуры “Юные дарования России” стали 5 учащихся.

В Республике Карелия сложилась система фестивалей и конкурсов по разным видам художественного творчества; идет успешное внедрение новых форм профессиональной подготовки юных музыкантов (Летняя музыкальная академия в г.Костомукша).

В результате реформирования социально-экономической системы прежняя система поддержки молодых дарований, детского художественного образования и творчества оказалась под угрозой разрушения. В образовательных учреждениях Министерства культуры Республики Карелия, где обучаются талантливые дети и подростки, нет средств на приобретение и ремонт музыкальных инструментов, необходимого оборудования и материалов для художественных школ и отделений декоративно-прикладного искусства, на приобретение учебно-методической литературы, технических средств обучения. Из-за отсутствия финансирования педагоги и руководители творческих коллективов не имеют возможности повышать профессиональную квалификацию. По той же причине талантливые дети не могут выезжать на конкурсы и мастер-классы даже в пределах Республики Карелия. Вследствие этого сужается и обедняется художественная и музыкальная среда, наличие которой является одним из важнейших условий начального профессионального и общего эстетического образования детей.     

Для реализации поддержки детей, детского художественного образования и творчества необходимо: