ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    

г. Петрозаводск
от 3 ноября 1999 года № 133-П  

О Концепции управления государственным имуществом
Республики Карелия

___________________________________________________________________________________________________________

     Постановление введено в действие с 03.11.99 г.

     С изменениями и дополнениями, внесенными

     25.06.2002 г. постановлением  Правительства Республики Карелия "О внесении изменения и дополнений в Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия", № 77-П, введенным в действие с 25.06.2002 г. (Рассылка)
 ___________________________________________________________________________________________________________


В целях совершенствования системы управления государственным  имуществом, усиления роли государства в управлении государственным  сектором экономики республики, во исполнение распоряжения Председателя  Правительства Республики Карелия от 2 марта 1999 года № 167-р (Собрание  законодательства Республики  Карелия, 1999,  №  3, ст.413) Правительство  Республики Карелия постановляет:

Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным  имуществом Республики Карелия.

Председатель Правительства С.Л. Катанандов

Утверждена
постановлением Правительства  
Республики Карелия
от 3 ноября 1999 года № 133-П


Концепция
управления государственным имуществом
Республики Карелия


Содержание

     Введение

     I. Оценка состояния дел и основные проблемы в области     управления государственным имуществом в Республике Карелия

     II. Главные цели и важнейшие задачи в сфере управления  государственным имуществом Республики Карелия.

     III. Основные принципы управления государственным имуществом Республики Карелия

     IV. Управление государственными унитарными предприятиями и учреждениями

    V. Управление принадлежащими  Республике Карелия пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ.

VI. Управление не закрепленным за государственными унитарными предприятиями и учреждениями государственным имуществом (казной) Республики Карелия

    VII. Приватизация - как составная часть системы управления государственным имуществом Республики Карелия

    VIII. Обеспечение защиты имущественных прав и интересов Республики Карелия

    Заключение

    Приложение

Введение


Настоящая Концепция разработана в соответствии с  распоряжением Председателя  Правительства Республики Карелия от 2  марта 1999 г.  № 167-р в  целях  реализации  Концепции  социально-экономического   развития   Республики  Карелия  на  период  1999-2002-2010  гг.,  утвержденной  Законодательным  Собранием  Республики Карелия 10. 02. 99 г.

Концепция определяет основные цели, принципы и приоритеты государственной политики Республики Карелия в области управления государственным имуществом,  а также механизм их реализации в современных условиях.

В настоящей Концепции под управлением государственным имуществом понимается деятельность органов государственной власти Республики Карелия по осуществлению от имени собственника - Республики Карелия - полномочий владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, направленная на достижение поставленных целей.

Предметом управления являются находящиеся в  собственности  Республики  Карелия государственные унитарные предприятия,  как имущественные комплексы, государственные учреждения,  закрепленное за ними на вещных правах государственное имущество,  незакрепленное имущество (казна) Республики Карелия, принадлежащие  республике  акции  (доли в уставных капиталах) хозяйственных обществ, земельные ресурсы Республики Карелия.  Вопросы управления недрами, лесами,  другими природными ресурсами, а такие объектами интеллектуальной собственности Республики Карелия в настоящей Концепции не затрагиваются.

(Абзац дополнен постановлением  Правительства Республики Карелия "О внесении изменения и дополнений в Концепцию управления государственным имуществом Республики Карелия" от 25.06.2002 г.,  введенным в действие с 25.06.2002 г., рассылка)


Располагая имеющимися правовыми, финансовыми и материальными возможностями воздействия на объекты управления,  Республика Карелия, являясь самостоятельным государственным образованием, одновременно является субъектом Российской Федерации  и действует в рамках, определяемых федеральным законодательством.

Концепция учитывает особенности  проводимых  реформ  в  экономике, а также существующие требования к усилению роли государственного регулирования и контроля,  в тои числе в  сфере  управления и распоряжения государственным имуществом республики. Последнее однако не следует понимать как политику  наращивания массы объектов государственной собственности в структуре  экономики республики.  Наоборот, необходимо создание стройной,  экономически и  логически  выверенной  системы представлений с  конкретными критериями необходимости отнесения  тех  или  иных  объектов  под  непосредственное  управляющее воздействие государства и создания жесткого,  детально регламентированного механизма управления и контроля  за  эффективным  использованием  государственного имущества.

     
1. Оценка  состояния  дел и основные проблемы
в области управления государственным имуществом  в
Республике Карелия


Изменение отношений собственности - одно  из  основных  направлений проведения экономической реформы в России и  Карелии.

За период  с  начала приватизации (с 1992 года) в республике изменили форму собственности  -  стали  частными  полностью или с долей государственной собственности 926 предприятий, из которых 311 - республиканской собственности, 601 - муниципальной собственности,  14 - федеральной. Приватизация 497  предприятий произошла путем выкупа имущества трудовыми коллективами, 112 предприятий преобразовались в открытые акционерные  общества, из арендных стали частными - 62, около 260 - проданы  по конкурсу или на аукционе.

Анализ хода  и результатов приватизации показывает, что  проделанная работа  оказала значительное влияние на формирование рыночной экономики в республике.  Решена одна  из  главных  задач экономической реформы - устранена монополия госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики  многоукладного типа.  В  основном  разработана  правовая база,  регламентирующая порядок и механизмы перехода  государственной  собственности  Республики  Карелия  в  собственность граждан и  юридических лиц.


Вместе с тем,  необходимо отметить и недостатки в ходе проведения приватизации.

       Осуществление приватизации в кратчайшие сроки не способствовало экономической эффективности приватизации применительно к каждому конкретному предприятию. При этом были допущены нарушения федерального законодательства в части установления не предусмотренных законом способов приватизации. Кроме того, осталась нерешенной одна из главных задач приватизации - создание широкого слоя эффективных собственников.

Не были достигнуты и другие цели приватизации:

в  ряде  отраслей  не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном рынке;

привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно  для производственного,  технологического и социального развития предприятий;

не выполнен ряд социальных программ, направленных на  социальную защиту населения  и  развитие  объектов  социальной  инфраструктуры, в  результате  недополучения  в  бюджеты  всех  уровней средств от приватизации.

В связи  с этим возникла необходимость в смене приоритетов в области приватизации.

Также во исполнение п.1 ст.29 и ст. 30 Федерального за кона "О  приватизации  государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской  Федерации"  необходимо провести правовую экспертизу всех ранее заключенных  сделок приватизации (отчуждения) республиканского имущества  и  по  результатам принять меры по восстановление нарушенных прав  Республики Карелия средствами, предусмотренными законом.

При формировании рыночной среды наряду с  разгосударствлением государственной  собственности  необходимо обеспечить  эффективное функционирование государственных предприятий и управление другим государственным имуществом.

В настоящее время на территории республики зарегистрировано 148 государственных предприятий республиканского подчинения, из которых 13 не осуществляют хозяйственной деятельности (пять из них находятся в стадии  ликвидации),  29  признаны  банкротами,  в отношении 12 из них конкурсное производство уже  завершено. Внешнее управление введено на 6 предприятиях.

Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности 98 государственных предприятий по итогам работы за 1998 год  свидетельствует о том, что большинство из них имеют неудовлетворительную структуру баланса,  работают с убытками, допускают  задолженности по перечислению обязательных платежей в  бюджеты  всех уровней и внебюджетные фонды, значительны долги па выплате заработной платы.

Необходимо отметить,  что значительная часть государственных предприятий при производстве продукции и оказании  услуг получают финансирование из республиканского и местных бюджетов в виде дотаций.  Однако, ввиду недостаточного исполнения  бюджета такое финансирование осуществляется неудовлетворительно либо не осуществляется вообще.  Такое положение дел  ставит  ряд предприятий в крайне сложное финансовое положение и, прежде всего,  предприятия сельскохозяйственной и пищевой  промышленности,  полиграфии,  фармацевтические  и геологоразведочные  предприятия, предприятия пассажирского транспорта.

   Функции на управление государственными предприятиями распределены между Министерством государственной собственности Республики Карелия, которое наделяет предприятия имуществом, осуществляет контроль за его использованием, а также согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом, и отраслевыми министерствами и ведомствами, которые осуществляют координацию и регулирование деятельности подведомственных государственных предприятий и, до последнего времени, утверждали уставы вновь создаваемых государственных унитарных предприятий, самостоятельно заключали контракты с их руководителями.

   В настоящее время функции по утверждению уставов государственных унитарных предприятий закреплены за Министерством государственной собственности Республики Карелия, отраслевые министерства и ведомства осуществляют подготовку уставов подведомственных предприятий, назначают и освобождают от должности их руководителей, заключают и расторгают с ними трудовые договоры (контракты) по согласованию с Мингоссобственностью Республики Карелия.

Недостаточно четкое   определение  целей  деятельности  значительного количества государственных предприятий,  отсутствие  действенных механизмов контроля и невозможность,  в силу  несовершенства законодательной базы,  оказывать какое-либо существенное влияние на  деятельность  руководителей   государственных унитарных предприятий крайне осложняют процессы управления данными предприятиями. Нет четких критериев, позволяющих  сделать выводы о необходимости присутствия в  производственной  и социальной сферах республики государственного сектора экономики и,  в связи с этим,  доли участия в  них  государственных  предприятий, учреждений.

В государственной собственности Республики Карелия находится 150 учреждений. Управление государственными учреждениями от имени Республики Карелия осуществляется отраслевыми министерствами и ведомствами, которые по согласованию с Мингоссобственностью Республики Карелия утверждают положения (уставы) республиканских учреждений, назначают на должности их руководителей. Наделение имуществом государственных учреждений производит Министерство государственной собственности Республики Карелия. Наибольшее количество учреждений функционируют в сфере образования-51, культуры-24, здравоохранения-15 и соцзащиты-13.

Регламентированная правовыми  актами  система контроля  за проведением государственными учреждениями хозяйственных  операций в настоящее время отсутствует.  Проверки порядка использования государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями на праве оперативного управления, осуществляемые Мингоссобственностью Республики  Карелия  свидетельствуют  о  том,  что имущество зачастую используется недостаточно эффективно.  Часть имущества сдается в аренду,  однако величина арендной  платы нередко занижена. Отраслевые министерства и комитеты контролируют деятельность подведомственных им государственных учреждений в недостаточной мере.

Важное места в экономической политике республики занимают проблемы корпоративного управления предприятиями с  государственной долей собственности Республики Карелия, созданными  в процессе приватизации и в ином порядке.

В настоящее время Республика Карелия является участником 96 хозяйственных обществ с долей государства от 3 до  75%,  в  большей  части эта доля менее 20%.  Из них в отношении 6-ти  акционерных обществ используется  специальное  право  "золотая  акция" .

Управление принадлежащими республике акциями (долями) осуществляется через институт представителей государства. Их число в настоящее время составляет 60 человек. В основном, это работники отраслевых министерств и ведомств. Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций носит единичный характер. Таким образом, институт представителей государства, в основном, состоит из государственных служащих.

С учетом количества хозяйственных обществ,  в  которых  Республика Карелия является участником, их значимости для экономики республики,  отраслевой специфики указанных организаций  и  ряда  иных факторов нельзя признать применяемую систему управления посредством института представителей, состоящих практически  исключительно из государственных служащих,  эффективной.

Существующий порядок назначения государственных служащих представителями  не предусматривает действенных механизмов  оценки их профессиональных качеств,  квалификации и подготовки  с учетом специфики конкретного объекта управления.

Практика привлечения доверительных управляющих в большей степени отвечает требованиям профессиональности управления  и обеспечения ответственности за его результаты.

Однако основная  проблема  данной  системы  управления  заключается в том, что цели государства, его интересы , реализуемые посредством участия в хозяйственных обществах, не всегда очевидны не только для доверительных управляющих,  но и для  государственных органов,  их привлекающих.  В связи с чем деятельность управляющих основывается  на  собственном  понимании  этих целей и интересов.

Отсутствие обязательной практики постановки конкретных  задач перед представителями государства, закрепления в договорах с доверительными управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит,  с одной стороны, к непоследовательности в их деятельности ,  а в ряде случаев и к  неверному  пониманию  государственных интересов,  с другой - к отсутствию  оснований для ответственности за неэффективность управления.

Отсутствует четкая  и  единообразная  система  отбора,  подготовки и оценки лиц,  привлекаемых в качестве представителей государства и доверительных управляющих, утверждения предложений о способе достижения цели государства,  преследуемой в  деятельности соответствующих хозяйственных обществ.

Из находящихся в государственной собственности Республики Карелия объектов недвижимости 178 объектов общей площадью  29 тыс. кв. м. сдается в аренду.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция повышения доходности недвижимости.  Так,  за 1998 год обеспечено  поступление средств в республиканский бюджет от сдачи в аренду  государственного имущества в сумме 2143,7 тыс. руб. при плановом задании 2000, 0 тыс. руб. Для сравнения можно отметить, что  за 1997 год эти доходы (в сопоставимых ценах) составили 1163, 0  тыс. руб.  В  1999  году  от сдачи имущества в аренду ожидается поступление средств в бюджет в сумме 2 млн. 500 тыс. руб. Фактическое  поступление  средств  за 5 мес.  1999 г.  уже составило  1368, 2 тыс. руб., при плановом задании 833, 4 тыс. руб.

Вместе с тем, в существующей системе управления недвижимостью в Республике Карелия имеется ряд нерешенных проблем:

     
     не сформирован реестр государственной недвижимости;

     отсутствует система рыночной оценки объектов и  имущественных прав;

полномочия  республики как собственника недвижимости осуществляются различными органами, деятельность которых часто  не  взаимоувязана едиными Принципами и установленным порядком;  - права республики на принадлежащие ей объекты  недвижимости  не  зарегистрированы в установленном законом порядке,  что затрудняет распоряжение ими;

недостаточно используется многовариантный (фактически применяется только аренда) и индивидуальный подходы  к  использованию недвижимости;

большое количество  объектов  незавершенного  строительства  не  вовлечены  в  оборот и утрачивают инвестиционную  привлекательность;

распоряжение землей осуществляют органы местного самоуправления,  пользователю республиканской недвижимостью приходится  заключать два не связанных между собой договора,  что  противоречит мировой практике;


несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей.

          Таким образом,  существующие арендные отношения и подходы к  управлению  недвижимым  имуществом требуют изменений и  совершенствования.

II. Главные цели и важнейшие задачи в сфере управления государственным  имуществом Республики Карелия

Государственная политика   управления  государственным  имуществом, основанная на настоящей Концепции, преследует следующие цели:

организация эффективной  системы  управления государственной собственностью;

максимизация доходов республиканского бюджета на основе эффективного  управления  государственной  собственностью и  вовлечение в оборот наибольшего количества объектов  государственной собственности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»