ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
от 25 января 1992 года N XII-11/284
(с изменениями на 24 марта 1998 года)
______________________________________________________________________
Документ утратил силу с 7 августа 2001 года на основании
Закона Республики Карелия от 21 июля 2001 года N 527-ЗРК
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Республики Карелия от 5 мая 1997 года N 186-ЗРК
Законом Республики Карелия от 24 марта 1998 года N 277-ЗРК
______________________________________________________________________
Настоящий закон определяет основные понятия, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса, бюджетные права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливает порядок составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов разных уровней на территории Республики Карелия.
Настоящий закон регулирует взаимодействие между республиканским бюджетом и бюджетами самоуправляющихся территорий Республики Карелия, а также взаимоотношения бюджетов с предприятиями, организациями и учреждениями как самостоятельно хозяйствующими субъектами с целью гармонизации и сочетания их экономических интересов в соответствии с бюджетно-финансовой политикой Республики Карелия.
Бюджетное устройство Республики Карелия устанавливается, а бюджетный процесс осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия, на основании федеральных законов и законов Республики Карелия, регулирующих вопросы экономической политики, бюджета, финансов и налогов, и настоящего закона.
В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:
1. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения задач и функций органами государственной власти и местного самоуправления.
2. Бюджетная система Республики Карелия - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета и бюджетов самоуправляющихся территорий Республики Карелия.
3. Бюджетное устройство - организация бюджетной системы, принципы ее построения, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями.
4. Бюджетный процесс - регламентированная законодательством Российской Федерации и настоящим законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению соответствующих бюджетов.
Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса и представляет собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
5. Консолидированный бюджет Республики Карелия - свод республиканского бюджета и бюджетов самоуправляющихся территорий (местные бюджеты) Республики Карелия.
6. Закрепленные доходы - доходы. которые полностью или в твердо установленной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
7. Регулирующие доходы - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.
8. Расходы бюджетов - это расходы бюджетов всех уровней, которые разделяются на текущие расходы и капитальные расходы. В капитальные расходы включаются ассигнования на финансирование капитальных вложений в основные фонды, капитальных трансфертов, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов.
В текущие расходы включаются все другие расходы, не вошедшие в капитальные расходы.
9. Бюджетная смета - финансовый план, определяющий объем, целевое направление и распределение денежных средств, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.
10. Целевые бюджетные фонды - фонды, образуемые по решению Законодательного Собрания Республики Карелия.
Муниципальные бюджетные фонды - фонды, образуемые по peшению представительного органа местного самоуправления.
Эти средства не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фонда.
11. Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального местного бюджета.
12. Субвенция - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития самоуправляющихся территорий.
13. Бюджетные ссуды - средства, передаваемые из вышестоящих бюджетов нижестоящим с целью устранить временные плановые кассовые разрывы, возникающие в отдельные периоды года из-за несовпадения сроков поступления и расходования ресурсов, и обеспечить таким образом своевременное финансирование предусмотренных затрат; предоставляются, если кассовые разрывы невозможно покрыть за счет оборотной кассовой наличности либо свободных остатков бюджетных средств прошлых лет.
14. Средства по взаимным расчетам - суммы, поступающие в местные бюджеты или передаваемые из местных бюджетов в республиканский бюджет в порядке оперативного бюджетного регулирования в целях компенсации соответствующим бюджетам уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принятых органами государственной власти Республики Карелия и не учтенных при утверждении нормативов отчислений от регулирующих долей, дотаций, субвенций.
15. Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами, выраженное в абсолютной и относительной величинах.
Предельный уровень дефицита устанавливается законодательным (нормативным) актом.
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.
16. Секвестр расходов - пропорциональное снижение бюджетных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям в течение оставшегося времени текущего бюджетного года.
Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых устанавливается законодательным (представительным) органом власти при принятии бюджета.
17. Минимальные финансовые нормативы - устанавливаемые соответствующими органами удельные показатели минимально необходимых расходов бюджета, на основании социальных нормативов по обеспечению важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.
18. Социальные нормативы - величина минимально необходимой обеспеченности важнейшими социально-культурными, жилищно-бытовыми и другими услугами в натуральном или денежном выражении, приходящаяся на одного человека и гарантируемая Правительством и Законодательным Собранием Республики Карелия.
19. Минимальный бюджет - расчетный объем доходов и расходов бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих гарантированные вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, рассчитанные по установленным социальным и финансовым нормативам.
20. Сводный финансовый баланс - совокупность финансовых ресурсов территорий, отражающая их образование, распределение и использование. Сводный финансовый баланс является составной частью прогноза экономического и социального развития территории.
Финансовые ресурсы территории включают в себя прибыль предприятий, амортизационные отчисления, налоги и обязательные платежи, уплачиваемые за счет себестоимости, отчисления в федеральные внебюджетные фонды, дотации и субвенции, получаемые из федерального бюджета, долгосрочные кредиты для финансирования капитальных вложений, экспертно-импортные пошлины, доходы от приватизации и другие источники доходов.
21. Прогноз консолидированного бюджета Республики Карелия основные показатели республиканского и местных бюджетов, включая определение среднереспубликанской бюджетной обеспеченности, проектируемых нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций в местные бюджеты и иных целей.
22. Свободные бюджетные средства - свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало очередного финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах.
Потенциал доходов бюджета территории - выраженная в рублях оценка возможности территории получать доходы в бюджет, не выходя за рамки действующего законодательства.
Потенциал доходов рассчитывается в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Перечень налоговых и неналоговых источников, которые обязательны для включения в расчет потенциала доходов, устанавливается Законом Республики Карелия о республиканском бюджете на каждый финансовый год, а также решениями представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах.
Бюджетная обеспеченность - сумма расходов бюджета, приходящаяся на одного жителя территории.
Нормативы минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов разных уровней устанавливаются Законом Республики Карелия о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности в Республике Карелия.
Фонд выравнивания - специальный бюджетный фонд, предназначенный для финансирования нижестоящих бюджетов с недостаточной бюджетной обеспеченностью.
Источники образования и порядок использования республиканского фонда выравнивания устанавливаются Законом Республики Карелия об утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год.
Бюджетно-финансовая политика в Республике Карелия, включающая в себя налоговую политику, проводится согласованно с бюджетно-финансовой, денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Основные направления бюджетно-финансовой политики определяются в бюджетном послании Председателя Правительства Республики Карелия к Законодательному Собранию Республики Карелия одновременно с проектом республиканского бюджета на каждый финансовый год.
Основные направления бюджетно-финансовой политики включают в себя следующие разделы:
а) определение приоритетов расходования финансовых средств и состав защищенных статей бюджета;
б) закрепление соотношений текущих и капитальных расходов;
в) налоговая политика, в том числе обоснование видов налогов и налоговых ставок, отнесенных к компетенции Республики Карелия, определение категорий налогоплательщиков, налогообложение которых может быть ослаблено или усилено.
Бюджетное устройство Республики Карелия основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Карелия.
Бюджетное устройство определяет компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению и исполнению республиканского и местных бюджетов.
В бюджетную систему Республики Карелия как самостоятельные части включаются:
Республиканский бюджет Республики Карелия;
Бюджеты самоуправляющихся территорий (местные бюджеты).
1. Единство бюджетной системы Республики Карелия обеспечивается:
единой денежной системой;
единой правовой базой;
использованием единых бюджетных классификаций;
единством формы бюджетной документации;
предоставлением необходимых статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета Республики Карелия;
согласованными принципами бюджетного процесса.
2. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику, включая налоговую и бюджетно-финансовую политику.
Бюджеты должны соответствовать требованиям единства, достоверности, самостоятельности, сбалансированности и гласности.
1. Принцип единства бюджета означает формирование его на основе единой утвержденной классификации доходов и расходов, включающих в себя функциональную (по разделам) и предметную (по параграфам и статьям) систематизацию доходов и расходов, а также единых, экономически обоснованных, социальных и финансовых нормативов расчета бюджетов.