Действующий


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

 ОТ 16 ноября 2000 года

[По делу о признании Закона РК  "О животном мире" от  2 октября 1995 года № 77-ЗРК противоречащим федеральным законам  "О животном мире" и "Обобщих принципах...]

в составе:

председательствующего судьи Кудиновой Т.В., с участием прокурора Любимковой М.Д., при секретаре Кузьма С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Карелия о признании Закона Республики Карелия "О животном мире" от 2 октября 1995 года N 77-ЗРК противоречащим федеральным законам "О животном мире" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", установил:


Закон Республики Карелия "О животном мире" был принят Палатой Республики Законодательного Собрания  2 октября 1995 года.

Прокурор Республики Карелия обратился в суд с заявлением о признании указанного закона противоречащим федеральным законам "О животном мире" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации". По мнению прокурора, положения п. 2 ст. 1, п. 1, 2 ст. 3, п. 2, 3 ст. 4, п. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 5, подпункты "а, б, г, е, ж, и, к" п. 1 ст. 6, ст. 7, 8, 9, 11, 12, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 32, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 44, 51 противоречат Федеральному закону О животном мире", закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и Гражданскому кодексу РФ.


В судебном заседании прокурор поддержал свое заявление, считает, что Закон РК "О животном мире" должен быть признан противоречащим федеральному законодательству в полном объеме, поскольку статей, не противоречащих федеральным законам, остается мало и закон в таком виде применяться не может.


Представители Председателя Правительства РК Иванов Г.Н., Аппарата Законодательного Собрания РК Фокин М.И. считают, что оснований для признания всего Закона РК "О животном мире" противоречащим федеральным законам не имеется. Не отрицают, что положения отдельных статей Закона РК "О животном мире", особенно статей, где речь идет о собственности на животный мир, противоречат федеральным законам, и данный вопрос решается Председателем Правительства РК и депутатами Законодательного Собрания.

     

Представитель Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по РК Мозер И.М. объяснил, что они в своей деятельности руководствуются только федеральными законами, а Закон РК "О животном мире" не применяют, считает, что если он противоречит федеральным законам, то должен быть приведен в соответствие.


Представители Палаты Республики Законодательного Собрания РК, представители Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Карелия "Карелохотуправление" и Государственного комитета охраны окружающей среды по РК в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены.


Выслушав прокурора, представителей Председателя Правительства РК, Аппарата Законодательного Собрания РК, Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по РК, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично.


Собственность в Российской Федерации на природные ресурсы, в том числе и на животный мир, представляет собой публичное достояние народа России и является федеральной собственностью, имеет специальный правовой режим. Осуществление же в области использования, охраны, защиты и воспроизводства животного мира, как сфере совместного ведения, положение Российской Федерации и ее субъектов распределено Федеральным законом "О животном мире" на основе положений ст. 72 и ст. 76 Конституции Российской Федерации таким образом, чтобы при принятии соответствующих решений обеспечивались учет и согласование интересов Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и по вопросам регулирования государственной собственности. Следовательно, субъект Российской Федерации не вправе объявлять своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации.


Следовательно, положения п. 1 ст. 3 рассматриваемого закона, устанавливающие право собственности на животный мир на территории РК народа Республики Карелия, противоречат Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 ФЗ "О животном мире".


П. 2 указанной статьи гласит: "В соответствии с соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Карелия часть животного мира может приобретать статус федеральных природных ресурсов", что противоречит ч. 3 ст. 4 ФЗ "О животном мире", так как субъект Федерации не вправе разграничивать собственность на животный мир, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.


Пункт 3 данной статьи противоречит ч. 9 ст. 4 ФЗ "О животном мире", согласно которой отношения по владению, пользованию, распоряжению объектами животного мира регулируются ФЗ "О животном мире" и гражданским законодательством. П. 3 ст. 3 Закона РК допускает принятие нормативных правовых актов Республики Карелия в сфере регулирования гражданского законодательства, в связи с чем противоречит п. 2 ст. 3 ГК РФ, которым установлено, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

     
     Пункт 4 ст. 3 Закона РК "О животном мире" гласит:

Полномочия собственников объектов животного мира могут быть ограничены только законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия в целях сохранения животного мира и других природных ресурсов, охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов других лиц. В этих же целях полномочия каждого конкретного собственника могут быть ограничены (или приостановлены) на основании решения судебных органов.


Положения указанной нормы противоречат п. 2 ст. 1 ГК РФ, так как гражданские права собственников могут быть ограничены только на основании федерального закона.


Пункты 2 и 3 ст. 4 рассматриваемого закона устанавливают, что законодательство об охране и использовании животного мира, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, регулируют отношения в области охраны и использования диких животных, обитающих в условиях естественной свободы, а также содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, для сохранения ресурсов и генофонда видов диких животных и иных целей.


Отношения в области использования и охраны сельскохозяйственных и других домашних животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, не входят в компетенцию настоящего Закона и регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, решениями органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.


Федеральным законом ч. 2 и 3 ст. 3 указанные вопросы регулируются только федеральным законодательством и отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.


Пп. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 ст. 5 Закона РК, устанавливающие принципы охраны и использования животного мира, не соответствуют ст. 12 ФЗ "О животном мире". Принципы охраны и использования животного мира должны соответствовать принципам, установленным ФЗ "О животном мире". В соответствии со ст. 5 Закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации не могут устанавливать компетенцию РФ, а пп. "а, б" п. 1 ст. 6 рассматриваемого закона фактически устанавливают компетенцию РФ, указав, что к совместной компетенции Республики Карелия и Российской Федерации в сфере регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся:


а) обеспечение соответствия законов и иных нормативных актов  Республики Карелия о животном мире федеральным законам, регулирующим вопросы охраны и использования животного мира;


б) защита прав граждан на использование объектов и ресурсов животного мира;


в) установление основных положений регулирования отношений по охране и рациональному использованию животного мира.


В связи с чем суд считает, что указанные положения противоречат ст. 5 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации".


Пп. "г, е, ж, и, к" п. 1 ст. 6 рассматриваемого закона противоречат ст. 5 Федерального закона "О животном мире", так как в соответствии с указанным федеральным законом разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о животном мире федеральным законом отнесена к исключительному ведению Российской Федерации и в ведении органов государственной власти Российской Федерации находится координация деятельности органов государственной власти субъектов РФ в области охраны и использования животного мира, контроль за его соблюдением, установление единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования. Согласно абз. 10 ст. 6 ФЗ "О животном мире" в ведении субъекта РФ находится только организация и ведение учета.


Республика Карелия не является самостоятельным участником международного договора Российской Федерации и не отвечает по обязательствам РФ. Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты РФ обладают правом на осуществление международных связей в пределах, предоставленных им федеральным законодательством. Абз. 17 ст. 6 ФЗ "О животном мире" предусматривает только участие субъектов РФ в реализации международных договоров Российской Федерации.

Согласно абз. 21 ст. 5 ФЗ "О животном мире" заключение и реализация международных договоров в области охраны и использования животного мира находятся в ведении Российской Федерации.

Пп. "г" п. 1 ст. 7 рассматриваемого закона противоречит ст. 6 абзац 6 ФЗ "О животном мире", которым предусмотрено только предоставление права пользования объектами животного мира.


Пп. "е, р" п. 1 ст. 7 противоречат ч. 1 ст. 36 ФЗ "О животном мире", которой установлено, что порядок предоставления животного мира устанавливается федеральным законодательством.


Ст. 8 рассматриваемого закона определяет компетенцию органов местного самоуправления в области регулирования отношений по охране и использованию животного мира.


Пп. "а" п. 1 ст. 8 Закона РК противоречит абз. 6 ст. 6 ФЗ "О животном мире", согласно которому предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности субъектов РФ, является полномочием органов государственной власти субъектов РФ.


Пп. "б" п. 1 ст. 8 Закона РК противоречит ст. 8 ФЗ "О животном мире", согласно которой органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако законодательством РФ органам местного самоуправления не переданы полномочия по регистрации прав владения и пользования объектами животного мира.


Ст. 37 ФЗ "О животном мире" не предусмотрена регистрация прав пользования животным миром органами местного самоуправления.


Пп. "д" п. 1 ст. 8 Закона РК противоречит абз. 6 ст. 6 ФЗ "О животном мире", согласно которому предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности субъектов РФ, находится в ведении органов государственной власти субъектов.


Пп. "и" п. 1 ст. 8 Закона РК противоречит абз. 14 ст. 6 ФЗ "О животном мире", которым установлено, что государственный контроль за использованием объектов животного мира является компетенцией органов государственной власти субъектов РФ.


Ст. 11 Закона РК "О животном мире" определена компетенция специально уполномоченного органа РК по охране, воспроизводству, регулированию и контролю за использованием животного мира. Подпункт "д" п. 1 данной статьи, в соответствии с которым ведению специально уполномоченного государственного органа по охране, воспроизводству, регулированию и контролю за использованием животного мира подлежат проведение технической политики по вопросам охраны животного мира, государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством объектов животного мира и обеспечение их охраны, противоречит абз. 3 ст. 13 ФЗ "О животном мире", согласно которому осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством объектов животного мира и обеспечение их охраны являются функцией федеральных специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "е" п. 1 ст. 11 Закона РК гласит: организация и проведение учета объектов животного мира, ведение кадастра животного мира и Красной книги Республики Карелия, что противоречит абз. 4 ст. 13 ФЗ "О животном мире", которым определено, что организация и ведение государственного учета, государственного кадастра объектов животного мира являются функцией федеральных специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "ж" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит абз. 4 ст. 13 ФЗ "О животном мире", которым определено, что организация и ведение государственного мониторинга животного мира является функцией специально уполномоченных федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "к" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит ч. 3 ст. 27 ФЗ "О животном мире", которой установлено, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, порядок регулирования численности объектов животного мира определяются специально уполномоченными федеральными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "н" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит ч. 2 ст. 36 ФЗ "О животном мире", устанавливающей, какие государственные органы предоставляют объекты животного мира в пользование.


Пп. "у" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит ч. 1 ст. 26 ФЗ "О животном мире", которая определяет, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям специально уполномоченных федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


Пп. "ц" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит абз. 6 ст. 6, ст. 37 ФЗ "О животном мире" - органы местного самоуправления не имеют права закреплять охотничьи угодья. Согласно абз. 6 ст. 6 ФЗ предоставление права пользования объектами животного мира, относящимися к собственности субъектов РФ, находится в ведении органов государственной власти субъектов. Согласно ст. 37 ФЗ заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в орган исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории.


Пп. "ч" п. 1 ст. 11 Закона РК противоречит ч. 10 ст. 37 ФЗ "О животном мире", согласно которой именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются соответствующим федеральным специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.


П. 3 ст. 12 Закона РК допускает расширительное толкование по отношению к ч. 2 ст. 16 ФЗ "О животном мире", согласно которой порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.