Постановление Председателя Правительства
Республики Карелия

от 12 апреля 1996 г. N 287

Об утверждении Программы развития образования
Республики Карелия на 1996-1997 годы

В соответствии с постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 10 января 1995 года N 15 "О работе Министерства образования Республики Карелия" (пункт 2.1) постановляю:

1. Утвердить Программу развития образования Республики Карелия на 1996-1997 годы (прилагается).


2. Финансирование Программы развития образования Республики Карелия на 1996-1997 годы осуществлять за счет средств, предусмотренных в бюджетах Республики Карелия и оранов местного самоуправления по отрасли "Образование".

3. Контроль за выполнением Программы развития образования Республики Карелия на 1996-1997 годы возложить на Министерство образования Республики Карелия (Геккин).

Председатель Правительства В. Степанов


Утверждена
постановлением Председателя
Правительства Республики
Карелия от 12 апреля 1996 года
N 287

Программа развития  образования Республики Карелия
на 1996-1997 годы

Введение

Программа развития образования Республики Карелия разработана на основе анализа содержания деятельности образовательных учреждений, органов управления образованием. При этом учитывались региональные особенности республики, состояние учебно-материальной базы образовательных учреждений, традиции и опыт педагогов и руководителей образования. Необходимо признать, что поддержка и развитие образовательной сферы пока не стали приоритетными направлениями государственной политики. Об этом свидетельствует недостаточное материальное и финансовое обеспечение конституционных гарантий прав граждан на образование. Комплексная республиканская программа развития образования разработана впервые. Программа отражает как общую стратегию государственной образовательной политики, так и особенности республиканской экономической и социальной политики. Она разработана на основе Федеральной программы, одобренной правительством РФ в марте 1994 года, в соответствии с Законами Российской федерации и Республики Карелия "Об образовании". Был использован опыт регионального программирования образования Мурманской, Новгородской и Ярославской областей, города Москвы, Республики Коми. Использован определенный опыт разработки и реализации республиканских целевых образоватвльных программ, таких как:

"Сельские учебные заведения и кадры. 1990-1995 г.г."

"Программа обновления и развития национальной школы в Карельской АССР на 1991-1995 годы".

"Программа возрождения языков и культуры карелов, финнов, вепсов 1995-1996 г.г."

"Компьютеризация образовательных учреждений. 1993-1995 г.г"

"Экологическое образование и воспитание учащихся"

Программа построена на основе следующих
концептуальных положений:

                                  I

Благополучное поступательное развитие республики во многом зависит от уровня образования ее жителей. Интеллектуальный потенциал является одним из главных ресурсов. Образование превращается в ведущий фактор развития региона, фактор выживания, фактор национальной беэопасности. Развитие образования - вневедомственная задача.

                                  II

Под образовательной деятельностью понимается управляемый процесс формирования саморазвивающейся личности, способной к активному социальному сотрудничеству, умеющей адаптироваться в изменяющейся социальной обстановке, обладающей физическим и психическим здоровьем, гуманистической направленностью и трудовой ориентацией, развивающей культурно-исторический опыт поколений.

Образовательный процесс строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей личности. Образование и воспитание неразделимы. Образование является средством развития личности, направленным на формирование ценностных ориентаций;

                                 III

Процесс регионализации образования при сохранении общероссийского образовательного пространства должен быть направлен на:

стабилизацию образования;

формирование и выявление образовательных потребностей населения республики;

постановку целей региональной образовательной политики, вытекающих из целей развития республики и целей федеральной образовательной политики;

формирование республиканского заказа на образование;

сопоставление уровня образованности в республике с уровнем образованности в других регионах, в стране и в мире;

разработку республиканской и муниципальных моделей и программ образования.

Программирование и научно-методическое обеспечение развития региональной системы образования связаны с необходимостью :

разработки республиканского регионального компонента содержания образования;

возрождения в республике школ исторически самобытных групп населения (национальных школ);

совершенствования управления развитием образования.

                                  IV

Региональная политика развития образования определяется двумя различными процессами: во-первых, общественным развитием республики на основе образования и, во-вторых, развитием самого образования, выступающего средством организации первого процесса.

Основными принципами региональной образовательной политики могут быть признаны:

1. Учет региональнык национально-территориальных особенностей жителей республики, исторического опыта и традиций.

2. Необходимость установления регионального образовательного минимума.

Особенностями настоящей программы являются:

максимальный учет специфики и основных задач развития Карелии;

движение при ее создании от тщательного анализа ситуации в образовательных и других смежных сферах к концепции, от концепции к программированию, от программирования к образовательной политике;

подход к образованию как к механизму изменения, трансформации общественных отношений, основанному на понимании особой роли образовательной сферы в решении комплексных социальных проблем;

направленность программы на создание условий, обеспечивающих реализацию прав граждан на общедоступное и бесплатное образование, соблюдение прав всех субъектов образовательного процесса.

Важными условиями реализации Программы являются ее кадровое, информационное, психологическое и материально-техническое обеспечение.

С учетом этого определена структура Программы и специально выделены соответствующие разделы.

Основные задачи
Программы развития образования
Республики Карелия:

1. Создание условий для удовлетворения обраэовательных потребностей населения республики, этнических групп, отдельной личности.

2. Формирование полноценной республиканской образовательной, в том числе и национальной образовательной сферы, удовлетворяющей запросам жителей, обеспечивающей выбор образовательных учреждений, образовательных программ и форм получения обраэования.

3. Поддержание стабильного функционирования образовательных учреждений республики.

4. Социальная защита обучающихся, воспитанников, работников образования, образовательных учреждений в условиях экономической нестабильности.

5. Определение основных направлений обновления содержания образования, формирование его региональной составляющей.

6. Становление национальной школы, в том числе, финно-угорской, создание равных возможностей в получении образования для всех народов, проживающих в Республике Карелия.

7. Проведение сбалансированной социально-образовательной политики, направленной на сокращение разрыва в качестве образования в городских и сельских школах.

8. Создание необходимых условий для функционирования и развития образовательных учреждений нового типа в том числе, негосударственных.

9. Внесение изменений в технологию и структуру управления образованием, переход республиканской системы образования на программно-целевой метод управления.

10. Анализ состояния и прогноэирование развития системы образования республики.

11. Координация деятельности ведомств, предприятий, учреждений, организаций для развития образовательной сферы.

12. Совершенствование методов и форм подготовки и повышения квалификации работников образовательной сферы, психологиэация образования.

13. Внедрение компьютерных технологий в образование.

1. Дошкольное образование

В настоящее время республиканская сеть дошкольного образования и воспитания представлена 520 дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) различного типа: общеразвивающие, компенсирующие, комбинированные. Дифференциация учреждений позволила удовлетворить потребность различных слоев населения и одновременно организовать более эффективную медицинскую помощь. Следует отметить, что в Карелии не получили развития негосударственные формы дошкольного образования. Контингент дошкольных учреждений, начиная с 1990 года, постоянно сокращается, как в городской, так и в сельской местности. Одновременно происходит сокращение числа дошкольных учреждений. Общая численность сокращения сети составила 123 единицы. Из 85 закрытых в 1992-1994 году 49 были расположены в зданиях, требующих ремонта. Из действующих детских образовательных дошкольных учреждений только 40% построены по типовому проекту. Строительство дошкольных учреждений в последние годы практически прекращено.

При этом в целом по республике дефицит мест в детских объединениях практически преодолен. В 1994 году на 100 мест в них приходилось в среднем по 97 детей. (В 1991 году - 124 ребенка на 100 мест). В то же время почти в половине дошкольных учреждений численность детей превышает число мест, что значительно затрудняет организацию педагогического процесса. Высокая наполняемость отдельных групп, низкая оплата труда персонала повлекли за собой отток квалифицированных педагогических кадров из детских садов. Определяющей тенденцией в развитии дошкольной сети в последние годы является переход ведомственных дошкольных образовательных учреждений в муниципальную собственность. Меняется содержание деятельности дошкольных образовательных учреждений. Разработана и реализуется модель личностно-ориентированного образовательного процесса, обеспечивающего школьную зрелость и гармоничное развитие личности ребенка дошкольного возраста.


Содержание дошкольного образования обновляется на основе следующих приоритетов:

подход к дошкольному детству, как к самоценному периоду в жизни ребенка, вне зависимости от степени его подготовки к обучению в школе;

углубление и расширение форм взаимодействия ребенка с другими людьми и окружающим миром, созидание ребенком своего "Я", интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие ребенка;

охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, коррекция имеющихся недостатков физического и психического развития;

охрана психического здоровья детей, их чувства психологической эащищенности и комфорта, удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

Перспективными направлениями в развитии дошкольного образования являются:

1. Интеграция дошкольного образования и начальной школы, обеспечение бесстрессового перехода ребенка в школу, преемственность в его умственном и речевом развитии.

2. Использование диагностических методов в работе с детьми для определения школьной зрелости как интеллектуальной, психофизической и нравственной готовности к обучению в школе.

3. Разработка стандартов дошкольного образования; аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений.

В целях совершенствования системы дошкольного образования, создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста необходимо:

  --------------------------------------------------------------------
   N  ¦         Мероприятия                 ¦Сроки ¦ Ответственные
  --------------------------------------------------------------------
 1.1.  Перепрофилировать ДОУ в соответствии   1996- Отделы, управления
       с  потребностями насепения  в          1997  образования, МО РК
       образовательных услугах.

 1.2. Обеспечить вывод ДОУ из  устаревших  и  1996- Отделы, управления
      приспособленных помещений    с   целью  1997  образования, МО РК
      создания нормальных условий обучения и
      воспитания дошкольников,  не допускать
      использования зданий       ДОУ       в
      коммерческих целях.

 1.3. Обеспечить развитие         дошкольных  1996- Отделы, управления
      учреждений с гибким графиком работы  и  1997  образования, МО РК
      приоритетным правом  устройства  в них
      детей из    семей,    нуждающихся    в
      дополнительной социальной поддержке.

 1.4. Рассмотреть вопрос    о   создании   в  1996- МО РК
      городах и      районах      республики  1997
      дошкольных микрорайонных центров (ДМЦ).

 2.1. Разработать региональный     компонент  1996- ИПК, МО РК, КГПИ
      содержания дошкольного образования.     1997

 2.2. Разработать стандарт           условий  1996- ИПК, МО РК, КГПИ
      содержания детей в ДОУ.                 1997

 2.3. Разработать и   апробировать  средства  1996  МО РК, ИПК,
      диагностики             управленческой       Городское
      деятельности и   систему   мониторинга       управление
      дошкольных учреждений.                       образования
                                                   Петрозаводска

 2.4. Апробировать процедуры:                1996  МО РК, ИПК, ГУО
                                                   Петрозаводска
      проведения аттестации;
      аккредитации;
      контроля деятельности экспериментальных
      площадок в дошкольном образовании.

 2.5. Разработать и апробировать программное 1997- МО РК, КГПИ
      обеспечение             индивидуальных 2000
      "траекторий" развития ребенка.

 3.1. Организовать информационный      центр  1996- ИПК, МО РК
      "дошкольник", имеющий             свой  1997
      информационный банк  данных  по сети и
      кадрам ДОУ,    банк    диагностических
      методик.

 3.2. Создать экспертный       совет      по  1996  МО РК
      дошкольному образованию.

 3.3. Организовать работу   республиканского  1996- МО РК
      совета специалистов        дошкольного  1997
      образования.

 4.1. Продолжить экспериментальную    работу  1996- МО РК, ИПК
      ДОУ по      внедрению      современных  1997
      технологий.

 4.2. Продолжить экспериментальную    работу  1996- МО РК, ИПК
      под руководством    профессора    Ю.Ф.  1997
      Змановского (АМН   г.    Москва)    по
      оздоровлению детей в ДОУ.

 4.3. Организовать работу  экспериментальных  1996  ИПК, МО РК
      площадок для  апробации  регионального
      компонента содержания      дошкольного
      образования.

 5.1. Организовать конкурсы     "Воспитатель  еже-  МО РК, отделы,
      года", "Детский сад года".              годно управления
                                                    бразования

 5.2. Проводить республиканские  конкурсы на  еже-  МО РК, КГПИ
      лучшую курсовую,  дипломную работу  по  годно
      проблемам деятельности ДОУ.

 5.3. Формировать заявки     на     тематику  еже-  МО РК, ИПК
      дипломных работ студентов КГПИ и ПУ по  годно
      проблемам дошкольного воспитания.

 5.4. Активизировать            издательскую  1996- ИПК
      деятельность, связанную с обобщением и  1997
      распространением педагогического опыта
      и инноваций по дошкольному образованию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»