Принят Палатой Республики 26 октября 1995 г.
___________________________________________________________________________________________________________
Закон введен в действие с 25.12.95 г.
Утратил силу на основании Закона Республики Карелия "О признании утратившими силу некоторых законов Республики Карелия" от 21.11.2000 г., № 446-ЗРК, введенным в действие с 25.11.2000 г. ( Газета "Карелия" № 91(690), 25 ноября 2000 г.)
__________________________________________________________________________________________________________
Закон Республики Карелия "Об отходах производства и потребления" направлен на обеспечение экологической безопасности здоровья населения и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов Республики Карелия, максимального вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственную деятельность в качестве вторичных материальных ресурсов.
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и определения
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и определения:
1. Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химические вещества (соединения), образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. В отходы производства включаются вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты, отходы сельского хозяйства.
2. Отходы потребления - изделия, материалы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в результате физического или морального износа и жизнедеятельности людей.
3. Отходы бытовые (коммунальные) - твердые (в том числе твердая составляющая сточных вод - их осадок) отбросы и другие, не утилизируемые в быту, образующиеся в результате амортизации предметов быта и самой жизни людей вещества.
4. Опасные отходы - отходы, которые в силу их реакционной способности или токсичности представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека или состояния окружающей среды самостоятельно или при вступлении в контакт с другими отходами и окружающей средой.
5. Обращение с отходами - все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, переработкой, транспортировкой, захоронением отходов.
6. Переработка отходов - механическое, физико-химическое и биологическое преобразование промышленных и бытовых (коммунальных) отходов с целью нейтрализации вредных компонентов или извлечения из отходов полезных составляющих, пригодных для повторного использования.
7. Утилизация промышленных отходов - использование отходов в качестве вторичного сырья, топлива, удобрений и для других целей.
8. Утилизация бытовых отходов - извлечение из отходов ценных (металлы) и негорючих (стекло) компонентов, органических веществ с последующим сжиганием или сбраживанием для получения энергии и сырья для производства стройматериалов, компостов и т. п.
9. Размещение отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов.
10. Хранение отходов - содержание отходов в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью захоронения или специальной переработки.
11. Объект размещения отходов - полигоны, санкционированные свалки, шламохранилища, хвостохранилища, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях.
12. Лимит размещения отходов - предельное количество отходов, которое допускается содержать на объектах, предназначенных для размещения отходов в установленный период времени и не нарушающих экологическое равновесие природных сред.
13. Захоронение отходов - изоляция отходов, направленная на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов.
14. Природопользователи - предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Республики Карелия, связанные с природопользованием.
15. Специально уполномоченные государственные органы Республики Карелия в области охраны окружающей среды - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Карелия и его территориальные органы городские и районные комитеты по охране природы.
16. Специально уполномоченные государственные органы Республики Карелия в области обращения с отходами - государственные органы Республики Карелия, определяемые Председателем Правительства Республики Карелия.
17. Компетентный орган - государственный орган Республики Карелия, уполномоченный Председателем Правительства Республики Карелия.
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
1. Законодательство Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления основывается на федеральном законодательстве, Конституции Республики Карелия и других законодательных и правовых актах Республики Карелия, состоит из настоящего Закона и принятых на его основе нормативных актов в области обращения с отходами производства и потребления.
2. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе образования, сбора, хранения, переработки, утилизации, перемещения и захоронения отходов.
3. Действие настоящего Закона распространяется на государственные органы и органы местного самоуправления, юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, коммерческие и некоммерческие организации, а также на иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности по обращению с отходами производства и потребления на территории Республики Карелия.
4. Обращение с радиоактивными отходами регламентируется специальным законодательством.
Статья 3. Основные принципы государственной технической
политики в области обращения с отходами
Основными принципами государственной технической политики в области обращения с отходами являются:
1. Обязательная изоляция отходов от среды обитания человека.
2. Хранение или захоронение отходов как обязательный конечный этап любого вида деятельности, приводящей к их образованию.
3. Запрещение ввода в действие организаций и специализированных предприятий, работающих с отходами, без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
4. Обязательность очистки газообразных отходов перед их удалением в окружающую среду от вредных веществ до уровней, установленных нормативными актами.
5. Запрещение сброса на земную поверхность, в водные системы, подземные водоносные горизонты отходов, содержащих вредные вещества сверх установленных нормативов.
6. Захоронение отходов в глубокие геологические формации или приповерхностные слои земной коры только после перевода их в твердую взрыво- и пожаробезопасную форму.
7. Запрещение захоронения отходов в жидком виде.
Статья 4. Основные принципы государственного управления в
области обращения с отходами
1. Основными принципами государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления являются:
- приоритет охраны здоровья населения;
- научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества;
- создание малоотходных и безотходных технологических процессов;
- комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов на основе замкнутых технологических циклов;
- соблюдение требований природоохранительного законодательства и ответственность за его нарушение;
- экологический контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами норм экологической безопасности при обращении с отходами;
- использование механизмов государственного экономического регулирования и стимулирования создания и внедрения безотходных и малоотходных технологий, технологических схем по замкнутому циклу, вовлечения в хозяйственный оборот отходов;
- сочетание интересов Республики Карелия и регионов Российской Федерации в сфере обращения с отходами и развитие международного сотрудничества в этой области;
- принятие решений в области обращения с отходами с учетом общественного мнения;
- обеспечение информацией в области обращения с отходами заинтересованных юридических и физических лиц.
Статья 5. Отходы как собственность
1. Отходы являются объектами права собственности.
2. Производители отходов являются их собственниками и при осуществлении своего права собственности обязаны принимать меры, предотвращающие нанесение вреда окружающей среде и здоровью населения, стремиться к более полному и рациональному использованию исходного сырья.
3. Собственник отходов может передать другому юридическому или физическому лицу право собственности, саму собственность и риск, связанный с такой передачей, при наличии соответствующего договора.
4. Передача (или получение) отходов от одного природопользователя другому с целью их использования в качестве вторичного сырья для производства какой-либо продукции осуществляется при наличии соответствующего разрешения (лицензии) на размещение отходов.
УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И
ПОТРЕБЛЕНИЯ
Статья 6. Государственное управление
1. Государственное управление в области обращения с отходами осуществляется органами исполнительной власти Республики Карелия и специально уполномоченными государственными органами Республики Карелия в сфере обращения с отходами.
2. Нормативные акты, издаваемые специально уполномоченными государственными органами Республики Карелия в области обращения с отходами и согласованные с Министерством экологии м природных ресурсов Республики Карелия, прошедшие процедуру государственной регистрации и опубликования, обязательны для всех органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и могут быть оспорены в судебном порядке.
Статья 7. Компетенция Республики Карелия в области обращения с
отходами
В ведении Республики Карелия находятся:
1. Разработка и реализация на территории Республики Карелия государственной политики в области обращения с отходами.
2. Принятие законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами.
3. Установление порядка деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и субъектов хозяйственной деятельности в области использования природных ресурсов и обращения с отходами.
4. Осуществление контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и Республики Карелия в области рационального использования природных ресурсов и максимального вовлечения отходов производства в хозяйственную деятельность в качестве вторичных материальных ресурсов.
5. Разработка и реализация комплексных республиканских программ в области обращения с отходами и международных соглашений в сфере переработки, транспортировки и утилизации отходов производства и потребления.
6. Организация нормирования и установление лимитов на размещение отходов производства и потребления на территории Республики Карелия.
7. Ведение кадастров местных природных ресурсов и отходов производства при их использовании.
8. Установление экологических требований в сфере обращения с отходами, исходя из местных условий.
9. Экономическое регулирование в области обращения с отходами. Введение механизма экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов и внедрения малоотходных и безотходных технологий в производство. Организация взимания платы за размещение отходов производства.
Статья 8. Полномочия специально уполномоченных государственных
органов в сфере обращения с отходами
Полномочия специально уполномоченных государственных органов Республики Карелия в сфере обращения с отходами определяются Положением, утверждаемым Председателем Правительства Республики Карелия.
Специально уполномоченные государственные органы Республики Карелия в сфере обращения с отходами осуществляют:
1. Управление деятельностью природопользователей в области обращения с отходами.
2. Координацию деятельности министерств, ведомств, производственных объединений, юридических и физических лиц в области обращения с конкретными видами отходов производства и потребления.
3. Проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны здоровья населения и окружающей среды от вредного воздействия отходов.
4. Разработку и формирование нормативно-методической базы в области обращения с отходами.
5. Ведение государственного кадастра отходов,
6. Установление правил пользования отдельными видами природных ресурсов и обращения с отходами их переработки.
7. Проведение (или участие в проведении) государственной экологической экспертизы проектной документации на новое строительство и реконструкцию объектов по переработке и размещению отходов, а также иной хозяйственной деятельности, связанной с отходами.
8. Государственный экологический контроль в области обращения с отходами, включая трансграничное перемещение отходов, а также контроль за соблюдением норм экологической безопасности, федерального и республиканского законодательства в этой области.
9. Организацию государственной системы экологического мониторинга отходов в рамках Единой государственной системы экологического мониторинга.
10. Принятие решений о прекращении любой деятельности по обращению с отходами, если она осуществляется с нарушением требований законодательства об отходах, установленных экологических норм и правил.