Недействующий


МЭРИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2011 года N 5686


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ "ГОРОД УЛЬЯНОВСК" НА ПЕРИОД 2011 - 2020 ГОДОВ"

(с изменениями на 20 сентября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Администрации города Ульяновска от 27.12.2013 N 5727
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Постановления Администрации города Ульяновска от 30.03.2012 N 1346
     Постановления Администрации города Ульяновска от 20.09.2013 N 4153
____________________________________________________________________


          В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь Уставом муниципального образования "город Ульяновск", мэрия города Ульяновска постановляет:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "город Ульяновск" на период 2011 - 2020 годов".

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Ульяновск сегодня".

3. Утратил силу. - Постановления Администрации города Ульяновска от 30.03.2012 N 1346.




Утверждена
постановлением
мэрии города Ульяновска
от 30 ноября 2011 года N 5686

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И
ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ "ГОРОД УЛЬЯНОВСК" НА ПЕРИОД 2011 - 2020
ГОДОВ"

 

1

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "город Ульяновск" на период 2011 - 2020 годов" (далее - Программа)

2

Правовые основы разработки Программы

Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ);
 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд";
 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара";
 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
 Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 N 273;
 постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "Об утверждении Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности";
 постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис";
 постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 20 "Об утверждении Правил предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
 постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к Правилам определения класса энергетической эффективности для многоквартирных домов";
 приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";
 распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года N 183-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации";
 постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов";
 СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий";
 распоряжением Правительства Ульяновской области от 20.11.2009 N 673-пр "О первоочередных мерах по повышению энергоэффективности на территории Ульяновской области", с изменениями;
 приказами Минэкономики Ульяновской области от 30.08.2010 N 06-88 - N 06-94 "Об утверждении требований к программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности";
 постановлением Правительства Ульяновской области от 11.02.2011 N 44-П "Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Ульяновской области";
 распоряжением Минэкономики Ульяновской области от 23.11.2010 N 618-Р "Об утверждении примерных форм документов для проведения торгов и запросов котировок на энергосервис";
 приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области от 03.12.2010 N 53-од "Об утверждении примерной формы энергосервисного договора (контракта)";
 Территориально-строительными нормами 23-335-2002 Ульяновской области "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите";
 Уставом муниципального образования "город Ульяновск";
 постановлением мэрии города Ульяновск от 23.11.2010 N 6234 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Модернизация наружного освещения города Ульяновска в 2011 - 2015 гг.";
 постановлением мэрии города Ульяновска от 23.11.2010 N 6249 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие малоэтажного индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования "город Ульяновск" на 2011 - 2015 гг.";
 постановлением мэрии города Ульяновска от 23.11.2010 N 5540 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Школьные окна" на 2011 - 2015 гг.";
 постановлением мэрии города Ульяновска от 25.08.2010 N 4397 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Газификация муниципального образования "город Ульяновск" в 2010 - 2012 годах";
 постановлением мэрии города Ульяновска от 19.07.2010 N 3679 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Капитальный ремонт крыш многоквартирных домов на территории муниципального образования "город Ульяновск" на 2010 - 2012 гг."

3

Заказчик Программы

Администрация города Ульяновска.
Юридический адрес: 432071, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, д. 7.
Глава администрации города Ульяновска,
тел. 41-45-08 (приемная); e-mail: meria@mv.ru

4

Руководитель Программы

Председатель Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска,
432701, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, дом 15, (8422)27-00-46

5

Разработчик Программы

ООО "Технологический институт "ВЕМО" Юридический адрес: 115162, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 62;
 тел. (499)237-72-88, Директор Сучков В.И.

6

Цели и задачи Программы

Цель Программы - обеспечение рационального использования энергетических ресурсов потребителями города за счет реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Задачи Программы:
- повышение качества жизни населения и снижение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг как в рамках существующей, так и перспективной застройки города, на основе применения новейших инновационных технологий в сфере энерго-, ресурсосбережения и, как следствие, снижение энергопотребления на единицу общей площади жилых домов;
 - повышение финансовой устойчивости городской экономики за счет компенсации роста нагрузки на бюджет путем снижения удельных расходов энергии и ресурсов;
 - обеспечение надежного функционирования и динамичного развития всех отраслей экономики города, позволяющего сформировать безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду жизнедеятельности с минимальными затратами энергии и ресурсов;
 - повышение экологической эффективности и безопасности на основе рационального и экологически ответственного использования энергии и ресурсов, способствующих обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду;
 - формирование целостной системы управления процессом повышения энергоэффективности экономики города, обеспечивающей распределение полномочий и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти муниципального образования "город Ульяновск", а также хозяйствующих субъектов и населения;
 - формирование системы мониторинга потребления ресурсов, энергосбережения и повышения энергоэффективности во всех секторах экономики города и системы информационной и образовательной поддержки деятельности в данной сфере;
 - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности на объектах бюджетной сферы;
 - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности на объектах теплоснабжения;
 - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности на объектах электроснабжения;
 - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности в системе наружного освещения города;
 - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности в транспортном комплексе города;
 - реализация комплекса мер по повышению энергоэффективности в промышленности;
 - создание необходимых и достаточных условий по реализации частно-государственного партнерства в рамках целевых соглашений по повышению энергоэффективности в энергоемких сферах экономической деятельности (в том числе в электроэнергетике, нефтеперерабатывающей промышленности, на железнодорожном транспорте) и при реализации программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности;
 - создание необходимых и достаточных условий по реализации типовых энергосберегающих проектов, которые могут широко применяться в разных секторах экономики с минимальными накладными расходами по их реализации;
 - формирование системы выделения бюджетных ассигнований, необходимых для поддержки и стимулирования реализации проектов по повышению эффективности использования энергии, развитию возобновляемых источников энергии и экологически чистых производственных технологий;
 - создание эффективной системы стимулирования повышения энергоэффективности и учета в качестве критерия выделения денежных средств из городского бюджета округам города в целях применения на их территории энергосберегающих и экологически чистых производственных технологий и реализации окружных программ повышения эффективности использования энергии;
 - формирование тарифной политики, стимулирующей экономию ресурсов;
 - создание стимулов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по развитию производства энергоэффективного оборудования и материалов в муниципальном образовании "город Ульяновск";
 - обеспечение формирования новых стереотипов поведения и мотиваций, нацеленных на рациональное и экологически ответственное использование энергии, энергетических и природных ресурсов у всех слоев населения;
 - обеспечение формирования и развития вида деятельности по повышению энергоэффективности за счет создания устойчивой институциональной среды, включая частно- государственные партнерства, саморегулируемые общественные организации, специализированный энергосервисный бизнес, консалтинговые и проектные организации

7

Сроки и этапы реализации Программы

Мероприятия реализуются в 2 этапа:
первый этап - 2011 - 2015 годы;
второй этап - 2016 - 2020 годы

8

Перечень основных мероприятий Программы

1. Мероприятия в жилищной сфере включают:
- оснащение жилых зданий, присоединенных к системам централизованного энергоснабжения, подомовыми коммерческими приборами учета и средствами регулирования потребления энергии;
 - оснащение квартир в многоквартирных жилых зданиях поквартирными коммерческими приборами учета и оснащение индивидуального жилищного фонда, подключенного к системам централизованного снабжения коммунальными ресурсами, приборами учета;
 - строительство всех новых жилых и общественных зданий по ТСН Ульяновской области с повышенными требованиями к снижению удельного расхода энергии;
 - повышение доли капитального ремонта многоквартирных жилых зданий, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту, до 3% - к 2012 г., и до 4% - в 2012 - 2016 гг., и до 5% - в 2016 - 2020 гг. с введением требования снижения удельного расхода на цели отопления по итогам комплексного капитального ремонта не менее чем на 30%;
 - утепление квартир и мест общего пользования в многоквартирных зданиях, не подлежащих капитальному ремонту;
 - повышение энергоэффективности крупногабаритных электробытовых приборов;
 - мероприятия в сфере нетрадиционной и возобновляемой энергетики включают:
- использование солнечной энергии;
 - использование теплонасосных систем. 2. Мероприятия Программы, реализуемые на объектах бюджетной сферы, включают:
- оснащение приборами учета тепловой энергии, природного газа и электроэнергии всех объектов бюджетной сферы, подлежащих оснащению приборами учета в соответствии с требованиями Закона N 261-ФЗ, который требует до 1 января 2012 г.;
 - строительство всех новых жилых и общественных зданий по территориально-строительным нормам (ТСН) Ульяновской области с повышенными требованиями к снижению удельного расхода энергии;
 - повышение доли бюджетных зданий, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту по энергоэффективным проектам, до 3% - к 2015 г. и до 4% - к 2020 г.;
 - меры по утеплению рабочих помещений и мест общего пользования в зданиях, не подлежащих комплексному капитальному ремонту;
 - повышение эффективности систем освещения бюджетных зданий посредством полной замены люминесцентных ламп стандарта Т12 и Т8 на лампы стандарта Т5;
 - закупки энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности для организаций бюджетной сферы;
 - проведение энергетического обследования не реже 1 раза в 5 лет на всех объектах бюджетной сферы. 3. Мероприятия в системах теплоснабжения включают:
- модернизацию тепловых сетей;
 - строительство тепловых сетей;
 - реконструкцию муниципальных котельных;
 - установку водоподготовительного оборудования в муниципальных котельных;
 - установку приборов учета отпуска тепловой энергии (теплосчетчиков) в муниципальных котельных;
 - установку приборов учета отпуска тепловой энергии в тепловых камерах на границе магистральных и распределительных тепловых сетей;
 - реконструкцию центральных тепловых пунктов;
 - установку частотно-регулируемого привода на насосное оборудование повысительных насосных станций;
 - строительство новых локальных котельных;
 - разработка схемы теплоснабжения города. 4. Мероприятия в электроэнергетике включают:
- реконструкцию трансформаторных подстанций, введенных в эксплуатацию до 1980 года;
 - реконструкцию воздушных линий электрических сетей среднего и низкого напряжения, введенных в эксплуатацию до 1980 года;
 - реконструкцию кабельных линий электрических сетей среднего и низкого напряжения, введенных в эксплуатацию до 1980 года;
 - внедрение автоматизированной информационно- измерительной системы коммерческого учета электроэнергии;
 - строительство новых электрических сетей среднего и низкого напряжения;
 - разработка схемы электроснабжения города. 5. Мероприятия в системах уличного освещения включают:
- внедрение энергоэффективного оборудования;
 - внедрение энергосберегающих технологий;
 - внедрение системы АИИСКУЭ;
 - оптимизацию режима работы источников освещения транспортных тоннелей;
 - проведение ограничения по освещенности установок наружного освещения;
 - разработку режимов экономии электроэнергии в зданиях;
 - экономию тепловой энергии в зданиях;
 - замену светильников в установках наружного освещения на светильники с энергосберегающими лампами;
 - замену светильников на светодиодные;
 - внедрение регуляторов напряжения наружного освещения;
 - замену светильников в установках с завышенным уровнем освещенности относительно норм. 6. Мероприятия на транспортном комплексе включают:
- перевод автобусов на сжатый газ;
 - разработку перспективного городского плана работы транспорта;
 - организацию курсов по эффективному вождению;
 - замену старых трамваев и троллейбусов на более экономичные модели;
 - замену электрооборудования трамваев и троллейбусов. 7. Мероприятия в промышленности включают: - внедрение эффективных электродвигателей и оптимизацию электродвигателей;
 - внедрение регулируемого электропривода в промышленности;
 - внедрение систем эффективного производственного освещения;
 - внедрение систем эффективного пароснабжения

9

Исполнители Программы

Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска;
Управление по строительству и территориальному развитию администрации города Ульяновска;
Управление образования администрации города Ульяновска;
Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска;
Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска;
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска;
Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска;
Комитет по экономике, регулированию цен и тарифов и муниципального заказа администрации города Ульяновска

10

Объемы финансирования по источникам и срокам

Всего на реализацию Программы из различных источников финансирования потребуется 57060,27 млн руб., в том числе: из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 6756,07 млн руб., из внебюджетных источников - 50304,2 млн руб.;
 в том числе по годам:
в 2011 году - 4402,48 млн руб., в том числе:
из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 815,98 млн руб., из внебюджетных источников - 3586,5 млн руб.;
 в 2012 году - 5017,48 млн руб. в том числе:
из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 988,08 млн руб., из внебюджетных источников - 4029,4 млн руб.;
 в 2013 году - 5788,9 млн руб. в том числе:
из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 873,2 млн руб., из внебюджетных источников - 4915,7 млн руб.;
 в 2014 году - 4896,02 млн руб. в том числе:
из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 783,72 млн руб., из внебюджетных источников - 4112,3 млн руб.;
 в 2015 году - 5616,4 млн руб. в том числе:
из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 475,0 млн руб., из внебюджетных источников - 5141,4 млн руб.;
 в 2016 - 2020 годах - 31338,99 млн руб. в том числе:
из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" - 2820,09 млн руб., из внебюджетных источников - 28518,9 млн руб.

11

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Экономический эффект от реализации Программы будет состоять в:
- снижении общего уровня потребления энергии и ресурсов отраслями экономики города на объектах существующей застройки на 25 - 30% к базовому уровню - 3752 тыс. тут (без учета ТЭЦ города), что равно годовому потреблению энергии всеми объектами города (за вычетом потребления топлива на ТЭЦ), и, как следствие, снижение расходов на оплату энергии и воды всеми потребителями города в процессе реализации Программы - 57132 млн. руб. (в ценах соответствующих лет);
 - снижении расходов семьи на оплату жилищно- коммунальных услуг в среднем на 15 - 25% в расчете на 1 кв. м жилой площади в пределах социальной нормы жилой площади в сопоставимых ценах, что позволит использовать часть этой экономии на оплату услуг в рамках энергосервисных контрактов. Суммарно расходы на энергоносители и воду в жилых зданиях города за счет повышения энергоэффективности должны снизиться в 2011 - 2020 гг. на 21498 млн. руб.;
 - снижении расходов муниципального бюджета в части оплаты коммунальных услуг для действующих бюджетных учреждений на 15 - 25% в сопоставимых ценах по сравнению с базовым уровнем - в 2011 - 2020 гг. на 1079 млн. руб.;
 - потенциальной возможности продажи квот на выбросы в объеме 8180 тыс. т экв. двуокиси углерода (СО ) по цене 10 долл./т экв. двуокиси углерода (СО ) на сумму 2 2 2726 млн. руб.;
 - возможности высвобождения до 2015 года не менее 393 Гкал/ч тепловой мощности и не менее 24 тыс. кВт электрической мощности, что позволит обеспечить подключение к системам теплоснабжения и электроснабжения новых жилых домов и, тем самым, существенно снизить потребность в расширении мощностей источников и сетей при развитии экономики города;
 - многократном расширении рыночной ниши для энергосберегающей продукции, развитии в городе Ульяновске нового вида деятельности по повышению энергоэффективности за счет создания устойчивой институциональной среды, включая частно-государственные партнерства и специализированный энергосервисный бизнес, что позволит превратить на этой основе город Ульяновск в один из городов-лидеров в сфере повышения энергоэффективности;
 - масштабном внедрении новых схем стимулирования и привлечения инвестиций в проекты по повышению энергоэффективности, развитии института энергосервисных контрактов и привлечения через этот механизм внебюджетных источников финансирования, включая кредитные ресурсы, наряду с применением инновационных схем выделения бюджетных ассигнований для поддержки и стимулирования реализации проектов. Социальный эффект от реализации Программы будет состоять в:
- масштабном использовании апробированных, отлаженных инновационных энергоэффективных технических решений, а также финансовых, информационных и институциональных механизмов реализации муниципальной политики в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, обеспечивающем рост качества жизни населения, надежность функционирования инженерных сетей квартальной застройки при снижении нагрузки по оплате коммунальных услуг как на муниципальный, так и на семейные бюджеты;
 - формировании новых стереотипов поведения и мотиваций, нацеленных на рациональное и экологически ответственное использование энергетических и природных ресурсов у всех слоев населения, управляющих компаний и ресурсоснабжающих предприятий, а также укрепление институтов самоуправления в жилищной сфере. Результатом Программы также станет существенное укрепление информационной и статистической базы мониторинга и управления процессами повышения энергоэффективности и развитие кадрового потенциала;
 - снижение вредных выбросов, загрязняющих окружающую среду, на 10 - 15% к базовому уровню, в т.ч. парниковых газов на 8180 тыс. т экв. двуокиси углерода (СО ), а 2 также вредных выбросов от автомобильного транспорта на 97 тыс. т, что позволит укрепить на этой основе здоровье населения города

12

Система контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляется Главой администрации города Ульяновска.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска представляет:
- ежемесячно до 10 числа в Финансовое управление администрации города Ульяновска информацию об использовании финансовых средств в целом по Программе и мероприятиям Программы;
- ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, независимо от осуществления финансирования мероприятий Программы в Управление инвестиций, инноваций и частно-муниципального партнерства администрации города Ульяновска отчет по мероприятиям Программы;
- ежегодно до 1 февраля в Управление инвестиций, инноваций и частно-муниципального партнерства администрации города Ульяновска отчет о выполнении Программы в отчетном году.
Исполнители Программы:
Управление по строительству и территориальному развитию администрации города Ульяновска и Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновск организуют работу по модернизации и повышению энергоэффективности системы уличного освещения города в рамках Программы.
Управление образования администрации города Ульяновска, Комитет здравоохранения администрации города Ульяновска, Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска, Комитет по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Ульяновска организуют работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на подведомственных объектах бюджетного
сектора.
Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска организует работу по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в транспортном комплексе, работу по модернизации и повышению энергоэффективности системы уличного освещения города в рамках Программы.
Комитет по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей администрации города Ульяновска организует работу по энергосбережению и повышению энергоэффективности в промышленности.
Комитет по экономике, регулированию цен и тарифов и муниципального заказа администрации города Ульяновска осуществляет контроль за реализацией Программы, а также мониторинг реализации программных мероприятий

13

Целевые индикаторы и показатели

Наименование показа

Ед. измерения

Показатели результативности выполнения Программы

Программы

теля результативности

Базовое значение

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 - 2020 гг.

Целевое значение показателя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Экономия электро-энергии

млн кВт·ч

50

81,5

114,72

152,4

193,114

234,82

1226,62

2003,174

Экономия тепловой энергии

тыс. Гкал

 22

588,12

1185,3

1548,49

1837,7

2113,86

14816,16

22089,63

Экономия сетевого газа

млн м3

0

3,3

4,24

5,142

7,04

8,98

48,3

77,002

Экономия жидкого топлива

тыс. тут

0

2

4

14

25

29

143

217

Экономия всех энергоресурсов

тыс. тут

9

99,48

192,04

260,62

319,8

350,92

2446,375

3669,235

Экономия воды

млн м3

2

3,97

4,965

5,96

7,95

8,95

23

54,795

Объем сокращения потребности в строительстве тепловой мощности за счет энергосберегающих мероприятий

Гкал/ч

4

110

221

288

342

393

-

1354

Снижение потребности в строительстве электрической мощности

тыс. кВт

5

8

12

15

20

24

-

79

Снижение выбросов двуокиси углерода

тыс. т экв. СО2

30

192

368

501

630

769

5717

8180

   

   

Экономия затрат в текущих ценах

млн руб.  

155   

1118   

2218   

3194   

4253   

5463   

40870   

57116   


Основные понятия и термины


В рамках настоящей Программы используются следующие понятия и термины:

энергетический ресурс - носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии);

вторичный энергетический ресурс - энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;

энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг);

энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

класс энергетической эффективности - характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность;

бытовое энергопотребляющее устройство - продукция, функциональное назначение которой предполагает использование энергетических ресурсов, потребляемая мощность которой не превышает для электрической энергии двадцать один киловатт, для тепловой энергии - сто киловатт и использование которой может предназначаться для личных, семейных, домашних и подобных нужд;

энергетическое обследование - сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте;

энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком;

организации с участием государства или муниципального образования - юридические лица, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, государственные компании, государственные корпорации, а также юридические лица, имущество которых более чем на пятьдесят процентов принадлежат государственным корпорациям;

регулируемые виды деятельности - виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов);

лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, - лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Используемые в тексте настоящей Программы определения и термины приняты в том виде и значении, в котором они указаны в Федеральном законе от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

1.1. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в
городе Ульяновске


Согласно данным энергетического баланса города Ульяновска (Приложение N 1 к Программе) базовое потребление энергетических ресурсов составило 3913 тыс. тонн условного топлива (далее - тут), или 6,5 тут/чел., что соответствует уровню среднероссийского показателя (6,8 тут/чел.).

Часть объемов потребления энергии в городе находится вне сферы прямого контроля органов местного самоуправления. Около 426 тыс. тут, или 11%, приходится на потери при выработке электрической и тепловой энергии на ТЭЦ. Значительная часть этих потерь связана с производством электроэнергии, примерно треть которой поставляется за пределы города. На долю собственных нужд источников электро- и теплоснабжения используется 1,0% всей энергии, на долю потерь в тепловых и электрических - еще 3,8%. Всего на нужды производства, передачу и распределение электроэнергии, тепла и газа приходится 22,5% потребления первичной энергии в городе, а на цели конечного потребления - 77,5%. В расчете на душу населения потребление конечной энергии составило 5,0 тут/чел., что заметно ниже среднего по России показателя (6,9 тут/чел).

На жилые и общественные здания приходится 44,3% конечного потребления энергии. Население в жилых зданиях потребляет 39,4% конечного потребления энергии; за ним следует транспорт (29,1%, включая личные автомобили); промышленность (24,2%); на прочих потребителей (сфера услуг, сельское хозяйство, строительство и неэнергетические нужды) приходится 7,3%. Среди потребления первичных энергоносителей лидирует природный газ (78,5%), за ним следует жидкое топливо. Около 78% природного газа уходит на выработку тепловой и электрической энергии на ТЭЦ и котельных. 97% жидкого топлива расходуется в транспортном секторе. В структуре конечного потребления энергии доминирует природный газ (43,1%); за ним следует жидкое топливо (29,2%), тепловая энергия (21,5%), электроэнергия (5,7%) и твердые виды топлива (0,6%).

В структуре отпуска электроэнергии потребителям города на долю промышленности приходится 61,9%, населения - 21,4%, сферы услуг - 11,9%, а на долю остальных приходится 4,8%. Баланс потребления электрической энергии города Ульяновск представлен в Приложении N 2 к Программе.

В структуре конечного потребления тепловой энергии на долю населения приходится 72,5%; сферу услуг - 13,7%; на остальные сектора - 13,8%. Баланс потребления тепловой энергии города Ульяновска представлен в Приложении N 2 к Программе.

В 2009 году из бюджета города на нужды финансирования ЖКХ было выделено 1562,1 млн. руб., в том числе на льготы по оплате ЖКУ - 909,3 млн. руб. Затраты на капитальный ремонт в 2010 г. составили 110,1 млн. руб., в том числе:

- на ремонт и замену строительных конструкций - 16,0 млн. руб.;

- на ремонт и замену инженерного оборудования - 35,7 млн. руб.;

- на ремонт фасадов - 10,7 млн. руб.;

- на ремонт крыши и кровли - 47,7 млн. руб.

В 2005 - 2009 гг. платежи, предъявленные населению города за жилищно-коммунальные услуги, выросли с 3107,9 млн. руб. до 5540,0 млн. руб., или примерно на 78%, и опережали рост доходов населения, что вело к росту нагрузки по оплате услуг ЖКХ в расходах горожан. Уровень фактических платежей населения составил 92,8%. Низкая эффективность использования энергии населением ограничивает возможность снижения затрат населения на оплату жилищно-коммунальных услуг.

1.2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в
жилищном фонде


Базовое потребление энергии в жилых домах города Ульяновска общей площадью 13,8 млн. кв. м, включая 3095 многоквартирных общей площадью 11,8 млн. кв. м (по данным 2010 г.), составило 1196,2 тыс. тут, или 39,4% всего конечного потребления энергии. Из них 54,7% приходится на природный газ, 39,4% - на тепловую энергию, 3,1% - на электроэнергию и по 1,4% на твердое и жидкое топливо.

Средний удельный расход энергии в жилых домах в 2009 г. составил 86,4 кгут/кв. м/год, что существенно выше среднего по России значения (45,5 кгут/кв. м/год), что связано главным образом с высоким уровнем потребления газа. Средний удельный расход тепловой энергии на цели отопления (по централизованно отапливаемому жилищному фонду) составил 0,238 Гкал/кв. м/год в холодном 2009 году.

Обеспеченность жилых зданий приборами учета согласно данным мониторинга Фонда содействия реформированию ЖКХ в целом по городу довольно низкая, за исключением индивидуальных приборов учета электроэнергии. Обеспеченность коллективными приборами учета составляет: по электроэнергии - 2782 шт. (примерно 89,9% многоквартирных жилых зданий), по которым оплачивается 48,4% электроэнергии, потребляемой в МКД;

по тепловой энергии - 941 шт. (примерно 30,4% многоквартирных жилых зданий), по которым оплачивается 24,5% тепловой энергии, потребляемой в МКД;

по ГВС - 527 шт. (примерно 17,0% многоквартирных жилых зданий), по которым оплачивается 23,7% горячей воды, потребляемой в МКД;

по газу - 10 шт. (примерно 0,3% многоквартирных жилых зданий).

Городские нормативы расхода тепловой энергии на цели отопления рассчитаны на 5474 градусо-суток отопительного периода (нормативное значение по ТСН). Установка прибора учета тепла позволяет снизить оплачиваемый объем тепловой энергии примерно на 15 - 20%. За счет реализации мер по повышению энергоэффективности технически можно снизить потребление тепловой энергии в жилых домах, построенных до 2000 года, в среднем на 40% от базового уровня потребления, в т.ч. в системе отопления - на 45%, в системе ГВС - на 33%.

Согласно требованиям Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Данные требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

В городе Ульяновске необходимо оснастить приборами учета тепловой энергии 1214 многоквартирных домов, из них до 1 января 2013 года может быть капитально отремонтировано около 100 жилых домов. Таким образом, до 1 июля 2012 года должны быть оснащены домовыми приборами учета и регулирования тепловой энергии 1114 многоквартирных домов, которые могут быть установлены в составе индивидуальных тепловых пунктов и оснащены автоматическими узлами управления. Также необходимо оснастить примерно 2568 многоквартирных домов приборами учета воды и 313 многоквартирных домов многотарифными приборами учета электроэнергии. К началу 2012 года предстоит оснастить около 200 тыс. квартир приборами учета холодной воды и около 170 тыс. квартир приборами учета горячей воды.

Из 11217 (данные 2008 года) индивидуально-определенных жилых домов около 6 тысяч не имеют централизованного водоснабжения. Приборами учета потребления воды оснащены не более 10% индивидуально определенных жилых домов, подключенных к системам централизованного водоснабжения. Таким образом, приборы учета холодной воды должны быть установлены на 8 - 9 тысяч индивидуально-определенных жилых домов.

Из 231,1 тысячи абонентов, присоединенных к распределительным электрическим сетям, на оснащенные приборами учета электрической энергии с определением потребления электроэнергии по зонам суток, приходится небольшое количество абонентов. Программа предусматривает замену к 2015 году не менее 50%, а к 2020 году - всех устаревших моделей электросчетчиков на многотарифные модели повышенного класса точности. Природным газом газифицировано 146,7 тыс. квартир.

В рамках Программы перечисленные мероприятия по установке индивидуальных приборов учета относятся к числу обязательных для реализации в квартирах, расположенных на территории города, за исключением квартир, где соответствующее оборудование уже установлено.

Значительный энергосберегающий эффект на жилищном фонде достигается за счет проведения мероприятий по капитальному ремонту.

Повышение доли капитального ремонта многоквартирных домов подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту, должно привести к снижению удельного расхода на цели отопления по итогам комплексного капитального ремонта не менее чем на 30%. В рамках реализации Программы должны быть комплексно капитально отремонтированы по энергосберегающим проектам 766 многоквартирных домов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»