ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
"ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2001 - 2005 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Закона Ульяновской области от 26.03.2004 N 013-ЗО
     Закона Ульяновской области от 06.01.2005 N 001-ЗО     
____________________________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
29 мая 2001 года


Утвердить областную межведомственную программу "Оздоровление населения Ульяновской области" на 2001 - 2005 годы".


Глава администрации
Ульяновской области
В.А.ШАМАНОВ

Ульяновск
5 июня 2001 года
N 028-ЗО





ОБЛАСТНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2005 ГГ."

Пояснительная записка


Программа "Оздоровление населения Ульяновской области на 2001-2005 г." (далее - программа) состоит из 4 разделов:

1. Создание социальной инфраструктуры оздоровления.

2. Совершенствование системы оздоровления.

3. Организация оздоровления различных групп населения.

4. Формирование здорового образа жизни.

Разделы разрабатывались исходя из основных направлений, выработанных в концепции программы.

Мероприятия программы направлены на следующее:

- повышение жизненного уровня населения, позволяющего обеспечить реализацию репродуктивного здоровья населения;

- укрепление жизненной безопасности и здоровья населения;

- улучшение нравственного и социального здоровья населения, пропаганда здорового образа жизни;

- дальнейшее использование базы местных оздоровительных учреждений для поддержки здоровья различных групп населения;

- сохранение и развитие материально-технической базы оздоровительных учреждений;

- создание государственно-общественного механизма реализации программы.

Программа рассчитана на 2001-2005 гг., ее реализация - процесс длительный и трудный. Данная программ предусматривает координацию и интеграцию усилий областных управлений и ведомств, общественных организаций, а также сознательной активности населения области в выполнении программ самореализации по здоровому образу жизни и создание для этого благоприятных условий.

Концепция


Основанием разработки программы является распоряжение Главы администрации области от 08.02.2001 г. N 105-р "О разработке межведомственной областной программы "Оздоровление населения Ульяновской области".

Цель программы - создание благоприятных условий для укрепления физического, психического и социального здоровья различных групп населения области, содействие сохранению и развитию здоровья новых поколений.

Для достижения этой цели в программе предусмотрено решение следующих задач:

1. Анализ состояния физического, психического и социального здоровья различных групп населения.

2. Повышение жизненного уровня населения, позволяющего обеспечить реализацию репродуктивного здоровья.

3. Создание социальной инфраструктуры, способствующей оздоровлению населения области.

4. Создание условий для усиления позитивной роли культуры в формировании здорового образа жизни и развитии спортивно-массовой работы.

5. Сохранение и поддержка развития и совершенствования сети оздоровительных учреждений.

6. Профилактика социальных болезней, которые порождены социально-экономическими условиями жизни.

7. Улучшение экологической обстановки в области.

8. Создание программ формирования самоохранительного поведения в различных социальных слоях населения; технологий мониторинга эффективности социального оздоровления возрастных и социальных групп.

9. Проведение экспертизы и коррекции программ.

10. Создание ресурсного обеспечения программы:

- научного;

- организационного;

- материального (улучшение деятельности базы);

- просветительского (семинары, консультации и т.д.).

В ходе разработки программы использовались статистические материалы областных управлений и ведомств, результаты мониторингов, научная литература.

Паспорт
межведомственной областной программы
"Оздоровление населения Ульяновской области на 2001-2005 г."


Наименование программы

Оздоровление населения Ульяновской области на
2001-2005 гг.

Наименование, дата и
номер решения о разра-
ботке программы

Распоряжение Главы администрации области
от 08.02.2001 г. N 105-р "О разработке межведом-
ственной областной программы "Оздоровление насе-
ления Ульяновской области"

Заказчик программы

Администрация области

Основной разработчик
программы

Комитет социальной защиты населения администра-
ции области

Исполнители основных
мероприятий программы

Комитет социальной защиты населения администра-
ции области, комитет по физической культуре и
спорту администрации области, Управление образо-
вания администрации области, комитет здравоохра-
нения администрации области, комитет по делам
молодежи администрации области, Управление по
делам культуры и искусства администрации облас-
ти, Главное управление финансов области, Федера-
ция отраслевых профсоюзов, Управление внутренних
дел Ульяновской области, военный комиссариат об-
ласти, комитет природных ресурсов по Ульяновской
области

Привлечены к участию
по разработке програм-
мы

Департамент федеральной государственной службы
занятости населения по Ульяновской области, тер-
риториальный орган Минфедерации России по Улья-
новской области, Федеральное государственное уч-
реждение "Областной центр государственного сани-
тарно-эпидемиологического надзора" в Ульяновской
области, Ульяновское региональное отделение Фон-
да социального страхования, ОАО "Ульяновскку-
рорт", предприятия и организации различных форм
собственности, Ульяновский государственный уни-
верситет, Ульяновский государственный техничес-
кий университет

Цель

Создание благоприятных условий для улучшения фи-
зического, психического и социального здоровья
различных групп населения; сохранение и развитие
здоровья новых поколений

Задачи

Создание социальной инфраструктуры, способствую-
щей оздоровлению населения Ульяновской области;
повышение жизненного уровня населения, позволяю-
щего обеспечить реализацию репродуктивного здо-
ровья;
формирование здорового образа жизни и развитие
спортивно-массовой работы;
анализ состояния здоровья населения;
разработка мероприятий по защите и охране репро-
дуктивного здоровья населения;
снижение заболеваемости населения;
профилактика острых социальных болезней;
сохранение и поддержка, развитие и совершенствование сети оздоровительных учреждений;
медицинское и санитарно-гигиеническое обеспече-
ние функционирования учреждений оздоровления;
кадровое и организационное обеспечение системы
оздоровления;
улучшение экологической обстановки в области;
привлечение инвестиций и средств страховых ком-
паний для развития базы оздоровления и отдыха

Сроки реализации

2001-2005 гг.

Источники финансирова-
ния

Федеральный бюджет, областной бюджет, местный
бюджет, средства регионального Фонда социального
страхования, средства предприятий, внебюджетные
источники

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы

Разработка модели региональной программы "Оздо-
ровление населения Ульяновской области на 2001-
2005 гг.";
выработка системного и целостного подхода к ре-
шению проблемы социального здоровья населения;
улучшение показателей здоровья новых поколений;
создание благоприятных предпосылок для улучшения
социально-нравственного здоровья населения;
координация направлений программы по оздоровле-
нию физического, психического, социального здо-
ровья различных групп населения;

Контроль за исполнени-
ем программы

Администрация области совместно с заинтересован-
ными организациями и ведомствами



Характеристика проблемы

Оздоровление населения является одной из наиболее острых социальных проблем.

Заболеваемость населения социально значимыми нозологическими формами из года в год увеличивается. В настоящее время заболеваемость составляет 792,6 на 1000 населения, в то время как в 1991 году - 684,4 на 1000 человек населения.

Однако все более существенный вес в индексе здоровья населения приобретает социальная среда: общее самочувствие граждан наполовину зависит от образа и условий жизни.

Одним из факторов является изменение экологической обстановки в области.

Ухудшается репродуктивное здоровье женщин, продолжается рост заболеваемости беременных женщин.

Только около 40% женщин вынашивают беременность на фоне относительного здоровья и завершают ее рождением живого и здорового ребенка. Остальные дети требуют интенсивной и длительной терапии с рождения.

Смертность детей на первом году жизни (младенческая смертность) является важнейшим интегрированным демографическим показателем, отражающим социально-экономическое благополучие области, качество, доступность и эффективность медицинской помощи.

Демографическая ситуация, сложившаяся в области, - прямое следствие социально-экономических реформ.

Демографические прогнозы предсказывают перспективу выраженного снижения численности населения области.

Процесс снижения в нашей области начался с 1996 года.



"Динамика численности населения"


Сегодня 53% школьников имеют ослабленное здоровье. Доля здоровых детей в 1-х классах насчитывает 40-45%, а к окончанию обучения в школе не превышает 20-25%.

Снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи. Около 50% призывников в армию не выполняют предусмотренных нормативов, а 20% признаются непригодными к службе в армии по состоянию здоровья.

80% из числа детей, находящихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и воспитанников школ-интернатов с отклонением в умственном развитии, имеют два и более диагноза: нервно-психическое расстройство, тубинфицирование, нарушение опорно-двигательного аппарата.

Остро стоит проблема оздоровления детей старшего школьного возраста и студентов.

За последние годы значительно сократилось число жителей области, оздоравливающихся на базе местных здравниц и базах отдыха предприятий и организаций. Ввиду высокой стоимости путевок выезд за пределы области становится невозможным как для взрослых, так и для детей.

ОАО "Ульяновсккурорт" располагает 4 санаториями в области круглогодичного действия, которые позволяют ежегодно оздоравливать 14 тысяч человек. К сожалению, лишь 43% путевок используются населением Ульяновской области, хотя предлагаемые мощности коечного фонда могут быть использованы населением Ульяновской области до 85%.

В области имеется 3 специализированных детских санатория и 2 санатория для взрослых.

Уменьшилось количество используемых для оздоровления баз отдыха предприятий. Количество загородных детских лагерей за 10 лет сократилось с 35 до 25. Практически не стало стационарных лагерей труда и отдыха.

Адаптация оздоровительных возможностей к новой социально-экономической ситуации способствовала тому, что формы организованного отдыха детей и подростков претерпели существенные изменения. Стали преобладать лагеря с дневным пребыванием, оздоровительные площадки на базе учреждений образования, экологические экспедиции и др.

В большинстве лагерей содержание деятельности строится по старым принципам, ослаблена работа по подготовке кадров.

Требуется расширение базы восстановительного лечения после перенесенных заболеваний в системе здравоохранения.

Недостаточно развита сеть оздоровительных и реабилитационных учреждений для инвалидов.

Все оздоровительные учреждения испытывают острый дефицит финансирования.

Особое беспокойство вызывают обострившиеся кризисные проблемы:

- увеличение числа семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- рост наркомании и алкоголизма населения, особенно среди детей и молодежи;

- рост преступности и правонарушений, особенно в детской и молодежной среде.

Решение этих проблем на областном уровне требует целевого подхода.

В то же время, несмотря на все сложности, нельзя не отметить, что в области было сделано за последние годы.

Так, в 1999 году введен в действие муниципальный лагерь "Жемчужина" в Николаевском районе на 100 мест и завершается строительство детского оздоровительного лагеря АО "АвтоУАЗ".

Уделяется внимание оздоровлению детей, нуждающихся в особой заботе государства: это дети-сироты, дети-инвалиды, дети чернобыльцев, дети из многодетных и малоимущих семей, дети погибших военнослужащих. Благодаря финансовой поддержке из федерального бюджета за последние годы удалось увеличить в 3 раза количество детей, охваченных бесплатным отдыхом и оздоровлением.

В области уже 10 лет существует уникальная база областного реабилитационного центра в Ундоровской зоне для ветеранов войны и труда. За счет средств областного бюджета около 3000 человек ежегодно восстанавливают там свое здоровье. Дом отдыха "Карлинская роща" принимает на отдых ветеранов, проживающих в сельских районах. Введен в действие новый корпус госпиталя для ветеранов и инвалидов войн.

В настоящее время заканчивается реконструкция областного комплексного центра реабилитации инвалидов в рабочем поселке Вешкайма, переданного в соответствии с распоряжением Главы администрации области комитету социальной защиты населения, для организации оздоровления и реабилитации инвалидов.

Открыты 2 социально-реабилитационных центра с приютами в с. Труслейка Инзенского района и р.п. Красный Гуляй Сенгилеевского района для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В этих условиях назрела острая необходимость в разработке областной межведомственной "Оздоровление населения Ульяновской области на 2001-2005 годы", которая предусматривает конкретные меры по сохранению и дальнейшему развитию сети оздоровительных учреждений, а также программы для различных групп населения по формированию здорового образа жизни.

Раздел 1
Создание социальной инфраструктуры оздоровления

     
Анализ социально-экономических условий жизни населения
и проблемы оздоровления в области


Политические и экономические реформы, начавшиеся в 90-х годах, имели цели обеспечить условия экономического развития как всей страны, так и нашей области. Однако этот процесс оказал негативное воздействие на экономику и многие показатели физического и нравственного здоровья населения, благополучие многих семей.

Критическое состояние экономики области крайне болезненно отразилось на отраслях социальной сферы.

В результате различных темпов социально-экономических реформ продолжает углубляться дифференциация доходов населения. Отмечается резкое снижение уровня жизни населения. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличивается и составляет на 01.01.2001 473 тыс. человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»