Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2000 г. N 177


О ПРОГРАММЕ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ
И ОХРАНЫ ТРУДА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2003 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 09.11.2007 N 399
____________________________________________________________________


В целях совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда, обеспечения реализации государственной политики в области охраны труда работников на производстве, постановляю:

1. Утвердить Программу по улучшению условий и охраны труда в Ульяновской области на 2001 - 2003 годы (прилагается).

2. Рекомендовать главам городов и районов области разработать районные Программы по улучшению условий и охраны труда.

3. Управлению по труду администрации области (Буркин) организовать работу по выполнению мероприятий данной Программы, ход ее выполнения рассматривать на заседании областной межведомственной комиссии по охране труда.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Чая В.Т.


Глава администрации области
Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ






Утверждена
постановлением
Главы администрации области
от 10 ноября 2000 г. N 177

ПРОГРАММА
ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2003 ГОДЫ


1. ВВЕДЕНИЕ


Областная Программа улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы разработана в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в РФ".

Программа нацелена на создание системы государственного управления охраной труда, соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям, обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, государственных гарантий и правовой зашиты работающих в области охраны труда, предупреждение и профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний.

Данная программа обеспечивает преемственность Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Ульяновской области на 1998-2000 годы в части реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

В программе учтены предложения управлений, комитетов, Федерации отраслевых профсоюзов, органов надзора и контроля за соблюдением законов о труде и об охране труда, работодателей.


2. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ


Ежегодно в России происходит 150-200 тыс. несчастных случаев на производстве, свыше 5 тыс. человек погибает, около 20 тысяч становятся инвалидами по трудовому увечью или профессиональным заболеваниям, ущерб по возмещению вреда составляет около 4 миллиардов рублей.

Принимаемые администрацией Ульяновской области меры в последние годы позволили несколько улучшить состояние охраны труда, остановить рост производственного травматизма.

За 1998-2000 годы уровень производственного травматизма снизился на 6%. На 17% снизился уровень травматизма со смертельным исходом, Более активно стали работать районные комиссии по безопасной деятельности человека, деятельность которых направлена на обеспечение нормальных условий труда. Повышается уровень и качество подготовки и повышения знаний по охране труда. Укрепилась правовая база по охране труда.

Вместе с тем, состояние условий и охраны труда во многих организациях отраслей экономики продолжает оставаться сложной.

По данным государственной статистики в обследованных отраслях экономики (промышленность, строительство, транспорт, связь) на конец 1999 года в неблагоприятных условиях труда работали 34, 6% списочной численности работников этих предприятий. На рабочих местах, не отвечающих санитарно - гигиеническим нормам, было занято 40,9 тысяч человек, или пятая часть численности работников: в промышленности - 23,1% работающих, в строительстве - 6,6%, на транспорте - 11,0%.

Наиболее значительный удельный вес работающих в таких условиях наблюдается в химической промышленности (47,7%)

- АООТ "Инзенский завод фильтровальных порошков"; промышленности строительных материалов (30,0%) - ЖБИ-1, Инзенский диатомовый комбинат, АОЗТ "Силикатчик", АООТ "Ульяновскцемент", Николаевский комбинат стройматериалов; машиностроении (28,6%) - АООТ "ДААЗ", АООТ "РЕМТО", "Автодеталь-Сервис", Чуфаровский арматурный завод, АООТ "УАЗ", АООТ "Волжские моторы"; в энергетике (28,3%) - ОАО "Ульяновскэнерго".

73,3 тыс. работающих в промышленности, строительстве, связи, на транспорте пользуются хотя бы одним видом компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

Работа во вредных условиях труда является основной причиной многих профессиональных заболеваний. Так, в 1999 году численность больных с диагнозом профессионального заболевания составила 99 человек, из них 38 женщин ( в 1998 году из 87 человек 19 женщин.). Из общего числа заболевших профессиональным заболеванием, 96% заболели хронической формой.

Наличие вредных производственных факторов, использование несовершенных машин и оборудования, технологических процессов приводит к полной или частичной утрате трудоспособности.

Число пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих в 1999 году составило 5,4; в том числе женщин - 3,1; из них число погибших в расчете на 1000 работающих - 0,142; в том числе женщин - 0,020.

Потери рабочего времени из-за временной нетрудоспособности работников по причине травматизма на предприятиях и организациях обследованных отраслей составили 56,8 тыс. человеко - дней, что на 1,1 тысячи больше, чем было в 1998 году. Это по 28 дней на каждого пострадавшего (в 1998 году - 26 дней).

Из числа получивших травмы на производстве и заболевших профзаболеваниями 215 человек стали инвалидами, из них I группы - 5 человек, II группы - 50 человек, III группы - 160 человек.

Погибли на производстве 45 человек, в том числе 4 женщины, в то время, как в 1998 году погибших было 54. Из них 14 человек (31,1%) - работники промышленных предприятий, 14 человек (31,1%) - работники сельского хозяйства, 6 человек (13,3%) - работники строительства.

Увеличение количества погибших на производстве произошло в Цильнинском, Ленинском, Железнодорожном, Вешкаймском, Сенгилеевском, Новоспасском, Кузоватовском районах области, в г. Димитровграде.

В Радищевском районе отмечается наиболее высокая частота получения травм (17,8 пострадавших на 1000 работающих, при среднеобластном показателе - 5,4). Подобный уровень держится в районе на протяжении ряда лет. Относительно высокий уровень травматизма сохраняется в Майнском, Чердаклинском районах, где коэффициент частоты (за ряд лет) составляет свыше 11 человек на 1000 работающих. Более чем в два ряда выше областного показателя уровень травматизма в Сурском районе.

По основным отраслям экономики области уровень травматизма имеет резко выраженную дифференциацию:

В промышленности уровень травматизма вырос по сравнению с 1998 годом на 1%. Больше всего несчастных случаев произошло в лесозаготовительных предприятиях (Кч = 16,1), число пострадавших со смертельным исходом на 1000 работающих составило 0,382 человек (в среднем по области - О,119). Значительно выше среднеобластного показателя уровень травматизма на предприятиях целлюлозно - бумажной промышленности (Кч = 13,8), деревообрабатывающей (Кч = 8,7).

В строительстве уровень травматизма также увеличился на 1%, однако снизилось количество погибших ( с 16 до 6 человек).

На транспорте показатели травматизма снизились (Кч = 4,1 в сравнении с 1998 годом Кч = 4,8).

В сельском хозяйстве общее количество пострадавших и коэффициент частоты снизились (696 пострадавших против 808 в 1998 году):

- Кч = 9,2 (в 1998 году - 10,1);

- снижен уровень смертельного травматизма (14 погибших против 20 в 1998 году).

В отдельных районах число травмированных на 1000 рaботающих значительно превышает среднеобластные отраслевые показатели (Новоспасский, Радищевский, Сурский, Барышский, Майнский, Чердаклинский).

В таких районах, как Карсунский, Кузоватовский, Новомалыклинский, Старокулаткинский, Ульяновский, Б.Сызганский в 1999 году все показатели травматизма ухудшились, травматизм вырос.

В Железнодорожном районе города увеличилась частота получения травм, увеличился смертельный травматизм.

Выборочный анализ причин возникновения несчастных случаев на производстве показывает, что наиболее распространены организационные причины:

- неудовлетворительная организация и содержание рабочих мест;

- не применение средств индивидуальной защиты;

- нарушение трудовой и производственной дисциплины;

- не достаточное обучение безопасным приемам труда.

Одной из распространенных причин явилось нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств (дорожно - транспортные происшествия).

На начало 2000 года в органах социальной защиты населения состояло на учете, и получали пенсию и компенсационные выплаты 2032 человека, ставших инвалидами вследствие трудового увечья и профзаболеваний. Им ежемесячно выплачивается более 800 тысяч рублей. Кроме того, по случаю потери кормильца получают пенсию 220 человек, ежемесячные выплаты которых составляют около 70 тыс. рублей.

В целом по области затраты по возмещению вреда причиненного здоровью, в расчете на 1 пострадавшего составили 1217,5 рубля. В то же время, на улучшение условий труда в среднем по области израсходовано 348 рубля на одного работающего.

В сельском хозяйстве, в среднем на одного работника было затрачено 48 рублей, в то время как в промышленности 345 рублей и как результат число пострадавших на 1000 работающих в сельском хозяйстве составило 9,2 человека, а в промышленности 5,1.

В целях улучшения положения дел в области охраны труда предусматривается реализовать целевую Программу улучшения условий и охраны труда в Ульяновской области на 2001-2003 года.


3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Целью Программы является разработка комплекса взаимосвязанных мер правового, социально - экономического, медико - биологического, технического и организационного характера, направленных на реализацию государственной политике в области охраны труда, сокращении производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда.

Областной Программой улучшения условий охраны труда предусмотрено решение следующих задач;

3.1. Совершенствование нормативно - правового
обеспечения в области охраны труда


Необходимость в разработке мероприятий по этому направлению программы вызвано, прежде всего тем, что Федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ" принципиально меняет законодательную базу в области охраны труда.

Разграничены функции в сфере охраны труда органов исполнительной власти субъекта, местного самоуправления. Это требует принятие ряда нормативных актов, обеспечивающих механизм реализации закона в области.

Предусматривается разработка ряда нормативных актов, обеспечивающих с одной стороны, заинтересованность и ответственность работодателей в улучшении условий и охраны труда, с другой - государственные гарантии права на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе.

Социальный эффект этой задачи - усиление прав и интересов работников.

3.2. Социальная, медицинская и профессиональная
реабилитация лиц, пострадавших на производстве


Решение этой задачи предусматривает улучшение системы медико - социальной экспертизы, медицинскую и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве.

Социальный эффект этой задачи - восстановление здоровья, работоспособности у пострадавших на производстве, предупреждение профессиональных заболеваний.

3.3. Изготовление и совершенствование средств
индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля
вредных и опасных производственных факторов


Особое внимание уделено организации производства средств индивидуальной защиты на территории Ульяновский области, совершенствование средств защиты, приборов контроля вредных и опасных производственных факторов, средств метрологического контроля.

Социальный эффект - предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет применения средств индивидуальной и коллективной зашиты, соответствующей требованиям охраны труда.

3.4. Техническое обеспечение условий и охраны труда


Главной задачей данного направления должно стать техническое перевооружение производства на ряде предприятий и организаций области, обеспечивающие здоровые и безопасные условия труда в различных отраслях экономики области.

Мероприятия предусматривают внедрение в производство безопасных технологических процессов, средств производства, модернизацию, механизацию производственных процессов и рабочих мест.

Реализация данного направления будет выражаться прежде всего в предупреждении производственного риска, сохранении здоровья и повышения работоспособности работающих, а также экономии средств, связанных с расходами по возмещению работникам ущерба, причиненными травмами и профессиональными заболеваниями.

3.5. Совершенствование социального партнерства


Социальное партнерство является одним из путей выработки решений и достижений согласия в области охраны труда: государство, объединение работодателей и трудящихся через систему соглашений (отраслевых, региональных, коллективных договоров в организациях).

Поэтому большое внимание в Программе уделено предложениям, касающихся методов и форм социального партнерства, разработка конкретных мер по совершенствованию колдоговорного регулирования вопросов условий и охраны труда в организациях.

3.6. Информационное обеспечение охраны труда,
совершенствование непрерывного образования


Мероприятия этого раздела направлены на улучшение информационного обеспечения охраны труда организаций области на основе создания отраслевых, региональных банков данных, мониторинга, разработке системы информации и управления охраной труда.

Мероприятия по непрерывному образованию направлены на повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства, школьного и вузовского образования, совершенствование методов обучения, применение технических средств обучения в области охраны труда, включая средства пропаганды (кино, видеофильмы, справочная литература, плакаты и знаки безопасности); проведение выставок по охране труда, конференций, совещаний.

Социальный эффект задачи - формирование института квалифицированных специалистов по охране труда, распространение передового опыта, обеспечение безопасных условий труда на производстве, удовлетворение потребностей организаций в информации по условиям и охране труда, в нормативно - законодательной базе по охране труда.

3.7. Организационно - методическое обеспечение
охраны труда


Проведение, совместно со всеми заинтересованными сторонами работ по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, координация работ служб охраны труда, снижение травматизма и профессиональной заболеваемости, повышение ответственности работодателей за состояние охраны труда в организации - основные направления данных мероприятий.

Предлагается совершенствовать проведение "Дня специалиста по охране труда", семинаров, конференций. Предстоит провести большую работу по подготовке организаций к сертификации работ по охране труда, для чего активизировать проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспечить проведение экспертизы состояния условий труда работающих, качества аттестации рабочих мест, правильности предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

Ожидаемые результаты реализации данного направления позволят, улучшить взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления с работодателями, профсоюзами в реализации государственной политики в области охраны труда, методическую помощь организациям в области условий и охраны труда.


4. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ


В качестве источников финансирования предполагается привлечь средства участников реализации Программы: органы исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления, спонсорские средства, средства организаций, заинтересованных в реализации мероприятий, включая организации государственного и негосударственного сектора экономики.


5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИХ
РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»