• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий




УЛЬЯНОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 5 декабря 2001 г. N 184

Об утверждении городской комплексной Программы "Профилактика, реабилитация и борьба
с наркоманией среди детей и молодежи г. Ульяновска" на 2002 - 2004 г.г.

(в ред. Решения Ульяновской Городской Думы
от 02.07.04 N 65)

Рассмотрев и обсудив проект городской комплексной Программы "Профилактика, реабилитация и борьба с наркоманией среди детей и молодежи г. Ульяновска" на 2002 - 2004 г.г., внесенный администрацией города, руководствуясь статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом города Ульяновска, Ульяновская Городская Дума решила:

1. Утвердить городскую комплексную Программу "Профилактика, реабилитация и борьба с наркоманией среди детей и молодежи г. Ульяновска" на 2002 - 2004 г.г. (Приложение).

2. Утвердить на 2002 год общий объем финансовых средств на реализацию вышеуказанной Программы в сумме 24697,5 тыс. руб.

3. Рекомендовать администрации города предусмотреть в проекте бюджета на 2002 год средства на реализацию данной Программы.

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания Председателем Ульяновской Городской Думы.

5. Контроль за исполнением данного решения возложить на Смолянкину Г.В., председателя Комитета по социальной политике, защите прав граждан и охране правопорядка.

Председатель
Ульяновской Городской Думы
И.А.МОКЕВНИН




Приложение
к решению
Ульяновской Городской Думы
от 5 декабря 2001 г. N 184

Городская комплексная программа
"Профилактика, реабилитация и борьба с наркоманией среди детей и молодежи г. Ульяновска"
на 2002 - 2004 г.г.

КОНЦЕПЦИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот стали в последние годы одной из наиболее серьезных глобальных проблем и вызывают растущую тревогу не только всего мирового сообщества, но и жителей городских сообществ. Сегодня нет такого места, где бы эти опасные явления не проявили себя с негативной стороны. Для объединения усилий в борьбе с распространением наркомании созданы и действуют специальные организации, принимаются и реализуются комплексные национальные программы противодействия. Генеральная Ассамблея ООН, провозгласив Десятилетие (1991 - 2000 г.г.) по борьбе злоупотребления наркотиками, предложило каждому правительству принять такую программу.
Наркомания и связанная с ней преступность в России приобретают все более значительные масштабы и самым существенным образом сказываются на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику, правопорядок. Стабильно увеличивается количество лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков. Социологические исследования показывают, что их число в настоящее время составляет более 1,5 млн. человек, причем к концу 2000 г. прогнозируется двукратное увеличение количества таких лиц. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти 2/3 потребителей наркотиков - лица до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания.
Количество детей и подростков, состоящих на диспансерном учете с диагнозом "наркомания" на конец 1999 г., по сравнению с 1996 г. увеличилось по г. Ульяновску в 82 раза, по Ульяновской области - в 16 раз, с диагнозом "токсикомания" соответственно в 7 и 3 раза. За этот же период количество подростков и детей, состоящих на профилактическом учете в связи со злоупотреблением наркотиками, возросло в 8 раз, токсикоманических веществ - в 3 раза.
Выявлено, что 14% школьников уже имеют опыт употребления наркотиков, до трети учащихся старших классов употребляют наркотики постоянно. По масштабам наркозависимости учащихся г. Ульяновск приближается к столичным городам, которые принято считать очагами употребления наркотиков.
За последние 3 года увеличилось и количество правонарушений, совершенных под воздействием наркотиков.
Надежды общества могут быть связаны, прежде всего, с профилактикой употребления наркотиков и психоактивных веществ в целом. Между тем, осуществляющиеся в рамках федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и незаконному обороту на 1995 - 1997 г.г." и иных нормативных правовых актов министерств и ведомств профилактические мероприятия недостаточны и низкоэффективны. Зачастую отсутствует координирующее начало и реальные механизмы реализации утвержденных мероприятий. Отставание в этом направлении стало критическим и чревато угрозой психическому и нравственному здоровью общества. Практика показала, что проблема наркотизации общества, в особенности подрастающего поколения, может быть решена только с привлечением всех сил общества, в том числе и усилий городского сообщества путем принятия комплексной программы по профилактике, реабилитации и борьбе с наркоманией среди детей и молодежи.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

В настоящее время считается доказанным, что эффективность профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) повышается при использовании комплексных, многоуровневых технологий, рассчитанных на постоянное длительное функционирование. Приоритетными направлениями являются обучение молодого поколения приемам самоактуализации, самореализации, профессиональной успешности, осознанию самоценности и неповторимости жизни, формированию позитивной иерархической системы ценностей.
Повышение устойчивости к типовым критическим ситуациям достигается несколькими путями:
- обучение приемам здорового образа жизни, включающего поддержание достаточного уровня двигательной активности, повышению неспецифической резистентности, механизмам психологической защиты и нейрофизиологической саморегуляции, обучение приемам самомассажа, основам рационального питания и очищения организма, биоритмологическим аспектам жизнедеятельности;
- своевременная диагностика социального здоровья, позволяющая выявить наиболее уязвимые социальные группы и "мишени" для психолого-социального и педагогического вмешательства;
- обучение не только молодежи, но и родителей, педагогов, психологов, воспитателей общепрофилактическим приемам формирования зависимости от ПАВ. При этом формируется и совершенствуется система многоуровневой подготовки квалифицированных кадров и выполняется социальный заказ государства, создается атмосфера нетерпимости к распространению наркотиков;
- научно-методические разработки направлены на исследования индивидуальной адаптивной пластичности и устойчивости, создание новых медико-биологических технологий как профилактики, потребления ПАВ, так и реабилитации наркозависимых лиц;
- информационно-методическая работа включает издание учебников, методических пособий, формирование тематических библиотечных фондов, средств наглядной агитации, постоянное взаимодействие со средствами массовой информации;
- создание молодежных центров профилактики и реабилитации, кабинетов службы практической психологии, телефонов и почты доверия в школах, поликлиниках, колледжах, вузах, на предприятиях. Обобщение и внедрение передового зарубежного и отечественного опыта в рамках постоянно действующих семинаров, конференций, семинаров-тренингов для молодежных лидеров по профилактике наркомании.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Целью Программы является приостановление роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в последующем - поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений в детской, подростковой и молодежной среде до уровня минимальной опасности для общества и личности. Реализация Программы строится на основе объединения усилий всех заинтересованных органов общественных формирований, организаций и граждан, всех членов городского сообщества, используя весь комплекс профилактических и реабилитационных средств, направленных на формирование психофизиологической устойчивости к наркотикам, выработке новых ценностей, жизненных установок у детей, подростков и юношества г. Ульяновска.

РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ

Основными разработчиками Программы являются: мэрия города Ульяновска, Ульяновская Городская Дума.

ЗАДАЧИ

Основными задачами Программы являются:

1. Разработка системы мероприятий, направленных на помощь молодым людям в выявлении имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни, позволяющих избежать употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

2. Создание и совершенствование психофизиологических технологий, направленных на развитие личностных ресурсов, способностей и навыков высокоэффективного поведения; формирование эффективных индивидуальных и групповых стратегий преодоления психологических кризисных ситуаций.

3. Разработка системы специальных психологических и социальных воздействий профилактической и антинаркотической направленности, влияющих на факторы, повышающие риск употребления наркотиков и других психоактивных веществ в молодежной среде. Предоставление молодежи информации о вреде злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами, о различных нарушениях и формах заболеваний, связанных с ними; путях выздоровления и внедрении комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи.

4. Подготовка и развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики употребления психоактивных веществ. Подготовка профессионалов и парапрофессионалов (добровольцев), организующих и проводящих непосредственную работу с потребителями психоактивных веществ и группами повышенного риска.

5. Улучшение социально-психологического климата в организованных контингентах подростков и молодежи, создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы в молодежной среде.

6. Разработка системы анализа данных и мониторинга за употреблением наркотиков и других психоактивных веществ молодежью.

7. Проведение научно-исследовательских работ по разработке наиболее эффективных способов профилактики зависимости от наркотиков.

8. Открытие для учащейся и работающей молодежи, родителей, педагогов, специалистов во всех учебных заведениях, на предприятиях психолого-методических кабинетов, почты и телефонов доверия для консультативной и методической помощи.

9. Открытие на базе УлГУ Научно-исследовательского центра по первичной профилактике наркомании с созданием и использованием комплекса современных медико-биологических технологий для подготовки специалистов и параспециалистов по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых, а также оказания профилактической помощи студентам вузов города и населению.

10. Открытие "Городского центра профилактики и реабилитации наркомании среди детей и подростков". (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)

11. Создание системы постоянно действующих летних загородных и городских лагерей с широким привлечением военных, казачьих организаций, общественных движений, предприятий под девизом "Лето без наркотиков", "Жизнь без наркотиков".

12. Создание в УлГУ центра правовой помощи "Молодой адвокат" для бесплатных консультаций, разъяснительной и лекционной работы с трудными подростками.

13. Создание в УлГУ научно-педагогического Центра "Воспитание творчеством" для оказания консультативной и методической помощи школам города по методикам творческого воспитания.

14. Открытие в Заволжском районе "Городского реадаптационного центра для детей и подростков".

15. Расширение опыта создания "кадетских классов" для трудных подростков с участием казачьих организаций.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ


N
п/п

Наименование мероприятий

Исполнители

Срок
исполнения

Объем финансирования
(тыс. руб.)

1

2

3

4

5


1. Правовые мероприятия по профилактике, реабилитации и борьбе с наркоманией среди детей и молодежи

1.1.

Проведение заседаний городского Координационного Совета (КС) по профилактике правонарушений и борьбе с наркоманией среди молодежи

Координационный
Совет (КС)

2002 -
2004 г.г.

1.2.

Рекомендовать образовательным учреждениям внести дополнения в Уставы, запрещающие курение, употребление наркотических средств, психотропных веществ (в дальнейшем наркотических средств) и алкоголя в помещениях и на территориях этих
учреждений, предусмотреть меры ответственности за данные нарушения

Отдел образования мэрии, руководители образовательных учреждений

2002 -
2004 г.г.

1.3.

Организация центра правовой помощи "Молодой адвокат" для бесплатных консультаций, разъяснительной и лекционной работы с трудными подростками

Комитет по делам молодежи мэрии, УлГУ

2002 -
2004 г.г.

1.4.

Организация работы по включению районными администрациями в комплексные программы районов по досуговой и воспитательной работе раздела, предусматривающего меры по предупреждению наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних

Отдел образования мэрии, Комитет по делам молодежи
мэрии, районные администрации

2002 -
2004 г.г.

1.5.

Принятие мер к организации дежурств родителей и общественности в школах и на прилегающих к ним территориях в целях пресечения фактов распространения и употребления наркотических средств

Отдел образования мэрии

2002 -
2004 г.г.

1.6.

Привлечение к работе районных комиссий по делам несовершеннолетних врачей-наркологов, психоневрологов, психиатров, психологов

Отдел здравоохранения мэрии, председатели районных комиссий по делам несовершеннолетних

2002 -
2004 г.г.

1.7.

Анализирование по итогам работы 2001 г. и далее результатов работы организаций и ведомств, входящих в городскую систему профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по предупреждению наркомании и токсикомании несовершеннолетних, с последующим обсуждением на заседании Координационного Совета

Председатели районных комиссий по делам несовершеннолетних, Координационный Совет

2002 -
2004 г.г.

1.8.

Обеспечение систематического контроля за соблюдением оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в подведомственных учреждениях здравоохранения

Отдел здравоохранения мэрии

2002 -
2004 г.г.

1.9.

Проведение семинаров-совещаний с руководителями учреждений образования, подростковых клубов, детских и молодежных общественных организаций по вопросам профилактики правонарушений и предупреждению наркомании среди молодежи

Отдел образования мэрии, Комитет по делам молодежи
мэрии, отдел здравоохранения мэрии

2002 -
2004 г.г.

1.10.

Проведение в районах г. Ульяновска Всероссийской операции "Подросток", направленной на предупреждение безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, улучшение индивидуально-воспитательной работы с подростками- правонарушителями особенно в летний период

Комитет по делам молодежи мэрии, комиссия по делам несовершеннолетних

2002 -
2004 г.г.

1.11.

Проведение трехдневных операций "Улица" в целях повышения эффективности предупреждения безнадзорности и преступности несовершеннолетних, искоренения пьянства, наркомании, бродяжничества и попрошайничества
среди несовершеннолетних

Комитет по делам молодежи мэрии, комиссия по делам несовершеннолетних

2002 -
2004 г.г.

1.12.

Подготовка документального видеоматериала о работе сотрудников ОППН, ОНОН, врачей-наркологов с молодежью, употребляющей наркотические средства

Пресс-служба мэрии, отдел здравоохранения мэрии, РОВД

2002 -
2004 г.г.

1.13.

Проведение с родителями и подростками профилактических бесед о недопущении употребления подростками наркотических средств и ответственности за сбыт и хранение наркотиков

Отдел образования мэрии, РОВД

2002 -
2004 г.г.

1.14.

Возрождение массового детско-юношеского спорта, технического творчества учащихся, путем расширения сети спортивных секций, клубов, кружков технического творчества на базе УДО, школ, ДЮСШ, клубов по месту жительства

Отдел образования мэрии,
горспорткомитет, комитет по делам молодежи мэрии

2002 -
2004 г.г.

900,0 -
в строке "Образование" на 2002 г.

1.15.

Создание при ООМ (отделе образования мэрии) секции психологов и социальных педагогов

Отдел образования мэрии

2002 -
2004 г.г.

163,0 -
в строке "Образование" на 2002 г.

1.16.

Создание городского филиала
областного центра психолого-
педагогической реабилитации детей и молодежи

Отдел образования мэрии

2002 -
2004 г.г.

163,0 -
в строке "Образование" на 2002 г.

1.17.

Разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений научно-методического обеспечения
социально-психологической и психолого-педагогической помощи, поддержки реабилитации молодежи

Отдел образования мэрии

2002 -
2004 г.г.

30,0 -
в строке "Образование" на 2002 г.

1.18.

Разработка и реализация совместных воспитательных программ органов управления образованием и КДМ по развитию детских, подростковых общественных объединений, организации досуга подростков

Отдел образования мэрии

2002 -
2004 г.г.

10,0 -
в строке "Образование" на 2002 г.

1.19.

Расширение практики социологических научно-педагогических исследований по проблеме развития партнерских отношений между семьей и школой в
современных социально-экономических условиях

Отдел образования мэрии

2002 -
2004 г.г.

100,0 -
в строке "Образование" на 2002 г.


2. Организационные мероприятия по созданию профилактических реабилитационных, методических и загородных центров, кабинетов, филиалов, "телефонов и почты доверия" в учреждениях и на предприятиях

2.1.

Создание городского подросткового диспансера для ВИЧ-инфицированных и наркозависимых

Мэрия г. Ульяновска, отдел здравоохранения мэрии

2002 -
2003 г.г.

2.2.

Открытие Городского центра профилактики и реабилитации
больных наркоманией детей и подростков (Приложение N 1)

Комитет по управлению городским имуществом мэрии (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)

2002 г.

2003 г.

19647,5

17473,0

2.3.

Открытие городского реадаптационного центра для детей
и подростков в Заволжском районе (Приложение N 2)

Комитет по управлению городским имуществом мэрии, отдел здравоохранения мэрии,
соисполнители:
Фонд "Хелг" (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)

2002

2003

4000,0

2.4.

Открытие загородной общины трудовой реабилитации зависимых от психоактивных веществ детей и подростков

Комитет по управлению городским имуществом мэрии, комитет по делам
молодежи мэрии

2002 -
2004 г.г.

2.5.

Открытие городского центра подготовки волонтеров из числа старшеклассников средних школ, студентов вузов, преподавателей средних и высших учебных заведений,
родителей учащихся и других лиц на базе кафедр "Физиологии труда и спорта" и "Медицинской психологии, неврологии и психиатрии" Ульяновского государственного университета

Отдел образования мэрии, комитет по делам молодежи
мэрии; Соисполнитель - УлГУ

2002 г.

30,0 -
в строке "Молодежная политика" на 2002 г.
10,0 -
в строке "Образование" на 2002 г.

2.6.

Взаимное сотрудничество и оказание финансовой и материально- технической помощи студии "12 шагов" с целью расширения деятельности студии в районах города

Мэрия г. Ульяновска, отдел образования мэрии, КС

2002 -
2004 г.г.

2.7.

Организация работы по формированию в общеобразовательных школах города групп из преподавательского состава,
включая социального работника, психолога, зам. директора по воспитательной работе, осуществляющих в школах контроль за реализацией школьной программы по профилактике наркомании и токсикомании

Отдел образования мэрии

2002 -
2004 г.г.

2.8.

Продолжить работу по развитию службы практической психологии в средних и высших учебных заведениях. Создать кабинеты профилактики в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Отдел образования мэрии,
соисполнитель:
УлГУ

2002 -
2004 г.г.

2.9.

Ежегодное обучение специалистов - педагогов, психологов учебного заведения:
- проведение разноуровневых обучающих циклов для психологов, педагогов, администраций учебных заведений;
- проведение групповых и индивидуальных методических консультаций;
- проведение семинаров, конференций;
- участие в городском КС;
- налаживание межведомственных связей по проблеме наркомании;
- создание программ по работе с родителями, учащимися, педагогами по профилактике наркомании

Отдел образования мэрии

2002 г.

70,0

2.10.

Реорганизация системы работы подростковых клубов

Комитет по делам молодежи мэрии

2002 г.

750,0 -
в строке "Молодежная политика" на 2002 г.

2.11.

Заключение договоров с работодателями о содействии в трудоустройстве молодежи

Комитет по делам молодежи мэрии, Ульяновский городской центр занятости

Ежегодно

276,0 -
средства местного бюджета,
471,4 -
средства федерального бюджета

2.12.

Организация летнего отдыха детей и молодежи под девизом "Молодежное лето - лето без наркотиков"

Комитет по делам молодежи мэрии, отдел образования
мэрии

Ежегодно

2.13.

Организация городского турнира по дворовому футболу "Кожаный мяч".
Подготовка футбольных, волейбольных, теннисных площадок для организации досуга детей в летний период. Подготовка хоккейных площадок во всех районах города для организации досуга детей в зимний период

Комитет по делам молодежи мэрии, городской спорткомитет

2002 г.

55,0 -
в строке "Молодежная политика"
600,0 -
в строке "Физическая культура и спорт"
53,2 -
в строке "Физическая культура и спорт"

2.14.

Проведение декад "Против наркотиков!", "Анти-СПИД"

Комитет по делам молодежи мэрии, соисполнители -
администрации районов, центры профилактики наркомании и СПИД

2002 -
2004 г.г.

80,0 -
в строке "Молодежная политика" на 2002 г.

2.15.

Создание городского информационно-методического центра по проблеме наркомании

Комитет по делам молодежи мэрии, отдел образования
мэрии

2002 г.

270,0 -
в строке "Молодежная политика"

2.16.

Организация выставки антинаркотического плаката молодых художников города

Комитет по делам молодежи мэрии, Соисполнитель -
Ульяновский Союз художников

Апрель -
май
2002 г.

16,0 -
в строке "Молодежная политика"

2.17.

Организация систематического цикла статей и передач в СМИ по проблеме наркомании

Комитет по делам молодежи мэрии, пресс-служба мэрии

2002 -
2004 г.г.

2.18.

Организация широкой социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни (на транспорте, в печатных и электронных средствах массовой информации)

Комитет по делам молодежи мэрии, отдел образования
мэрии, СМИ

2002 -
2004 г.г.

250,0

2.19.

Организация круглосуточного телефона доверия

Мэрия г. Ульяновска, Комитет по делам молодежи,
отдел здравоохранения

2002 г.

210,0


3. Разработка учебных программ и подготовка специалистов по первичной и вторичной профилактике наркомании среди детей, подростков и юношества

3.1.

Разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни, на предупреждение употребления ПАВ (обучение и воспитание через предметы - ОБЖ, литература, история, биология, химия и
др. предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости)

Отдел образования мэрии, отдел здравоохранения
мэрии соисполнитель -
УлГУ

2002 -
2004 г.г.

3.2.

Разработка и внедрение программ-тренингов активной психологической защиты для младшего, среднего и старшего школьного возраста

Отдел образования мэрии

2002 -
2004 г.г.

3.3.

Организация и проведение городских конференций по профилактике наркомании

Отдел здравоохранения мэрии, Комитет по делам
молодежи мэрии; Соисполнитель - УлГУ

2002 г.

10,0

3.4.

Организация и проведение спецкурсов для психологов, педагогических, социальных и медицинских работников по проблемам первичной профилактики наркомании на базе:
- УлГУ
- Городского центра профилактики и реабилитации больных наркоманией детей и подростков

Отдел образования мэрии;
соисполнители - Городской центр профилактики и
реабилитации больных наркоманией детей и подростков, УлГУ

2002 г.

100,0

3.5.

Организация городского конкурса на звание "Психолог района", "Психолог года" и т.п. в номинации "Разработка
и внедрение обучающих программ- тренингов активной психологической защиты для учеников младшего, среднего и старшего школьного возраста"

Отдел образования мэрии, комитет по делам молодежи
мэрии; Соисполнитель - УлГУ

2002 г.

10,0

3.6.

Организация городского конкурса на лучшие общешкольные антинаркотические мероприятия: тематические "круглые столы", дискуссии и конференции, ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным
ПАВ

Отдел образования мэрии, комитет по делам молодежи
мэрии

2002 г.

10,0


4. Информационно-методические мероприятия по организации профилактики наркомании среди детей и молодежи

4.1.

Подготовка, издание и переиздание научно-методических, научно- популярных пособий, плакатов, листовок, буклетов для родителей, педагогов, психологов, социальных работников, врачей-акушеров по:
а) пропаганде здорового образа жизни
б) профилактике наркомании

Отдел образования мэрии, Комитет по делам молодежи
мэрии; Соисполнитель -
УлГУ

2002 г.

300,0

4.2.

Организовать работу по созданию отделом образования и управлением культуры мэрии в библиотеках постоянно действующих выставок плакатов, рисунков, буклетов, листовок, научно-методической литературы антинаркотического содержания, пропаганды здорового образа жизни

Отдел образования мэрии, управление культуры мэрии;
Соисполнитель - УлГУ

2002 -
2004 г.г.

4.3.

Оказание информационной и методической поддержки общественным объединениям, занимающимся вопросами профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и молодежью

Комитет по делам молодежи, Городской центр профилактики и реабилитации больных
наркоманией детей и подростков

2002 -
2004 г.г.


5. Социально-педагогическая реабилитационная работа

5.1.

Организация социальной реабилитации детей из группы риска посредством творческого воспитания

Комитет по делам молодежи; Соисполнители -
подростковые клубы

2002 -
2004 г.г.

5.2.

Разработка мероприятий по обеспечению использования спортивных сооружений, актовых залов школ, помещений подростковых клубов, особенно в выходные дни и в период
школьных каникул для организации дополнительных культурно- просветительских, спортивных, досуговых мероприятий для молодежи по месту жительства.
Приобретение спортивного
инвентаря для спортивных подростковых клубов

Горспорткомитет мэрии, комитет по делам молодежи
мэрии, отдел образования мэрии











2002 -
2004 г.г.











2000,0 -
в строке "Физическая культура и спорт" на 2002 г.

5.3.

Продолжить проведение смотра- конкурса муниципальных подростковых клубов

Комитет по делам молодежи мэрии

2002 -
2004 г.г.

5.4.

Поддержка развития спортивных учреждений и организаций нетрадиционных видов спорта, пользующихся популярностью у молодежи

Мэрия г. Ульяновска, комитет по делам молодежи
мэрии

2002 -
2004 г.г.

5.5.

Разработка мер по индивидуальному трудоустройству подростков, попавших в наркотическую и токсическую зависимость, по ходатайству органов здравоохранения, внутренних дел, районных комиссий по делам несовершеннолетних. Создать банк данных для таких несовершеннолетних

Комитет по делам молодежи мэрии, муниципальное учреждение молодежная служба занятости "Персонал"

2002 -
2004 г.г.


ИТОГО:




На 2002 год


24697,5




Приложение N 1
К городской комплексной Программе
"Профилактика, реабилитация и борьба с
наркоманией среди детей и молодежи
г. Ульяновска" на 2002 - 2004 г.г.,
утвержденной решением
Ульяновской Городской Думы
от 5 декабря 2001 г. N 184

Центр
медицинской реабилитации наркозависимых детей и подростков

(в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)

Паспорт
мероприятий по открытию городского "Центра
медицинской реабилитации наркозависимых детей и подростков"
(в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)

Наименование:
"Центр медицинской реабилитации наркозависимых детей и подростков".

Основание для разработки:
- катастрофический рост потребления наркотических средств, психоактивных веществ детьми и подростками, который наносит серьезную угрозу здоровью молодого поколения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку;
- увеличение негативных медико-социальных последствий наркомании: возросшая смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней - СПИДа, инфекционных гепатитов, венерических болезней.

Исполнители:
Комитет по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска. (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)

Сроки и этапы реализации мероприятий:
I этап - подготовка проектно-сметной документации на реконструкцию и капитальный ремонт здания под "Центр". Срок - 1 квартал 2002 г.
II этап - реконструкция и капитальный ремонт здания под Центр. Приобретение оборудования, мягкого и твердого инвентаря. Срок - 2002 г.
III этап - открытие "Центра медицинской реабилитации наркозависимых детей и подростков". Срок - 2003 г. (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)

Финансирование: 37120500 рублей. Смета прилагается.

Источники финансирования:
Средства городского бюджета, областного бюджета, возможно федерального, спонсорская помощь.

Ожидаемые результаты реализации:
- снижение напряженности наркотической ситуации среди детей и подростков в г. Ульяновске;
- концентрация усилий и ресурсов для снижения эпидемической вспышки ВИЧ-инфекции, заболевания инфекционными гепатитами.

Система контроля:
Контроль за реализацией программы мероприятий открытия "Центра медицинской реабилитации наркозависимых детей и подростков" осуществляет заместитель Мэра города Ульяновска по социальным вопросам. (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)

I. Обоснование открытия "Центра медицинской реабилитации наркозависимых детей и подростков" (в дальнейшем "Центр").

В переходный период развития российского общества молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит медленно и хаотично. Подростки утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и формировать здоровый жизненный стиль.
Дети, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний, и здесь на первое место вышла наркотизация подростков, год за годом вовлекая в себя все более ранние возраста детей. Россия безвозвратно теряет поколение граждан, которым сегодня 12 - 25 лет.

II. Цель и деятельность "Центра".

Создание и развитие концептуально обоснованного системного подхода к вопросам вторичной и третичной профилактики зависимости от психоактивных (ПАВ) веществ среди детей и подростков.

Создание комплекса мероприятий, направленного на прекращение дальнейшей наркотизации, предотвращение формирования хронического заболевания и восстановление личностного и физического статуса ребенка и подростка.

3.<*> Разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и подростков с зависимостью от ПАВ.

4. Развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики наркомании из числа врачей, психологов, детей, подростков и их родителей.

5. Медико-психологическая реабилитация детей и подростков из социально незащищенных семей, детей-сирот, социальных сирот и подростков, находящихся в кризисной ситуации.

6. Оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и подростков.

7. Медицинская, психологическая, трудовая реабилитация наркозависимых детей и подростков.

III. Задачи "Центра".

1. Восстановление психосоматического здоровья, формирование высоко функциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.

2. Обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной медицинской и психологической помощи.

3. Формирование гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.

4. Набор и подготовка профессиональных кадров совместно с кафедрами психологии, физиологии труда, НИЦ "Регион", медицинской кафедрой УлГУ.

5. Связь с научным потенциалом и ведущими специалистами России и зарубежных стран по проблемам реабилитации, вторичной и третичной профилактики детей наркоманов.

АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЕ ЗВЕНО:

I блок - научно-практический.
Задача: разработка новых программ, методов, тренингов по проблеме наркомании среди детей и подростков, согласование их с НИИ наркологии МЗ РФ. Связь с научным потенциалом и ведущими специалистами России и зарубежных стран.

Основные направления деятельности:
- Разработка практической комплексной программы по вторичной профилактике детской подростковой наркологической зависимости.
- Разработка новых методов психодиагностики и психотерапии.
- Обучающие семинары для врачей, психологов.
- Исследование эффективности программ.
- Анализ и обобщение опыта работы.
- Создание широкого выбора научно-методической и научно-популярной литературы, буклетов по указанной тематике, производство собственных видео- и аудиопрограмм.
- Осуществление профессионально-методического обмена опытом в области решения проблем наркомании с родственными российскими и зарубежными заинтересованными организациями.

II блок - организационно-методический.
Задача: координация научно-практической, лечебно-профилактической деятельности по проблеме наркомании среди детей и подростков и их родственников.

Основные направления деятельности:
- Постоянно действующие семинары для врачей, психологов.
- Информационно-аналитическая служба и служба формирования общественного мнения, работа со средствами массовой информации.
- Круглосуточный телефон доверия.
- Работа и взаимодействие с образовательными учреждениями и общественными организациями.
- Проведение конкурсов на лучшую публикацию, видеоклип, теле- и радиопередачу по профилактике зависимостей.
- Информационная поддержка воспитательных, образовательных, досуговых учреждений, общественных объединений, молодежных организаций.
- Подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в сфере профилактики и реабилитации наркомании.

III блок - лечебно-диагностический.
Задачи: выявление и лечение ранних форм зависимостей, психосоматических отклонений в здоровье детей и подростков группы социального риска.

Основные направления деятельности:
- Амбулаторный прием врачей наркологов, психологов, биокибернетиков, сексопатологов, дерматовенерологов, педиатров и других специалистов.
- Оказание семейно-консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической помощи при зависимостях, нервно-психических и соматических отклонениях, связанных с нарушением семейных отношений, конфликтных ситуациях в школе и других стрессовых состояниях.
- Медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж, комплекс водно-лечебных мероприятий, комнаты психоэмоциональной разгрузки, фитотерапия и другие виды лечения.
- Проведение анализа деятельности. Статистический учет и отчетность.

IV блок - Воскресная школа.

ОТДЕЛЕНИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ:

1. Дневной стационар на 50 коек.
2. Воскресная школа.
Задача: лечение психосоматических заболеваний, связанных с приемом наркотиков. Реабилитация психического, социального статуса подростка.
- Палаты на 2 - 3 человека
- Клинико-диагностическая и биохимическая лаборатории
- Физиотерапевтические кабинеты
- Водолечебный комплекс - бассейн, сауна, лечебные ванны и др.
- Зал ЛФК
- Трудотерапия - мастерские по интересам
- Занятие по интересам - рисование, компьютерное общение и пр.
- Учебная программа общеобразовательной школы по основным предметам

СМЕТА
расходов на городской "Центр медицинской
реабилитации наркозависимых детей и подростков" на 2002 - 2003 годы
(в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)

2002 год

2003 год

1. Общестроительные работы
2. Приобретение оборудования
3. Приобретение мебели
4. Приобретение мягкого инвентаря
5. З/плата штата сотрудников на 2001 г.
6. Начисления на з/плату
7. Прочие расходы

11000000 руб.
4000000 руб.
3000000 руб.
800000 руб.
250000 руб.
97500 руб.
500000 руб.

10000000 руб.
3000000 руб.
2000000 руб.
1000000 руб.
700000 руб.
273000 руб.
500000 руб.

Итого:

19647500,0 руб.

17473000,0 руб.

Всего:

37120500,0 руб.




Приложение N 2
К городской комплексной Программе
"Профилактика, реабилитация и борьба с
наркоманией среди детей и молодежи
г. Ульяновска" на 2002 - 2004 г.г.,
утвержденной решением
Ульяновской Городской Думы
от 5 декабря 2001 г. N 184


Городской "Центр медицинской реадаптации наркозависимых детей и подростков"


Паспорт
мероприятий по открытию городского
"Центра медицинской реадаптации
наркозависимых детей и подростков"

Наименование
"Центр медицинской реадаптации наркозависимых детей
и подростков"

Основание для разработки:
- Резкое увеличение потребления алкоголя, наркотических средств, психоактивных веществ детьми и подростками является серьезной угрозой генофонду, здоровью молодого поколения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку;
- возросшая смертность, увеличение числа суицидальных попыток, ухудшение криминогенной ситуации, связанной с проблемой наркомании, а также сопутствующих наркомании болезней - СПИДа, инфекционных гепатитов;
- отсутствует непрерывность и преемственность медицинских, психологических и психосоциальных мероприятий.

Исполнители:
Отдел здравоохранения мэрии г. Ульяновска. (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)
Соисполнитель - Фонд "Хелг".

Сроки и этапы реализации мероприятий:

I этап

- подготовка проектно-сметной документации на реконструкцию и капитальный ремонт здания (д/с N 159 АО "Комета") под "Центр".
- открытие отделения реадаптации (кабинеты нарколога, психолога, и др.), амбулаторного приема, с последующим перебазированием в открываемый Центр Реадаптации. (в ред. Решения Ульяновской Городской Думы от 02.07.04 N 65)
- приобретение оборудования, мягкого и твердого инвентаря, мебели.

январь - февраль 2002 г.

февраль 2002 г.



в течение 2002 г.

II этап

- реконструкция и капитальный ремонт здания под Центр.

2002 г.

III этап

- открытие городского "Центра медицинской
реадаптации наркозависимых детей и подростков".

2002 - 2003 г.г.


Финансирование: 4000000 рублей. Смета прилагается.

Источники финансирования:
Средства городского бюджета, возможно федерального, благотворительная помощь.

Ожидаемые результаты:
- уменьшение количества наркозависимых подростков;
- снижение количества вновь зарегистрированных подростков, контролируемая социальная ситуация;
- улучшение криминогенной ситуации, связанной с употреблением наркотиков, алкоголя;
- снижение заболеваемости ВИЧ- инфекцией, инфекционным гепатитом.

Контроль:
Контроль мероприятий по открытию "Центра медицинской реабилитации наркозависимых детей и подростков" осуществляет заместитель Мэра, Городская Дума.

Городской "Центр медицинской реадаптации
наркозависимых детей и подростков"

I. Обоснование открытия "Центра медицинской реадаптации наркозависимых детей и подростков" (в дальнейшем "Центр").
В настоящее время в г. Ульяновске отсутствует целостная программа профилактики наркомании и помощи наркозависимым детям и подросткам. Существующие медицинские кабинеты в различных лечебных учреждениях и кабинеты психологов сфере образования работают автономно, не учитывают и не охватывают всей проблемы, решая задачи частного характера.
Подростки, получившие первую медицинскую помощь в различных "кабинетах детоксикации", опять возвращаются к употреблению наркотиков, алкоголя. Остается психическая зависимость, а в силу возрастных особенностей растущего организма, после снятия физической, подросток не в состоянии адекватно оценивать все последующие проблемы. Нет возможности получить квалифицированную медицинскую помощь (мы считаем, что нужно в первую очередь именно медицинскую). Возникает необходимость реабилитации и дальнейшей реадаптации как медицинской, так и психосоциальной. Этот непременный этап позволит в течение 7 месяцев изолировать подростка от агрессивных внешних условий и контролировать его поведение и состояние. В этот период происходит формирование неприятия зависимости (как с биохимической, нейрогуморальной, так и психосоциальной точки зрения).
Центр в дальнейшем проводит амбулаторное наблюдение с обязательным лабораторным контролем наличия наркотиков в моче.
Центр совместно с участковыми педиатрами выявляет, а затем проводит необходимые медицинские мероприятия по отношению к подросткам "из группы риска", ликвидируя почву для возникновения наркомании и алкоголизма.
Наличие Центра, как этапа заключительной медицинской, трудовой и психосоциальной реадаптации позволит говорить о создании в г. Ульяновске единой структуры профилактики и медицинской наркологической помощи подросткам.

II. Цель и деятельность "Центра".

1. Осуществлять непрерывность и преемственность комплекса лечебных мероприятий, начиная с этапа снятия физической зависимости.

2. Реализация программ по профилактике зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя среди детей и подростков.

3. Реализация комплекса мероприятий для предотвращения формирования хронических заболеваний и восстановление личностного и физического статуса ребенка и подростка.

4. Разработка и внедрение индивидуальных программ профилактики рецидивов наркомании у детей и подростков с зависимостью от ПАВ.

5. Медицинская, психологическая, трудовая реадаптация наркозависимых детей и подростков.

6. Научно-практическая деятельность. Разработка и внедрение новых безопасных методов лечения, медицинской техники, медицинских технологий.

III. Задачи "Центра".

1. Восстановление здоровья, формирование и укрепление адаптивной способности личности к преодолению стрессовых ситуаций.

2. Формирование устойчивых реакций для неприятия ПАВ, алкоголя, курения.

3. Обеспечение доступности комплексного оказания квалифицированной медицинской и психологической помощи с дальнейшим амбулаторным наблюдением.

4. Подготовка на базе Центра профессиональных кадров совместно с учебными заведениями г. Ульяновска.

5. Разработка и внедрение новых безопасных методов медикаментозной и психологической коррекции психосоматического состояния.

6. Участие, организация и проведение научно-практических семинаров, конференций, издательская деятельность.

IV. Структура Центра

1. Стационар на 20 коек с круглосуточным пребыванием пациентов.
- Палаты на 2 - 3 человека.
- Клинико-диагностическая лаборатория.
- Физиотерапевтический кабинет.
- Процедурный кабинет.
- Бассейн, сауна, лечебные ванны и др. Зал ЛФК.
- Программы общеобразовательной школы по основным предметам.
- Трудовые мастерские.
Выявление психосоматических отклонений в здоровье детей и подростков группы социального риска. (ADHD синдрома - синдрома "минимальной мозговой дисфункции"):
- наблюдение врачей наркологов, психологов и других специалистов;
- оказание семейно-консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической помощи при зависимостях, нервно-психических и соматических отклонениях, связанных с нарушением семейных отношений, конфликтных ситуациях в школе и других стрессовых состояниях;
- медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж, комплекс водно-лечебных мероприятий, комнаты психоэмоциональной разгрузки, фитотерапия и другие виды лечения;
- лабораторный контроль наличия наркотических препаратов в организме;
- трудотерапия.

2. Организационно-методический отдел.
Координация научно-практической, лечебно-профилактической деятельности:
- информационно-аналитическая служба и служба формирования общественного мнения, работа со средствами массовой информации;
- взаимодействие с образовательными учреждениями и общественными организациями;
- информационная поддержка воспитательных, образовательных, досуговых учреждений, общественных объединений, молодежных организаций.

3. Научно-практический отдел.
Разработка и внедрение новых программ, методов. Публикация результатов. Научные контакты.
- Разработка новых методов терапии.
- Семинары для врачей, психологов, педагогов.
- Экспертная оценка программ.
- Анализ и обобщение опыта работы.
- Создание научно-методической и научно-популярной литературы.
- Осуществление профессионально-методического обмена опытом.

4. Трудовые мастерские.
- Трудовые мастерские по интересам.
- Занятия по интересам - Интернет клуб, рисование и пр.

Смета расходов
на городской "Центр медицинской реадаптации
наркозависимых детей и подростков" на 2002 г.

Наименование расходов

2002 год (тыс. руб.)

Медицинское оборудование

400,0

Коммуникации

58,5

Орг. техника

158,0

Зарплата

50,0

Начисления на з/п

19,5

278,0

3000,0

Прочие расходы

36,0

Итого:

4000,0


Об утверждении городской комплексной Программы "Профилактика, реабилитация и борьба с наркоманией среди детей и молодежи г. Ульяновска" на 2002 - 2004 г.г. (с изменениями на 2 июля 2004 года)

Название документа: Об утверждении городской комплексной Программы "Профилактика, реабилитация и борьба с наркоманией среди детей и молодежи г. Ульяновска" на 2002 - 2004 г.г. (с изменениями на 2 июля 2004 года)

Номер документа: 184

Вид документа: Решение Ульяновской Городской Думы

Принявший орган: Ульяновская Городская Дума

Статус: Действующий

Дата принятия: 05 декабря 2001

Дата начала действия: 05 декабря 2001
Дата редакции: 02 июля 2004