Недействующий



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2000 г. N 41

О концепции повышения уровня жизни населения Ульяновской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 09.11.2007 N 399
____________________________________________________________________


Глубокий экономический кризис в России и возникающие в связи с этим социальные проблемы обуславливают повышенное внимание к формированию и реализации социальной политики. Главным приоритетом в работе областной администрации неизменно была и остается социальная защита населения. В связи с необходимостью объединения основных принципов социальной политики администрации области в Концепцию повышения уровня жизни населения Ульяновской области постановляю:

1. Утвердить Концепцию повышения уровня жизни населения Ульяновской области на предстоящий период.

2. Опубликовать Концепцию повышения уровня жизни населения Ульяновской области в средствах массовой информации.

3. Рекомендовать главам городов и районов области в целях взаимодействия и проведения согласованной политики в области повышения благосостояния населения руководствоваться Концепцией повышения уровня жизни населения Ульяновской области.


Глава администрации области
Ю.ГОРЯЧЕВ






Утверждена
постановлением
Глава администрации области
18 февраля 2000 г. N 41

КОНЦЕПЦИЯ
повышения уровня жизни населения Ульяновской области

1. Введение  


Концепция представляет целостную систему принципов, механизмов и мер по стабилизации уровня жизни населения, сокращению масштабов бедности, уменьшению разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, обеспечению оптимального уровня занятости населения, увеличению расходов на социальные программы, созданию предпосылок для реального роста денежных доходов. Концепция предусматривает дальнейшую разработку и реализацию Программы конкретных мер, которая должна детализировать основные направления ее реализации.

2. Цели настоящей концепции:


- определение основных приоритетных направлений повышения уровня жизни населения на предстоящий период, которыми являются:

- создание экономических условий для повышения трудовой активности, развитие предприимчивости и деловой инициативы, обеспечение правовых гарантий работникам наемного труда предприятий всех форм собственности, в том числе по своевременной и полной оплате труда, социальному страхованию, охране, условиям и режимам труда, а также повышение доходов других слоев населения;

- стабилизация выплат социальных пособий и гарантий;

- проведение политики эффективной занятости, прежде всего молодежи, инвалидов, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулирование безработицы, оказание помощи в трудоустройстве слабоконкурентным на рынке труда группам населения, прежде всего молодежи, инвалидам, работникам, высвобождаемым с предприятий, создание возможностей для переобучения, переподготовки и профессиональной ориентации граждан;

- обеспечение конституционных гарантий получения бесплатной медицинской помощи в объеме базовых стандартов всем гражданам независимо от уровня доходов;

- укрепление государственных образовательных учреждений, обеспечивающих получение бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования, усиление социальной поддержки на всех ступенях общего и профессионального образования детей из многодетных, малообеспеченных и неблагополучных семей, сирот, детей с отклонениями в развитии и инвалидов, а также одаренных детей;

- сохранение историко - культурного наследия, возрождение и развитие национальных культур, обеспечение доступности культурного досуга для большинства граждан;

- последовательное осуществление жилищной реформы, предоставление недорогого жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для малоимущих, для молодых семей - обеспечение доступа к льготным условиям кредитования;

- улучшение демографической ситуации в основном за счет снижения смертности населения, особенно граждан в трудоспособном возрасте и детей.

3. Основные задачи:


- непрерывное повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого роста экономики;

- усиление мотивации к труду, внедрение различных форм занятости населения, реализация права на труд для каждого гражданина;

- более полное удовлетворение потребностей общества в товарах, работах и услугах, обеспечение устойчивого роста экономики;

- создание условий всестороннего развития человека, обеспечение его права на жилище, отдых, медицинское обслуживание, образование, культурное развитие;

- создание благоприятной среды обитания;

- осуществление регулярного контроля и мониторинга за динамикой уровня жизни населения;

- обеспечение экологической безопасности человека.

4. Основные направления повышения уровня
жизни населения

4.1. Повышение уровня доходов населения


Основные направления повышения реального уровня доходов населения заключаются в создании условий для восстановления роли оплаты труда как основного источника денежных доходов, увеличении доходов населения от предпринимательской деятельности, постепенном приближении минимальных и других фиксированных государственных социальных гарантий к прожиточному минимуму, более справедливом распределении доходов и сокращении дифференциации населения по уровню жизни. В этой связи до 2002 - 2003 гг. необходимо:

- повысить удельный вес заработной платы в структуре денежных доходов населения до уровня 60-70 проц.;

- разработать и внедрить систему тарифного регулирования оплаты труда с учетом величины прожиточного минимума на основе социального партнерства;

- приблизить ставку первого разряда до уровня 80 проц. прожиточного минимума;

- ввести опережающую ежеквартальную индексацию заработной платы в зависимости от роста индекса потребительских цен на товары и услуги;

- создать механизм регулирования доли оплаты труда в конечной цене продукции и доведения ее до 40-50 проц. от себестоимости, в ВВП - до 30 проц.;

- установить тарифную часть заработной платы в ее структуре не менее 60 проц.;

- установить зависимость оплаты труда руководителей предприятия от минимального и среднего размера оплаты труда работников, финансово - экономического состояния предприятия, задолженности по выплате заработной платы;

- повысить ответственность руководителей организации за результаты финансово - экономической деятельности предприятия, вплоть до применения процедуры банкротства;

- создать правовые и экономические условия по предотвращению, возврату и легализации теневых доходов населения и предприятий (организаций);

- усилить защиту прав потребителей, разработать механизм оперативного рассмотрения исков к нарушителям прав потребителей;

- продолжить регулирование цен на основные виды товаров и услуг первой необходимости в соответствии с перечнем, утверждаемым Главой администрации области;

- для предотвращения дефицита жизненно необходимых товаров создать запас продовольствия за счет средств областного бюджета и кредитных ресурсов;

- продолжить реализацию концепции по жилищно - коммунальной реформе с учетом мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

- продолжить реализацию реформы жилищно - коммунального хозяйства с учетом мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

- осуществить регулирование оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

- оказать содействие населению в развитии личного подсобного хозяйства и реализации произведенной продукции.

  

4.2. Содействие занятости населения


Основными задачами данного направления являются:

- стимулирование более полного использования имеющихся рабочих мест, развитие различных форм трудовых отношений (самозанятость, индивидуальная трудовая деятельность и другие);

- легализация теневого сектора экономики;

- формирование многоукладной экономики на основе развития малого и среднего бизнеса, предприимчивости населения;

- снижение социальной напряженности в обществе, преступности, наркомании, иждивенчества за счет повышения уровня занятости населения;

- сокращение безработицы до социально приемлемого уровня;

- обеспечение социальной защиты и создание равных условий для трудовой деятельности ограниченно трудоспособным и малообеспеченным слоям населения и лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для реализации вышеуказанных задач необходимо:

- реализация Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест на основе программы внутриобластной кооперации;

- организация и внедрение механизма экономической заинтересованности работодателей в выполнении норм квотирования рабочих мест для слабозащищенных категорий населения;

- организация опережающего обучения персонала, находящегося под риском увольнения, и обучение по перспективным специальностям на основе внутрифирменных центров развития персонала;

- выявление приоритетных направлений развития экономики (в том числе конкретных предприятий), способных обеспечить устойчивый рост, и организация подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, на основе долгосрочного прогноза развития кадровой ситуации на предприятиях;

- разработка и реализация программ содействия занятости слабозащищенных категорий населения на основе механизма экономического стимулирования работодателей (налоговые льготы, доступ к кредитам, распределение госзаказа и др.);

- расширение структуры общественных работ, улучшение условий их организации, проведения и финансирования с учетом качественной структуры занятости и безработицы;

- разработка специальных программ содействия занятости для территорий с напряженной ситуацией на рынке труда на основе первоочередного включения их в программу внутриобластной кооперации;

- внесение законодательных инициатив по предоставлению льготных условий налогового обложения и кредитования для стимулирования самозанятости, малого и среднего бизнеса начинающих предпринимателей;

- внесение законодательных инициатив по максимальному сокращению теневой занятости населения, усиление контроля государственных органов управления;

- создание справочно - информационной системы "Занятость и рынок труда" об имеющихся вакансиях, экономических прогнозах развития отраслей и сфер деятельности, доступности кредитов и финансовой поддержки организации собственного дела и др.

 

4.3. Условия и охрана труда


Основными задачами являются: создание условий для сохранения здоровья работника на предприятии, снижение производственного травматизма, обеспечение социально приемлемой организации трудового процесса и рабочего места.

Для решения этих задач необходимо:

- создание нормативно - правовой базы для совершенствования государственной системы охраны труда на основе социального партнерства, объединения усилий органов управления области, местного самоуправления, работодателей и их объединений, профсоюзов и их объединений;

- повышение роли аттестации рабочих мест по условиям труда на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;

- обеспечение работников качественными и надежными средствами индивидуальной защиты согласно установленным нормам;

- совершенствование системы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в части условий и охраны труда, предупреждения травматизма и профзаболеваний;

- расширение практики создания фонда охраны труда предприятия с целью финансирования мероприятий по охране труда, создания наиболее благоприятных социальных условий занятости.

 

4.4. Развитие кадрового потенциала на производстве


Для повышения конкурентоспособности рабочей силы, ее профессионализма необходимо:

- разработать нормативно - правовую базу по развитию, аттестации и сертификации персонала, рабочих мест, финансовому обеспечению кадровых областных и территориальных программ;

- организовать работу по созданию внутрифирменных центров развития персонала на предприятиях с численностью более 1.000 человек;

- предусмотреть налоговую и организаторскую поддержку предприятий и организаций, осуществляющих обучение и переобучение персонала под перспективные рабочие места и инвестиционные проекты в рамках программы внутриобластной кооперации;

- создать систему государственного регулирования рынка труда и образовательных услуг для выявления приоритетных специальностей, направлений и сфер деятельности;

- обеспечить реализацию областной программы содействия развитию персонала на производстве как важнейшего механизма оптимального использования кадрового потенциала экономики.

  

4.5. Социальная поддержка сельского населения, семьи, молодежи

4.5.1. Социальная политика на селе


В условиях перехода к рыночным отношениям и проведения ангарной реформы должна осуществляться политика социальных гарантий. В дополнение к действующим мероприятиям по обеспечению государственной поддержки сельского населения необходимо следующее:

- создание правовых и экономических условий для самообеспечения и самозащиты сельского населения от негативных последствий рыночных реформ;

- продолжение активной политики создания новых рабочих мест на селе, привлечение сельской молодежи а другие отрасли производства, подготовка и переподготовка кадров в сельской местности;

- установление надбавок и доплат высококвалифицированным специалистам бюджетной сферы (врачам, учителям, молодым специалистам, работникам культуры, социальной защиты).

4.5.2. Семейная политика


Семейная политика в области проводится по следующим направлениям:

- создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин - матерей, снижения материнской и младенческой смертности, повышения качества здоровья новорожденных;

- снижение уровня детской инвалидности и создание условий для полноценной жизни детей - инвалидов;

- дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»