Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 1995 г. N 32

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ, ВХОДЯЩИХ В СЕТЬ НАБЛЮДЕНИЯ
И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Постановления Главы администрации Ульяновской области от 25.08.2004 N 96
____________________________________________________________________

На основании Положения "О сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации" и в целях своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения питьевой воды, пищевого фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, принятия экстренных мер по защите населения, объектов производства экономики области от радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ, биологических (бактериологических) средств, постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ульяновской области.

2. Включить в сеть наблюдения и лабораторного контроля области следующие учреждения и организации:

- областной центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора;

- областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- специализированную инспекцию лабораторного анализа и контроля областного комитета по охране природы;

- областную станцию защиты растений;

- областную проектно-изыскательскую станцию агрохимической службы "Ульяновская";

- областную ветлабораторию;

- отдел защиты окружающей среды государственного научного центра Российской Федерации НИИАР;

- центр санэпиднадзора Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги.

3. Главам администраций городов Ульяновска, Димитровграда и сельских районов до 1.04.95 утвердить перечни учреждений и организаций, входящих в сеть наблюдения и лабораторного контроля на городском и районном уровнях.

4. Учреждениям и организациям, входящим в сеть наблюдения и лабораторного контроля, быть готовыми организовать свою работу при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в соответствии с Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Ульяновской области.

5. Координацию деятельности учреждений, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля области по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, возложить на штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Меньшиков).

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Меньшиков).


Глава администрации области
Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ






Приложение
к постановлению
Главы администрации
Ульяновской области
от 27.02.95 N 32

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения


1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля Гражданской обороны Ульяновской области (СНЛК).

2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех организаций и учреждений, включенных в структуру СНЛК.

Общее руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля возлагается на комиссию по чрезвычайным ситуациям области.

Непосредственное руководство учреждениями СНЛК осуществляют предприятия и организации, включенные в структуру СНЛК.

Наблюдение и лабораторный контроль в области организуется и проводится в целях:

своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных (РВ), отравляющих (ОВ), сильнодействующих ядовитых (СДЯВ) веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.

Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, СДЯВ и БС с помощью технических средств.

Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствия, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для БС - после проведения специфической индикации).


Сеть наблюдения и лабораторного контроля местного уровня формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Координацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующими комитетами (комиссиями) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполнительной власти и территориальными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Перечень конкретных учреждений и организаций, функционирующих на местном уровне, устанавливается местными органами исполнительной власти по согласованию с администрацией организаций и учреждений.

Территориальные штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организуют и координируют деятельность учреждений, включенных в СНЛК на подведомственной территории; руководят их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; контролируют состояние сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени.

2. Функционирование и порядок передачи информации
учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля


Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:

В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения директивным (вышестоящим) органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.

В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно - промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль производится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, СДЯВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ, БС, о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 3-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.

Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого СНЛК вышестоящей организацией, территориальными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и закрепляются соответствующей инструкцией.

В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время) применение противником современных средств поражения в военное время, наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.

Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, СДЯВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС, о массовых вспышках особо опасных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 3-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации.

Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).


3. Организация наблюдения и лабораторного контроля


СНЛК включает:

отраслевые научно-исследовательские учреждения;

кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологического, химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатического профилей;

территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС, ЦТМС);

специализированные инспекции аналитического контроля (СНАК);

авиа- и гидрометеорологические станции (АМГС, МГС) и посты (ГМП);

центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора на воздушном м водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);

территориальные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора (ЦГСЭН);

сетевой, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте МПС России (ЦСЭН);

территориальные ветеринарные лаборатории (ВЛ);

проектно-изыскательные центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории (ПИЦАС, ПИСАС, ЦХСР, АЛХ);

станции защиты растений (СТАЗР);

производственные (объектовые) лаборатории;

химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны (ХРЛ);

посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН).

Основу СНЛК составляют отраслевые центры наблюдения и лабораторного контроля, создаваемые на базе областных и городских учреждений (расположенные в городах, отнесенных к особой первой и второй группам по гражданской обороне), являющихся головными.

Головные - наиболее подготовленные к выполнению задач СНЛК учреждения выполняют следующие задачи:

определяют зараженность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды РВ, ОВ, СДЯВ и проводят специфическую индикацию БС;

осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении (загрязнении) продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных подразделений СНЛК;

осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями СНЛК при проведении всех видов лабораторных исследований;

организуют подготовку (переподготовку) специалистов СНЛК.

Головные учреждения СНЛК являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов.

При эвакуации головные учреждения СНЛК рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.

В целях повышения устойчивости функционирования СНЛК в мирное и военное время головным учреждением назначаются дублеры, на которые возлагаются функции областных учреждений СНЛК. В качестве дублеров используются: один - два районных (городских) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора первой категории и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте, ветеринарные лаборатории, проектно-изыскательные центры и станции агрохимической службы, станции защиты растений,

а также гидрометеорологические станции и др.

Перечень головных учреждений и их дублеров местного уровня согласовывается с территориальными штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На территориальные областные управления, городские центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета, специализированные инспекции аналитического контроля Минприроды России возлагается:

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

- определение зараженности атмосферного воздуха, воды открытых водоемов и местности ОВ и СДЯВ;

- установление границ зон радиоактивного и химического заражения (загрязнения) в районах чрезвычайных ситуаций;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб;

- подготовка специалистов ГМС и ГМП по ведению радиационного и химического наблюдения.

На гидрометеорологические станции и посты Росгидромета возлагается:

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;

- установление наличия ОВ и СДЯВ в атмосферном воздухе, воде, открытых водоемах и на местности;

- осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие ЦГМС.

На областные, портовые, городские, районные - первой категории центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Госкомсанэпиднадзора России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транспорте МПС России, центры санитарно - эпидемиологического надзора и медико-санитарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России возлагается:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН, МЧС) формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно - эпидемиологических отрядов и др.);

- установление ряда микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

- осуществление идентификации выделенных штампов микроорганизмов и токсинов (только для республиканских, краевых и областных ЦГСЭН);

- проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных РВ, ОВ, СДЯВ и БС, с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

- измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

- определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

- установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);

- определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и СДЯВ;

- оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН на подведомственной территории.

Основными задачами городских, районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора 2-й и 3-й категории Госкомсанэпиднадзора России и соответствующих им ЦСЭН на железнодорожном, водном и воздушном транспорте являются:

- проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»