ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 15 ноября 2001 года     N 175

     

Об областной целевой программе "Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимой части населения Ульяновской области на 2002-2003 годы"

В целях усиления противодействия незаконному обороту наркотических средств на территории Ульяновской области, профилактики их потребления, а также лечения и реабилитации наркозависимой части населения постановляю:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимой части населения Ульяновской области на 2002-2003 годы" (далее именуется - программа).

2. Главному управлению финансов области предусмотреть в проектах областного бюджета на 2002, 2003 годы средства на реализацию программы, исходя из реальных возможностей областного бюджета.


     3. Рекомендовать главам городов и районов области:
     3.1. Принять участие в реализации мероприятий программы.

3.2. Разработать местные программы по проблемам наркомании с учетом местных особенностей.

3.3. При формировании местных бюджетов предусмотреть средства на профилактику наркомании, организацию работы по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, лечение и реабилитацию наркозависимой части населения.

4. Настоящее постановление вступает в силу со следующего дня после его официального опубликования.

     
     5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Курочку В.К.


Глава администрации области
В.А. Шаманов




УТВЕРЖДЕНА
постановлением Главы администрации области
от 15.11.2001 N175



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2003 ГОДЫ"

Содержание

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

Паспорт областной целевой программы "Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимой части населения Ульяновской области на 2002-2003 годы"

1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами.     

2. Основные принципы программы     
3. Основные цели и задачи программы     
4. Срок реализации программы     
5. Система мероприятий     
6. Финансовое обеспечение программы     
7. Механизм реализации программы. Организация управления и контроль за ходом исполнения программы
8. Критерии оценки эффективности программы     

РАЗДЕЛ   ВТОРОЙ
План мероприятий по реализации областной целевой программы "Комплексные меры противодействия незаконному
обороту наркотических средств, профилактики наркомании,
лечения и реабилитации наркозависимой части населения
Ульяновской области на 2002-2003 годы"

1. Организационные мероприятия     

2. Мероприятия по активизации работы правоохранительных органов

3.  Мероприятия  по укреплению  материально-технической     базы   организаций, учреждений и ведомств, участвующих, в программе
4. Мероприятия по кадровому обеспечению программы     
5. Мероприятия по информационному обеспечению программы
6. Мероприятия по психолого-педагогической профилактике
зависимости от ПАВ     




РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


ПАСПОРТ
областной целевой программы

"Комплексные меры противодействия
незаконному обороту наркотических средств, профилактики
наркомании, лечения и реабилитации наркозависимой части
населения Ульяновской области на 2.002-2003 годы"

Наименование программы

областная   целевая   программа   "Комплексные меры противодействия   незаконному   обороту наркотических  средств,  профилактики  наркомании, лечения и реабилитации наркозависимой части населения Ульяновской области на 2002-2003 годы".

Основание для разработки программы

постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.99   N 1030 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы".

Государственный заказчик

администрация Ульяновской области.

Основные разработчики программы

департамент здравоохранения и фармации администрации области; Ульяновский областной наркологический диспансер; управление образования администрации области;  комитет по делам молодежи администрации области; Ульяновский государственный университет;   комитет социальной защиты населения администрации области;  комиссия  администрации области по делам несовершеннолетних; управление внутренних дел Ульяновской области.

Срок реализации программы

2002-2003 годы.

Перечень

организационные мероприятия;

основных мероприятий   

мероприятия по активизации работы правоохранительных органов;


мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций, учреждений и ведомств, участвующих в программе;


мероприятия по   кадровому   обеспечению    программы;


мероприятия по информационному обеспечению программы;      


мероприятия по психолого-педагогической профилактике зависимости от психоактивных веществ;

Исполнители основных мероприятий

администрации    городов    и    районов    области; департамент     здравоохранения     и     фармации администрации области; управление внутренних дел Ульяновской области (далее именуется - УВД области);    линейные    отделы    внутренних    дел городов  и районов  на транспорте Ульяновской области;  отделы профилактики  правонарушений несовершеннолетних          районных          отделов внутренних дел Ульяновской области; управление образования     администрации     области;     отдел образования       мэрии   г.Ульяновска;    комиссия администрации         области     по    делам     несовершеннолетних;  комитет социальной защиты населения    администрации    области;    департамент имущественных отношений Ульяновской области; управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области; комитет по физической культуре, спорту и, туризму администрации области; управление по делам культуры и искусства администрации области; комитет по делам молодежи администрации области; Ульяновская таможня Поволжского таможенного   управления;    военный   комиссариат Ульяновской области;   департамент  федеральной государственной службы занятости населения по Ульяновской   области;   управление   Федеральной службы безопасности   Российской Федерации по Ульяновской области; Ульяновский государственный университет; научно-исследовательский центр


"Регион"     при    Ульяновском   государственном университете; институт дополнительного образования  Ульяновского     государственного университета; Ульяновский областной наркологический диспансер;    Епархиальное    управление   русской православной церкви; Духовное управление мусульман; областное   государственное  учреждение "Редакция    "Народная    газета"; федеральное государственное унитарное предприятие "Ульяновская государственная телевизионная и радиовещательная компания "Волга"; государственное   учреждение   "Облкинофонд"; институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом   университете   имени   И.Н.Ульянова; совет ректоров высших учебных заведений (далее именуются - вузы) Ульяновской области; областной центр медицинской профилактики; областной дом народного творчества; мэрия города Ульяновска; мэрия города Димитровграда; федеральное государственное унитарное предприятие   "Ульяновский механический завод"; Ульяновский антинаркотический общественный фонд "Спасение"; государственное   предприятие   "Ульяновскоблкнига"; Ульяновский базовый медицинский колледж; управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области; отдел администрации области по экологии и природопользованию;   государственное лечебно-профилактическое учреждение "Психиатрическая     больница N   1     имени Н.М.Карамзина"; областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и   инфекционными заболеваниями.

Источники финансирования

за счет средств    федерального, областного, местных бюджетов, предусмотренных     на     текущее финансирование    организаций, учреждений и ведомств, за счет     целевых     средств     областного бюджета,    спонсорских средств, благотворительных взносов.

Ожидаемые конечные результаты реализации

 повышение     эффективности     мероприятий     по профилактике   наркомании,   лечению   и   реабилитации      наркозависимой      части      населения Ульяновской области;                               

программы

снижение    уровня    потребления    наркотиков    в немедицинских целях;                               


снижение уровня незаконного оборота наркотиков;


снижение, уровня   преступности   в   сфере   незаконного оборота наркотиков;     


улучшение     взаимодействия     между     государственными   организациями,   органами местного самоуправления и общественными организациями по   профилактике   наркомании   среди населения области;                                 


снижение заболеваемости наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом;


 снижение медико-социальных последствий   злоупотребления    психоактивными,    веществами -   инфекционных  гепатитов, ВИЧ-инфекций,   венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, количества случаев прекращения образования, разрушения семей, криминализации детей и молодежи;            


снижение преступлений среди подростков и молодежи;           


создание  условий  для  оздоровления   генофонда нации.

Организация контроля за исполнением программы

-   контроль за исполнением программы возлагается на   заместителя   Главы   администрации   области Курочку В. К.



    

1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программными методами


Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызывающей острую необходимость в решительных и активных действиях по организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами    (далее    именуется    -    ПАВ),    лечению    и    реабилитации наркозависимой части населения, противодействию незаконному обороту наркотических средств.

Процесс вовлечения подрастающего поколения в злоупотребление ПАВ на территории области принял характер эпидемии. Следствием этого стало разрушение здоровья и рост смертности, резкое увеличение преступности и правонарушений в детской и молодежной среде. Теряются духовно- нравственные и социально значимые ориентиры подрастающего поколения.     

Ситуация в сфере вовлечения населения в злоупотребление ПАВ характеризуется следующим:     

1. В 2001 г. количество только официально зарегистрированных больных наркоманией в области составило свыше 4,5 тыс. человек, что в 14 раз больше, чем в 1990 г. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков превышает этот показатель в 7-10 раз. Около 70% от числа потребителей наркотиков - в возрасте до 30 лет. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков, с "1997 г. на наркологическом учете состоят дети до 14 лет. Заболеваемость наркоманией среди несовершеннолетних за десятилетие увеличилась в 68 раз.

2. С 1998 г. отмечается рост числа заболевших наиболее тяжелой формой наркомании - героиновой. В 2001 г. доля больных героиновой наркоманией составляет свыше 90%. Около 70% больных наркоманией вводят наркотики внутривенно, что приводит к распространению сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь ВИЧ-инфекции (75% ВИЧ-инфициро-вания связано с внутривенным введением наркотиков), инфекционных гепатитов (около 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других заболеваний. ВИЧ-инфекция зарегистрирована не только у подростков и детей, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых, под угрозой фактически оказался будущий генофонд страны.

3. По данным управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области, количество лиц, стоящих на учете в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области, за 5 лет увеличилось на 7,4 тыс. человек (с 5,8 тыс. в 1997 г. до 13,2 тыс. в 2001 г.). Продолжается вовлечение несовершеннолетних в торговлю наркотическими средствами. В 2001 г. выявлено и поставлено на учет 90 несовершеннолетних, .причастных к незаконным операциям с. наркотическими веществами, всего на учете - 485 несовершеннолетних.     

4. Растет количество выявленных преступлений по линии незаконного оборота наркотиков - за 5 лет в 3,3 раза (с 386 в 1997 г. до 1270 в 2001 г.). Наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений (с 215 в 1997 г. до 449 в 2001 г.), групповых преступлений (с 26 в 1997 г. до 90. б 2001г), в т.ч. организованными преступными группами (с 0 в 1997 г. до 38 в 2001 г.).

5. Большая часть выявленных преступлений приходится на Ульяновск (54%) и г. Димитровград (23,6%). В структуре преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, 42,4% занимает незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка наркотиков без цели сбыта; 58,1% - с целью сбыта и сбыт.

Недостаточная обеспеченность подразделений отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области оперативно-техническими средствами не позволяет выявлять непосредственных организаторов торговли наркотиками, своевременно фиксировать факты организации притонов для потребления наркотиков.

На эффективность работы по противодействию наркомании отрицательно влияют недооценка социальных и психологических факторов, недостаточная распространенность психологической и образовательной моделей профилактики наркомании, слабое взаимодействие в работе государственных органов, органов местного самоуправления, заинтересованных служб, общественных объединений, средств массовой информации. Установилась практика лечения наркомании, направленная на временное снятие наркотической зависимости, при этом лечение не подкрепляется реабилитационными мероприятиями.

Несмотря на проводимую правоохранительными органами борьбу с незаконным оборотом наркотиков, работу медицинских, образовательных, социальных учреждений и общественных организаций, темпы распространения негативных процессов, связанных с данным видом преступлений, усиливаются. Противостоять распространению этого социально опасного явления возможно путем дальнейшего объединения правовых, медицинских, образовательных и социальных мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики наркомании.

Исходя из анализа сложившейся в области ситуации и прогноза ее развития на последующие годы, становится очевидной необходимость консолидации усилий органов исполнительной и законодательной власти области, общественных, профсоюзных организаций, всех сил гражданского общества по широкомасштабной антинаркотической защите прав и законных интересов детей, подростков, молодежи и всего населения области.

Необходимо использовать все источники финансирования (областной, федеральный, местный бюджеты, спонсорские средства, благотворительные взносы, гранты) для реализации программы. Ее, осуществление будет способствовать стабилизации обстановки и снятию   угрозы безопасности для жизни подрастающего поколения.

2. Основные принципы программы


В целях осуществления областной целевой программы "Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимой части населения Ульяновской области на 20.02-2003 годы" реализуются следующие принципы:

- создание организационных структур профилактики зависимости от ПАВ, лечения и реабилитации лиц, зависимых от употребления ПАВ;

- разработка программ для всех уровней профилактической лечебной и реабилитационной деятельности;     

- реализация мер по профилактике зависимости от ПАВ не изолированно; а в рамках общепрофилактических программ, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции, аддиктивного поведения, развитие личности, укрепление физического здоровья, формирование здорового образа жизни, повышение устойчивости к стрессу;

- внедрение не только медицинской модели профилактики (информирование о разрушающем действии наркотиков, алкоголя на организм и психику человека), но, прежде всего - психосоциальной и образовательной (формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, и действенной установки на отказ от приема ПАВ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному с употреблением ПАВ; обучение альтернативным наркомании, алкоголизму психологически и социально значимым моделям поведения);

- внедрение системной, многоуровневой и межведомственной организации и координации профилактических усилий;

- объединение уже существующих профилактических мероприятий с новыми мероприятиями, интеграция усилий всех заинтересованных ведомств в соответствии с их сферой деятельности;

- проведение профилактических мероприятий как непосредственно с детьми, подростками, молодежью, так и с родителями, педагогами, психологами, врачами, медицинским персоналом, тренерами;

- утверждение позитивных ценностей, стимуляция и многосторонняя поддержка социально приемлемого поведения и соответствующих изменений личностного роста детей; подростков и молодежи;

     - сочетание долгосрочных мероприятий с интенсивными усилиями, сфокусированными   на   определенном   направлении   профилактической работы.   Осуществление     постоянного   взаимодействия   со средствами, массовой информации;

- совершенствование системы многоуровневой подготовки квалифицированных кадров для решения задач профилактики зависимости от ПАВ;     

- проведение научно-методического обеспечения на всех этапам реализации программы.

   

Программа предполагает работу в широком   диапазоне возрастной когорты: от 6 до 30 лет.     

3 .Основные цели и задачи программы


Основными целями программы являются:

     - пресечение незаконного оборота наркотических средств;     

- снижение спроса на наркотики и их распространенности среди детей, подростков, молодежи, а также вовлечения их в наркогенную субкультуру;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»