ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

(с изменениями на 5 апреля 2010 года)

___________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Закона Ульяновской области от 02.11.2006 N 165-ЗО
     Закона Ульяновской области от 29.12.2009 N 218-ЗО
     Закона Ульяновской области от 05.04.2010 N 35-ЗО

___________________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
24 ноября 2005 года

     Статья 1


Утвердить областную Программу энергосбережения в Ульяновской области на 2006 - 2010 годы (прилагается).

     Статья 2


Правительству Ульяновской области при формировании бюджета Ульяновской области на 2006 и последующие годы предусматривать финансирование мероприятий областной программы энергосбережения в Ульяновской области на 2006 - 2010 годы.

     Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ

Ульяновск
1 декабря 2005 года
N 143-ЗО





Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной программы
энергосбережения в Ульяновской области
на 2006 - 2010 годы"

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2006 - 2010 ГОДЫ

Паспорт Программы

Наименование Программы       - областная      программа         энергосбережения   в
                               Ульяновской    области     на     2006 - 2010    годы
                               (далее - Программа)
Основание для                - Федеральный   закон    от    03.04.1996  N  28-ФЗ  "Об
разработки                     Программы энергосбережении", Закон Ульяновской области
                               от 12.11.2001     N   046-ЗО   "Об  энергосбережении в
                               Ульяновской            области",          распоряжение
                               Правительства       Российской        Федерации     от
                               28.08.2003    N       1234-р     "Об    энергетической
                               стратегии   России   на    период     до   2020  года"
Государственный заказчик     - Правительство           Ульяновской            области
Программы
Основные разработчики        - Департамент   энергетики     аппарата    Правительства
Программы                      Ульяновской области
Руководитель Программы       - Министр      строительства       Ульяновской   области
Цели и задачи Программы      - создание           организационных,          правовых,
                               экономических,           научно-технических          и
                               технологических    условий        для       сокращения
                               расходов           энергетических             ресурсов;
                               повышение   за   счет    роста     энергоэффективности
                               надежности     топливо    -    и     энергообеспечения
                               региона;
                               снижение   нагрузки    на   бюджет   как     за   счет
                               реализации          специальных            мероприятий,
                               направленных        на     снижение       оплаты    за
                               расходуемое    топливо    объектами   бюджетной  сферы
                               и жилищно- коммунального   комплекса,   так    и    на
                               основе      проведения        их        энергетических
                               обследований;
                               введение    системы   учета      и      контроля    за
                               расходованием         энергетических          ресурсов;
                               развитие    и      внедрение      новых    и   новейших
                               энергетических         технологий,          привлечение
                               нетрадиционных            источников            энергии
Сроки и этапы реализации     - 2006 - 2010 годы, в том числе:
Программы                      I этап - 2006 год;
                               II этап -2007 - 2010 годы
Перечень подпрограмм         - энергосбережение     в       жилищно  -   коммунальном
                               комплексе     и     бюджетной      сфере   Ульяновской
                               области;
                               энергосбережение     в     топливно  -  энергетическом
                               комплексе             Ульяновской             области;
                               энергосбережение        в     сельском       хозяйстве
                               Ульяновской области
Прогноз объемов              - общий       объем       финансирования       Программы
финансирования Программы       составляет  345014,3 тыс.   рублей,   в   том   числе:
                               федеральный    бюджет   -    110000     тыс.    рублей,
                               областной    бюджет      -     64711,6   тыс.   рублей,
                               бюджеты   муниципальных    образований    -    34660,7
                               тыс. рублей,   иные   источники   -    135642,0    тыс.
                               рублей.
                               Ежегодный   объем     ассигнований    из    областного
                               бюджета     на      реализацию    Программы   подлежит
                               уточнению  при   разработке   закона   об    областном
                               бюджете    на    соответствующий      финансовый   год
Основные исполнители         - предприятия        и         организации,   ассоциации,
мероприятий Программы          акционерные    компании     и     другие   организации
                               Ульяновской      области,         определяемые      на
                               конкурсной основе
Перечень основных            - первоочередные        мероприятия:         нормативное
мероприятий Программы          правовое    обеспечение      реализуемых   программных
                               мероприятий,    оснащение    потребителей    бюджетной
                               сферы       приборами          учета      используемых
                               энергетических  ресурсов,  внедрение  нетрадиционных и
                               возобновляемых            источников          энергии;
                               организационные       мероприятия:     разработка    и
                               внедрение     экономических       и         финансовых
                               механизмов       стимулирования      потребителей    и
                               производителей    в      экономии       энергоресурсов,
                               организация       энергетического         обследования

                               предприятий   жилищно - коммунального    комплекса   и
                               организаций   бюджетной   сферы,    стандартизация   и
                               сертификация    используемой     энергосберегающей   и
                               энергопотребляющей       техники.       Информационное
                               обеспечение,             подготовка             кадров;
                               инвестиционные мероприятия:
                               разработка      и     внедрение      экономических   и
                               финансовых     механизмов      реализации    Программы;
                               поэтапное         осуществление          инвестиционных
                               энергосберегающих     проектов       и      мероприятий,
                               направленных       на         реализацию       основных
                               требований    научно  -  технического    прогресса    в
                               потреблении                  и         энергосбережении
Система организации          - ответственность     за    организацию   и   контроль по
контроля за исполнением        исполнению       Программы          возлагается      на
Программы                      государственного   заказчика        -     Правительство
                               Ульяновской области
Ожидаемые конечные           - за   период     реализации     Программы   планируется:
результаты реализации          снижение    потребления    электрической   и   тепловой
Программы и показатели         энергии на 15 процентов;
оценки эффективности           снижение       бюджетных               затрат        на
мероприятий Программы          энергообеспечение    организаций    бюджетной     сферы
                               за        счет          уменьшения         платы     за
                               энергетические     ресурсы      на    10      процентов

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


В целях настоящей Программы используются следующие понятия и термины:

абзац утратил силу. - Закон Ульяновской области от 05.04.2010 N 35-ЗО;

трансзвуковой струйный аппарат - теплообменный аппарат контактного типа, использующий энергию пара для нагрева и перекачивания воды в системах отопления и горячего водоснабжения;

непроизводительный расход энергетических ресурсов - потребление энергетических ресурсов, обусловленное несоблюдением или нарушением требований, установленных государственными стандартами, иными нормативными актами и методическими документами;

энергоноситель - вещество в различных агрегатных состояниях (твердое, жидкое, газообразное) либо иные формы материи (плазма, поле, излучение и т.д.), запасенная энергия которых может быть использована для целей энергоснабжения;

абзац утратил силу. - Закон Ульяновской области от 05.04.2010 N 35-ЗО;

экономия энергетических ресурсов - сравнительное в сопоставлении с базовым, эталонным значением сокращение потребления энергетических ресурсов на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг установленного качества без нарушения экологических и других ограничений в соответствии с требованиями общества;

абзац утратил силу. - Закон Ульяновской области от 05.04.2010 N 35-ЗО;

энергосберегающая политика - комплексное системное проведение на государственном уровне программы мер, направленных на создание необходимых условий организационного, материального, финансового и другого характера для рационального использования и экономного расходования энергетических ресурсов;

абзац утратил силу. - Закон Ульяновской области от 05.04.2010 N 35-ЗО;

энергосберегающая технология - новый или усовершенствованный технологический процесс, характеризующийся более высоким коэффициентом полезного использования энергетических ресурсов;

энергоемкость производства продукции - величина потребления энергии и (или) топлива на основные и вспомогательные технологические процессы изготовления продукции, выполнение работ, оказание услуг на базе заданной технологической системы.

ВВЕДЕНИЕ


Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена постоянно возрастающими удельными показателями потребления энергетических ресурсов на производство единицы продукции, низким уровнем использования энергетических ресурсов, ухудшающейся экологической обстановкой при их использовании. На снижение эффективности потребления энергетических ресурсов негативное влияние оказывают повсеместно допускаемые значительные непроизводительные потери энергетических ресурсов, расточительность и бесхозяйственность в их расходовании, плохо налаженный учет и контроль за использованием энергетических ресурсов.

Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена несовершенством, а порой и отсутствием необходимых нормативно-правовых, финансово-экономических механизмов, а также недостаточным и некомплексным их применением.

Программой устанавливаются направления деятельности по энергосбережению на 2006 - 2010 годы, источники и объемы финансирования, заказчики и исполнители проводимых работ и получаемые в результате эффекты экономического, социального и иного характера.

Реализация энергосберегающей стратегии в регионе окажет положительное влияние на развитие экономики области, на совершенствование технологической базы в производственной сфере и социально-бытовом секторе, позволит повысить конкурентоспособность товаропроизводителей, положительно скажется на росте внутреннего валового продукта области и в конечном итоге - на повышении уровня жизни населения.

Глава 1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

1.1. Современное состояние и основные направления
потребления энергетических ресурсов в
Ульяновской области


Ульяновская область расположена в Среднем Поволжье, имеет развитые экономические связи с Мордовией, Татарстаном, Чувашией, Самарской и Пензенской областями. При площади 37,3 тыс. кв. км (0,2% площади России) и населении 1 млн. 500 тыс. (1,2% населения России) Ульяновская область занимает одно из ведущих мест в промышленном потенциале Поволжья.

Большая часть используемых технологических процессов и применяемых технологий в отраслях специализации области отличается высокой энергоемкостью. Вместе с тем в регионе ярко выражен дефицит энергетических ресурсов, область нуждается в поставках электроэнергии, угля, жидкого топлива и газа.

Ежегодно в Ульяновскую область поступает около 1,9 млрд куб. метров природного газа, 150 тыс. тонн дизельного топлива, 98 тыс. тонн керосина, до 80 тыс. тонн бензина автомобильного, 60 тыс. тонн угля, до 125 тыс. тонн мазута, 3,2 тыс. тонн сжиженного газа.

Расход большинства видов топлива по области за 2004 год уменьшился по сравнению с 2003 годом (рис. 1 - не приводится): бензина автомобильного - на 6,4 тыс. тонн (8,4%), топлива дизельного - на 8,0 тыс. тонн (5,2%), угля - на 5,9 тыс. тонн (9,6%), дров для отопления - на 29,7 тыс. плотных куб. метров (20,4%). Увеличился расход керосина - на 47,4 тыс. тонн (193,2%), мазута топочного - на 5,6 тыс. тонн (4,7%), газа природного - на 175,8 млн. куб. метров (10,0%).

В структуре потребления наибольший удельный вес приходится на газ природный, доля которого составляет 54,4% от общего объема потребления (рис. 1 - не приводится). На долю тепловой энергии приходится 19,8%, электроэнергию - 19,2%, на жидкое топливо - 4,4%, твердое - 2,2%.

Основным потребителем топочного мазута и природного газа является ОАО "Ульяновскэнерго", за 2004 год им израсходовано соответственно 28,5% и 52,5% от всего количества по области; керосина - авиакомпания "Волга-Днепр" (95,1%); бензина автомобильного и дизельного топлива - предприятия сельского хозяйства (соответственно 18,0% и 28,9%), предприятия транспорта (12,1% и 38,2%); угля - организации здравоохранения (21,1%), транспорта (19,7%).

Ульяновская область является энергодефицитной. Установленная электрическая мощность покрывает уровень годового максимума потребляемой мощности (около 1300 тыс. кВт) на 72%. Объем производимой в области электроэнергии составляет 2,2 млрд. кВт.ч. и 3,2 млрд. кВт.ч. область получает от энергосистем Республики Татарстан, Пензенской, Самарской, Саратовской и Нижегородской областей. В перспективе ожидается постепенный рост электропотребления.

Основные тенденции в развитии теплоэнергетики области связаны с переходом на автономное теплоснабжение жилых домов и социальных объектов, выводом из эксплуатации неэкономичных котельных и переводом их на газифицированные виды топлива. Проведением режимно-наладочных работ на котлах, энергетических обследований котельных с разработкой обоснованных мероприятий по энергосбережению. Применением современных горелочных устройств, пластинчатых теплообменников, трансзвуковых струйных аппаратов, организацией качественной водоподготовки, оснащением котельных контрольно-измерительной аппаратурой.

Анализ энергопотребления последних лет в Ульяновской области свидетельствует:

- об увеличении доли коммунально-бытового сектора в объеме потребления энергоресурсов Ульяновской области;

- о росте расходов энергоресурсов на единицу производимой продукции.

Доля коммунально-бытового сектора в последние годы возрастает в среднем на 2,7%. Такая тенденция способствует выравниванию пропорций энергопотребления в направлении, свойственном для развитых стран, где доля промышленности, с одной стороны, и коммунально-бытового сектора, с другой, примерно одинаковы.

На современном этапе экономика Ульяновской области характеризуется высокой энергоемкостью, в 2 - 3 раза превышающей удельную энергоемкость экономик развитых стран.

Ситуация в топливно-энергетическом комплексе усугубляется неплатежами за отпущенные энергоносители, что, в свою очередь, сдерживает рост экономики и уровень социального развития области. Появилась острая необходимость разработки и реализации программ повышения эффективности использования энергии и ее сбережения.

1.2. Потенциал энергосбережения Ульяновской области


Суммарный потенциал энергосбережения в Ульяновской области оценивается в 550 - 600 тыс. тонн условного топлива (далее - т.у.т.) в год.

Основную часть потенциала энергосбережения в регионе составляют электроэнергия (объем производства - 2200 млн. кВт.ч) и тепловая энергия (объем производства - 8500 тыс. Гкал).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»