ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 18 июля 2022 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
Закона Ульяновской области от 02.05.2007 N 55-ЗО
Закона Ульяновской области от 04.06.2008 N 98-ЗО
Закона Ульяновской области от 26.06.2008 N 104-ЗО
Закона Ульяновской области от 30.06.2008 N 119-ЗО
Закона Ульяновской области от 05.11.2008 N 180-ЗО
Закона Ульяновской области от 29.12.2009 N 216-ЗО
Закона Ульяновской области от 04.07.2011 N 110-ЗО
Закона Ульяновской области от 20.07.2012 N 98-ЗО
Закона Ульяновской области от 02.10.2013 N 182-ЗО
Закона Ульяновской области от 29.12.2014 N 225-ЗО
Закона Ульяновской области от 27.10.2017 N 123-ЗО
Закона Ульяновской области от 21.12.2018 N 157-ЗО
Закона Ульяновской области от 02.10.2020 N 107-ЗО
Закона Ульяновской области от 18.12.2020 N 156-ЗО
Закона Ульяновской области от 18.07.2022 N 66-ЗО
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
28 сентября 2006 года
Для целей настоящего Закона используемые в нем понятия означают:
1) административно-территориальное устройство Ульяновской области - система административно-территориальных единиц Ульяновской области и населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами Ульяновской области, обеспечивающая упорядоченное осуществление на ее территории функций государственного управления и местного самоуправления;
2) административно-территориальная единица Ульяновской области (далее - административно-территориальная единица) - часть территории Ульяновской области, имеющая установленные наименование, правовой статус и границы;
3) изменение административно-территориального устройства Ульяновской области - образование, упразднение и преобразование административно-территориальных единиц, установление и перенесение их административных центров, а также образование, упразднение и преобразование населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами;
4) населенный пункт - часть территории Ульяновской области, которая является местом постоянного или преимущественного проживания и жизнедеятельности людей и в границах которой находятся необходимые для этого объекты капитального строительства, некапитальные строения, сооружения и иные подобные объекты;
4.1) ранее не существовавший населенный пункт - часть территории Ульяновской области, предназначенная для постоянного или преимущественного проживания и жизнедеятельности людей и в предполагаемых границах которой уже находятся или впоследствии будут находиться объекты, указанные в пункте 4 настоящей статьи;
5) городской населенный пункт - населенный пункт, большинство жителей которого занято в несельскохозяйственной сфере деятельности;
6) город - городской населенный пункт с численностью населения не менее десяти тысяч человек, являющийся промышленным и культурным центром, имеющий свою территорию, ограниченную городской чертой. В исключительных случаях городом может признаваться населенный пункт с меньшей численностью населения, но имеющий важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
7) поселок городского типа (рабочий, курортный поселок) - городской населенный пункт с численностью населения не менее трех тысяч человек, на территории которого имеются промышленные организации, объекты строительства, железнодорожные узлы и (или) другие объекты производственной инфраструктуры, либо основным назначением которого является предоставление населению услуг или организация летнего отдыха населения. В исключительных случаях к поселкам городского типа могут быть отнесены населенные пункты с меньшей численностью населения, но имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
8) сельский населенный пункт (село, поселок, деревня, хутор, станция, казарма, разъезд, выселки) - населенный пункт, не являющийся городом или поселком городского типа;
9) административный центр - населенный пункт в составе административной единицы, который в установленном порядке определен в качестве места нахождения органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления.
1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с установлением административно-территориального устройства Ульяновской области и порядка его изменения.
2. Отношения, связанные с образованием, преобразованием, упразднением и учетом муниципальных образований Ульяновской области, установлением и изменением их границ и наименований, настоящим Законом не регулируются.
Административно-территориальное устройство Ульяновской области основывается на следующих принципах:
1) соответствия исторически сложившейся системе расселения в Ульяновской области и устойчивым тенденциям ее развития;
2) оптимизации системы государственного управления и местного самоуправления;
3) содействия рациональному использованию природных ресурсов и социально-экономического потенциала территорий, развитию социальной инфраструктуры и системы коммуникаций;
4) учета мнения представительных органов муниципальных образований Ульяновской области при изменении административно-территориального устройства Ульяновской области.
Установление наименований административно-территориальных единиц и населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 18 декабря 1997 года N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов". В случае внесения в настоящий Закон изменений, предусматривающих образование ранее не существовавшего населенного пункта, отраженное в настоящем Законе наименование такого населенного пункта до вступления в силу нормативного правового акта Российской Федерации о присвоении ему наименования считается условным. Установленные после вступления настоящего Закона в силу наименования административно-территориальных единиц и населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, подлежат внесению в настоящий Закон не позднее трех месяцев со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта Российской Федерации.
К видам административно-территориальных единиц относятся:
1) города областного значения - административно-территориальные единицы, не входящие в состав других административно-территориальных единиц, состоящие из города с численностью населения не менее пятидесяти тысяч человек либо указанного города и административно подчиненных ему одного или нескольких сельских населенных пунктов. В исключительных случаях к городам областного значения могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
2) административные районы - административно-территориальные единицы, не входящие в состав других административно-территориальных единиц, состоящие из территориально и экономически связанных между собой сельских округов и (или) поселковых округов и (или) городов районного значения и имеющие единый административный центр;
3) внутригородские районы города областного значения - административно-территориальные единицы, входящие в состав города областного значения, состоящие из части его территории, в том числе территории указанного города и административно подчиненных ему одного или нескольких сельских населенных пунктов;
4) города районного значения - административно-территориальные единицы, входящие в состав административного района, состоящие из города с численностью населения не менее десяти тысяч человек либо указанного города и административно подчиненного ему одного или нескольких сельских населенных пунктов. В исключительных случаях к городам районного значения могут быть отнесены города с меньшей численностью населения, но имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;
5) поселковые округа - административно-территориальные единицы, входящие в состав административного района, состоящие из поселка городского типа либо поселка городского типа и административно подчиненных ему сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, и имеющие единый административный центр;
6) сельские округа - административно-территориальные единицы, входящие в состав административного района, состоящие из одного или нескольких территориально и экономически объединенных сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, и имеющие единый административный центр.
1. К видам населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, относятся поселки городского типа и сельские населенные пункты.
2. Небольшие группы строений, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или представляющие собой объекты служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (в том числе железнодорожные будки, дома лесников и другие группы строений, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции), а также одиночные дома самостоятельными населенными пунктами не являются и включаются в состав тех населенных пунктов, с которыми они связаны в административно-территориальном и культурно-историческом отношениях.
1. Перечень административно-территориальных единиц и населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, составляет Реестр административно-территориального устройства Ульяновской области, который устанавливается настоящим Законом (приложение 1 к настоящему Закону). В указанном Реестре административно-территориальные единицы и населенные пункты, не являющиеся административно-территориальными единицами, группируются согласно территориальной принадлежности, административной подчиненности и другим признакам.
2. Картографическое описание границ городов областного значения, административных районов, городов районного значения, поселковых и сельских округов устанавливается настоящим Законом (приложение 2 к настоящему Закону).
Административно-территориальное устройство Ульяновской области может быть изменено не иначе как в результате внесения изменений в настоящий Закон.
1. При внесении в Законодательное Собрание Ульяновской области проекта закона Ульяновской области о внесении в настоящий Закон изменений, предусматривающих изменение административно-территориального устройства Ульяновской области, субъектами права законодательной инициативы должны быть одновременно представлены, а в случае если указанный проект закона предусматривает образование ранее не существовавшего населенного пункта, - также обоснование предлагаемого наименования такого населенного пункта:
1) пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности предлагаемых изменений;
2) схематическая карта, на которой отображаются новые предполагаемые границы административно-территориальных единиц и (или) населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, предполагаемые границы ранее не
существовавших населенных пунктов (если указанный проект закона предусматривает изменение границ административно-территориальных единиц и (или) населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, либо образование ранее не существовавших населенных пунктов);
3) смета расходов, необходимых для осуществления предлагаемых изменений, с указанием источников их покрытия;
4) копии решений представительных органов тех муниципальных образований Ульяновской области, интересы которых затрагивают предлагаемые изменения , заверенные подписями руководителей и оттисками печатей указанных органов;
5) акт комиссии в случае, предусмотренном частью 3 статьи 12 настоящего Закона;
6) иные документы и материалы, если необходимость их представления установлена Регламентом Законодательного Собрания Ульяновской области.
2. Схематические карты должны иметь масштаб и условные обозначения. Указанные карты должны быть заверены подписью субъекта права законодательной инициативы в Законодательном Собрании Ульяновской области (подписью руководителя субъекта права законодательной инициативы - коллегиального органа) и оттиском печати этого субъекта в случае наличия у него печати.
3. Непредставление документов и материалов, указанных в части 1 настоящей статьи, влечет возвращение проекта закона Ульяновской области о внесении в настоящий Закон изменений, предусматривающих изменение административно-территориального устройства Ульяновской области, субъекту права законодательной инициативы, внесшему его.
Правительство Ульяновской области обеспечивает доведение до сведения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сферах формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, геодезии и картографии, федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и населения информации об изменениях административно-территориального устройства Ульяновской области.
Образованием административно-территориальной единицы, населенного пункта, не являющегося административно-территориальной единицей, признается создание на территории Ульяновской области административно-территориальной единицы, населенного пункта, не являющегося административно-территориальной единицей, не существовавших ранее, и придание им соответствующего правового статуса. Образование административно-территориальной единицы, населенного пункта, не являющегося административно-территориальной единицей, может являться следствием изменения административно-территориального устройства Ульяновской области в форме преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами (статья 13 настоящего Закона).
1. Упразднением административно-территориальной единицы, населенного пункта, не являющегося административно-территориальной единицей, признается ее (его) ликвидация на определенной части территории Ульяновской области.
2. Упразднение административно-территориальной единицы, населенного пункта, не являющегося административно-территориальной единицей, производится только при отсутствии в них зарегистрированного в установленном порядке населения и жилой застройки, за исключением случаев упразднения административно-территориальных единиц, населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, в результате преобразования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами (статья 13 настоящего Закона).
3. Поселки городского типа и сельские населенные пункты, в которых на протяжении более трех лет отсутствует зарегистрированное в установленном порядке население и которые не являются курортными поселками, подлежат упразднению. Для установления факта прекращения существования указанных населенных пунктов по решению Губернатора Ульяновской области создается комиссия с обязательным включением в ее состав представителя (представителей) органов местного самоуправления городского или сельского поселения, в состав которого входит подлежащий упразднению населенный пункт. Комиссия составляет акт, отражающий факт отсутствия жителей в данном населенном пункте, состояние находящегося на его территории недвижимого имущества физических и юридических лиц, мотивированные выводы о том, что в ближайшие годы нет оснований для восстановления населенного пункта.
1. Преобразование административно-территориальных единиц, населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, может быть осуществлено в форме объединения, присоединения, разделения, выделения административно-территориальных единиц, населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, и отнесения административно-территориальной единицы, населенного пункта, не являющегося административно-территориальной единицей, одного вида к числу административно-территориальных единиц, населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, другого вида.
2. Преобразование административно-территориальных единиц, населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, в форме объединения представляет собой территориальное соединение двух или более административно-территориальных единиц, населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, в результате которого образуются новая административно-территориальная единица, новый населенный пункт, не являющийся административно-территориальной единицей. Объединяющиеся административно-территориальные единицы, населенные пункты, не являющиеся административно-территориальными единицами, утрачивают свой правовой статус.