ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ


О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ УЧЕТА ГРАЖДАН В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

(с изменениями на 30 октября 2023 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Закона Ульяновской области от 05.11.2008 N 179-ЗО
     Закона Ульяновской области от 02.07.2010 N 89-ЗО
     Закона Ульяновской области от 28.02.2012 N 11-ЗО
     Закона Ульяновской области от 07.03.2013 N 32-ЗО
     Закона Ульяновской области от 28.12.2015 N 220-ЗО
     Закона Ульяновской области от 27.07.2016 N 107-ЗО
     Закона Ульяновской области от 19.12.2016 N 188-ЗО
     Закона Ульяновской области от 29.10.2018 N 119-ЗО
     Закона Ульяновской области от 06.05.2020 N 43-ЗО
     Закона Ульяновской области от 20.12.2021 N 154-ЗО
     Закона Ульяновской области от 24.10.2022 N 102-ЗО
     Закона Ульяновской области от 30.10.2023 N 123-ЗО
____________________________________________________________________


Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
27 апреля 2006 года

     Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон регулирует отношения в сфере установления порядка ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

     Статья 2. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма


Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями городских поселений, муниципальных районов (в отношении территорий сельских поселений, если иное не предусмотрено законом Ульяновской области, а также территорий городских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, местные администрации которых в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исполняют полномочия местных администраций таких поселений) и городских округов Ульяновской области (далее - уполномоченные органы).

     Статья 3. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - принятие на учет), осуществляется уполномоченным органом на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет) и прилагаемых к ним документов, представленных гражданами в уполномоченный орган по месту своего жительства непосредственно при его посещении либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным между уполномоченным органом и многофункциональным центром в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, граждане могут представить заявления о принятии на учет и прилагаемые к ним документы не по месту своего жительства. От имени граждан заявления о принятии на учет и прилагаемые к ним документы могут быть представлены их законными либо уполномоченными представителями (далее - представители).

1.1. Заявление о принятии на учет должно содержать отметку об уведомлении гражданина об обязанности сообщать в уполномоченный орган об изменении сведений, содержащихся в ранее представленных им документах, или об их неизменности в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 4 настоящего Закона.

2. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов (сведений), получаемых уполномоченным органом по межведомственным запросам, а именно:

1) документ, удостоверяющий в соответствии с законодательством Российской Федерации личность гражданина;

2) документы, подтверждающие состав семьи гражданина, если у гражданина имеется семья:

а) свидетельства о заключении (расторжении) брака, о рождении детей, об установлении отцовства, о перемене имени, выданные компетентными органами иностранного государства, и их перевод на русский язык, верность которого засвидетельствована нотариусом;

б) свидетельство об усыновлении (удочерении), выданное органами записи актов гражданского состояния или консульскими учреждениями Российской Федерации;

в) решения судов о признании лица членом семьи гражданина, о вселении, если таковые имеются;

3) документы, удостоверяющие в соответствии с законодательством Российской Федерации личность представителя и его полномочия, если заявление о принятии на учет представлено представителем;

4) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор найма (поднайма) жилого помещения, договор безвозмездного пользования жилым помещением; решения судов о признании права пользования жилым помещением), либо правоустанавливающие документы на жилое помещение, занимаемое гражданином и членами его семьи (если право собственности гражданина и (или) членов его семьи на указанное жилое помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);

5) правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на иные жилые помещения, находящиеся в собственности гражданина и (или) членов его семьи (если право собственности гражданина и (или) членов его семьи на указанные объекты недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости). Документы, указанные в настоящем пункте, не представляются гражданином или его представителем, если гражданин и члены его семьи признаны малоимущими в порядке, установленном Законом Ульяновской области от 6 июня 2007 года N 83-ЗО "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма" (далее - Закон Ульяновской области "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма");

6) документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как относящегося к категории граждан, определенной иным, кроме Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ульяновской области, если гражданин относится к такой категории граждан;

7) документы, содержащие сведения о наличии (об отсутствии) у гражданина и (или) членов его семьи права собственности на иные жилые помещения, выданные органом или организацией по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации того субъекта Российской Федерации, в котором проживали гражданин и (или) члены его семьи до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Документы, указанные в настоящем пункте, не представляются гражданином или его представителем, если гражданин и члены его семьи признаны малоимущими в порядке, установленном Законом Ульяновской области "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма".

3. Уполномоченный орган самостоятельно запрашивает следующие документы (сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ульяновской области, муниципальными правовыми актами:

1) сведения о регистрации гражданина по месту его жительства (месту пребывания) на территории Ульяновской области;

2) документы (сведения), подтверждающие состав семьи гражданина, если у гражданина имеется семья:

а) свидетельства о заключении (расторжении) брака, о рождении детей, об установлении отцовства, о перемене имени;

б) сведения о регистрации членов семьи гражданина по месту жительства (месту пребывания) на территории Ульяновской области;

3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор социального найма жилого помещения, договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования), либо правоустанавливающие документы на жилое помещение, занимаемое гражданином и членами его семьи;

4) решение уполномоченного органа о признании гражданина и членов его семьи малоимущими в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин и члены его семьи признаны малоимущими в порядке, установленном Законом Ульяновской области "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договорам социального найма";

5) правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на иные жилые помещения, находящиеся в собственности гражданина и (или) членов его семьи;

6) документ, подтверждающий несоответствие жилого помещения, в котором проживают гражданин и члены его семьи, требованиям к жилым помещениям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом";

7) документы, подтверждающие наличие установленного пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, если гражданин или член его семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Гражданин или его представитель вправе представить документы (сведения), указанные в настоящей части, по собственной инициативе.

4. Гражданину или его представителю, представившему заявление о принятии на учет с приложенными к нему документами, выдается расписка в получении от него этих документов, содержащая сведения об их перечне и дате получения уполномоченным органом, а также сведения о перечне документов (сведений), которые будут получены по межведомственным запросам.

Порядок приема заявлений о принятии на учет и приложенных к ним документов многофункциональным центром, а также порядок и сроки передачи многофункциональным центром принятых им заявлений о принятии на учет и приложенных к ним документов в уполномоченный орган определяются соглашением о взаимодействии, заключенным между уполномоченным органом и многофункциональным центром в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Заявление гражданина о принятии на учет регистрируется уполномоченным органом в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - Книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет).

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи документов не позднее чем через двадцать два рабочих дня со дня представления документов, обязанность представления которых возложена на гражданина, в уполномоченный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в уполномоченный орган.

Соответствующее решение уполномоченного органа оформляется постановлением уполномоченного органа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии гражданина на учет по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать сведения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия такого решения, с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Копия решения о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии его на учет выдается или направляется гражданину или его представителю, представившему заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия соответствующего решения.

Порядок и сроки передачи уполномоченным органом копии решения о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии его на учет в многофункциональный центр, а также порядок выдачи многофункциональным центром такой копии определяются соглашением о взаимодействии, заключенным между уполномоченным органом и многофункциональным центром в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

7. Датой принятия гражданина на учет является дата принятия уполномоченным органом решения о принятии гражданина на учет.

8. Уполномоченный орган обязан вести Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - Книга учета), в которую включается информация о гражданах, принятых на учет.

9. На основании данных Книги учета информация о гражданах, принятых на учет, включается:

1) в единый список, если граждане, принятые на учет, не имеют права на получение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, вне очереди в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) в отдельный список, если граждане, принятые на учет, имеют право на получение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, вне очереди в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

10. На каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором содержатся представленные им документы (копии представленных им документов). Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру в Книге учета.

11. Уполномоченный орган обеспечивает хранение Книги учета, списков, указанных в части 9 настоящей статьи (далее - списки граждан), учетных дел в течение десяти лет со дня предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма либо принятия решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - снятие гражданина с учета), по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

12. Формы Книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет, Книги учета, порядок их ведения, порядок ведения списков граждан и учетных дел утверждаются Правительством Ульяновской области.

     Статья 4. Перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Ежегодно уполномоченный орган осуществляет перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

2. В случае если в течение года со дня принятия гражданина на учет не произошло изменений сведений, содержащихся в ранее представленных гражданином документах, гражданин подтверждает это, представляя в уполномоченный орган не позднее одного месяца со дня окончания указанного периода расписку о неизменности сведений, содержащихся в ранее представленных гражданином документах.

В случае если в течение периода, указанного в абзаце первом настоящей части, сведения, содержащиеся в ранее представленных гражданином документах, изменились, гражданин не позднее одного месяца со дня наступления таких изменений представляет в уполномоченный орган заявление о перерегистрации, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие произошедшие изменения.

3. Расписки о неизменности сведений, содержащихся в ранее представленных гражданином документах, либо заявления о перерегистрации и приложенные к ним документы, подтверждающие произошедшие изменения, представляются гражданами или их представителями в уполномоченный орган непосредственно при его посещении либо через многофункциональный центр в порядке, установленном статьей 3 настоящего Закона.

4. В случае представления гражданином или его представителем расписки о неизменности сведений, содержащихся в ранее представленных гражданином документах, уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня представления такой расписки включает расписку о неизменности сведений, содержащихся в ранее представленных гражданином документах, в учетное дело гражданина и вносит соответствующую информацию в Книгу учета.

В случае представления гражданином или его представителем заявления о перерегистрации и приложенных к нему документов, подтверждающих произошедшие изменения, уполномоченный орган в течение двадцати двух рабочих дней со дня получения от гражданина или его представителя заявления о перерегистрации и приложенных к нему документов рассматривает заявление о перерегистрации и приложенные к нему документы, в том числе на предмет обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по результатам этого рассмотрения принимает одно из следующих решений:

1) о перерегистрации гражданина;

2) об отказе в перерегистрации гражданина в случае обнаружения в представленном гражданином или его представителем заявлении о перерегистрации и (или) приложенных к нему документах неполной и (или) недостоверной информации;

3) о снятии гражданина с учета в случае наличия хотя бы одного из оснований снятия гражданина с учета, предусмотренных пунктами 2, 3 или 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решение об отказе в перерегистрации гражданина должно содержать сведения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия такого решения, и может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Соответствующее решение уполномоченного органа оформляется постановлением уполномоченного органа.

В случае принятия решения о перерегистрации гражданина уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения включает заявление о перерегистрации и приложенные к нему документы, подтверждающие произошедшие изменения, в учетное дело гражданина и вносит соответствующие изменения в Книгу учета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»