ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007 - 2008 ГОДЫ"

(с изменениями на 19 декабря 2008 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
     Закона Ульяновской области от 08.11.2007 N 177-ЗО
     Закона Ульяновской области от 05.02.2008 N 29-ЗО
     Закона Ульяновской области от 19.12.2008 N 229-ЗО

____________________________________________________________________

     
Принят
Законодательным Собранием
Ульяновской области
30 ноября 2006 год


Утвердить областную целевую программу "Развитие скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007 - 2008 годы" (прилагается).

Губернатор
Ульяновской области
С.И.МОРОЗОВ

Ульяновск
6 декабря 2006 года
N 201-ЗО





Утверждена
Законом Ульяновской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Развитие
скорой медицинской помощи в
Ульяновской области
на 2007 - 2008 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СКОРОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2007 - 2008 ГОДЫ"

Паспорт Программы

Наименование          - областная   целевая   программа  "Развитие  скорой
Программы               медицинской помощи в Ульяновской области на 2007 -
                        2008    годы"         ( далее     -     Программа).
Основание -             приказ  Министерства   здравоохранения  Российской
для разработки          Федерации  от  11.03.2003   N 93   "Об  Отраслевой
Программы               программе     "Скорая      медицинская     помощь".
Заказчик              - Правительство          Ульяновской         области.
Программы
Основные              - Департамент здравоохранения и фармации Ульяновской
разработчики            области;
Программы               Комитет   здравоохранения    администрации  города
                        Ульяновска.
Руководитель          - Министр   здравоохранения    Ульяновской  области.
Программы
Цель Программы        - повышение эффективности и качества оказания  скорой
                        медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном
                        этапах.
Основные              - совершенствование   организационно - методической и
задачи Программы        материально-технической  базы для развития скорой и
                        неотложной          медицинской             помощи;
                        совершенствование     системы      профессиональной
                        подготовки и переподготовки  кадров   для  оказания
                        медицинской  помощи   при   неотложных  состояниях;
                        формирование современных  финансово - экономических
                        механизмов и системы оплаты труда работников скорой
                        медицинской помощи;
                        внедрение  единых   технологических   требований  и
                        медико- экономических  стандартов  оказания  скорой
                        медицинской помощи;
                        выравнивание  условий  оказания  скорой медицинской
                        помощи  и   обеспечение   равной   доступности  для
                        населения  современных медицинских   технологий  на
                        территории            Ульяновской           области;
                        совершенствование системы мониторинга  и управления
                        скорой  медицинской   помощью  на  муниципальном  и
                        областном уровнях;
                        формирование  современных   организационных  моделей
                        оказания скорой медицинской помощи на всех ее этапах
                        с   учетом    особенностей    Ульяновской   области;
                        улучшение    преемственности      и     деятельности
                        догоспитального    и   госпитального  этапов  скорой
                        медицинской помощи;
                        сокращение летальности  среди больных и пострадавших
                        при госпитализации по неотложным показаниям на 4 - 5
                        процентов.
Основные направления  - совершенствование   структуры    управления   скорой
реализации Программы    медицинской    помощью    в    Ульяновской   области,
                        совершенствование   информационной  базы  и  системы
                        управления      скорой     медицинской      помощью;
                        формирование и совершенствование системы мониторинга
                        оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном
                        и госпитальном этапах;
                        обеспечение   информационной      системы     скорой
                        медицинской   помощи   техническими    средствами  и
                        оборудованием;
                        проведение целевых  научно-практических  мероприятий
                        по     проблемам     скорой     медицинской   помощи;
                        разработка и внедрение новых форм и методов обучения
                        специалистов для   работы   в   области   неотложной
                        медицины;
                        совершенствование  межведомственного  взаимодействия
                        при  ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций.
Срок реализации       - 2007 - 2008 годы.
Программы
Исполнители           - Министерство      здравоохранения        Ульяновской
Программы               области;
                        органы местного   самоуправления  (по  согласованию).
Объем и источники     - предполагаемый   объем    финансирования    за  счет
финансирования          средств  областного   бюджета   Ульяновской  области
Программы               (далее  -  областной    бюджет    39,053 млн. рублей,
                        в том числе по годам:
                        2007 г. - 17,971 млн. рублей,
                        2008 г. - 21,082 млн. рублей.  
Контроль за           - контроль  за   выполнением  Программы   осуществляет
выполнением             Правительство          Ульяновской          области.
Программы
Ожидаемые             - повышение качества  и  экономической  эффективности
результаты              оказания  скорой  и  неотложной  медицинской помощи
реализации              населению;
Программы               снижение летальности и инвалидизации при неотложных
                        состояниях на 4 - 5 процентов;
                        сокращение летальности среди больных и пострадавших
                        при госпитализации по  экстренным  показаниям на 10
                        процентов;
                        повышение  готовности   лечебно -  профилактических
                        учреждений  к  оказанию  медицинской    помощи  при
                        чрезвычайных ситуациях.
Целевые индикаторы    - целевые    индикаторы     Программы     указаны   в
Программы               приложении         2            к         Программе.

1. Введение


В Программе разработан комплекс мер, направленных на максимальное сохранение жизни и здоровья граждан, снижение трудопотерь и инвалидизации населения Ульяновской области.

Цель и задачи Программы определены на основе приоритетного национального проекта "Здоровье", анализа обращаемости за скорой медицинской помощью и объемов госпитализаций по неотложным показаниям и их изменений с учетом социально-экономических преобразований в стране.

2. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными мероприятиями


Социально-экономический кризис 90-х годов в России негативно отразился на медико-демографической ситуации в Ульяновской области. Одним из наиболее болезненных его последствий стал рост смертности, существенно превышающий аналогичные показатели развитых стран. В Ульяновской области показатель смертности в 2005 году составил 16,9 на 1000 населения, что превышает показатель по Российской Федерации (16,0) и по городу Ульяновску (13,6).

В структуре причин общей смертности на первом месте смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, на втором - смертность от внешних воздействий. В связи с этим требуется дальнейшее развитие и совершенствование системы оказания экстренной и неотложной медицинской помощи.

В результате реализации ряда мероприятий в последнее время удалось несколько снизить нагрузку на выездные бригады, и в 2005 году по г. Ульяновску она составила 11,6 (в 2004 году - 13,0). Количество выполненных вызовов составило 319 на 1000 населения (в 2004 году - 332,7), что практически соответствует установленному нормативу (318,0). В то же время продолжает ухудшаться техническое состояние лечебно-диагностической аппаратуры и средств связи, находящихся на оснащении выездных линейных и специализированных бригад.

Влияние материально-производственных факторов в сфере сегодняшних экономических отношений приводит к поздней обращаемости за медицинской помощью трудоспособного населения, а следовательно, к особой тяжести экстренных больных и пострадавших. Скоротечность развития неотложных состояний обуславливает высокую летальность, длительную утрату трудоспособности и увеличивающийся уровень инвалидизации. Более 90 процентов больничной летальности связано с экстренным характером госпитализации.

В структуре заболеваемости с временной нетрудоспособностью случаи травматизма занимают 4-е место, а в структуре трудопотерь - 1-е место. В последние годы в структуре инвалидности, в том числе среди впервые признанных инвалидами, увеличивается процент лиц, получивших инвалидность от последствий травм. Данная патология занимает 4-е место в структуре инвалидности.

Недостаточное оснащение медицинским оборудованием палат интенсивной терапии, машин скорой медицинской помощи и недостаточное обеспечение автотранспортом лечебных учреждений в районах области приводит к несвоевременному оказанию медицинской помощи при экстренных ситуациях, в том числе при дорожно-транспортном травматизме.

Существенно выросло значение скорой медицинской помощи как одного из ведущих факторов национальной безопасности Российской Федерации. Рост числа и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, усложнение внутри- и внешнеполитической обстановки в связи с ростом международного терроризма выдвигают дополнительные неотложные задачи по совершенствованию организации скорой медицинской помощи в Ульяновской области.

Недостаточный уровень заработной платы отдельных категорий сотрудников скорой медицинской помощи в сочетании с высокой психоэмоциональной нагрузкой и особыми условиями деятельности приводит к дефициту врачебных кадров и высокой текучести технического и обслуживающего персонала, что не может не отражаться на качестве оказываемой помощи.

Основными проблемами современного этапа развития скорой медицинской помощи в Ульяновской области следует считать:

слабую материально-техническую базу;

малоэффективную систему тарификации и оплаты труда сотрудников скорой медицинской помощи;

отсутствие единой системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью, ее информационного и организационно-методического обеспечения;

высокую долю несвойственной нагрузки (до 14 - 15 процентов выполнения неотложных вызовов) на догоспитальном этапе и недостаточно эффективную структуру оказания скорой медицинской помощи на госпитальном этапе, низкую эффективность использования дорогостоящих ресурсов (3 - 4 процента использования скорой медицинской помощи как дорогостоящего вида помощи для выполнения несвойственной ей функции);

ослабление научного и организационно-методического сопровождения скорой медицинской помощи.

3. Цель и задачи Программы


Программа ставит целью формирование условий для повышения качества и эффективности работы скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания, выравнивание условий ее предоставления.

Достижение цели Программы предполагает решение следующих задач:

совершенствование материально-технической и организационно-методической базы скорой медицинской помощи;

обновление материально-технической базы, пополнение лечебно-диагностической аппаратуры;

формирование современной системы мониторинга и управления скорой медицинской помощью на областном и муниципальном уровнях;

выравнивание условий оказания скорой медицинской помощи и обеспечение равной доступности для населения Ульяновской области современных медицинских технологий на всей ее территории;

совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;

внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством;

формирование современных финансово-экономических механизмов и системы оплаты труда сотрудников скорой медицинской помощи в целях повышения эффективности использования ресурсов;

улучшение межведомственного взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

4. Система программных мероприятий


План мероприятий по развитию скорой медицинской помощи в Ульяновской области на 2007 - 2008 годы представлен в приложение 1 к Программе.

Создание организационно-методического кабинета службы скорой медицинской помощи позволит:

наладить организационно-методическое сопровождение скорой медицинской помощи Ульяновской области;

ускорить внедрение единых технологических требований и медико-экономических стандартов оказания скорой медицинской помощи и системы управления качеством;

улучшить систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров для оказания медицинской помощи при неотложных состояниях.

Внедрение автоматизированной системы управления службой скорой медицинской помощи "АСУ "Скорая помощь" позволит:

автоматизировать всю технологию работы диспетчерской службы начиная от приема вызовов диспетчером и заканчивая статистической обработкой данных;

обеспечить жесткий контроль за своевременностью оказания скорой медицинской помощи населению, обоснованностью отказов в госпитализации в стационарах города;

оптимизировать управление подвижным составом, что приведет к сокращению эксплуатационных расходов и более эффективному использованию имеющегося автотранспорта;

обеспечить возможность оперативного информирования населения (по запросу) об оказанной медицинской помощи и месте госпитализации пациентов;

представлять полную и актуальную информацию руководству здравоохранения о текущем состоянии дел, статистические данные для оценки ситуации и оперативного принятия управленческих решений;

качественно улучшить работу службы, повысить оперативность и ответственность сотрудников при обслуживании населения.

Дополнительные выплаты младшему медицинскому персоналу скорой медицинской помощи, работающему в отделениях экстренной помощи государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, и водителям автомобилей скорой медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения позволят привести размер оплаты их труда в соответствие с размером оплаты труда медицинского персонала выездных бригад.

Выделение финансовых средств на подготовку и переподготовку медицинских работников скорой медицинской помощи позволит регулярно повышать и постоянно поддерживать квалификацию сотрудников скорой медицинской помощи на высоком уровне.

Разработка проектно-сметной документации и строительство подстанции скорой медицинской помощи в Засвияжском районе г. Ульяновска позволит существенно сократить время доезда до пациента, уменьшить пробег каждого автомобиля в среднем на 4 километра. В целом это позволит сократить общий пробег за год на 215 тыс. километров, сэкономить 43 тонны бензина и 752 тыс. рублей в год.

Капитальный ремонт станции и подстанций скорой медицинской помощи г. Ульяновска позволит привести функциональные подразделения подстанции и места размещения дежурного персонала в соответствие с существующими требованиями.

Оснащение реанимационных бригад укладками для проведения интенсивной терапии детям, дооснащение службы скорой медицинской помощи медицинским оборудованием, лечебно-диагностической аппаратурой позволит существенно повысить качество и эффективность оказываемой медицинской помощи.

Дооснащение скорой медицинской помощи современными средствами мобильной связи повысит оперативность прибытия бригад и снизит экономические затраты на содержание скорой медицинской помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»