Недействующий

О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства



 III. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ,
ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ


Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечить переход к самофинансированию предприятий и организаций отрасли путем сокращения бюджетных ассигнований, увеличения ставок оплаты жилья и коммунальных тарифов для населения до экономически обоснованного уровня. Предприятия, эксплуатирующие объекты жилищно-коммунального хозяйства, в результате своей хозяйственной деятельности должны обеспечивать расширенное воспроизводство основных фондов.

Финансирование строительства и реконструкции крупных объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечиваются, как правило, за счет средств областного и местного бюджетов, а также средств инвесторов.

При формировании соответствующих бюджетов следует выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения государственных стандартов жилищно-коммунального хозяйства. При этом расчет потребности в ресурсах осуществляется на основе установленных нормативов.

В дальнейшем необходимо осуществить формирование муниципальной финансово-кредитной системы, обеспечивающей реальную поддержку программ развития инфраструктуры и социальной помощи.

Кризис неплатежей как населения, так и организаций, финансируемых в основном из бюджета, не позволяет сохранить финансовую устойчивость предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с этим необходимо:

- активизировать работу по сокращению финансовой задолженности предприятий путем выявления неплательщиков и применения к ним санкций;

- использовать в необходимых случаях вексельное обращение, выпуск различных видов ценных бумаг, проведение взаимных зачетов долговых обязательств как между предприятиями, так и для погашения задолженности по налогам и платежам в доход бюджета;

- использовать в установленном порядке другие эффективные формы расчетов.

Администрации городов и районов должны предоставлять приоритеты подрядчикам, победившим на конкурсе и готовых выполнять полный объем работ, предусмотренных договором, на условиях финансирования менее нормативного.

Необходимо развивать возможность получения собственниками жилья доходов от придомовой территории (в частности, сбор за парковку автомобилей) для оплаты содержания жилья и предоставления коммунальных услуг. Использование этого резерва наиболее реально в случае образования товарищества собственников жилья.

В целях, недопущения утраты платежеспособности организаций, функционирующих в сфере производства жилищно-коммунальных услуг в условиях действия статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики", когда их хозяйственная деятельность не обеспечивает возмещение затрат от производственных работ (услуг), в пределах установленных социальных стандартов качества, местной администрации городов и районов необходимо предусмотреть механизм покрытия выпадающих доходов этих организаций.



Оплата жилья и коммунальных услуг


Особенностью реформы жилищно-коммунального хозяйства является изменение тактики ценообразования, переход от повышения тарифов для устранения разрыва в динамике цен с другими отраслями экономики в результате инфляции к более плавному изменению тарифов, учитывающему рост реальных доходов потребителей.

Это позволит обеспечить наиболее безболезненный для населения переход отрасли к рыночной системе хозяйствования.

Повышение доплачиваемой населением доли в затратах на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг может быть достигнуто за счет относительного снижения базовых тарифов. При этом должны быть созданы стимулы снижения затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства, положенных в основу формирования тарифов.

Реализация антизатратного механизма обеспечивается следующими основными мероприятиями:

повсеместным внедрением домовых узлов регулирования и контроля расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии, а также газа;

согласование тарифов при заключении договоров между службой "Заказчик" и подрядчиком на основе анализа соответствия деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства нормативам и стандартам, характеризующим эффективную и ресурсосберегающую работу субъекта хозяйствования (численность работающих в процентах к численности населения, затраты на единицу сравнительно с аналогичными структурами, структура затрат в процентах - ремонтно-эксплуатационные издержки, издержки управления, амортизация и др.)

Вместе с тем, необходимо предусмотреть рост ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг не ниже уровня индекса потребительских цен. Не допускать уменьшения доли платежей населения в финансировании затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. При росте реальных доходов населения продолжить увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Оплата жилья в государственном жилищном и муниципальном фонде должна включать затраты на содержание и ремонт жилого дома (включая капитальный ремонт мест общего пользования).

Плата за найм, которая является доходом собственника муниципального жилья, в рыночных условиях определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье. В переходный период базовая ставка платы за найм должна отражать амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление) жилищного фонда в среднем по городу, несмотря на то, что затраты существенно дифференцированы в зависимости от реального состояния каждого дома.

Базовая ставка платы за найм должна быть выше, чем налог на недвижимость для собственника аналогичного жилья. Это в свою очередь должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилищного фонда. Среди других мер, направленных на упорядочение оплаты жилья и коммунальных услуг, необходимо выделить следующее:

для определения соответствующих условий конкретного населенного пункта ставок оплаты может использоваться наиболее характерный для этого населенного пункта тип дома, принятый за базисный. Критерием для определения соотношений, уровней оплаты жилищно-коммунальных услуг в домах различного качества относительно базисного может являться соотношение ставок аренды на свободном рынке;

основным инструментом политики ценообразования, с учетом качества и местоположения жилища является изменение платы за найм, поскольку только этот вид платежа может быть дифференцирован в зависимости от параметров качества жилища;