• Текст документа
  • Статус
Недействующий



ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 1997 г. N 150

О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства


В целях перевода жилищно - коммунального хозяйства Ульяновской области в режим безубыточного функционирования, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации" и предложениями совместной комиссии администрации области и Законодательного Собрания области по выработке предложений и мер социальной защиты населения в период реформирования системы оплаты жилищно - коммунальных услуг, постановляю:

1. Одобрить концепцию реформы жилищно - коммунального хозяйства по Ульяновской области.

2. Главам городов и районов области:
2.1. Принять меры по реализации концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства.
2.2. Доработать программы городов, рабочих поселков и населенных пунктов по реформе жилищно - коммунального хозяйства с учетом замечаний и предложений комиссии по коммунальной реформе и до 15 сентября представить их в администрацию области на согласование.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Яроша В. Ф.


Глава администрации области
Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ


КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА



Утверждена
постановлением
Главы администрации
Ульяновской области
от 29 августа 1997 г. N 150


КОНЦЕПЦИЯ
РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА


Преобразования в жилищно - коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище". Однако, несмотря на принимаемые меры, социально - экономическое состояние области продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания.
Несмотря на попытки реализации мер, направленных на улучшение обслуживания жилого фонда, качество условий проживания имеет тенденцию к ухудшению, при постоянном росте затрат. Не создан реальный механизм стимулирования ресурсосбережений. Продолжает нарастать износ основных фондов, возрастает интенсивность аварий, отказов и повреждений. Сохраняется монополия организаций, предоставляющих жилищно - коммунальные услуги. Решение указанных вопросов требует адаптации этой сферы к рыночным условиям хозяйствования, реформы жилищно - коммунального хозяйства.
Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно - коммунальных услуг потребителями при условии социальной защиты малообеспеченных семей и экономическом стимулировании улучшения качества обслуживания.
На сегодня размеры тарифов на услуги жилищно - коммунального хозяйства для населения должны устанавливаться, исходя из оценки уровня реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта.
Если до этого повышение доли платежей населения за предоставление жилищно - коммунальных услуг происходило, в основном, путем повышения ставок оплаты, то на новом этапе целесообразно в большей мере сосредоточить усилия на рационализации и снижении самих издержек.
Концептуально основные цели реформирования жилищно - коммунального хозяйства можно определить так:
обеспечение стандартов качества условий проживания;
снижение издержек и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;
смягчение для населения процесса перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам.
Основными путями достижения указанных целей является:
совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление и обслуживание жилья, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами и оборудованием, проектно - строительными услугами;
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных ставок оплаты сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг;
совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения.
Особой проблемой является обеспечение санитарно - гигиенических норм, экологических стандартов, соответствующих требованиям безопасности и реальным финансовым возможностям, что требует разработки отдельной программы.

I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ



Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно - коммунальных услуг состоит в недопущении со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими организаций:
включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищнокоммунального хозяйства;
сдерживания развития программы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям;
необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма, на техническое обслуживание предоставление жилищно - коммунальных услуг;
введения неоправданного высокого уровня ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг.
Нарушение гарантий обеспечения проживающих в жилищном фонде условий, отвечающих всем требованиям жилья, а именно:
- создание нормального теплового режима в домах
- создание надлежащего санитарного состояния внутри домов и на прилегающих территориях
- недопущения перебоев в обеспечении холодной и горячей водой
- своевременное проведение капитального ремонта и работ по текущему содержанию жилья
- усилению контроля со стороны органов надзора за правильностью предоставления услуг и содержанию жилья
- производить отпуск тепла, холодной и горячей воды не менее установленных нормативов потребления и последующей установкой в каждой квартире приборов учета потребления
- обслуживание жилого фонда и его ремонт производить на конкурсной основе, с целью повышения качества работ и его удешевления.
Следует принять меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражения изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины в целях увеличения платы за жилье и коммунальные услуги. Это в частности предполагает:
исключение возможности отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них права, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций;
при определении величины субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, плата за наем, за водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение).
Установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это дало бы возможность исключить просроченную задолженность наименее обеспеченных семей.
В целях создания эффективной системы мер воздействия на должников по оплате жилищно - коммунальных услуг, а также дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, контроль обоснованности применения мер принуждения к должникам целесообразно возложить на специальную комиссию (комиссию по жилищным спорам), куда следует включать представителей органов местного самоуправления, работников государственных жилищных инспекций, служб социальной защиты, а также юристов. К компетенции комиссии могут быть отнесены:
проведение работы по выработке и реализации мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействия в получении этой помощи;
организация добровольного обмена жилыми помещениями;
формирование обменного жилищного фонда для переселения;
выявление нанимателей, дела на которых передаются в суд, и организация подачи судебного иска.
Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат, связанных с пользованием жилищно-коммунальными услугами, в методике расчета прожиточного минимума.

II. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА



Совершенствование системы управления
жилищно - коммунальным хозяйством


Ключевой проблемой реформы экономического механизма остается изменение отношений собственности, обусловленное появлением финансово - строительных и эксплуатационных компаний, акционерных обществ, частных фирм, выступающих в качестве застройщиков или собственников жилья.
Появление новых видов собственников обусловлено потребностями в новых формах и методах организации инвестиций в развитие объектов жилищно - коммунального хозяйства в условиях ограниченности бюджетных средств. При этом наряду с диалогом "заказчик - предприятие жилищно - коммунального хозяйства (подрядчик) " формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:
инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, осуществляющие финансирование, строительство, управление и содержание объектов жилищно - коммунального хозяйства;
собственники жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, представляющие их органы и управляющие компании;
потребители услуг - владельцы, наниматели и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников, другие организации.
Реформа жилищно - коммунального хозяйства направлена на повышение роли местной администрации, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей и имеющих правовые и финансовые возможности не только для осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно - коммунального хозяйства.
Решение указанной проблемы требует:
изменения структуры управления; порядка финансирования, компетенции и функций органов управления в обеспечении государственного регулирования развития и текущей деятельности жилищно - коммунального хозяйства;
формирование структур (служб "Заказчика", управляющих компаний), представляющих интересы всех собственников (а не только органов местного самоуправления) и защищающих права потребителей услуг;
совершенствование организационно - правовых форм предприятий жилищно - коммунального хозяйства;
завершения процесса передачи в муниципальную собственность ведомственных, объектов жилищно - коммунального хозяйства.
В основу системы управления жилищно - коммунальным хозяйством положено рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственниками, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и Государственной жилищной инспекцией, уполномоченной осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищных и коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности.
Одним из основных принципов, который должен соблюдаться при выборе конкретного варианта из возможного разнообразия структур управления, является предоставление собственнику права принятия решения о том, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею.
Основной функцией собственника является осуществление на территории муниципального образования единой технической политики в сфере развития жилищно - коммунального хозяйства, соблюдение нормативно - технических требований к содержанию и использованию жилья и объектов коммунального хозяйства, обеспечение их финансирования достаточного для качественного и надежного обслуживания потребителей, сохранение и улучшение своего жилищного фонда и объектов инженерных инфраструктур.
Должен быть осуществлен процесс разграничения и оформления прав собственности на объекты жилищно - коммунального хозяйства. Право дальнейшего управления коммунальным жилищным фондом передается службам "Заказчика" (управляющим компаниям).
Основные фонды подотраслей коммунального хозяйства подразделяются на две основные группы. Одна из них (так называемые технологические фонды) определяет инженерную инфраструктуру - сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и т. п. Вторая группа (производственные фонды) состоит из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные базы и т. п.
Собственник может передавать технологические фонды в оперативное управление, а производственные в полном хозяйственное ведение коммунальными организациям - подрядчикам.
Объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами со смешанной формой собственности при сохранении за органом местного управления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства необходимо учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической части основных фондов. Фонды, определяющие инженерную инфраструктуру, приватизации не подлежат.
Основной задачей организации, специализирующейся в сфере управления, является рациональное распределение ограниченных финансовых ресурсов между производителями тех или иных жилищно-коммунальных работ (услуг). Собственник вправе выполнять эти функции сам либо нанять управляющую организацию, в том числе, частную. Управляющая организация по поручению собственника может осуществлять также сбор платежей, заключение договоров с подрядными организациями и контроль за их выполнением, а также заключение договоров найма (при управлении жилищным фондом).
Функцией обслуживающей подрядной организации является своевременное и качественное выполнение работ, предусмотренных в договоре подряда.
Организации по обслуживанию жилья, как самостоятельные хозяйствующие субъекты, не должны быть жестко закреплены за какой-либо определенной территориальной единицей. Это позволит при организации конкурса на обслуживание жилищного фонда стимулировать конкуренцию не только между муниципальными организациями и частными компаниями, но и между самими муниципальными организациями. При этом необходимо создать равные условия работы как для частных, так и для муниципальных организаций (предоставление нежилых помещений для осуществления своих функций без взимания арендной платы, равные условия предоставления служебной жилой площади т. п.).
Основным принципом преобразования существующих организационных структур в новые должна быть не надстройка прежней структуры, а обдуманная трансформация структурных подразделений, при этом наиболее квалифицированный персонал должен перейти в структуру управления. Это может позволить осуществить структурную перестройку без какой-либо революционной ломки и, что не менее важно, без увеличения управленческих штатов и дополнительных бюджетных расходов, увеличивающих в конечном итоге затраты потребителей.
Службы "Заказчика" выполняют роль управляющих организаций для муниципальных объектов. Для управления жилищным фондом других форм собственности (товарищество собственников жилья) может быть нанята специализированная управляющая организация, привлекающая на условиях подряда ремонтно-эксплуатационные и коммунальные организации.
Подрядные организации освобождаются от несвойственных им регистрационно - учетных функции, паспортно - учетной работы, сбора платы с населения, оформления льгот и субсидий и других форм социального обслуживания населения.
Объекты коммунального назначения могут обслуживаться организациями различных форм собственности при наличии лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.
За местными органами управления остается функция регулирования процессов содержания и развития социальной сферы села.
Система договорных отношений должна включать в себя:
договор между собственником и хозяйствующим субъектам, заключаемый как правило на конкурсной основе;
договор между собственником жилищного фонда и нанимателем (владельцем) жилого помещения;
договор между субъектами хозяйствования (например, организациями водо- и теплоснабжения);
договор между организациями, предоставляющими жилищнокоммунальные услуги, и потребителями.


Демонополизация и развитие конкурсной сферы


Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в управлении, эксплуатации и подрядном обслуживании жилищной сферы, что позволит собственнику на основе конкурса выбирать ту организацию, которая сможет предоставить необходимый уровень качества выполняемых ею работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляется с целью создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) предприятий путем:
формирования местными администрациями заказа на жилищнокоммунальное обслуживание и развитие объектов на конкурсной основе;
организации системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров и применения экономических санкций за нарушения договорных обязательств;
привлечение на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.
При этом контроль за наличием и условиями договоров между собственниками государственных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями, за состоянием государственного муниципального и частного жилищных фондов и коммунальных объектов, за выполнением обязательных технологических процессов, обеспечивающих экологическую безопасность, здоровье населения и условия проживания, возлагается на Государственную жилищную инспекцию.
Необходимой предпосылкой развития конкурентных отношений является демонополизация отрасли. К сферам деятельности, где возможно развитие конкуренции относятся:
управление и обслуживание жилищного фонда и объектов городского благоустройства;
привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг;
выполнение отдельных функций по обслуживанию объектов коммунального назначения (ремонт и прочистка сетей);
проектно-изыскательские и строительные работы по развитию коммунальных объектов и т. п.
Местным администрациям необходимо ускорить разгосударствление предприятий, функционирующих в этой сфере, и обеспечить реальное равноправие предприятий и акционерных обществ с частной или смешанной формами собственности и заключением соответствующих договоров на основе конкурса.
В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, необходимо применять методы антимонопольного воздействия:
осуществлять государственный контроль за установлением коммунальных тарифов;
повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость субъектов хозяйствования для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;
контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей на уровне социальных стандартов;
способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепло- и газоснабжения там, где для этого имеются технические возможности.


Обеспечение государственного регулирования и контроля


Наличие различных видов собственности требует государственного регулирования в вопросах содержания и использования жилья и коммунальных объектов, обеспечивающего выполнение обязательны для всех собственников социальных стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг. Условия острых финансовых ограничений определяют использование их в качестве базовых нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками, в дальнейшем эти стандарты могут ужесточаться.
Функции по государственному контролю и регулированию качества коммунального обслуживания должна выполнять Государственная жилищная инспекция, контролирующая не только соблюдение социальных стандартов
и натуральных норм удовлетворения потребностей населения и расходов на содержание предприятий жилищно-коммунального хозяйства, но сам факт заключения договоров, регламентирующих эти нормативы. Таким образом, Государственная жилищная инспекция контролирует весь процесс оказания населения жилищно-коммунальных услуг. С учетом этого целесообразно наделить органы государственной инспекции правом административного воздействия как на подрядные организации, выполняющие по договору определенные виды и объемы работ, так и на управляющие структуры и собственников жилья и коммунальных объектов.
Помимо плановой деятельности, неотъемлемой функцией Государственной инспекции является оперативное реагирование на обращение и заявления потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства.
В рамках этой системы Государственная жилищная инспекция взаимодействует с Государственным комитетом по защите прав потребителя.
Регулирование развития и текущей деятельности жилищнокоммунального хозяйства осуществляет ГП "Ульяновскжилкомхоз".
Одной из форм государственного регулирования и контроля качества обслуживания является лицензирование, а также определение приоритетных групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, минимального уровня предоставления им услуг в случае невозможности полного удовлетворения их потребностей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к естественной монополии или являющейся доминирующей на местном рынке.
Защита интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг осуществляется также путем установления необходимых условий и ограничений, обеспечивающих нормативный уровень жилищнокоммунального обслуживания потребителей при принятии решений об изменении форм собственности организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В области технического обеспечения жилищно-коммунального хозяйства помимо разработки и внедрения приборов учета и регулирования особого внимания заслуживает разработка в отрасли автоматизированных систем диспетчерского управления, которые позволят не только осуществлять учет потребления, но и регулировать процесс распределения и потребления. Кроме того, система позволит предоставлять информацию для всех уровней управления. Техническое перевооружение отрасли будет способствовать информационному обеспечению реформы жилищнокоммунального хозяйства, управления спросом, ресурсосбережению.


Стимулирование создания товариществ
собственников жилья


Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое знание, является одним из наиболее приемлемых путей защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
Кроме того, товарищества собственников жилья получают реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а следовательно и определять порядок расходования средств, направляемых на эксплуатацию зданий.
Товарищества собственников жилья прямо заинтересованы в установке на вводе в доме приборов учета потребляемых коммунальных услуг (тепла, воды, газа), так как зачастую реальный объем потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу.
Кроме того, комплекс ресурсосберегающих мероприятий, проводимый товариществами собственников жилья, позволяет в целом значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных утечек воды и тепла.
Путем разработки и принятия необходимых нормативно-правовых актов либо путем решений местной администрации необходимо как можно скорее разрешить проблему, препятствующую развитию товариществ собственников жилья.
Местной администрации городов и районов необходимо освобождать товарищества от части местных налогов, с учетом того, что все высвободившиеся средства будут потрачены, в конечном итоге, на содержание жилищного фонда.
По решению местной администрации осуществляется выплата дотаций на оплату (содержание) жилья и коммунальных услуг в жилых домах, находящихся на балансе товарищества собственников жилья, в тех же размерах, что и дотации на содержание муниципального жилищного фонда. При установлении тарифов на коммунальные услуги товариществам собственников жилья необходимо исходить из уровня тарифов, установленных для населения на данной территории.

III. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ



Реформа жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечить переход к самофинансированию предприятий и организаций отрасли путем сокращения бюджетных ассигнований, увеличения ставок оплаты жилья и коммунальных тарифов для населения до экономически обоснованного уровня. Предприятия, эксплуатирующие объекты жилищно-коммунального хозяйства, в результате своей хозяйственной деятельности должны обеспечивать расширенное воспроизводство основных фондов.
Финансирование строительства и реконструкции крупных объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечиваются, как правило, за счет средств областного и местного бюджетов, а также средств инвесторов.
При формировании соответствующих бюджетов следует выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения государственных стандартов жилищно-коммунального хозяйства. При этом расчет потребности в ресурсах осуществляется на основе установленных нормативов.
В дальнейшем необходимо осуществить формирование муниципальной финансово-кредитной системы, обеспечивающей реальную поддержку программ развития инфраструктуры и социальной помощи.
Кризис неплатежей как населения, так и организаций, финансируемых в основном из бюджета, не позволяет сохранить финансовую устойчивость предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с этим необходимо:
- активизировать работу по сокращению финансовой задолженности предприятий путем выявления неплательщиков и применения к ним санкций;
- использовать в необходимых случаях вексельное обращение, выпуск различных видов ценных бумаг, проведение взаимных зачетов долговых обязательств как между предприятиями, так и для погашения задолженности по налогам и платежам в доход бюджета;
- использовать в установленном порядке другие эффективные формы расчетов.
Администрации городов и районов должны предоставлять приоритеты подрядчикам, победившим на конкурсе и готовых выполнять полный объем работ, предусмотренных договором, на условиях финансирования менее нормативного.
Необходимо развивать возможность получения собственниками жилья доходов от придомовой территории (в частности, сбор за парковку автомобилей) для оплаты содержания жилья и предоставления коммунальных услуг. Использование этого резерва наиболее реально в случае образования товарищества собственников жилья.
В целях, недопущения утраты платежеспособности организаций, функционирующих в сфере производства жилищно-коммунальных услуг в условиях действия статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах Федеральной жилищной политики", когда их хозяйственная деятельность не обеспечивает возмещение затрат от производственных работ (услуг), в пределах установленных социальных стандартов качества, местной администрации городов и районов необходимо предусмотреть механизм покрытия выпадающих доходов этих организаций.


Оплата жилья и коммунальных услуг


Особенностью реформы жилищно-коммунального хозяйства является изменение тактики ценообразования, переход от повышения тарифов для устранения разрыва в динамике цен с другими отраслями экономики в результате инфляции к более плавному изменению тарифов, учитывающему рост реальных доходов потребителей.
Это позволит обеспечить наиболее безболезненный для населения переход отрасли к рыночной системе хозяйствования.
Повышение доплачиваемой населением доли в затратах на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг может быть достигнуто за счет относительного снижения базовых тарифов. При этом должны быть созданы стимулы снижения затрат организаций жилищно-коммунального хозяйства, положенных в основу формирования тарифов.
Реализация антизатратного механизма обеспечивается следующими основными мероприятиями:
повсеместным внедрением домовых узлов регулирования и контроля расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии, а также газа;
согласование тарифов при заключении договоров между службой "Заказчик" и подрядчиком на основе анализа соответствия деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства нормативам и стандартам, характеризующим эффективную и ресурсосберегающую работу субъекта хозяйствования (численность работающих в процентах к численности населения, затраты на единицу сравнительно с аналогичными структурами, структура затрат в процентах - ремонтно-эксплуатационные издержки, издержки управления, амортизация и др.)
Вместе с тем, необходимо предусмотреть рост ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг не ниже уровня индекса потребительских цен. Не допускать уменьшения доли платежей населения в финансировании затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. При росте реальных доходов населения продолжить увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Оплата жилья в государственном жилищном и муниципальном фонде должна включать затраты на содержание и ремонт жилого дома (включая капитальный ремонт мест общего пользования).
Плата за найм, которая является доходом собственника муниципального жилья, в рыночных условиях определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье. В переходный период базовая ставка платы за найм должна отражать амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление) жилищного фонда в среднем по городу, несмотря на то, что затраты существенно дифференцированы в зависимости от реального состояния каждого дома.
Базовая ставка платы за найм должна быть выше, чем налог на недвижимость для собственника аналогичного жилья. Это в свою очередь должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилищного фонда. Среди других мер, направленных на упорядочение оплаты жилья и коммунальных услуг, необходимо выделить следующее:
для определения соответствующих условий конкретного населенного пункта ставок оплаты может использоваться наиболее характерный для этого населенного пункта тип дома, принятый за базисный. Критерием для определения соотношений, уровней оплаты жилищно-коммунальных услуг в домах различного качества относительно базисного может являться соотношение ставок аренды на свободном рынке;
основным инструментом политики ценообразования, с учетом качества и местоположения жилища является изменение платы за найм, поскольку только этот вид платежа может быть дифференцирован в зависимости от параметров качества жилища;
наниматели и собственники, имеющие второе жилье, должно оплачивать его содержание и предоставление коммунальных услуг в полном размере;
установить повышенные тарифы на оплату сверхнормативной площади жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг. При этом, процессы перераспределения жилищного фонда, связанные со стимулированием проживания в пределах социальной нормы, не должны приобретать неуправляемый характер и вести к ухудшению положения малообеспеченных групп населения. На первом этапе целесообразно ввести повышенную плату лишь для семей, занимающих жилье, значительно превышающее по площади предельную норму, например, 33 кв. м. на одного человека, проживающего в однокомнатной квартире; 42 кв. м. для двух человек, проживающих в двухкомнатной квартире; 54 кв. м. для трех человек, проживающих в трехкомнатной квартире;
в целях защиты праву потребителей в договорах найма и договорах на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг с собственниками жилых помещений должны содержаться права и обязанности сторон, гарантирующие оплату услуг в соответствии с их реально достигнутыми объемом и качеством.

IV. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ


При сохранении за органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг будет создана система, при которой объем финансирования из федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов) будет рассчитываться исходя из федеральных стандартов. При этом аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями будет осуществляться администрацией области как субъекта Федерации.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать региональные стандарты социальной нормы площади жилья, равно как и делегировать такое право органам местного самоуправления. Однако, при перераспределении средств федерального бюджета между субъектами Российской Федерации Правительство Российской Федерации будет руководствоваться федеральным стандартом.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя: из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра на одиноко проживающих граждан.
Федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья. Указанный стандарт рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг: содержания и ремонта жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение, с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. Данный стандарт ежегодно пересматривается, при этом следует установить, что изменение величины федерального стандарта должно осуществляться с учетом общего уровня инфляции (за исключением случаев отмены перекрестного субсидирования, а также резкого изменения цен на энергоносители).
Анализ сложившейся структуры затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг позволяет установить средний по России показатель на начало 1997 года равный 8200 рублям.
Федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги.
При распределении средств федерального бюджета Правительство Российской Федерации будет исходить из следующих показателей уровня платежей населения по отношению к уровню затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг (в процентах):


Доля платежей населения в покрытии затрат
на все виды жилищно-коммунальных услуг

1997 год

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

35

50

60

70

80

90

100


Это не отменяет права органов местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливать уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств. При этом статьи по финансированию жилищно-коммунального хозяйства в местных бюджетах рекомендуется предусматривать защищенными.

Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг:
Данный норматив позволяет рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан. Конкретные величины указанных компенсаций (субсидий) устанавливаются решениями органов местного самоуправления, но при распределении средств федерального бюджета необходимо учитывать, что потребность в компенсациях (субсидиях) на оплату жилищнокоммунальных услуг для низкодоходных категорий граждан будет рассчитываться исходя из следующих величин максимально-допустимой доли расходов (в процентах от совокупного семейного дохода):
1997 год - 16
1998 год - 18
1999 год - 19
2000 год - 20
2001 год - 22
2002 год - 23
2003 год - 25
Примечание. Уровень платежей граждан за коммунальные услуги и доля собственных расходов в совокупном семейном доходе, рекомендованный комиссией по выработке мер социальной защиты населения Ульяновской области, установлен согласно приложению.

V. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ



I этап - 1997 - 1998 годы.
Разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации концепции реформы.
Осуществление разграничения функций собственника, управляющей организации (службы "Заказчика") и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах. Проведение необходимых структурных преобразований. Переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Организация переобучения кадров для работы в управляющих и обслуживающих организациях.
Формирование подходов к отбору на конкурсной основе управляющей организации для эксплуатации государственного и муниципального жилищных фондов.
Переход на договорные условия оказания жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Продолжить дальнейшее повышение доли платежей населения от экономически обоснованных тарифов. Обеспечить контроль обоснованности и уровня тарифов с учетом реализации программы снижения издержек.
Упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определение источников их финансирования.
Введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий - естественных монополистов.
Продолжение дифференциации ставок оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья, а также оплаты занимаемой сверхнормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг.
Демонополизация деятельности предприятий жилищнокоммунального хозяйства.

II этап - 1999 - 2000 годы.

Доведение доли государственного и муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100%. Широкое использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья, включая помощь в обучении кадров.
Развитие процессов дифференциации ставок оплаты занимаемой сверх нормативной площади жилья и сверхнормативного потребления коммунальных услуг, а также зависимость этих ставок от качества и местоположения жилья.
Переход к повсеместной установке в области счетчиков и регуляторов потребления воды, тепла, газоэнергоснабжения во вновь построенном жилье, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.

III этап - 2001 - 2003 года.
Завершение перехода на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек.
Повсеместная установка в жилищном фонде счетчиков и регуляторов потребление воды и энергоресурсов. Принятие необходимых рациональных социальных стандартов по жилищно-коммунальному хозяйству.
Широкое внедрение механизма привлечения кредитных ресурсов для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования.
Товарищества собственников жилья становятся преобладающей формой управления многоквартирными жилыми домами.




СРОКИ ПОЭТАПНОГО ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ


Приложение
к постановлению Главы
администрации области
от 29.08.97 N 150


Предельный уровень платежей граждан (в процентах к затратам на содержание и техническое обслуживание жилья и коммунальные услуги (энергоресурсы)

Предельный уровень платежей граждан (в процентах к совокупному доходу семьи) исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов


1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003


25% на конец года

35%

40%

50%

65%

80%

100%


до 10%

до 10%

до 12%

до 12%

до 15%

до 15%

до 20%


Примечание.
Сроки установлены на основании Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 12.01.96 N 9-ФЗ.



О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства

Название документа: О концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства

Номер документа: 150

Вид документа: Постановление Главы администрации Ульяновской области

Принявший орган: Глава администрации Ульяновской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 29 августа 1997