Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 4 августа 2012 г. N 664
"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Мелиоративные работы
 по восстановлению гидротехнических сооружений в Республике Татарстан  на 2012-2014 годы"

(с изменениями на 22 февраля 2013 года)


____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

Постановлением Кабинета Министров Республики Т атарстан от 5 декабря 2012 г. N 1059

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 февраля 2013 г. N 120

____________________________________________________________________



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Мелиоративные работы по восстановлению гидротехнических сооружений в Республике Татарстан на 2012-2014 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год включать Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан

Р.Ф. Муратов

          


Долгосрочная целевая программа
"Мелиоративные работы по восстановлению гидротехнических сооружений в Республике Татарстан на 2012-2014 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 4 августа 2012 г. N 664)

     
Паспорт программы

Наименование программы

Мелиоративные работы по восстановлению гидротехнических сооружений в Республике Татарстан на 2012-2014 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Поручение Президента Республики Татарстан от 12.05.2012 N 19-пр о поэтапном приведении в нормативное состояние гидротехнических сооружений в Республике Татарстан

Заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Татарстан" (далее - ФГБУ "Управление "Татмелиоводхоз")

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство)

Цель Программы

Основной целью Программы является повышение технической надежности и устойчивости гидротехнических сооружений (далее - ГТС), находящихся в предаварийном и аварийном состоянии, для снижения угрозы возникновения аварийных ситуаций на плотинах во время весеннего пропуска паводковых вод через ГТС посредством проведения ремонтно-восстановительных работ

Задачи Программы

определение фактического технического состояния имеющихся ГТС;
приведение к нормам безопасности всех существующих ГТС для обеспечения безопасности населения и территорий, находящихся в возможной зоне затопления, от чрезвычайных ситуаций

Участники Программы

Министерство, сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Татарстан, органы местного самоуправления в муниципальных районах Республики Татарстан

Сроки и этапы реализации Программы

2012-2014 годы

Объемы и источники финансирования Программы

Всего - 267,6 млн. рублей, в том числе:
из бюджета Республики Татарстан - 267,6 млн. рублей, из них:
в 2012 году - 88,0 млн. рублей;
в 2013 году - 89,6 млн. рублей;
в 2014 году - 90,0 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации и индикаторы Программы

Реализация Программы позволит:
восстановить 167 прудов и ГТС;
защитить 2870 гектаров земель от водной эрозии;
повысить техническую надежность ГТС;
снизить угрозу возникновения аварийных ситуаций на плотинах во время весеннего пропуска паводковых вод через ГТС;
предотвратить затопление населенных пунктов и промышленных объектов, расположенных в зоне подтопления плотин и ГТС;
повысить технический уровень мелиоративных систем;
снизить уровень эрозионной деградации почв и выноса продуктов эрозии в реки и поймы;
прекратить дальнейший рост вершин оврагов на водосборной площади прудов и обеспечить защиту почв от водной эрозии

     
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Географическое и климатическое положение Республики Татарстан всегда диктовало развитие водного хозяйства. Водные ресурсы республики крайне неравномерно распределены по ее территории. Большинство рек - снегодождевого питания. Летний маловодный период совпадает с периодом максимального водопотребления для целей орошения. Наиболее радикальным способом устранения внутригодовой, а также многолетней изменчивости и территориальной неравномерности речного стока, защиты земель от водной эрозии является создание крупных водохранилищ комплексного назначения и других видов ГТС.

В Республике Татарстан ГТС являются наиболее распространенными типами сооружений с весьма важными функциями, оказывающими большое влияние на экономику, экологическую и социальную сферу. Водохранилища и другие напорные сооружения удерживают огромные массы воды под большим напором, создают потенциальную опасность для объектов народного хозяйства и безопасного проживания населения в зоне влияния этих сооружений. Разрушение их напорного фронта или вынужденный сброс воды приводит к возникновению паводков катастрофического характера. Поэтому вопрос безопасной и надежной эксплуатации этих сооружений приобретает особую актуальность.

В процессе развития экономики в стране построено большое количество водохозяйственных сооружений и оросительных систем. С помощью этих объектов осуществляется подача воды для нужд сельского хозяйства, обеспечивая орошение сельхозугодий, для подачи воды на хозяйственные, питьевые, промышленные и другие нужды. В Республике Татарстан в разные годы построено и введено в эксплуатацию 668 ГТС. Водохозяйственные системы служат для решения следующих задач:

регулирование водно-воздушного режима в корнеобитаемом слое почв для получения высоких и качественных урожаев сельскохозяйственных культур посредством орошения;

осуществление обводнения территорий;

обеспечение подачи воды для водоснабжения сельского населения, для противопожарных и производственных нужд;

защита населения, промышленных объектов, а также земель сельскохозяйственного назначения от вредного воздействия вод;

как запас воды для водопоя скота на пастбищах и в летних лагерях;

на территории нефтедобывающих районов используются нефтяниками для технологических нужд;

рекреационное и социальное значение, особенно для жителей ближайших сел.

Значительная часть ГТС была построена в 60-80-е годы минувшего столетия. За последние годы ситуация на многих ГТС ухудшилась. Так, одна треть общего числа ГТС, эксплуатирующихся в настоящее время, выработала свой ресурс и находится в аварийном состоянии или требует проведения ремонтно-восстановительных работ. Существенно ухудшается техническое состояние водосбросных и водоспускных гидроузлов и береговых зон водохранилищ. Происходят береговые деформации, а иногда и аварии, которые могут повлечь катастрофические последствия с человеческими жертвами. Многие ГТС имеют дефекты, снижающие их надежность и работоспособность. Это является следствием того, что со стороны собственников нет должного внимания, не проводятся техобслуживание и текущий ремонт. Отсутствуют экономические механизмы, создающие условия для обеспечения безопасности ГТС, не наработан механизм ответственности за обеспечение их сохранности.

Опыт последних лет показывает значительно возросшую вероятность аварии напорных ГТС. Во время аномально интенсивного весеннего половодья 2012 года ряд ГТС получил значительные разрушения. Так, аварийный случай произошел на ГТС у населенного пункта Четыре Двора Чистопольского муниципального района с объемом воды 1030 тыс. куб. метров. Из-за неисправности задвижки на донном водоспуске пруд своевременно не был опорожнен, вода переливалась через гребень плотины, вызывая разрушения мокрого откоса и гребня, что привело к разрушению тела плотины с прорывом паводковых вод объемом более 1 млн. куб. метров. Прорыв плотины привел к полному разрушению моста и части автодороги районного значения, была прервана транспортная связь в ряде населенных пунктов. Нанесенный ущерб оценивается на сумму более 40 млн. рублей.

Угроза чрезвычайных ситуаций усиливается и по причинам нарушений проектных решений при эксплуатации плотин и водохранилищ, отсутствия или низкой эффективности государственного надзора за их безопасностью, отсутствия или низкого профессионального уровня эксплуатационного контроля за состоянием ГТС, пренебрежения эксплуатирующими организациями и хозяйствами правил обеспечения безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций, недостатков финансирования для ремонта и реконструкции ГТС.

Главная проблема обеспечения безопасности ГТС - организация надлежащей эксплуатации, обеспеченной надежным финансированием. На сегодняшний день большинство ГТС оказалось на балансе органов местного самоуправления. Из-за нехватки средств на эксплуатацию их собственники не в состоянии обеспечить надежное техническое состояние и эксплуатацию сооружений, что с каждым годом ведет к увеличению риска аварий с тяжелыми последствиями.

За последние годы в республике были приняты нормативные правовые акты по вопросам развития мелиоративной отрасли, в том числе постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.04.2007 N 134 "Об утверждении республиканской целевой программы "Мелиоративные работы по коренному улучшению земель в сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан на 2007 год", от 29.12.2007 N 802 "Об утверждении республиканской целевой программы "Мелиоративные работы по коренному улучшению земель на сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан на 2008 год", от 25.02.2009 N 102 "Об утверждении республиканской целевой программы "Мелиоративные работы по коренному улучшению земель на сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан на 2009-2012 годы и на период 2013 года".

Республика участвовала также в реализации федеральных целевых программ, в том числе федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99. Однако объемы средств на реконструкцию ГТС, предусмотренные в рамках указанных программ, были столь незначительны, что не смогли оказать существенного влияния на повышение технической надежности большинства сооружений.

Дальнейшее развитие орошаемого земледелия Республики Татарстан, а также сохранение водохозяйственного потенциала необходимо на принципах, которые предусматривают формулирование системы целей, задач и ключевых показателей (индикаторов) развития, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, распределение бюджетных и внебюджетных ресурсов по целям и задачам.

Данная Программа разработана во исполнение федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 99 и поручения Президента Республики Татарстан от 12.05.2012 N 19-пр о поэтапном приведении в нормативное состояние ГТС в Республике Татарстан.

2. Основная цель и задачи Программы


Основной целью Программы является повышение технической надежности и устойчивости ГТС, находящихся в предаварийном и аварийном состоянии, для снижения угрозы возникновения аварийных ситуаций на плотинах во время весеннего пропуска паводковых вод через ГТС посредством проведения ремонтно-восстановительных работ.

Учитывая цель Программы, определены следующие задачи:

защита населения и объектов, попадающих в зону возможного затопления;

определение фактического технического состояния имеющихся ГТС (срок - до 01.10.2012);

приведение к нормам безопасности всех существующих ГТС для обеспечения безопасности населения и территорий, находящихся в возможной зоне затопления, от чрезвычайных ситуаций (срок - до 01.10.2014).

Решение данных задач позволит обеспечить условия для:

сохранения и воспроизводства плодородия почвы;

повышения степени использования биоклиматического потенциала республики и стабилизации сельскохозяйственного производства;

увеличения количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения;

повышения урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур.

Выполнение Программы является этапом реализации стратегической цели развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан, заключающейся в обеспечении продовольственной безопасности республики, сохранении и восстановлении плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения как национального достояния республики, а также в обеспечении потребностей населения в высококачественной продукции по доступным ценам на основе роста эффективности сельскохозяйственного производства, его конкурентоспособности и повышения уровня и качества жизни населения республики.

3. Система программных мероприятий


Республика Татарстан является регионом, где прохождение весеннего половодья может иметь серьезные последствия. Основным следствием прорыва плотины при гидродинамических авариях является катастрофическое затопление местности, заключающееся в стремительном затоплении волной прорыва нижерасположенной местности и возникновении наводнения. Катастрофическое затопление характеризуется:

максимально возможными высотой и скоростью волны прорыва;

расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в соответствующий створ;

границами зоны возможного затопления;

максимальной глубиной затопления конкретного участка местности;

длительностью затопления территории.

При разрушениях ГТС затопляется часть прилегающей к реке местности, которая называется зоной возможного затопления.

Безаварийная эксплуатация ГТС и прохождение через них весеннего половодья предполагает выполнение комплекса мероприятий по восстановлению ГТС до нормативного состояния с дальнейшим проведением текущих профилактических работ по содержанию сооружений в исправном техническом состоянии.

Комплекс мероприятий по восстановлению ГТС включает:

полную инвентаризацию технического состояния имеющихся плотин, противоэрозионных и мелиоративных ГТС с последующим анализом и оценкой риска аварий на ГТС, находящихся в предаварийном и аварийном состоянии;

разработку и утверждение сметной документации на ремонтно-восстановительные работы на аварийных сооружениях;

проведение ремонтно-восстановительных работ, противопаводковых мероприятий, очистку, углубление и обустройство водоемов, восстановление тела плотин, а также водосбросных и водоспускных сооружений, ремонт, восстановление или замену задвижек и запорной арматуры и другие мероприятия на ГТС и приведение их к соответствующим нормам, предписанным в декларациях безопасности.

Система программных мероприятий основывается на совершенствовании нормативно-правовой базы, на финансовом, организационном, информационном и производственно-техническом обеспечении. Определяющими условиями успешного восстановления гидромелиорации в Республике Татарстан являются:

гарантированное финансовое обеспечение;

инвентаризация и паспортизация объектов мелиорированных земель;

предотвращение негативного воздействия при проведении восстановительных работ и эксплуатации ГТС;

внедрение и использование новейших технологий и материально-технической базы;

создание мелиоративной службы в хозяйствах, эксплуатирующих ГТС, и в районных управлениях сельского хозяйства и продовольствия, а также укрепление материально-технической базы эксплуатирующих мелиоративных подразделений;

государственный контроль за использованием и охраной мелиорированных земель, а также за соблюдением технологии эксплуатации мелиоративных систем;

создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра и мониторинга ГТС;

подготовка квалифицированных рабочих кадров;

восстановление учебно-производственных центров по повышению квалификации рабочих кадров.

Программные мероприятия предусматривают работы по восстановлению ГТС за счет средств бюджета Республики Татарстан в сумме 267,6 млн. рублей, из них на:

строительство, реконструкцию, капитальный ремонт комплекса противоэрозионных сооружений, прудов, ГТС на плотинах - 243,0 млн. рублей;

выполнение культуртехнических, противоэрозионных и агролесомелиоративных работ в составе проектов ремонта и восстановления ГТС - 13,0 млн. рублей;

проектно-изыскательские работы - 11,6 млн. рублей.

В целях своевременного выявления дефектов и неблагоприятных процессов на сооружении, планирования ремонтов, предотвращения аварий, оценки безопасности ГТС и риска аварий необходим постоянный мониторинг состояния ГТС. Ведение мониторинга должно обеспечиваться собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями посредством организации постоянных (непрерывных) наблюдений за характером их воздействия на окружающую среду.

Данные об индикаторах оценки результатов в разрезе целей, задач, мероприятий Программы приводятся в приложении N 1 к ней.

4. Ресурсное обеспечение Программы


Государственное финансирование мелиоративных мероприятий является важнейшим фактором, обеспечивающим эффективность реализации Программы и привлечения внебюджетных инвестиций для дальнейшего развития системы мелиоративного земледелия возле восстановленных водных объектов. Достижение цели и задач Программы требует необходимого ресурсного обеспечения в виде материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»