Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 17 декабря 2010 г. N 1074
"Об утверждении Комплексного инвестиционного плана модернизации
моногорода Елабуга Республики Татарстан (на период 2011-2015 годов)"
В целях диверсификации экономики г. Елабуги, решения проблем занятости населения и повышения эффективности социально-экономического развития города Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Елабуга Республики Татарстан (на период 2011-2015 годов).
2. Предложить органам местного самоуправления муниципального образования "город Елабуга" ежеквартально представлять в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о ходе реализации утвержденного настоящим постановлением плана.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Комплексный инвестиционный план
модернизации моногорода Елабуга Республики Татарстан
(на период 2011-2015 годов)
(утв. постановлением КМ РТ от 17 декабря 2010 г. N 1074)
Паспорт
Комплексного инвестиционного плана модернизации
моногорода Елабуга Республики Татарстан
(на период 2011-2015 годов)
Наименование плана | Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Елабуга Республики Татарстан (на период 2011-2015 годов) (далее - Комплексный план) |
Дата принятия решения о разработке Комплексного плана (дата его утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Постановление исполнительного комитета Елабужского муниципального района от 3 сентября 2009 года N 290 "Об утверждении Комплексного инвестиционного плана" |
Государственный заказчик Комплексного плана | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Государственный заказчик - координатор Комплексного плана | Министерство экономики Республики Татарстан |
Основные разработчики Комплексного плана | Министерство экономики Республики Татарстан, Совет Елабужского муниципального района Республики Татарстан, исполнительный комитет Елабужского муниципального района Республики Татарстан, Палата перспективного социально - экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан |
Цели и задачи Комплексного плана | Создание условий для обеспечения экономической самодостаточности и социальной стабильности на принципах устойчивого развития посредством комплексной и последовательной диверсификации сфер жизнедеятельности: экономики, социальной сферы и т.д. |
Сроки и этапы реализации Комплексного плана | Реализация Комплексного плана предусматривается на период 2011-2015 годов. |
Объемы и источники финансирования Комплексного плана | Общий объем средств, необходимых для реализации Комплексного плана, - 6720,9 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Комплексного плана (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Комплексного плана | 1. Диверсификация экономики г. Елабуга: увеличение доли занятых в новых секторах экономики в общем числе занятых до 85,4% экономически активного населения. |
1. Характеристика проблемы
1.1. Историческая справка
Елабуга - это город последней грандиозной стройки СССР, целью которой было создание крупнейшего в Европе автомобилестроительного гиганта. Предусматривалось строительство мощностей для выпуска 600 тысяч легковых автомобилей в год и строительство полумиллионного автограда. Под это уже была создана определенная производственная и инженерная инфраструктура, привлечены трудовые ресурсы. Население города за короткий срок выросло более чем в два раза. А затем наступили 90-е годы, когда в связи с крушением Советского Союза было приостановлено финансирование строительства автозавода, и именно тогда появились наиболее серьезные проблемы у города в целом, наступивший кризис конца 90-х их радикально усугубил. Уже тогда территория испытала на себе все проблемы, связанные с монопрофильностью её экономики. В стадии незавершенного строительства осталось более 400 тысяч квадратных метров площадей производственной и социальной инфраструктуры, простаивал огромный объем незадействованных мощностей, число только официально зарегистрированных безработных достигало более 8%. Проблема усугублялась ещё и тем, что, переключившись в основном на интересы строящегося завода, городом были упущены многие занятые им прежде экономические ниши. Были допущены большие перекосы и при создании социальной и инженерной инфраструктур. Каких-то объектов было создано в избытке в расчете на полумиллионный город, а какие-то, в связи с внезапным прекращением финансирования, просто не успели построить. Таким образом, к концу 90-х годов состояние Елабуги было практически катастрофическим. По сути, это был город-банкрот. Но именно это время и стало моментом пересмотра перспектив и возможностей территории. И с 1998 года на территории последовательно при поддержке федерального центра и руководства Республики Татарстан реализовывался ряд проектов (в первую очередь с использованием незадействованных мощностей промышленной площадки Елабужского автомобилестроительного завода), которые впоследствии позволили реанимировать и воссоздать автомобилестроительную отрасль территории. Особую роль сыграло создание в 1998 году на площадке недостроенного завода свободой экономической зоны "Алабуга", в формате правосубъектности Республики Татарстан. Это позволило создать здесь порядка 20-ти предприятий, большинство из которых было связано с автомобилестроением. Последовавшее за этим создание крупнейшей в России Особой экономической зоны в рамках соответствующего федерального закона позволило сформировать на территории достаточно серьезный автомобилестроительный кластер, в состав которого вошли автопроизводители и производители автокомпонентов. Это стало возможным благодаря тому, что были созданы достаточно привлекательные для инвесторов условия и велась целенаправленная работа по привлечению инвесторов.
К 2009 году доля автомобилестроительной отрасли в структуре производства города составила более 5%, доля занятых в данном секторе экономики - 25%. Таким образом, Елабуга - территория с монопрофильным характером экономики, связанной с автомобилестроением. И от того, как работает данная отрасль, во многом зависит благополучие города. Основным градообразующим предприятием является Соллерс, в его технологическую цепочку входят более 10 предприятий промышленной площадки "Алабуга", которые поставляют для него автокомпоненты, электрооборудование и другие аксессуары, торговый дом занимается реализацией автомобилей.
В докризисный период автомобилестроительная отрасль и предприятия, работающие в кооперации с ней, были хорошей доминантой в развитии города. Ежегодный прирост объемов достигал порядка 30-50%. Однако влиянию кризиса предприятия автомобилестроительного комплекса подверглись, как известно, в первую очередь. Произошло резкое снижение объемов производства. Например, только на ОАО "ПО ЕлАЗ", где занято 2,8 тыс. работающих, объем промышленного производства снизился на 64%. В целом по отрасли снижение составило 30%. Это оказало непосредственное влияние и на производства других отраслей, конечный продукт которых также был ориентирован на данный сектор. В связи с этим на территории была отложена реализация ряда крупных перспективных проектов. А работники, которые уже были набраны под реализацию этих проектов, вынуждены были обратиться в центр труда и занятости. Ситуация осложняется ещё и тем, что в настоящее время испытывает большие трудности и ОАО "КамАЗ".
И в данный период, анализируя сложившуюся ситуацию и опираясь на опыт, полученный ранее, необходимо: во-первых, найти ресурсы для развития других отраслей экономики, которые позволили бы обеспечить сбалансированность жизнедеятельности территории, позволили бы городу не только устоять, но и устойчиво развиваться; во-вторых, обеспечить дальнейшее развитие автомобилестроительного сектора (особенно новых производств Соллерса) и доведение их до логического завершения. Кроме того, необходимо, во что бы то ни стало, обеспечить конкурентоспособность особой экономической зоны "Алабуга". В новых условиях необходимо скорректировать прогнозы развития, заново оценить целесообразность ряда инвестиционных проектов, отказаться от запуска части новых масштабных проектов, сосредоточиться на повышении эффективности уже существующих, и поиске новых. При этом кризис ассоциируется не только с ограничениями, но и с новыми возможностями развития, хотя и требует пересмотра приоритетов и тенденций, установившихся в период подъема экономики. Кризис создает возможности для структурных перемен в экономике, для перетока трудовых ресурсов. И здесь очень важно, чтобы политика на рынке труда позволяла обеспечить его мобильность, чтобы люди могли переходить в отрасли, способные развиваться. Для грамотного выхода из кризиса необходима активная и продуманная позиция местного сообщества, которая позволит минимизировать риски, присущие данной ситуации и получить максимальный социально-экономический эффект для жителей.
1.2. Демографическая ситуация
Основными показателями демографической ситуации служат численность населения, динамика ее изменения, возрастная структура и миграция. Численность населения города Елабуга по состоянию на 1 полугодие 2010 года составляет 7033 тысяч человек. Плотность населения составляет 1700 человек на 1 кв. км.
Динамика численности населения за период с 2004 по 2009 годы приведена на рисунке 1.
Начиная с 2006 года, в динамике численности населения г. Елабуга отмечается стойкая положительная тенденция, в результате которой к 2009 году общая численность населения увеличилась на 0,8% по сравнению с 2006 годом, однако в первом полугодии 2010 года отмечается небольшой спад.
Рисунок 1 - Динамика численности населения г. Елабуга за период 2004-2009 гг., человек
Начиная с 1998 года, рождаемость по городу Елабуга ежегодно увеличивается на 30-40 детей. В 2008 году родилось 1011 чел. (2007 г. - 944 чел.). Показатель младенческой смерти заметно снизился: 2004 год - 9,3%, 2008 год - 6,4% (таблица 1).
Таблица 1
Динамика численности населения г. Елабуга
Всего население | 80469 | 80565 | 80815 | 81465 | 81434 |
в т.ч. по району | 10641 | 10720 | 10859 | 11027 | 11104 |
в т.ч. по г. Елабуга | 69828 | 69845 | 69956 | 70438 | 70330 |
Родилось детей | 836 | 953 | 1011 | 1116 | 558 |
Умерло | 877 | 902 | 891 | 879 | 459 |
Естественный прирост | -41 | 51 | 120 | 237 | 99 |
Прибыло | 2267 | 2066 | 1930 | 1865 | 865 |
Убыло | 2066 | 1961 | 1800 | 1453 | 922 |
Миграционный прирост | 201 | 105 | 130 | 412 | -57 |
Рисунок 2 - Возрастной состав населения г. Елабуга
На первое полугодие 2010 года численность населения г. Елабуга составила 70330 человек, в том числе:
- дети и подростки до 16 лет - 13,3 тысяч человек;
- пенсионеры - 15,9 тысяч человек;
- население трудоспособного возраста -41,1 тысяч человек (рисунок 2).
С увеличением численности старшей возрастной группы растет демографическая нагрузка на трудоспособное население пожилыми и престарелыми при снижении нагрузки детьми.
1.3. Трудовые ресурсы. Ситуация на рынке труда и в сфере занятости
Одним из важных оценочных показателей качества жизни населения является структура рынка труда.
Уровень безработицы за 2008 год и первое полугодие 2009 года вырос с 2 до 5,1% (рисунок 3). Причем высвобождение в основном идет именно с предприятий машиностроительного сектора, и в частности, с предприятий, относящихся к кластеру автомобилестроения.
Рисунок 3 - Динамика уровня безработицы г. Елабуга за 2006-2009 годы
Всплеск безработицы пришелся на конец 2008 - начало 2009 годов. За I квартал 2009 года уровень безработицы вырос в 2 раза и продолжал расти.
В рамках программы упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан и подписанного Правительством Республики Татарстан и Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации Соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда республики, органами муниципальной власти совместно с Центром занятости г. Елабуги ведется работа по реализации указанных мероприятий. Многие из жителей города находят приложение своим силам на предприятиях г. Набережные Челны.
Впервые за последнее десятилетие наблюдается отрицательная динамика совокупного сальдо капитала города (рисунок 4).
Рисунок 4 - Динамика сальдо (баланс поступлений и выплат) г. Елабуга за 2007-2009 годы, млн. рублей
Сокращения, снижение заработков, налоговых платежей, экономической активности в целом послужили причиной возникновения критической ситуации.
По данным социологического мониторинга, регулярно проводящегося в г. Елабуга, в период с 2005 к 2007 году наблюдалось стабильное снижение доли граждан, относивших себя к "бедным", и увеличение доли относивших себя к "среднеобеспеченным". В кризис (2008-2009 гг.) наметилась тенденция к снижению числа тех, кто относит себя к категории среднеобеспеченных и, соответственно, к увеличению тех, кто относит себя к бедным (рисунок 5).
Рисунок 5 - Самоидентификация населения Елабуги по материальному признаку за период 2006-2009 гг.
"Благоприятной или нормальной" свою экономическую ситуацию к концу 2009 года оценила только половина елабужан (51%), средний показатель за 2009 год составил 43,4% (рисунок 6).
"Терпимой с трудом или нетерпимой" свою экономическую ситуацию считали в к концу 2009 г. 50% жителей. Таким образом, данные социологического мониторинга фиксируют нарастание негативных оценок своего экономического состояния жителями города, что может создавать почву для проявлений недовольства в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации и/или появления проблем, связанных с работой инфраструктуры, обеспечивающей повседневную жизнь города.
Рисунок 6 - Оценка экономической ситуации населения Елабуги за период 2006-2009 гг.
Проведенная предварительная оценка текущего состояние г. Елабуга в условиях финансового кризиса показывает, что, несмотря на предпринятые после кризиса 1998 г. усилия по диверсификации, стремительное развитие автомобилестроительного кластера привело к тому, что экономика города носит монопрофильный характер. Можно образно сказать, что кризис фактически подбил город на взлете. Вызванные кризисом сокращения в промышленном секторе, прежде всего в машиностроении и автомобилестроительном кластере, привели к нарастанию негативных оценок жителями города своего экономического состояния. Хотя ситуация и не является такой критической, как, например, в Тольятти, но риски дальнейшей дестабилизации городской экономики и ухудшения экономического благополучия его жителей увеличиваются. Без принятия необходимых мер это может привести в дальнейшем к негативным социальным последствиям.
Главным риском для Елабуги сегодня является высокая вероятность снижения доходов при увеличении расходов для поддержания существующего уровня жизни населения вследствие:
- снижения выручки основного градообразующего предприятия в ходе спада в автомобилестроении;
- ограниченных возможностей местной власти содействовать развитию бизнеса на своей территории вследствие существующих инфраструктурных ограничений.
Консервация ситуации грозит деградацией социальной и коммунальной инфраструктуры, увеличением безработицы и снижением качества жизни с последующим ростом расходов бюджетов всех уровней.
1.4. Анализ социально-экономического положения
моногорода и градообразующего предприятия
В настоящее время Елабуга - это один из наиболее промышленно развитых городов Республики Татарстан и Российской Федерации (Полная характеристика города и его отраслей приведена в приложении 1).
Анализ потенциала территории позволяет сделать вывод о значительном влиянии промышленного сектора на все сферы деятельности территории. В промышленном секторе формируется преобладающая часть добавленной стоимости (более 80%). Таким образом, промышленность для города Елабуга является основной структурообразующей отраслью экономики, и от эффективности её функционирования зависит возможность реализации главной стратегической цели развития территории - повышение качества жизни населения.