Указ Президента Республики Татарстан
от 30 сентября 2011 г. N УП-605
"О Концепции развития потребительской кооперации
 в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"


В целях содействия развитию потребительской кооперации в Республике Татарстан и обеспечения поддержки деятельности организаций потребительской кооперации с учетом ее социальной значимости для устойчивого развития сельских территорий постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2011-2015 годы.

2. Кабинету Министров Республики Татарстан в тридцатидневный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2011-2015 годы.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

     
Казань, Кремль
30 сентября 2011 г.
N УП-605

     

Концепция
развития потребительской кооперации в Республике Татарстан
 на 2011-2015 годы
(утв. Указом Президента РТ от 30 сентября 2011 г. N УП-605)

     
1. Общие положения


1.1. В настоящей Концепции развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2011-2015 годы (далее - Концепция) сформулированы основные цели и задачи развития потребительской кооперации в Республике Татарстан, содержание проблем и пути их решения, а также механизм реализации Концепции. Реализация Концепции должна обеспечить стабильное, поступательное развитие потребительской кооперации; приобретение потребительской кооперацией влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров; повышение роли организаций потребительской кооперации в решении социально-экономических проблем и вопросов самодостаточности республики в сфере продовольственного обеспечения.

1.2. Под потребительской кооперацией в настоящей Концепции понимается система потребительских обществ и их союзов, создаваемых и действующих в соответствии с Законом Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

1.3. Потребительская кооперация республики призвана стать важной системой, осуществляющей заготовительную, перерабатывающую и торговую деятельность, предоставляющей социальные и бытовые услуги сельскому населению.


2. Цели и задачи развития потребительской
 кооперации в Республике Татарстан


2.1. Основными целями развития потребительской кооперации в Республике Татарстан являются значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции и повышение благосостояния сельского населения путем его вовлечения в потребительские кооперативы.

2.2. Основные задачи, на решение которых направлена Концепция, заключаются в следующем:

увеличение объемов закупок сельскохозяйственной продукции потребительскими кооперативами;

повышение деловой активности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

создание на базе потребительских кооперативов экономически эффективной, инвестиционно привлекательной системы производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

создание информационной системы поддержки потребительской кооперации;

развитие кадрового потенциала и профессионального образования потребительской кооперации.


3. Содержание проблем и пути их решения


3.1. Деятельность по заготовке сельскохозяйственной продукции, в том числе произведенной в крестьянских фермерских хозяйствах, личных подсобных хозяйствах граждан и индивидуальными предпринимателями, сбору населением дикорастущих растений (лекарственных растений, грибов, ягод, плодов и др.), вторичного, пушно-мехового сырья, производству изделий народных промыслов является одной из основных задач потребительской кооперации.

Основными проблемами, препятствующими развитию заготовительной деятельности, являются:

отсутствие единой системы сбыта закупленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья;

недостаточность оборотных средств для развития материально-технической базы закупки и хранения продукции;

неоднородность качества закупаемой сельскохозяйственной продукции.

Учитывая имеющиеся проблемы, приоритетными направлениями развития заготовительной деятельности потребительской кооперации являются:

развитие материально-технической базы заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции;

использование потенциала имеющихся производственных и торговых мощностей для первичной обработки (переработки), хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции;

интеграция закупок с системой сбыта за счет создания на рынках торговых мест для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

поставка владельцам личных подсобных хозяйств сельскохозяйственных животных, кормов, в том числе с последующей закупкой произведенной ими продукции;

вовлечение экономически активного, незанятого населения в деятельность по сбору дикорастущего сырья.

3.2. Основные проблемы, характеризующие производственную деятельность потребительской кооперации, следующие:

большинство производственных мощностей имеют низкий уровень технического и технологического обеспечения;

недостаточный ассортимент выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

В связи с этим приоритетами развития производственной деятельности потребительских кооперативов являются:

объединение, при необходимости, предприятий в единые логистические схемы для обеспечения сырьем и сбыта готовой продукции;

интеграция кооперативного производства с системой заготовительной и торговой деятельности;

модернизация имеющихся и создание новых производств, реализация проектов по снижению энергоемкости кооперативного производства;

внедрение международной системы качества продукции и системы управления производством;

внедрение кооперативных торговых знаков для продвижения продукции в торговой сети;

обеспечение участия потребительской кооперации в выставочных мероприятиях и ярмарках;

формирование единой информационной системы поддержки производства и продвижения товаров на рынки.

3.3. Торговля - одно из основных и традиционных направлений деятельности потребительской кооперации. Основным предназначением торговой деятельности потребительской кооперации является доведение до потребителей, пайщиков, членов кооперативов заготовленной и переработанной кооперативами продукции. На потребительской кооперации лежит также социальная ответственность за обеспечение продовольствием и товарами первой необходимости жителей труднодоступных, малонаселенных пунктов.

Торговая деятельность потребительской кооперации отличается существенными особенностями, которые должны учитываться при определении ключевых направлений ее развития:

она обслуживает значительную часть сельского населения;

имеет возможности для частичного обеспечения потребностей торговли за счет производства собственной продукции.

В то же время:

значительное количество магазинов убыточно, особенно в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, и выполняют в основном социальную функцию;

многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.

Приоритетами развития торговой деятельности потребительской кооперации должны стать:

расширение ассортимента реализуемой продукции, оказываемых услуг;

создание единого бренда торговых сетей, унифицированных стандартов оформления торговых объектов, обслуживания в них;

использование новых направлений торговли (заказ товаров через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет");

поддержка торговых кооперативов, имеющих большое социальное значение для небольших, отдаленных от районных центров населенных пунктов, развитие развозной торговли;

привлечение инвестиционных ресурсов, свободных средств пайщиков и членов кооперативов, мер муниципальной поддержки.

3.4. Одними из значимых препятствий развития потребительской кооперации являются неполная информированность сельского населения о преимуществах кооперации, отсутствие системной и масштабной информационной поддержки деятельности кооперативов. Все эти проблемы не позволяют в полной мере использовать преимущества системности, которые заложены в самой идеологии потребительской кооперации.

Приоритетами развития информационной поддержки потребительской кооперации должны стать:

вовлечение системы информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса республики в решение проблем развития потребительской кооперации;

информатизация деятельности потребительских кооперативов, позволяющая объединить кооперативы в единую информационную систему, найти новые каналы сбыта продукции, своевременно получать информацию о новой технике и технологиях, новых продуктах.

3.5. Нехватка квалифицированных кадров, подготовленных для решения новых задач в современных условиях, является одним из основных ограничений развития потребительской кооперации. Качественное кадровое обеспечение многоотраслевой деятельности кооперативов становится главным резервом развития системы.

Ключевые проблемы, определяющие направления развития кадровой и образовательной политики потребительской кооперации, заключаются в следующем:

высокий уровень текучести кадров, обусловленный недостаточной мотивацией труда, низким уровнем материального стимулирования и социального обеспечения;

отсутствие эффективного взаимодействия между системой кооперативного образования, предприятиями, организациями и кооперативами.

К приоритетам развития кадрового потенциала потребительской кооперации относятся:

создание системы поощрения в зависимости от результативности работников потребительских кооперативов;

привлечение молодых работников к решению актуальных проблем в производстве, заготовке и сбыте продукции, обеспечение их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, реализация мероприятий, направленных на обеспечение их жильем;

формирование заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, развитие наставничества и стажировок.


4. Механизм реализации Концепции


4.1. Реализация Концепции планируется по следующим направлениям:

создание в сельской местности организаций потребительской кооперации (далее - потребительские кооперативы) по оказанию услуг населению, закупке, переработке, реализации продукции;

возмещение потребительским кооперативам части стоимости приобретенной техники и технологического оборудования. Формирование перечня техники и технологического оборудования, по которому осуществляется частичное возмещение стоимости, производится с учетом необходимости обеспечения производства новых, высококачественных видов продукции;

реализация потребительскими кооперативами техники на основе лизинга;

привлечение потребительских кооперативов к участию в государственных закупках через электронные торги;

организация потребительскими кооперативами на рынках в республике выездной торговли по реализации молока, мяса и другой сельскохозяйственной продукции;

развитие сети информационно-консультационных центров в муниципальных районах Республики Татарстан, предоставляющих информационную#, правовые, методические услуги.

4.2. Оказание мер государственной поддержки в рамках Концепции планируется на основе заключения многосторонних соглашений с участием исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, потребительских кооперативов, третьих лиц при условии удовлетворения заявленным приоритетам развития в сфере производства, переработки, заготовки и сбыта сельскохозяйственной продукции, наличия соответствующего уровня участия муниципального района, наличия внутренних источников финансирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»