• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан
от 3 августа 2011 г. N 8372/11
"О проведении родительского лектория по проблемам, связанным
 с суицидальным поведением детей и подростков"

Руководителям отделов (управлений)
образования исполнительных комитетов
муниципальных образований
Республики Татарстан

     

В рамках выполнения поручений заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жукова по вопросу совершенствования деятельности в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет информацию о ситуации, связанной с суицидальным поведением и суицидами среди детей и подростков в Республике Татарстан за 2008-2010 годы.
Предлагаем в первую декаду сентября 2011 года провести в общеобразовательных учреждениях родительские лектории по обозначенной проблеме с обязательным приглашением профильных специалистов.
Информацию о проведении лекториев просим направить в отдел воспитания и дополнительного образования детей в срок до 15 сентября т.г. по e-mail: Yuliya.Puhova@tatar.ru (тел. 8 (843) 292-61-68) по форме, приведенной в приложении.
Приложение: информация и рекомендации на 9 л. в 1 экз.

Заместитель министра

А.И. Поминов

     
     
Информационная справка
о ситуации, связанной с суицидальным поведением и суицидами
 среди детей и подростков в Республике Татарстан за 2008-2010 годы


Анализ данных, представленных МВД по РТ, показывает, что в Республике Татарстан за период 2008-2010 гг. отмечается снижение показателя смертности несовершеннолетних от самоубийств на 31,4% (2008 год - 29 фактов, 2009 год - 20 фактов, 2010 год - 24 факта).

Таблица 1

 
Количество фактов завершенных самоубийств среди несовершеннолетних

Годы

2008

2009

2010

Количество фактов завершенных самоубийств среди несовершеннолетних

29

20

24


Однако по данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан количество незавершенных суицидов среди детей и подростков ежегодно увеличивается, по сравнению с 2008 годом количество незавершенных суицидов у детей 8-17 лет увеличилось на 58,5%.

Таблица 2

     
Количество фактов незавершенных суицидов у детей 8-17 лет за 2008-2010 гг.

Годы

2008

2009

2010

Количество фактов незавершенных суицидов у детей 8-17 лет

41

64

65


Анализ ситуации показывает, что юноши чаще совершают суициды, чем девушки (таблица 3).

Таблица 3

     
Гендерная характеристика фактов завершенных
 самоубийств среди несовершеннолетних

Годы

2008

2009

2010

юноши

19 (65,5%)

15 (75%)

18 (75%)

девушки

10 (34,5%)

5 (25%)

6 (25%)


Анализ ситуации по фактам завершенных суицидов среди детей и подростков в разрезе занятости показывает, что наибольшее количество суицидов совершено школьниками (2008 год - 19 (65,5%), 2009 год - 18 (90%), 2010 год - 19 (65,5%)), однако наблюдается снижение этого показателя по сравнению с 2008 годом на 21,1%.
На втором месте по количеству фактов завершенных суицидов - учащиеся техникумов, профессиональных училищ и колледжей (2008 год - 4 (13,75%), 2009 год - 2 (10%), 2010 год - 2 (10%)). Также наибольшее количество фактов завершенных суицидов среди неработающих подростков (2008 год - 4 (13,75%), 2010 год - 3 (12,5%)). Наименьшее количество фактов завершенных суицидов зафиксировано среди студентов вузов (по 1 факту в 2008 и 2010 годах) и среди работающих подростков (также по 1 факту в 2008 и 2010 годах).

Таблица 4

     
Количество фактов завершенных самоубийств
 среди несовершеннолетних в разрезе занятости

Годы

2008

2009

2010

учащиеся школ

19 (65,5%)

18 (90%)

15 (62,5%)

учащиеся техникумов, ПУ и колледжей

4 (13,75%)

2 (10%)

4 (16,6%)

студенты ВУЗа

1 (3,5%)

0

1 (4,2%)

работающие

1 (3,5%)

0

1 (4,2%)

не работающие

4 (13,75%)

0

3 (12,5%)


Анализ ситуации по фактам завершенных суицидов среди детей и подростков в разрезе занятости показывает, что наибольшее количество суицидов совершено 16-17 летними подростками (2008 год - 18 (62,1%), 2009 год - 9 (45%), 2010 год - 18 (75%)). В 2010 году впервые с 2008 года зафиксировано два факта завершенных суицидов среди детей 10-11 лет.

Таблица 5

     
Возрастная характеристика фактов завершенных
 самоубийств среди несовершеннолетних

Годы

2008

2009

2010

10-11 лет

0

0

2 (8,3%)

12-13 лет

4 (13,8%)

4 (20%)

0

14-15 лет

7 (24,1%)

7 (35%)

4 (16,7%)

16-17 лет

18 (62,1%)

9 (45%)

18 (75%)


Анализ способов совершения самоубийств детьми и подростками показывает, что наиболее распространенным способом является повешение (2008 год - 24 (82,7%), 2009 год - 15 (75%), 2010 год - 17 (70,8%).

Таблица 6

     
Характеристика способов самоубийств среди несовершеннолетних

Способы

2008

2009

2010

повешение

24 (82,7%)

15 (75%)

17 (70,8%)

травмированные поездом

2 (6,9%)

5 (25%)

0

отравление

2 (6,9%)

0

0

выпрыгнули с окна

1 (3,5%)

0

6 (25%)

огнестрельное

0

0

1 (4,2%)


Предсмертная записка была оставлена несовершеннолетними в 2008 году в 5 случаях (17,2%), в 2009 году в 3 случаях (15%), CMC сообщения - в 2009 году в 2 случаях (10%). По остальным фактам причины не установлены.
По данным Министерства здравоохранения Республики Татарстан основными ведущими показателями, косвенно влияющими на несостоятельность психического состояния подростков, являются следующие факторы:

Факторы

абс.

%

Неполная семья

10

12,3

Ребенок-инвалид

1

1,2

Родители-пенсионеры

2

2,5

Родители-алкоголики

2

2,5

Другие

17

29,5


На момент суицида на долю алкогольного опьянения приходится 6,2% случаев, депрессивного состояния - 23,5%, аффективного состояния - 13,6%, по неустановленным причинам - 51,9%.
Основными мотивами суицидального поведения являются: конфликты с родителями - 5%, нераздельная любовь - 7,4%, нарушение межличностных отношений - 11,1%, материальные трудности - 3,7%, прочие - 2,3%.
О наличии психоэмоционального дискомфорта у подростка свидетельствуют следующие потребности в реализации:

Потребности

абс.

%

В любви

24

29,6

В самоуважении

8

9,9

В уважении окружающих

6

7,4

В максимальной реализации своих способностей

2

2,3

В чувстве безопасности

2

2,5

В чувстве справедливости

4

5

В получении поддержки со стороны родителей, друзей, педагогов

17

21

В свободе, свободно высказывать свои мысли

5

6,2

Прочие

4

5

     
Предвестники суицида (словесные и поведенческие):

Открытые высказывания подростков о намерении свести счеты с жизнью

7

8,6%

Необычные разговоры с друзьями

2

2,5%

Неожиданное приведение в порядок своих дел

1

1,2%

Уход в себя, в свой внутренний мир

12

14,8%

Незамеченные предвестники

21

30%

Интерес к лекарственным препаратам

1

1,2

Тяга к острым ощущениям

2

2,5


С 1993 года в структуре ГБУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. акад. В.М. Бехтерева МЗ РТ" в г. Казани функционирует Кабинет суицидологической и социально-психологической помощи (далее - КСиСПП) с "Телефоном доверия".
Основными задачами КСиСПП является оказание специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением, а также проведения комплексной профилактики первичных и повторных суицидальных действий, своевременное распознавание и купирование кризисных и суицидоопасных состояний, а также проведение профилактической работы среди населения. Штатное расписание службы включает в себя врачей-психотерапевтов и медицинских психологов.
Служба работает в тесном контакте с психиатрами, станцией скорой медицинской помощи, токсикологическим отделением МУЗ "Городская больница скорой медицинской помощи N 1" г. Казани и другими лечебно-профилактическими учреждениями.
Со станции скорой неотложной медицинской помощи и стационаров г. Казани, оказывающих неотложную помощь, в КСиСПП поступают специальные извещения о случаях суицидальных попыток, не закончившихся смертью.
Суициденты получают информацию о возможности получения бесплатной психологической помощи в КСиСПП.
За период 2008-2010 гг. в КСиСПП по "Телефону доверия" обратилось 585 детей в возрасте 11-17 лет.

Число детей в возрасте 11-17 лет, обратившихся в КСиСПП
по "Телефону доверия" за 2008-2010 гг.

2008

2009

2010

11-14 лет (в чел.)

12

6

5

15-17 лет (в чел.)

138

191

233


Основными способами предотвращения суицидального поведения являются:
- активизация защитных факторов, к ним относят высокое чувство собственного достоинства и социальную "связанность", особенно с семьей и друзьями;
- ранняя идентификация и соответствующее лечение расстройств психики;
- эффективными по-прежнему считаются телефоны доверия и центры по оказанию психологической помощи, находящиеся, в том числе, в учебных заведениях.
Отдельное внимание эксперты уделяют средствам массовой информации, которые могут невольно спровоцировать суицид, в то время, как СМИ могут играть главную роль в сокращении случаев дискриминации людей с суицидальными наклонностями и расстройствами психики.
Особую озабоченность вызывает резкое снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Снижается уровень педагогической культуры родителей. Одним из основных мотивов самоубийства, как правило, является наличие систематических конфликтов с родителями и нездоровые отношения в семье. Семьи, в которых случился суицид, характеризовались сложными эмоциональными отношениями, формальной заинтересованностью судьбой детей, занятостью личными проблемами.
В 70% случаев причинами суицида несовершеннолетних являются внутренние проблемы самого ребенка, которые вовремя не увидели родители, окружение, в том числе и педагоги.
Ситуация осложняется наличием деструктивных молодежных группировок, которые нередко пропагандируют суицидальное поведение среди несовершеннолетних, в т.ч. и через Интернет.
Учитывая сложную ситуацию, связанную с суицидальным поведением и суицидами среди детей и подростков в Республике Татарстан, Министерство образования и науки Республики Татарстан рекомендует:
- обсудить информационные материалы во всех образовательных учреждениях на педагогических советах и родительских собраниях;
- акцентировать деятельность классных руководителей, педагогов-психологов в образовательных учреждениях на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды;
- организовать психолого-педагогическую и методическую поддержку повышения профессионального мастерства классных руководителей в формировании знаний об особенностях психологического, физического и интеллектуального развития детей и подростков, умения конструктивного общения и разрешения конфликтов;
- организовать информирование учащихся общеобразовательных учреждений о действующих в республике и муниципальных образованиях службах экстренной психологической помощи для детей и подростков (телефоны доверия), обновление информационных стендов в образовательных учреждениях, записей о номере единого общероссийского детского телефона доверия (8-800-2000-122) в школьных дневниках;
- организовать здоровьесберегающую деятельность в образовательных учреждениях с учетом мероприятий, направленных на сохранение психического и социального здоровья детей; включить данные вопросы в тематику заседаний педагогических советов, методических объединений классных руководителей, родительского всеобуча;
- обеспечить в общеобразовательных учреждениях доступность информации для учащихся и родителей о деятельности и режиме работы психолого-педагогических, медико-социальных служб, кризисных центров помощи семье и детям образовательных учреждений и муниципальных образований.

Форма отчета

     
Информация
о проведении родительских собраний в общеобразовательных
учреждениях ____________________________ муниципального района

Дата

Тема

Форма проведения

Категория родителей

Количество родителей

Приглашенные

Итого:

     
Примерная тематика занятий с родителями в рамках родительского всеобуча
 по вопросам укрепления психического и социального здоровья детей


Причины детской невротизации.
Психологическая атмосфера в семье.
Профилактика нервно-психических заболеваний.
Понятие о социальном здоровье детей.
Роль общения в развитии личности ребенка.
Семья как важнейший институт социализации личности ребенка.
Восстановление душевного равновесия в конфликтной ситуации.
Любовь как основа социального благополучия.
Способы организации досуга.

Примерная тематика вопросов, рассматриваемых на заседаниях педагогических советов,
заседаниях методических объединений классных руководителей по вопросам сохранения
 психического и социального здоровья детей и подростков


Личностные особенности педагога.
Искусство как метод психогигиены и эстетотерапии.
Социальное здоровье и социальная защита детей.
Культура общения. Формы делового общения.
Реабилитация детей и подростков девиантного поведения.
Молодежная культура и субкультура.
Комплексы. Причины их формирования и пути преодоления.
Творчество - путь к здоровью.
Принципы воспитания психически здорового человека.

Информация
о центрах, предоставляющих психолого-педагогическую
 помощь в системе образования

N
п/п

Наименование учреждения

Адрес, телефон

Ф.И.О.
руководителя

Перечень и содержание услуг, оказываемых специалистом психологического профиля

1.

Государственное автономное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Росток"

г. Казань 420057 ул. Академика Королева д. 46,
(843) 543-58-19

Баширова Татьяна Николаевна

Тренинги познавательной активности, общения, снятия психоэмоционального напряжения, детско-родительских отношений.
Занятия по сказкотерапии, игротерапии, индивидуальные и групповые занятия коррекции речи и мышления.
Психотерапия, семейное консультирование.
Индивидуальные развивающие занятия по всем разделам программы детского сада и начальной школы, заседания "родительского клуба", индивидуальные и групповые занятия с педагогом Монтессори, коррекция психоэмоционального состояния ребенка с применением технологий биоуправления.
Работа отделения психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками

2.

Муниципальное образовательное учреждение "Центр психолого-педагогической диагностики и консультирования" Бугульминского муниципального района

г. Бугульма, 423230, ул. 14 Павших д. 39
(85594) 6-22-00

Чернова Ирина Геннадьевна

Тренинги "Уверенное поведение", "Общение", "Профилактика злоупотребления ПАВ среди детей и подростков", "Противостояние сексуальному насилию", "Компетентное родительство". Психолого-педагогический лекторий для учащихся, педагогов, родителей

3.

Муниципальное образовательное учреждение "Центр диагностики и консультирования "Шанс" Елабужского муниципального района

г. Елабуга, 423602, ул. Т. Гиззата д. 26
(85557) 3-77-04

Корочкина Светлана Алексеевна

Работа "молодежного телефона доверия".
Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) детей и подростков города и района.
Психологическая диагностика детей, родителей, педагогов.
Интерактивное обучение социально-коммуникативным навыкам подростков города.
Психологическое просвещение родителей и педагогов.
Логопедическая коррекция речи учащихся начальной школы.
Определение индивидуальной образовательной траектории для детей с особыми образовательными потребностями.
Коррекционно-развивающая работа с использованием сенсорного оборудования и кабинета психоэмоциональной коррекции "БОС".
Психологическая профилактика девиаций поведения, в т.ч. с привлечением потенциала социально-активных подростков

4.

Муниципальное образовательное учреждение "Центр диагностики и консультирования" Нижнекамского муниципального района

423570, г. Нижнекамск ул. Химиков д. 74а
(8555) 42-14-60

Кислицина Марина Аркадьевна

Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) детей и подростков города и района.
Психологическая диагностика детей, родителей, педагогов.
Логопедическая коррекция речи.
Психокоррекционная работа по профилактике употребления ПАВ детьми и подростками с использованием программ "Сталкер" и "Корабль".
Психопрофилактическая работа с родителями, имеющих детей с нарушениями в развитии.
Коррекционно-развивающая работа с использованием сенсорного оборудования и кабинета психоэмоциональной коррекции "БОС"

5.

Муниципальное образовательное учреждение "Центр психолого-медико-социального сопровождения N 85" г. Набережные Челны

423812, г. Набережные Челны, пр. Московский, д. 100
(8552) 58-70-51

Егорова Елена Анатольевна

Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) детей и подростков города и района.
Психологическая диагностика детей, родителей, педагогов.
Коррекционно-развивающие занятия.
Логопедическая коррекция речи.
Семейное консультирование.
Предшкола и подготовка к школе.
Группы надомного обучения

6.

Муниципальное образовательное учреждение "Школьный центр психолого-медико-социального сопровождения "Ресурс" Московского района г. Казани

г. Казань 420039, ул. Фурманова д. 5а, тел. 543-24-52

Чистова Маргарита Алексеевна

Психологическое консультирование (индивидуальное и групповое) детей и подростков Московского района г. Казани.
Психологическая диагностика детей, родителей, педагогов.
Коррекционно-развивающая работа с учащимися начальной школы, имеющими проблемы в развитии.
Занятия с одаренными детьми.
Коррекционно-развивающие занятия с подростками группы риска.
Тренинг лидерства для подростков.
Коммуникативные тренинги.
Тренинги по первичной профилактике употребления ПАВ.
Танцетерапия. Арттерапия. Телесно-ориентированная терапия.
Тренинги для родителей.
Тренинги для педагогов: конструктивного общения, профилактики эмоционального выгорания

О проведении родительского лектория по проблемам, связанным с суицидальным поведением детей и подростков

Название документа: О проведении родительского лектория по проблемам, связанным с суицидальным поведением детей и подростков

Номер документа: 8372/11

Вид документа: Письмо МО и Н РТ

Принявший орган: МО и Н РТ

Статус: Действующий

Дата принятия: 03 августа 2011

Дата начала действия: 03 августа 2011