Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан
от 2 августа 2011 г. N 3933/11
"Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных
 учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего
 (полного) общего образования"


В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993) и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 г. N 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312", приказываю:

1. Утвердить региональный базисный учебный план на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих в программы среднего (полного) общего образования.

2. Считать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 28 апреля 2010 г. N 1746/10 "Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель министра

Д.М. Мустафин

     

Базисный учебный план
для 10-11 классов образовательных учреждений Республики Татарстан,
 реализующих программы среднего (полного) общего образования

     
Пояснительная записка


Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социальных компетентностей личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Эффективное достижение указанных целей возможно при профильном обучении.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимися индивидуальной образовательной траектории.

В региональном базисном учебном плане для 10-11 классов образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования (далее - БУП РТ-2011) сохранены принципы построения, основанные на идее двухуровневого (базового и профильного) государственного образовательного стандарта, а также трехкомпонентности (федеральный, национально-региональный и школьный) структуры самого учебного плана. В БУП РТ-2011 для старшей ступени общего образования сохранены

- самостоятельность образовательного учреждения при конструировании учебных планов, увеличение возможностей моделирования более широкого спектра различных направлений профильного обучения в соответствии с образовательными потребностями и имеющимися ресурсами образовательного учреждения. Такую возможность предоставляет и отсутствие утвержденных штампов примерных учебных планов по различным профилям. При таком подходе более важными представляются не примерные учебные планы возможных профилей (их формирование - это прерогатива школы или право отдельного старшеклассника, выбирающего свою индивидуальную образовательную программу), а рекомендуемое распределение учебных часов между базовым и профильным уровнем для каждого предмета (образовательной области);

- соблюдение преемственности в изучении учебных предметов как инвариантной, так и вариативной частей учебного плана в каждом классе (группе учащихся) за время обучения на старшей ступени общего образования. Исходя из этого, предлагаемый объем часов, необходимый на освоение отдельных учебных предметов в 10-11 классах, представлен из расчета времени на 2 учебных года;

- количество учебного времени, необходимого для изучения предметов на профильном уровне.

Исходя из этого, образовательное учреждение, составляя учебный план для определенного класса (группы учащихся), поступивших в 10 класс (например, 01.09.2011 г.) заблаговременно моделирует перспективный учебный план для этого же класса (группы учащихся) для продолжения обучения в 11 классе (с 01.09.2012 г.).

Целесообразным является утверждение учебного плана на 2 года обучения на старшей ступени общего образования с начала формирования данного класса с определенным профилем обучения с одновременным ознакомлением учащихся и их родителей (законных представителей) с учебным планом и двухлетней программой обучения.

При составлении учебного плана рекомендуем придерживаться следующих подходов:

- учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне.

- выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и, учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое образовательное учреждение, а при определенных условиях и каждый обучающийся, вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся - выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Базовые общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы федерального и регионального компонента Республики Татарстан, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. БУП РТ-2010 представляет функционально полный, но минимальный набор обязательных общеобразовательных предметов: "Русский язык", "Литература", "Татарский язык", "Татарская литература", "Иностранный язык", "Математика", "История", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности" а также интегрированные предметы "Естествознание" и "Обществознание (включая экономику и право)".

Остальные базовые предметы вносятся в учебный план школы (класса), исходя из выбора обучающихся и ресурсных возможностей образовательного учреждения.

Профильные общеобразовательные учебные предметы - учебные предметы повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, "Физика", "Математика", "Информатика и ИКТ" могут стать профильными учебными предметами в физико-математическом профиле; "Литература", "Русский язык" и "Иностранный язык" - в филологическом профиле; "Обществоведение", "Право", "Экономика" и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.

Например, для физико-математического профиля профильными предметами являются физика и математика, а информатика выступает "смежным" предметом, обеспечивающим или поддерживающим профиль. Аналогично для других профилей:

Название профиля

Профильные предметы

Смежные предметы

Физико-математический

Физика, математика

Информатика и ИКТ

Химико-биологический

Химия, биология

Физика, математика, информатика и ИКТ

Биолого-географический

Биология, география

Физика, математика, информатика и ИКТ

Филологический (с иностранными языками)

Русский язык, иностранный язык

История, литература

Филологический (без иностранных языков)

Русский язык

История, литература

Социально-экономический

Экономика, право

История, информатика и ИКТ, математика

Социально-гуманитарный

История, литература

Русский язык, обществознание, иностранный язык, МХК, право

Информационно-технологический

Математика, информатика и ИКТ.

Физика

Агротехнологический

Биология
Химия
Агротехнологии

Физика, география, экономика

Индустриально-технологический

Индустриальные технологии

Физика, информатика, черчение

Художественно-эстетический

ИЗО, или музыка

История, МХК

Оборонно-спортивный

Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности

Обществознание, история


В случае выбора профилей по образовательным направлениям, требующим изучение более широкого круга учебных предметов, предполагается выделение группы профильных предметов в рамках одной предметной области.

Обращаем внимание, что предметное наполнение профильных предметов в гуманитарном профиле шире, чем, например, в филологическом. Отсюда реализация профиля осуществляется не только за счет федерального компонента, но и за счет регионального и компонента образовательного учреждения.

Профили

Профильные предметы

"Смежные", обеспечивающие профиль, предметы

Гуманитарный

История, русский язык, литература, обществознание

Искусство, МХК, социология, культурология, география

Естественнонаучный

Физика, химия, биология, физическая география

Математика, информатика, астрономия

Социально-экономический

Экономика, право, обществознание

Математика, информатика, история, география


Набор профильных предметов и их количество определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не менее двух в соответствии с профилем, выбранным обучающимися, и по согласованию с учредителем образовательного учреждения.

В соответствии с Концепцией профильного обучения, профили для учащихся старшей ступени определяются школой с учетом:

1) реальных потребностей рынка труда республики, муниципального образования в квалифицированных кадрах соответствующего профиля;

2) реальных возможностей школы обеспечить качественную подготовку старшеклассников по избранному профилю (наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость школы);

3) соответствия профиля интересам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей;

4) наличия возможностей кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования.

В случае если какие-либо предметы (например, "Русский язык", "Литература", "Татарский язык", "Татарская литература", "Математика "Иностранный язык", "История", "Физическая культура" и "Основы безопасности жизнедеятельности") входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются.

Если совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального и регионального (национально-регионального) компонентов регионального базисного учебного плана, то элективные учебные предметы, являющиеся обязательными учебными предметами по выбору обучающихся, определяют состав компонента образовательного учреждения.

Элективные учебные предметы выполняют три основные функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

2) "надстройка" профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Состав учебных предметов.

1. С учетом возрастающей роли русского языка в многонациональном федеративном государстве и обязательности экзамена по этому предмету при поступлении в любой вуз введен учебный предмет "Русский язык" в объеме 70 часов на базовом уровне и 210 часов на профильном уровне за два года обучения.

2. Введение предметов "Татарский язык" и "Татарская литература" в число обязательных обусловливает выполнение Закона РТ "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан".

3. Обязательный учебный предмет "Иностранный язык" изучается в объеме не менее 3 часов в неделю в связи с реализацией задачи "обеспечения освоения выпускниками школы иностранного языка на функциональном уровне"*.

4. В профилях гуманитарной направленности вводится интегрированный учебный предмет "Естествознание". Это позволяет:

дать широкие возможности формирования целостной естественнонаучной картины мира;

ориентировать обучающихся на общеучебные, общеинтеллектуальные умения и навыки, формируемые на межпредметной основе;

значительно экономить учебное время, высвободившийся резерв которого использовать на расширение и углубление соответствующих учебных предметов (литературы, языков, истории и т.д.);

снять малоэффективные "одночасовые" предметы, на которые фактически распадется учебный предмет "Естествознание" в условиях, когда на их совокупность ("Физика", "Химия", "Биология") в учебном плане реально выделяется не более 4 часов учебного времени.

При введении этого интегрированного учебного предмета следует иметь ввиду:

а) региональный базисный учебный план предназначен не только для общеобразовательных учреждений, но и для учреждений начального и среднего профессионального образования, где реализуется как общее, так и профессиональное образование, и где проблема дефицита учебного времени стоит еще более остро.

б) региональный базисный учебный план предполагает необязательность выбора именно этого варианта изучения "Естествознания". Вполне допустимо и в рамках профилей гуманитарной направленности выбрать изучение учебного предмета "Естествознание" или самостоятельных учебных предметов ("Физика", "Химия", "Биология") на базовом уровне за счет времени, отводимого на элективные учебные предметы.

Предлагаемый интегрированный учебный предмет "Естествознание" не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Он призван решать задачу формирования целостной естественнонаучной картины мира и ознакомления обучающихся с методами познания, характерными для естественных наук. Эта задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности - формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.

Учебный предмет "Естествознание" может не изучаться в случаях если:

три учебных предмета естественнонаучного цикла ("Физика", "Химия" и "Биология") изучаются на базовом уровне;

- один учебный предмет естественнонаучного цикла изучается на профильном, два - на базовом уровне;

- два учебных предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном, один - на базовом уровне;

- все три учебные предмета естественнонаучного цикла изучаются на профильном уровне.

5. Интегрированный учебный предмет "Обществознание" на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы "Экономика" и "Право", которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне "Обществознание", "Экономика" и "Право" изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

Если "Обществоведение" и один из учебных предметов социально-экономического цикла ("Экономика", "Право") изучаются на профильном уровне, то интегрированный курс "Обществознание" на базовом уровне не изучается.

6. Учебный предмет "Физическая культура" с 2011-2012 учебного года изучается в объеме по 3 часа в неделю и входит в инвариантную (обязательную) часть учебного плана При составлении рабочих учебных программ по физической культуре следует руководствоваться "Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации", направленными письмом Министерства образования и науки России от 08.10.2010 г. N ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры".

Для составления учебного плана образовательного учреждения, класса, группы, обучающегося при профильном обучении на основе БУП РТ-2011 следует:

включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального и регионального компонентов);

включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части федерального и регионального компонентов), которые определят направление специализации образования в данном профиле;

в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального и регионального компонента); в случае, если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, последний исключается из состава инвариантной части;

составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 часов за два учебных года);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»