Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 1 августа 2011 г. N 617
"Об утверждении Программы Республики Татарстан по повышению
 эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года"


В целях повышения эффективности управления финансами Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - Программа).

2. Министерствам и ведомствам Республики Татарстан, участвующим в реализации Программы, обеспечить своевременное выполнение предусмотренных ею мероприятий.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство финансов Республики Татарстан и Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     
Программа
Республики Татарстан по повышению эффективности
 бюджетных расходов на период до 2013 года
(утв. постановлением КМ РТ от 1 августа 2011 г. N 617)

     
Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство финансов Республики Татарстан, Министерство экономики Республики Татарстан, Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее - ЦЭСИ РТ), министерства, ведомства Республики Татарстан

Цель Программы

Создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития

Задачи Программы

Обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования расходов с мониторингом достижения заявленных целей социально-экономического развития;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение качества управления финансами в общественном секторе;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности

Срок реализации Программы

2011-2013 годы

Перечень разделов Программы

1. Необходимость разработки и реализации Программы.
2. Цель и задачи Программы.
3. Описание текущей ситуации и мероприятия (действия) по блокам направлений реализации Программы.
3.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Татарстан.
3.2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти.
3.3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
3.4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств.
3.5. Оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности их обеспечения.
3.6. Внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности.
3.7. Развитие информационной системы управления государственными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти.
3.8. Развитие системы государственных закупок.
3.9. Повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне.
4. Объемы и источники финансирования Программы.
5. Механизм реализации Программы.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения.
Приложение N 1. Сводный перечень мероприятий Программы.
Приложение N 2. Сводный перечень оценок результативности мероприятий Программы

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Республики Татарстан. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы планируется в сумме 471,0 млн. рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

Формы и методы организации контроля за исполнением Программы определяются Кабинетом Министров Республики Татарстан в рамках его компетенции

Основные результаты реализации Программы

Эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных в ней целевых параметров

     

Необходимость разработки и реализации Программы


Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2007 N 666 утверждена Программа реформирования региональных финансов Республики Татарстан на 2007-2009 годы. Достижение поставленных в указанной Программе целей обеспечивалось поэтапными действиями органов исполнительной власти Республики Татарстан. В этот период успешно реализован широкий перечень мероприятий и проведена работа по улучшению качества управления общественными финансами Республики Татарстан, оптимизации системы управления бюджетными ресурсами и повышению эффективности расходов бюджета, внедрению современных методов и технологий управления региональными финансами.

Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы управления общественными финансами Республики Татарстан путем:

организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей бюджета Республики Татарстан;

инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;

введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципалитетов;

поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (доклады о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственные и долгосрочные целевые программы, обоснование бюджетных ассигнований);

расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки";

создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных, муниципальных услуг;

формирования системы оказания государственных услуг в электронном виде;

создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Татарстан и муниципальными образованиями;

внедрения системы внутреннего контроля и аудита на ведомственном уровне.

Принятые по результатам реализации указанной программы решения требуют дальнейшего развития. Также требуют рассмотрения и решения новые задачи, поставленные в 2010 году в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010-2012 годы, Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2011 год, законах Российской Федерации и Республики Татарстан, постановлениях Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Татарстан, к числу которых можно отнести следующие:

трехлетнее бюджетное планирование в сегодняшних условиях недостаточной устойчивости мировой и отечественной финансовой систем является технологически более сложным процессом, чем разработка бюджета на один год. Основной проблемой здесь является синхронизация бюджетного процесса с происходящими изменениями в экономике на уровне страны, республики, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Решение этой проблемы является сложной многофакторной задачей, требующей применения современных информационно-аналитических технологий и адаптивной системы мониторинга;

по результатам анализа динамики развития и эффективности использования предоставленных налоговых льгот возникла необходимость оптимизации их объемов и обоснованности предоставления льготного налогового режима для отдельных категорий налогоплательщиков;

назрела необходимость в совершенствовании механизмов стимулирования органов местного самоуправления к наращиванию собственной налоговой базы;

в настоящее время, несмотря на сложившуюся практику формирования значительной части расходов бюджета Республики Татарстан в рамках программ, существуют отдельные проблемы. Так, Министерством финансов Российской Федерации доля программных расходов субъектов Российской Федерации рассматривается в рамках консолидированного бюджета, тогда как процент программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов (муниципальных программ), в Республике Татарстан ничтожно мал. Необходимы мероприятия по увеличению программной доли местных бюджетов;

в рамках направления по мониторингу качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств можно выделить следующие проблемы:

отсутствие единой формализованной методики оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти в части мониторинга параметров качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств;

отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих оценку результативности профессиональной служебной деятельности руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан;

в сложившейся системе социально-экономического программирования в Республике Татарстан, построенной по отраслевому, территориальному (муниципальному) и ведомственному разрезам, остаются недостаточно проработанными и зачастую не применяются на практике следующие механизмы:

влияние на развитие секторов экономики и социальной сферы институциональных факторов;

обеспечение межпрограммных функциональных связей;

технология корректировок (или прекращения) программ в процессе их реализации в результате изменения текущей ситуации, а также с учетом оценки фактически достигнутых результатов эффективности программ;

несмотря на то, что в Республике Татарстан имеется определенный опыт применения новых инструментов в части применения программно-целевых методов, необходимо дальнейшее совершенствование программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений;

в рамках направления по устранению избыточных и дублирующихся функций управления на уровне республики можно выделить следующие проблемы:

нередко министерства и ведомства прибегают к использованию подведомственных учреждений для передачи им своих полномочий;

как правило, структурные подразделения министерств и ведомств загружены неравномерно;

все еще значителен объем многократно запрашиваемой и подготавливаемой заново одной и той же информации;

в связи с наличием одного и того же типа полномочий у территориальных федеральных и республиканских органов власти существуют сложности в системе взаимодействия между ними, особенно при переводе предоставления услуг в электронный вид.

Бюджетные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010-2012 годы и Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2011 год ставят задачу перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Посланиями определены направления повышения качества предоставляемых гражданам государственных услуг, модернизации сети оказания услуг за счет бюджетных средств.

Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" поставлена задача обеспечения снижения в сопоставимых условиях объемов потребления бюджетными учреждениями воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на 15 процентов от объема, фактически потребленного ими в 2009 году, каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 процента.

В мае 2010 года принят Федеральный закон N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", которым до конца 2012 года установлен переходный период для проведения субъектами Российской Федерации необходимой подготовительной работы по его реализации. Законом Республики Татарстан от 05.07.2010 N 52-ЗРТ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Республики Татарстан и отдельные законодательные акты Республики Татарстан" установлено, что государственные и муниципальные учреждения переходят на новые условия работы с 01.01.2011 года. В связи с этим предстоит выполнить большой объем работ по:

завершению выявления неэффективных муниципальных учреждений с целью последующего изменения их типа;

развитию инструментов нормативного финансирования государственных (муниципальных) услуг;

совершенствованию системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены требования к порядку предоставления государственных, муниципальных услуг, в том числе обеспечение возможности получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законодательством, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. При значительных успехах в этом направлении в Республике Татарстан процесс развития системы оказания электронных государственных и муниципальных услуг осложнен рядом проблем:

недостаточно сформирована нормативная правовая база предоставления электронных услуг, включая регулирование состава основных информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, порядка их формирования и доступа к ним, а также информационного взаимодействия с федеральными и муниципальными органами исполнительной власти;

отсутствует нормативная база, определяющая порядок удостоверения и дальнейшей работы со сканированными копиями документов заявителей, полученными от многофункциональных центров (далее - МФЦ), или иных участников предоставления услуги, отсутствует правовой статус электронного документа, что ограничивает возможность принятия решений на его основании;

недостаточна обеспеченность населения средствами доступа к сети Интернет (обеспеченность населения услугами широкополосного доступа сети Интернет согласно поданным заявлениям, по оценке 2010 года, составляет 70 процентов).

Необходимость решения обозначенных проблем и новых задач увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Республики Татарстан.

2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Для достижения указанной цели Программы необходимо решить следующие задачи:

обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования расходов с мониторингом достижения заявленных целей социально-экономического развития;

создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;

повышение качества управления финансами в общественном секторе;

повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

Для решения указанных задач в 2011-2013 годах планируется принять решения по следующим основным направлениям:

обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Республики Татарстан;

внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти;

развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (реструктуризация бюджетного сектора);

повышение эффективности распределения бюджетных средств;

оптимизация функций государственного управления, повышение эффективности его обеспечения;

внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности;

развитие информационной системы управления государственными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти;

развитие системы государственных закупок;

повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне.

Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация указанных мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.


3. Описание текущей ситуации и мероприятия (действия)
 по блокам направлений реализации Программы

     
3.1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости
 бюджета Республики Татарстан


Обеспечение сбалансированности бюджета Республики Татарстан в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики республики. В настоящей Программе под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять поставленные Стратегией социально-экономического развития республики задачи в условиях возможных негативных процессов в экономической системе страны или республики.

Для повышения устойчивости бюджета федеральным и республиканским законодательством предусмотрен ряд ограничений (условий). Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 92.1), а также на размер государственного (муниципального) долга (статья 107) и объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга (статья 111). В Бюджетном кодексе Республики Татарстан аналогичные ограничения установлены статьями 24, 31 и 33. Субъекты Российской Федерации могут вводить дополнительные ограничения на проведение политики государственных (муниципальных) заимствований.

Одной из отличительных особенностей бюджета Республики Татарстан является нормативный принцип его формирования, что позволяет установить уровень государственных социальных гарантий. Этот уровень относится к категории так называемого неснижаемого объема расходной части бюджета, и в этой ситуации основным предметом регулирования становится переменная часть бюджета, которая и является бюджетом развития.

В 2011-2013 годах по указанному блоку Программы работа будет вестись в следующих направлениях:

обеспечение последовательного снижения дефицита бюджета;

создание и поддержание необходимых финансовых резервов;

сокращение кредиторской задолженности, недопущение просроченной кредиторской задолженности по расходам бюджета Республики Татарстан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»