Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2011 года N 492


"Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного
 строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"

(с изменениями на 31 августа 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 28 июня 2023 года N 759

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2011 г. N 1113

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 августа 2012 г. N 739

____________________________________________________________________

В целях развития жилищного строительства в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа), включающую подпрограммы "Кадровое обеспечение" Долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" и "Развитие рынка арендного жилья" Долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы".

2. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы и подпрограмм исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.

3. Предложить главам муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан разработать и утвердить программы, стимулирующие развитие жилищного строительства и механизмы предоставления гражданам жилья.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

И.Ш. Халиков

     

Долгосрочная целевая программа
"Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 20 июня 2011 г. N 492)

     
Паспорт Программы

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, Концепция развития жилищного строительства в Республике Татарстан на период 2011-2015 годов, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.12.2010 N 1091

Государственный заказчик Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, государственное унитарное предприятие "Татинвестгражданпроект"

Основная цель Программы

Обеспечение населения Республики Татарстан доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья

Основные задачи Программы

Обеспечение ежегодного роста объемов ввода жилья.
Развитие направлений строительства жилья, доступного для широких слоев населения, включая создание фонда жилья социального найма, а также строительство доходных домов.
Формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в том числе в части реализации проектов комплексного освоения и развития территорий.
Развитие базы промышленности строительных материалов Республики Татарстан (с учетом внедрения энергоэффективных и ресурсосберегабющих технологий, материалов и решений) с выходом на максимальную обеспеченность строительными материалами на внутреннем рынке и формирование конкурентных преимуществ для продвижения продукции стройиндустрии республики на внешнем рынке.
Снижение административных барьеров в строительстве.
Стимулирование частной инициативы граждан; формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов и строительных сберегательных касс.
Выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при приобретении жилья и улучшении жилищных условий.
Создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.
Обеспечение информационной открытости для населения мер, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства.

Совершенствование кадрового потенциала строительного комплекса Республики Татарстан, обеспечивающего устойчивое и рациональное развитие жилищного строительства на территории Республики Татарстан

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации: 2011-2015 годы.
Этапы реализации: первый этап: 2011-2012 годы;
второй этап: 2013-2015 годы

Исполнители Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан,
министерства и ведомства Республики Татарстан,
организации и предприятия строительного комплекса Республики Татарстан,
некоммерческая организация "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан",
открытое акционерное общество "Ипотечное агентство Республики Татарстан",
банковские и иные кредитные учреждения Республики Татарстан,
проектные институты

Объемы и источники финансирования Программы

Источники финансирования

Объемы финансирования, млн. рублей

всего

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Общий объем финансирования Программы, в т.ч.

451275,87

76466,55

84090,55

82950,37

96210,93

111535,23

средства бюджета Российской Федерации

21399,06

6206,25

3934,73

3644,72

3762,54

3850,82

средства бюджета Республики Татарстан

10718,62

2706,1

2232,87

1836,47

1913,6

2029,57

средства местных бюджетов

7844,28

1844,28

1500,0

1500,0

1500,0

1500,0

внебюджетные источники

411313,91

65709,92

76422,95

75969,18

89057,03

104154,84

Объемы финансирования мероприятий подлежат ежегодному уточнению при разработке бюджетов различных уровней

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели бюджетной эффективности Программы

Формирование агломераций крупных городов Республики Татарстан, обеспечивающих потребности населения в жилье.
Системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и городов Республики Татарстан под комплексную жилую застройку с выходом объемов ввода жилья по таким площадкам на уровень 20-22 процента от общего годового объема ввода жилья по республике:
2011 г. - 17 процентов,
2012 г. - 19 процентов,
2013 г. - 20 процентов,
2014 г. - 21 процент,
2015 г. - 22 процента.
Создание фонда жилья социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения вопроса, в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда.
Формирование сегмента доходных домов на жилищном рынке.
Сокращение сроков строительства объекта с учетом параллельного получения всех согласований до 755 дней от идеи проекта до сдачи объекта в эксплуатацию:
2011 г. - 1100 дней,
2012 г. - 1000 дней,
2013 г. - 900 дней,
2014 г. - 850 дней,
2015 г. - 755 дней.
Обеспечение ввода жилья в Республике Татарстан:
2011 г. - 2390 тыс. кв. метров,
2012 г. - 2480 тыс. кв. метров,
2013 г. - 2321 тыс. кв. метров,
2014 г. - 2555 тыс. кв. метров,
2015 г. - 2810 тыс. кв. метров
с перспективой увеличения годового объема ввода жилья к 2020 году до 3957 тыс. кв. метров.
Создание условий для повышения уровня обеспеченности граждан республики жильем:
2011 г. - 23,3 кв. метра на 1 проживающего,
2012 г. - 23,8 кв. метра,
2013 г. - 24,3 кв. метра,
2014 г. - 24,8 кв. метра,
2015 г. - 25,4 кв. метра.
Создание организационных и финансовых возможностей для улучшения жилищных условий (с учетом приобретения жилья на вторичном рынке) более 250 тыс. семей:
2011 г. - 50100 семей;
2012 г. - 51050 семей;
2013 г. - 46982 семьи;
2014 г. - 50585 семей;
2015 г. - 54050 семей.
Полное самообеспечение реализуемых в Республике Татарстан жилищных программ основными строительными материалами, производимыми на территории республики, и выход на экспортную составляющую промышленности строительных материалов по основным направлениям:
стеновые штучные материалы (кирпич):
2011 г. - 100 штук усл. кирпичей,
2012 г. - 104 штуки усл. кирпичей,
2013 г. - 109 штук усл. кирпичей,
2014 г. - 115 штук усл. кирпичей,
2015 г. - 120 штук усл. кирпичей;
бетон и железобетон:
2011 г. - 0,22 куб. метра,
2012 г. - 0,23 куб. метра,
2013 г. - 0,24 куб. метра,
2014 г. - 0,26 куб. метра,
2015 г. - 0,28 куб. метра;
теплоизоляционные материалы:
2011 г. - 0,26 куб. метра,
2012 г. - 0,27 куб. метра,
2013 г. - 0,28 куб. метра,
2014 г. - 0,29 куб. метра,
2015 г. - 0,30 куб. метра.
Ежегодный прирост доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, с увеличением значения данного показателя к 2015 году до 37 процентов:
2011 г. - 34,1 процента,
2012 г. - 34,9 процента,
2013 г. - 35,5 процента,
2014 г. - 36,5 процента,
2015 г. - 37 процентов.
Увеличение доли малоэтажного жилья в общем объеме вводимого жилья по Республике Татарстан:
2011 г. - 39,0 процента,
2012 г. - 40,2 процента,
2013 г. - 45,2 процента,
2014 г. - 44,7 процента,
2015 г. - 45,9 процента.
Обеспечение соотношения платежа по стандартному ипотечному кредиту к ежемесячному доходу семьи с медианным доходом на уровне, не превышающем существующие стандарты:
2011 г. - 45 процентов,
2012 г. - 45 процентов,
2013 г. - 45 процентов,
2014 г. - 45 процентов,
2015 г. - 45 процентов.
Показатели бюджетной эффективности при реализации Программы с применением бюджетных и внебюджетных источников финансирования, с учетом поступления денежных средств в консолидированный бюджет Республики Татарстан и внебюджетные фонды:
прямая бюджетная эффективность:
2011 г. - 143,4 процента,
2012 г. - 199,1 процента,
2013 г. - 221,0 процента,
2014 г. - 251,7 процента,
2015 г. - 282,9 процента;
интегральная бюджетная эффективность:
2011-2015 годы - 214,1 процента

Система контроля за исполнением Программы

Контроль и координация деятельности обеспечиваются государственным заказчиком - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан

     
Введение


Комплексное планирование территориального развития Республики Татарстан, основанное на приоритетах роста, на взвешенном, экономически целесообразном размещении производительных сил и жилищном строительстве, обеспечивающем существующие и планируемые потребности населения, является одним из главнейших векторов развития республики. В этой связи жилищное строительство требует к себе не просто повышенного внимания со стороны руководства Республики Татарстан, органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления муниципальных образований, а должно основываться на реализации комплексной программы действий, включающей в себя все важнейшие аспекты влияния государства на процессы стимулирования предложения и экономически обоснованного спроса на рынке жилья.

Реализация конституционного права граждан на жилище, обеспечение одной из основных потребностей человека - иметь домашний очаг, достойные и доступные условия проживания для себя и своих близких, - это одна из фундаментальных задач любого правового государства. Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающей здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации. Это - источник уверенности людей в завтрашнем дне и опора стабильности в обществе. Кроме того, жилье, помимо выполнения базовых функций, является, как объект недвижимости, средством накопления капитала и в то же время инвестиционным механизмом в сфере производства и оборота капитала в обществе.

Вместе с тем позиционирование роли государства как гаранта соблюдения гражданского права должно включать в себя и его координирующие действия в развитии строительного комплекса и формировании благоприятных инвестиционных условий для того, чтобы обеспечить заинтересованность в реализации жилищных программ самих строительных организаций. Инвестиционно-строительный комплекс в настоящее время является ведущей отраслью народного хозяйства, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной сферы. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), одно рабочее место в сфере строительства обеспечивает занятость до 6 человек в смежных отраслях. Строительство и жилой, и коммерческой недвижимости обладает синергетическим эффектом привлечения инвестиций в ряд других отраслей - банковский сектор, легкую промышленность, торговлю, которые своими услугами обеспечивают возникающие потребности новых собственников (арендаторов) построенной недвижимости. От эффективности функционирования строительного комплекса во многом зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность отечественной экономики. Кроме того, жилищное строительство является и генератором налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, величина которых в полной мере способна покрыть необходимые затраты отрасли на подготовку территорий для комплексной жилой застройки (по предварительной оценке, 1 рубль государственных инвестиций в строительство социальной и инженерной инфраструктуры в жилищном строительстве влечет за собой от 3 до 6 рублей вложений инвесторов и населения, что дает практически 100-процентный возврат вложенных государственных средств в доходы бюджета в качестве налоговых поступлений). Строительство в целом является точкой роста экономики государства, залогом его эффективного развития как в экономическом, так и в социальном плане. И пассивное отношение к существующим проблемам в этой отрасли способно привести к реальной угрозе экономической безопасности страны, вырождаемости нации.

Таким образом, двойственная природа проблематики, существующей в сфере жилищного строительства, обуславливает необходимость разработки и практического воплощения комплекса мер, направленных на одновременное стимулирование и покупательской, и инвестиционной активности на рынке жилья.

Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства подчеркивается тем, что, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются низкая доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке. Данные социологических обследований в 2009 году, приводимые Министерством регионального развития Российской Федерации, показывают, что жилищная проблема стоит перед 60 процентами российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями, при этом для 32 процентов семей жилищная проблема стоит достаточно остро и требует решения в ближайшие 3 года. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. метров, и для ее удовлетворения необходимо увеличить жилищный фонд на 46 процентов. В Республике Татарстан потенциальная доля семей, имеющих возможность приобрести жилье по существующим ипотечным программам (по социальной ипотеке и по классической ипотеке в рамках механизма, реализуемого ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК)), ориентировочно составляет 33 процента. Таким образом, более 2/3 населения республики улучшить свои жилищные условия в настоящее время не в силах.

Помимо наличия низкой покупательской способности населения на рынке жилья, существует целый комплекс проблем, который препятствует инвестиционной активности в строительстве, причем речь идет как о невозможности реализации жилищных проектов крупными застройщиками, так и о сдерживании инвестиционной активности самих граждан в части индивидуального жилищного строительства и объединения в жилищные строительные и накопительные кооперативы. Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:

общее снижение инвестиционной активности в строительстве в период 2008-2009 гг., связанное с последствиями мирового финансового кризиса;

слабая проработанность на региональном и местном уровнях документации градостроительного планирования и зонирования, отсутствие четкой определенности в градостроительной политике не позволяют строительному бизнесу грамотно спланировать свою деятельность и оптимально реализовать инвестиционные проекты, что, в свою очередь, ведет к приостановке инициатив по застройке территорий;

недоступность земельных участков для застройщиков;

излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров для реализации строительного бизнеса;

отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;

высокая изношенность (до 60-70 процентов) производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;

низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оставаться как фактор негативного влияния на развитие отрасли в целом;

проблема ценообразования в жилищном строительстве, напрямую влияющая на квалификацию рабочей силы в строительстве, себестоимость и качество строительства.

Основой реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленного на стимулирование развития жилищного строительства в стране, стала федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. Реализация программы впервые на постсоветском пространстве, после массового жилищного строительства в 60-е годы прошлого века, на уровень государственной политики вывела меры по комплексному освоению территорий под массовое жилищное строительство и четкое определение групп населения, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей. Целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, пролонгирующая действие ее механизмов и формирование ряда новых мер, предусматривает создание условий для возникновения рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Настоящая Программа исходя из специфики и тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в республике призвана в рамках основных направлений, определяемых новой федеральной целевой программой "Жилище", обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этой сфере. Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и республиканские целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.

1. Характеристика проблемы

     
1.1. Строительный комплекс и жилищное строительство в Республике Татарстан

     
1.1.1. Позиционирование строительного комплекса Республики Татарстан в рамках Приволжского федерального округа


Республика Татарстан является лидером в Приволжском федеральном округе по объему строительства жилья (за январь-декабрь 2010 года республика по объему работ, выполненных по виду "Строительство" и по объему ввода жилья, заняла 1-е место) и занимает 6 место в целом среди субъектов Российской Федерации. По совокупным результатам жилищного строительства и проведения реформ жилищно-коммунального хозяйства, оценку которых производит Министерство регионального развития Российской Федерации, Республика Татарстан занимает также ведущее место среди всех регионов России соответственно.

Таблица 1. Ввод в действие общей площади жилых домов и общежитий в регионах Приволжского федерального округа

     
(тыс. кв. метров общей площади)

N
п/п

Приволжский федеральный округ

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

1

Республика Башкортостан

1856,8

2351,8

2352,7

2006,3

2

Республика Марий Эл

283,7

298,8

299,9

302,3

3

Республика Мордовия

242,8

284,1

276,6

289,2

4

Республика Татарстан

2040,7

2222,5

2010,2

2027,0

5

Удмуртская Республика

483,0

486,4

464,8

485,5

6

Чувашская Республика

1004,5

977,8

852,2

874,1

7

Пермский край

884,1

832,8

695,1

691,4

8

Кировская область

375,8

425,8

335,9

370,8

9

Нижегородская область

1072,0

1353,9

1403,9

1452,1

10

Оренбургская область

752,4

775,9

740,1

581,1

11

Пензенская область

554,3

605,1

610,2

624,1

12

Самарская область

1287,0

1328,2

1025,2

1040,0

13

Саратовская область

1022,1

1112,5

1129,9

1142,6

14

Ульяновская область

429,4

508,5

530,6

467,0

Всего

12288,6

13563,9

12727,2

12353,5


Объем строительных работ, выполненных в Приволжском федеральном округе, в 2009 году составил 623,6 млрд. рублей, за январь-декабрь 2010 года - 618,3 млрд. рублей. Следует отметить, что в докризисный период (январь - сентябрь 2008 года) рост данного показателя составлял 17,6 процента.

Таблица 2. Объем строительных работ, выполненных в Приволжском федеральном округе

     
(млрд. рублей)

Наименование территории

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Приволжский федеральный округ

519,6

714,7

623,6

618,3

Республика Башкортостан

83,1

102,3

73,5

81,2

Республика Марий Эл

7,5

9,8

6,5

8,8

Республика Мордовия

11,0

15,0

13,8

17,3

Республика Татарстан

133,7

157,0

184,1

176,9

Удмуртская Республика

17,3

25,2

14,7

14,7

Чувашская Республика

25,0

34,3

18,5

18,5

Пермский край

38,9

60,5

56,5

60,2

Кировская область

11,7

14,5

9,0

10,3

Нижегородская область

53,1

110,0

102,8

80,3

Оренбургская область

24,6

34,5

25,2

28,8

Пензенская область

18,1

28,9

25,1

23,5

Самарская область

48,0

55,8

41,0

45,9

Саратовская область

31,7

43,0

33,4

35,1

Ульяновская область

15,9

23,9

19,5

16,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»