Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 января 2009 года N 6

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА

(в редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.07.2011 N 562, от 29.12.2014 N 1054, от 26.12.2016 N 989, с изм., внесенными Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.11.2010 N 896, от 05.12.2011 N 995)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 22 марта 2023 года N 324

____________________________________________________________________


В целях улучшения демографической ситуации в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года (далее - Программа).

2. Министерству экономики Республики Татарстан совместно с Министерством финансов Республики Татарстан, заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Татарстан:

до 1 апреля 2009 года представить в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации Программы на 2009 год;

абзац исключен. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2014 N 1054;

3. Установить, что финансирование мероприятий Программы в 2009 году осуществляется в пределах средств, предусмотренных по сводным сметам министерств и ведомств.

4. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.

5. Утратил силу. - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2014 N 1054.

6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ






Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 12 января 2009 года N 6

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДО 2010 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА

 (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2016 N 989)


 Паспорт Программы

1. Наименование Программы

Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года (далее - Программа)

2. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Программы

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.09.2006 N 471 "О разработке комплексной программы демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года"

2. Государственный заказчик

Министерство экономики Республики Татарстан

3. Разработчик Программы

Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

4. Цель и задачи Программы

Целью реализации Программы является обеспечение расширенного воспроизводства населения Республики Татарстан посредством осуществления последовательной и эффективной государственной социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни населения и минимизацию социального неравенства.

Задачи Программы:

1. Содействие увеличению рождаемости населения Республики Татарстан (к 2010 г. до 47,9 тыс. человек в год (на 17,1% к уровню 2007 г.); к 2030 г. - до 54,8 тыс. человек в год (на 34,0% к уровню 2007 г.) посредством реализации системных мер экономического и социального стимулирования.

2. Создание условий для уменьшения смертности населения (к 2010 г. до 48,2 тыс. человек в год (на 1,6% к уровню 2007 г.); к 2030 г. - до 44,9 тыс. человек в год (на 8,3% к уровню 2007 г.) посредством мер по устойчивому повышению уровня жизни, развитию здравоохранения, деалкоголизации и денаркотизации населения, охране труда и проведению последовательной политики социальных льгот и гарантий.

3. Сохранение и развитие семьи как важнейшего социального института.

Содействие увеличению количества официально зарегистрированных браков к 2010 г. до 28,6 тыс. браков в год (на 2,1% выше уровня 2007 г.); к 2030 г. - до 30,6 тыс. браков в год (на 9,3% выше уровня 2007 г.). Достижение соотношения браков и разводов к 2010 г. уровня 1,94 раза, что в целом соответствует тенденциям развитых государств.

4. Мобилизация ранее неиспользуемых резервов увеличения занятости населения (до 1875,9 тыс. человек к 2010 г. и 2372,6 тыс. человек к 2030 г.) и гармонизации спроса и предложения на рынке рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе.

5. Регулирование миграции в соответствии с потребностями экономики в трудовых ресурсах определенного уровня образования и квалификации и достижение к 2010 г. ежегодного миграционного прироста населения в трудоспособном возрасте в размере 19,5 тыс. человек (в 2007 г. - 9,24 тыс. человек) при одновременном нивелировании эффекта нелегальной миграции.

6. Стимулирование, в т.ч. экономическое, формирования здорового образа жизни как важнейшей ценности граждан Республики Татарстан.

7. Совершенствование медицинского обеспечения решения социально-демографических проблем.

8. Максимально полное информирование заинтересованных групп населения по вопросам организации и осуществления государственной демографической политики

5. Сроки и этапы реализации Программы

2009 - 2030 годы, в т.ч.:
I этап - 2009 - 2010 годы;
II этап - 2011 - 2020 годы;
III этап - 2021 - 2030 годы

6. Перечень подпрограмм

1. Подпрограмма "Стимулирование рождаемости".

2. Подпрограмма "Улучшение здоровья и сокращение смертности населения".

3. Подпрограмма "Развитие института семьи".

4. Подпрограмма "Занятость населения".
5. Подпрограмма "Регулирование миграции". 6. Подпрограмма "Медицинское обеспечение демографической политики".

7. Подпрограмма "Информационное обеспечение демографической политики".

7. Объемы и источники финансирования

Необходимые для выполнения программных мероприятий объемы финансовых ресурсов будут уточняться по мере реализации других республиканских программ, связанных с демографическим развитием, а также при разработке ежегодных планов мероприятий по реализации Программы.

Решения по их финансированию должны приниматься отдельными актами Правительства Республики Татарстан при наличии бюджетных средств на эти цели.

8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов)

1. Увеличение численности постоянного населения Республики Татарстан:

к 2010 г. - до 3797,7 тыс. человек (прирост - 37,2 тыс. человек, или 1,0% к уровню 2007 г.);

к 2020 г. - до 3961,2 тыс. человек (прирост - 200,7 тыс. человек, или 5,3% к уровню 2007 г.);

к 2030 г. - до 4182,4 тыс. человек (прирост - 421,9 тыс. человек, или 11,2% к уровню 2007 г.).

2. Повышение рождаемости к 2010 г. до 47,9 тыс. человек в год (на 17,1% к уровню 2007 г.).

3. Снижение смертности населения к 2010 г. до 44,9 тыс. человек в год (на 8,3% к уровню 2007 г.).

4. Снижение смертности населения в трудоспособном возрасте к 2010 г. до 5,3 человека на 1000 человек населения в год (на 11,68% к уровню 2007 г.).

5. Достижение к 2015 г. положительного естественного прироста населения.

6. Увеличение количества официально зарегистрированных браков к 2010 г. до 28,6 тысяч браков в год (на 2,1% больше уровня 2007 г.).

7. Достижение соотношения браков и разводов к 2010 г. уровня 1,94 раза, что в целом соответствует тенденциям развитых государств.

8. Повышение занятости населения Республики Татарстан до 1875,9 тыс. человек к 2010 г. (на 3,2% к уровню 2007 г.) и до 2372,6 тыс. человек к 2030 г. (на 30,6% к уровню 2007 г.).

9. Увеличение численности легального миграционного прироста до 19,5 тыс. человек к 2010 г. (из них 68% - в трудоспособном возрасте), что на 9,2 тыс. человек, или на 89%, выше уровня 2007 г., при обязательном условии общего соответствия профессионально-квалификационной структуры мигрантов в трудоспособном возрасте потребностям экономики Республики Татарстан в трудовых ресурсах.


 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


 1.1. Анализ и прогноз демографических процессов в Российской Федерации <1>

     ________________

<1> При написании данного раздела Программы использовались материалы Росстата Российской Федерации и конференции "Семья, дети и демографическая ситуация в России" (Москва, 17.10.2006).


1.1.1. Международные социально-демографические пропорции


По оценке специалистов Всемирного банка, демографическая проблема "является центральной проблемой современности", которая непосредственно связана с проблемами обеспечения устойчивых темпов экономического роста мировой экономической системы в целом и национальных экономик в частности, а также преодолением социального неравенства.

В соответствии с наиболее вероятным прогнозом Организации Объединенных Наций население Российской Федерации к 2050 г. сократится на 31,5 млн человек (22%) и составит порядка 111,8 млн человек. Вместе с тем, по прогнозу ООН, суммарная численность населения планеты к 2050 г. превысит 9 млрд человек.

В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (2006 г.) решение демографической проблемы рассматривается в качестве одного из важнейших направлений социально-экономической политики государства.

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев в Послании Государственному Совету Республики Татарстан (май 2007 г.) отметил: "Исправление нынешней демографической ситуации остается приоритетной задачей".

В 2007 г. по коэффициенту демографической нагрузки <2> (50,3%) (для сравнения: в 2000 г. данный коэффициент составлял 58,0%) Российская Федерация заняла одно из первых мест в мире. Так, в США указанный коэффициент составляет 59,7%, Великобритании - 64,6%, Таджикистане - 76,8%, Израиле - 70,2%), Республике Беларусь - 51,6%.

     ________________

<2> Интегральный показатель демографического развития - отношение численности лиц в возрасте 60 лет и старше и детей моложе 15 лет к численности населения в возрасте 15 - 59 лет.

С одной стороны, данная тенденция демонстрирует одни из наименее благоприятных в мировой экономике <3> пропорции рождаемости и, в особенности, средней продолжительности жизни. С другой стороны, значение и тенденция изменения коэффициента демографической нагрузки опровергает широко распространенную, но не вполне корректную оценку того, что в ближайшей перспективе количество граждан Российской Федерации за пределами трудоспособного возраста превысит численность трудоспособного населения.

     ________________

<3> Исключая наименее развитые государства Африки, характеризующиеся первобытнообщинным способом организации производства и труда.

Отрицательный естественный прирост населения в настоящее время характерен только для постсоциалистических государств Европы. Для развитых капиталистических стран и азиатских государств характерен положительный естественный прирост населения - в первом случае небольшой, а во втором - как правило, довольно высокий.

По уровню урбанизации населения (72% в 2007 г.) Российская Федерация в целом соответствует среднемировым показателям, хотя и отстает от постиндустриальных государств. В целом существующие тенденции урбанизации населения России дают возможности для дальнейшего роста экономики индустриального и формирующегося постиндустриального типа.

На рис. 1.1.1 приведена зависимость темпов экономического развития, оцениваемых показателем индекса ВВП (т.е. показателя ВВП, скорректированного на уровень занятости населения и учитывающего паритет покупательной способности валют), и укрупненного индекса человеческого развития государства. Последний представляет собой интегральный показатель, включающий показатели продолжительности жизни, уровня образования и экономического роста.


Зависимость уровня жизни населения от уровня экономического развития (по кругу стран Европы, Азии и Америки)*

________________
     * Рисунок  1.1.1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Рис. 1.1.1. Влияние производительности труда на уровень жизни населения (2007 г.).

В мировой экономике сложилась очевидная тенденция прямого влияния темпов роста производительности труда на уровень жизни населения (включая составляющие образования и средней продолжительности жизни). Несмотря на высокие темпы роста экономики в 2000 - 2007 гг., Российская Федерация входит в последнюю треть государств по параметрам как производства ВВП на душу населения, так и индекса человеческого развития.

Имеет место общая обратная тенденция влияния темпов роста экономики государств мира на дифференциацию доходов в указанных государствах. Вместе с тем данная тенденция статистически не очень сильна - на 16,5% снижение дифференциации доходов обуславливается темпами экономического роста, а на 83,5% - иными факторами, прежде всего институционального порядка.


Модель влияния индекса ВВП на дифференциацию доходов*

________________
     * Рисунок  1.1.2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Рис. 1.1.2. Социально-демографическая модель влияния индекса ВВП на дифференциацию доходов государств мировой экономики.

Проведенный укрупненный анализ международных пропорций социально-демографического развития позволил сделать вывод о том, что, несмотря на имеющие место в настоящее время тенденции экономического роста, для Российской Федерации в обозримой исторической перспективе будут характерны существующие в настоящее время направления трудовой миграции: отток части квалифицированных специалистов в Европу и США и приток относительно низкоквалифицированной рабочей силы из государств Средней Азии.


1.1.2. Численность и размещение населения: тенденции и перспективы


По оценке Федеральной службы государственной статистики, численность постоянного населения Российской Федерации на 01.01.2008 составляла 142,0 млн человек и за прошедший год уменьшилась на 237,8 тыс. человек, или на 0,17%. С момента проведения переписи населения (октябрь 2002 г.) число россиян уменьшилось на 3,7 млн человек, или на 2,5%.

Таблица 1.1.1


 Динамика численности постоянного населения Российской Федерации, тыс. человек

Годы

Численность населения на начало года

Изменения за год

Численность населения на конец года

общий прирост

в том числе

естественный

миграционный

1990

147665,1

608,6

333,6

275,0

148273,7

1991

148273,7

241,0

104,9

136,1

148514,7

1992

148514,7

47,0

-219,2

266,2

148561,7

1993

148561,7

-205,8

-732,1

526,3

148355,9

1994

148355,9

104,0

-874,0

978,0

148459,9

1995

148459,9

-168,3

-822,0

653,7

148291,6

1996

148291,6

-263,0

-776,5

513,5

148028,6

1997

148028,6

-226,5

-740,6

514,1

147802,1

1998

147802,1

-262,7

-691,5

428,8

147539,4

1999

147539,4

-649,3

-918,8

269,5

146890,1

2000

146890,1

-586,5

-949,1

362,6

146303,6

2001

146303,6

-654,3

-932,8

278,5

145649,3

2002

145649,3

-685,7

-916,5

230,8

144963,6

2003

144963,6

-795,4

-888,5

93,1

144168,2

2004

144168,2

-694,0

-792,9

98,9

143474,2

2005

143474,2

-720,7

-846,6

125,9

142753,5

2006

142753,5

-532,5

-687,1

154,6

142221,0

2007

142221,0

-237,8

-477,7

239,9

141983,2

2008

141983,2


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»