Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 ноября 2009 года N 762


"Об утверждении республиканской целевой программы
 "Повышение безопасности дорожного движения
в Республике Татарстан на 2010 год"

(с изменениями на 10 июня 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 15 сентября 2023 года N 1134

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 мая 2010 г. N 375

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 октября 2010 г. N 866

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 февраля 2011 г. N 114

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июня 2011 г. N 469

____________________________________________________________________


Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2010 год".

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на государственного заказчика - координатора программы - Министерство внутренних дел по Республике Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

     

Республиканская целевая программа
"Повышение безопасности дорожного движения
 в Республике Татарстан на 2010 год"
(утв. постановлением КМ РТ от 5 ноября 2009 г. N 762)

     
Паспорт республиканской целевой программы "Повышение безопасности
 дорожного движения в Республике Татарстан на 2010 год"

Наименование
программы

Республиканская целевая программа "Повышение
безопасности дорожного движения в Республике Татарстан
на 2010 год" (далее - Программа)

Дата принятия
решения о
разработке
Программы
(дата ее
утверждения,
наименование и
номер
соответствующе-
го нормативного
акта)

Указ Президента Российской Федерации от 22.09.2006
N 1042 "О первоочередных мерах по обеспечению
безопасности дорожного движения"
,
распоряжение Правительства Российской Федерации от
17.10.2005 N 1707-р
,
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 24.01.2002 N 28 "О Концепции "Повышение безопасности
дорожного движения в Республике Татарстан (на период с
2002 по 2010 годы)"
,
постановление Правительственной комиссии Республики
Татарстан по обеспечению безопасности дорожного
движения от 13.12.2006 N 4 "О мерах по повышению
безопасности дорожного движения в Республике
Татарстан",
Указ Президента Республики Татарстан от 14.11.2007
N УП-610 "О дополнительных мерах по обеспечению
безопасности дорожного движения в Республике Татарстан"

Государственный
заказчик -
координатор
Программы

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан

Государственные
заказчики
Программы

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан,
Министерство по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан,
Министерство транспорта и дорожного хозяйства
Республики Татарстан, Министерство здравоохранения
Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи,
спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство
образования и науки Республики Татарстан

Основные
разработчики
Программы

Министерство внутренних дел по Республике Татарстан,
Министерство по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан,
Министерство транспорта и дорожного хозяйства
Республики Татарстан, Министерство здравоохранения
Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи,
спорту и туризму Республики Татарстан, Министерство
образования и науки Республики Татарстан, УГИБДД МВД по
РТ, ГУ "НЦ БЖД", ГУ "ДФН и ОП БДД РТ"

Цели и задачи
Программы

Цель Программы: сокращение количества лиц, погибших в
результате дорожно-транспортных происшествий.
Задачи Программы:
предупреждение опасного поведения участников дорожного
движения;
развитие системы подготовки водителей транспортных
средств и их допуска к участию в дорожном движении;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
совершенствование организации движения транспорта и
пешеходов в городах;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на
место дорожно-транспортного происшествия, повышение
эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам,
пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
повышение уровня безопасности транспортных средств;
существенное повышение эффективности функционирования
системы государственного управления в области
обеспечения безопасности дорожного движения на
республиканском уровне управления;
совершенствование правовых основ деятельности органов
исполнительной власти Республики Татарстан и органов
местного самоуправления в области обеспечения
безопасности дорожного движения, исключение пробелов и
противоречий в регламентации общественных отношений в
указанной сфере

Важнейший
целевой
показатель и
индикаторы

Важнейший показатель Программы: сокращение количества
лиц, погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий.
Важнейшие индикаторы Программы:
снижение транспортного риска (количество лиц, погибших
в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10
тысяч транспортных средств);
снижение социального риска (количество лиц, погибших в
результате дорожно-транспортных происшествий, на 100
тысяч населения);
снижение тяжести последствий (количество лиц, погибших
в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100
пострадавших);
сокращение количества мест концентрации
дорожно-транспортных происшествий;
сокращение количества дорожно-транспортных происшествий
по вине водителей, стаж управления транспортным
средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч
транспортных средств;
сокращение количества детей, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий;
сокращение количества дорожно-транспортных происшествий
с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств

Сроки
реализации
Программы

2010 год

Объемы и
источники
финансирования
Программы

Общий объем финансирования Программы составляет
614,31 млн.рублей (из них на капитальные вложения -
188,56 млн.рублей и прочие нужды - 425,75 млн.рублей).
Источник финансирования - прочие неналоговые доходы,
направляемые на обеспечение безопасности дорожного
движения (БДД)    

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы и
показатели
социально-эко-
номической
эффективности














Сокращение в 2010 году количества лиц, погибающих в результате дорожно-транспортных происшествий, в 1,21 раза, или на 151 человека (882 - 731 = 151), по сравнению с аналогичным показателем 2004 года.

Достижение запланированных значений важнейших индикаторов Программы по сравнению с аналогичным показателем 2004 года:

снижение транспортного риска (-36,3 процента), социального риска (-17,2 процента), тяжести последствий (-5 процентов);

сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на 106 мест;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств (-33,3 процента);

сокращение количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, по сравнению с 2004 годом в 1,3 раза, или на 9 человек;

сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств (-34,5 процента) к 2004 году.

Социально-экономический эффект от реализации Программы составит 2327,98 млн.рублей, бюджетный эффект - 657,11 млн.рублей



I. Обоснование проблемы


В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. ДТП влекут за собой ежегодные потери в размере от 1% до 3% внутреннего валового продукта, а в развивающихся странах издержки от них еще выше. Для мировой экономики уже сейчас ущерб от ДТП составляет около 800 млрд.долларов США в год. При этом, если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения последние 30 лет стабилизируется или даже улучшается, в развивающихся государствах ситуация быстро ухудшается за счет резкого роста автомобильного парка и недостаточного финансирования деятельности, направленной на профилактику аварийности.

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения БДД и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Происшествия на дорогах являются одной из серьезнейших социально-экономических проблем и в Республике Татарстан (см. рис.1).


Рис. 1. Количество ДТП, погибших и раненых в Республике Татарстан

Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике Татарстана. Только в 2008 году убытки от ДТП составили 30 млрд.рублей. Данная цифра рассчитана на основе общемировой практики, в которой принято учитывать смету расходов, включающую в себя:

расходы на амбулаторное и стационарное лечение, транспортировку пострадавших, реабилитацию, специальное лечение детей, санаторную реабилитацию и другое;

недополученную продукцию, включая постоянные расходы в связи с гибелью людей или постоянной нетрудоспособностью, а также временные расходы;

повреждение имущества, ремонт и замену автомобилей, повреждение придорожных коммуникаций и прочее;

административные расходы, а также расходы на расследование причин ДТП, организацию выплаты страховки и судебные издержки;

прочие расходы, включая потерю времени в связи с происшествием (когда, например, задерживается дорожное движение).

Однако принятые заказчиком - координатором Программы - Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, а также другими государственными заказчиками меры по разработке и выполнению принятых и утвержденных Кабинетом Министров Республики Татарстан в 2006-2009 годах республиканских целевых программ по повышению безопасности дорожного движения позволили добиться определенных положительных результатов по снижению уровня аварийности.

Целью настоящей Программы является сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в полтора раза по сравнению с базовым (2004) годом. Следует отметить наличие в республике стабильной динамики данного показателя.

Шесть из семи индикаторов эффективности программных мероприятий в республике имеют положительное значение - это снижение транспортного и социального рисков, тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, на 10 тысяч транспортных средств; сокращение количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств. А значение индикатора "сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий" - отрицательное. При этом количество очагов аварийности увеличилось с 176 в 2004 году до 183 в 2008 году.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Республике Татарстан, следует отнести:

массовое пренебрежение участников дорожного движения требованиями безопасности дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, недостаточный уровень подготовки водителей, приводящий к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами;

недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь, несоответствие технического уровня дорожного хозяйства, транспортных средств, средств организации дорожного движения современным требованиям, отставание в системах связи, приводящее к позднему обнаружению дорожно-транспортных происшествий и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим.

В 2008 году в Республике Татарстан отмечается снижение количества ДТП по сравнению с 2006 и 2007 годами. В целом динамика изменений важнейшего показателя и важнейших индикаторов Программы по сравнению с базовым (2004) годом приведена в таблице 1.

Таблица 1

     
Показатели аварийности в Республике Татарстан за 2004-2008 годы

Показатель и индикаторы

2004
год

2005
год

2006
год

2007
год

2008
год

Сокращение количества лиц, погибших в
результате дорожно-транспортных
происшествий, человек

882

815

754

769

713

Снижение транспортного риска (количество
лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий на 10
тысяч транспортных средств)

12,4

11,7

10,0

9,3

7,9

Снижение социального риска (количество
лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий на 100
тысяч населения)

23,4

21,7

20,0

20,4

19,0

Снижение тяжести последствий (количество
лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий, на
100 пострадавших)

10,0

9,0

7,7

9,1

8,6

Сокращение количества
дорожно-транспортных происшествий по
вине водителей, стаж управления
транспортным средством которых не
превышает 3 лет, на 10 тысяч
транспортных средств

17,2

13,0

9,7

7,1

7,8

Сокращение количества детей, погибших в
результате дорожно-транспортных
происшествий

39

22

38

39

37

Сокращение количества
дорожно-транспортных происшествий с
пострадавшими на 10 тысяч транспортных
средств

91,7

95,7

94,1

72,1

66,2

Сокращение количества мест концентрации
дорожно-транспортных происшествий

176

183

174

133

183


Основными причинами совершения ДТП в 2008 году стали:

управление транспортным средством в состоянии опьянения - 388 ДТП (8,1% от общего количества ДТП по вине водителей);

превышение скорости - 1348 ДТП (28,1%);

обгон с нарушением ПДД - 393 ДТП (8,2%);

нарушение правил проезда перекрестков - 977 ДТП (20,3 процента).

Основными видами ДТП являются:

столкновение - 2139 ДТП (35,9% от общего количества ДТП);

наезд на пешеходов - 2351 ДТП (39,4%);

опрокидывание - 786 ДТП (13,2 процента).

Количество ДТП возросло в 22 районах: Тюлячинском - на 42,1%, Кайбицком - на 37,5%, Ютазинском - на 35,0%, Камско-Устьинском - на 23,5%, Пестречинском - на 21,7%, Дрожжановском - на 21,4%, Балтасинском - на 20 процентов.

Рост числа погибших зарегистрирован в 20 районах, особенно в Тюлячинском районе - в 4 раза, Сармановском районе - в 3,7 раза, Аксубаевском и Балтасинском - в 2,3 раза, Кайбицком и Ютазинском - в 2 раза.

Сокращение всех основных показателей аварийности отмечено в Альметьевском, Арском, Азнакаевском, Бавлинском, Верхнеуслонском, Лаишевском, Нижнекамском, Новошешминском, Рыбно-Слободском, Тетюшском районах и на территории г. Набережные Челны.

Из-за нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, находившимися за рулем в состоянии опьянения, зарегистрировано 388 происшествий (-4,9%), повлекших гибель 66 (+11,9%) и ранение 621 человека (+9,5 процента). Доля таких происшествий уменьшилась с 8,7% за 12 месяцев 2007 г. до 8,1 процента. Допущен рост ДТП по вине водителей в нетрезвом состоянии в 15 районах республики. Значительный рост ДТП отмечен в Алексеевском районе - в 5,5 раза, Сабинском - в 2,5 раза, Тюлячинском - в 2 раза, Зеленодольском - на 77,8%, Лаишевском - на 57,1%, Нижнекамском - на 53,8%, Верхнеуслонском, Дрожжановском, Чистопольском, Черемшанском - на 50 процентов.

14,6%, или 868 ДТП (-17,8%) совершено из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами. В них погибли 147 (-16,0%) и получили ранения 778 человек (-12,1 процента).

По вине данной категории участников дорожного движения допущен рост ДТП в 16 районах республики: в Ютазинском - в 3 раза, Буинском - в 2,8 раза, Аксубаевском - в 2,5 раза, Мамадышском - в 2,3 раза, Дрожжановском - в 2 раза, Кайбицком - на 4 ДТП (за 12 месяцев 2007 г. - 0 ДТП).

На улицах городов и дорогах Татарстана в 2008 году было совершено 615 ДТП с участием детей, в которых 37 детей погибли и 636 получили травмы различной степени тяжести. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков уменьшилось на 1,6%, число погибших - на 5,1%, раненых - на 0,3 процента.

Рост количества ДТП с участием детей зарегистрирован в 23 районах республики: в Тюлячинском - в 5 раз, Ютазинском - в 4 раза, Апастовском - в 2 раза, Пестречинском - на 80,0%, Буинском - на 66,7%, Алькеевском - 4 ДТП (за АППГ - 0), Дрожжановском - 2 ДТП (за АППГ - 0).

В 2008 году по вине водителей государственного транспорта произошло 469 ДТП (-12,0%), в которых погиб 51 (-34,6%) и ранены 608 человек (-16,4 процента). За аналогичный период 2007 года по вине водителей данной категории транспортных средств произошло 533 ДТП, погибли 78, ранены 727 человек. По вине водителей индивидуального транспорта за 12 месяцев 2008 года произошло 4369 ДТП (+2,7%), в которых погибли 500 (-1,4%) и были ранены 6035 человек (+0,4 процента). В 2007 году эти показатели выглядели соответственно: -4254, -507, -6009 человек.

Последние годы характеризуются высокими темпами автомобилизации в республике. За этот период значительно увеличился парк легковых автомобилей, их число в настоящее время составляет 737214 единиц, а удельный вес в общей численности парка автомобилей - 82 процента. Эта тенденция является характерной и для районов и городов Республики Татарстан. Наиболее высокими темпами увеличение парка транспортных средств идет в таких городах, как Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск.

Значительным остается число аварий, произошедших по вине владельцев индивидуальных транспортных средств (см. рис.2). Это объясняется не только увеличением плотности транспортного потока, уровнем профессиональной подготовки водителей, но и рядом других факторов, среди которых важное место занимает низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения.


Рис. 2. Количество ДТП, совершенных по вине владельцев государственных и индивидуальных транспортных средств

Как показывает анализ дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них людей. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия увеличения количества транспортных средств. Эти меры реализуются во всем мире в рамках специальных общенациональных программ повышения безопасности дорожного движения. Зарубежный опыт свидетельствует, что использование программно-целевого подхода в масштабах государства, даже при росте парка автомобилей, позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4-8 процентов.

Основными факторами, влияющими на количество происшествий, являются: время, место, тип транспортного средства и участники дорожного движения (водители транспортных средств, пешеходы). Имеет значение также то, в какое время суток произошло ДТП, плотность и структура транспортного потока, климатические условия, состояние дорожного покрытия и т.п.

Так, наибольшее количество ДТП в течение дня приходится на промежуток времени с 11.00 до 18.00 часов (44,0% от всех ДТП), наиболее тяжкие последствия от ДТП, произошедших в ночное время, - с 00.00 до 07.00 часов и с 22.00 до 24.00 часов.

Сведения о количестве ДТП, произошедших за пять лет в различные дни недели, приведены в таблице 2.

Таблица 2

     
Сведения о количестве ДТП, произошедших в различные дни недели

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»