Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 16 сентября 2009 г. N 641
"Об утверждении Целевой программы улучшения условий
и охраны труда в Республике Татарстан на 2010-2012 годы"

(с изменениями на 22 мая 2012 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 сентября 2011 г. N 752

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 мая 2012 г. N 409

____________________________________________________________________



В целях реализации Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Целевую программу улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2010-2012 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на 2010-2012 годы включить указанную Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.

3. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обеспечить выполнение Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление социального развития Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

     

Целевая программа
улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2010-2012 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 16 сентября 2009 г. N 641)

     
Паспорт

Наименование Программы

Целевая программа улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2010-2012 годы

Основание для разработки Программы (наименование, дата утверждения и номер соответствующего нормативного акта)

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Законы Республики Татарстан от 10 декабря 1997 г. N 1417 "Об охране труда в Республике Татарстан";

от 27 декабря 2005 г. N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы"

Государственный заказчик

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Основные разработчики Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Цель Программы

Обеспечение конституционных гарантий на охрану и условия труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

Задачи Программы

1. Развитие системы государственного управления охраной труда;

2. Снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

3. Улучшение состояния условий и охраны труда в организациях

Важнейшие целевые показатели (индикаторы оценки результатов) Программы

Число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих;

число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами;

удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, %

Сроки и этапы реализации Программы

2010-2012 годы

Объемы и источники финансирования с разбивкой по годам

2010 год:

средства бюджета Республики Татарстан - 3660,0,0 тыс.рублей;

средства Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) - 16000,0 тыс.рублей;

средства, заявленные предприятиями и организациями, - 91469,0 тыс.рублей;

2011 год:

средства бюджета Республики Татарстан - 4350,0 тыс.рублей;

средства ФСС РФ - 19000,0 тыс.рублей;

средства, заявленные предприятиями и организациями, - 103499,4 тыс.рублей;

2012 год:

средства бюджета Республики Татарстан - 4410,0 тыс.рублей;

средства ФСС РФ - 21000,0 тыс.рублей;

средства организаций - 100375,7 тыс.рублей;

Итого общий объем финансирования Программы - 363764,1 тыс.рублей, в том числе:

средства бюджета Республики Татарстан - 12420,0 тыс.рублей;

средства ФСС РФ - 56000,0 тыс.рублей;

средства, заявленные предприятиями и организациями, - 295344,1 тыс.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели ее бюджетной эффективности

1. Достижение пороговых значений индикаторов, установленных на 2012 год:

число пострадавших на производстве из расчета на 1000 работающих - до 1,6 человека на 1000 работающих;

число человеко-дней нетрудоспособности в расчете на одного пострадавшего в связи с производственными увечьями и травмами - до 54,9 человеко-дней;

удельный вес работников, занятых в условиях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, - до 22,7 процента.

2. Социальный эффект:

сокращение численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда;

снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

повышение уровня защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов;

реализация конституционного права на обеспечение работникам безопасных условий труда.

3. Экономический эффект:

снижение материальных затрат на восстановление здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производственно-обусловленных заболеваний, профессиональных заболеваний;

снижение затрат на возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

снижение затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, с тяжелыми условиями труда;

снижение уровня инвалидности вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания и затрат в области здравоохранения в связи с этим;

повышение производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени;

сокращение затрат на ремонт и замену оборудования после его поломок временными работниками, замещающими основных работников на время их болезни из-за травм и производственно-обусловленных заболеваний, и не имеющими достаточного опыта работы и квалификации

     
I. Современное состояние проблемы условий и охраны труда и обоснование необходимости ее решения в Республике Татарстан программным методом


В современных экономических условиях значительное влияние на социально-экономическое благополучие общества оказывает обеспечение безопасности и соответствующих условий труда на рабочих местах.

Проблемы охраны труда, особенно производственного травматизма, сегодня волнуют все мировое сообщество. Неслучайно по инициативе Международной организации труда 28 апреля ежегодно отмечается как Всемирный день охраны труда.

Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, остается сложной. Особенно остро стоит проблема производственного травматизма, гибели людей на производстве. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстата), только в 2008 году в республике от несчастных случаев на производстве пострадали 1093 человека, из них 115 человек погибли (таблица 1).

Таблица 1

     
Состояние производственного травматизма в Республике Татарстан

Число пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом, человек

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Всего

2258

1801

1536

1414

1277

1093

в расчете на 1000 работающих

2,6

2,2

2,0

2,0

1,8

1,6

В том числе:

женщин

611

516

419

359

333

281

подростков

9

7

4

5

5

3

Со смертельным исходом:

Всего

127

117

107

121

137

115

в расчете на 1000 работающих

0,146

0,146

0,142

0,169

0,193

0,171

В том числе:

женщин

15

11

6

4

4

6

подростков

1

3

1

1

-

-


По данным Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, в 2008 году смертельные травмы на производстве получили 134 человека, травмы с тяжелым исходом - 225 человек.

Остается высокой численность работников, занятых в неблагоприятных для здоровья условиях труда. На начало 2009 года на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи Республики Татарстан удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, составил 22,7% общей списочной численности работников в этих сферах экономической деятельности, тогда как на начало 2008 года их было 22,2 процента.

В результате использования программно-целевого метода к решению вопросов в области охраны труда (через реализацию республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда) в Республике Татарстан были достигнуты определенные позитивные изменения. По данным Татарстанстата, за период с 2000 по 2008 год число пострадавших от несчастных случаев на производстве снизилось в 3,6 раза - с 3914 до 1093 человек, в том числе со смертельным исходом - в 1,5 раза (с 178 до 115 человек).

В целях реализации программ проводятся республиканские совещания, семинары, смотры-конкурсы по охране труда, семинары-совещания в городских округах и муниципальных районах республики, специализированные выставки по охране труда, организуется участие предприятий республики в международных выставках по охране и безопасности труда, выполняются научные разработки в области охраны труда и другие мероприятия.

Разработаны новые виды защитной одежды, в том числе уникальная спецодежда "Экран-2Б", признанная лучшим в России средством для защиты от электромагнитных излучений радиочастот (для радиоцентров, систем сотовой и спутниковой связи, СВЧ и УВЧ-аппаратуры); комплект фильтрующей защитной одежды "Агрохим" для работающих в сельском хозяйстве с жидкими (водный аммиак и др.) и пылевидными ядохимикатами; комбинированная защитная одежда КЗО-"Фенол", предназначенная для защиты кожных покровов работающих от воздействия фенола, его растворов и паров; облегченный защитный комплект КЗПО-МТ из многослойного пленочного материала для защиты работников сельского, жилищно-коммунального хозяйства и химической промышленности от вредных производственных факторов (кислот, растворителей, газообразных хлора, аммиака, хлористого водорода, масел, нефтепродуктов и др.).

В рамках программ Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ежегодно организуется участие организаций республики, выпускающих спецодежду, спецобувь, другие средства индивидуальной защиты, а также занимающихся научными разработками в области охраны труда, в специализированных международных выставках по охране и безопасности труда. В результате организациям республики оказывается государственная поддержка в расширении рынка сбыта и формировании новых деловых взаимоотношений с потребителями своей продукции. Так, например, благодаря участию в XII Международной специализированной выставке "Безопасность и охрана труда - 2008" в г. Москве организации Татарстана получили предложения с намерениями заключить договоры на сумму около 59 млн.рублей (нашей продукцией заинтересовались организации из Украины, Башкирии, Сибири, гг. Норильска, Мурманска, Ярославля, Тулы и др.). Кроме того, участие в международных выставках способствует улучшению обеспеченности работников более качественными и доступными средствами индивидуальной защиты, а также созданию дополнительных рабочих мест, особенно для женщин, что положительно влияет на решение проблем занятости населения.

В целях предупреждения производственного травматизма в строительном комплексе республики разработаны цветные иллюстрированные пособия по охране труда для травмоопасных профессий строительной сферы (каменщиков, штукатуров-маляров, разнорабочих, стропальщиков) и информационные карты опасностей по травмоопасным строительным профессиям (согласно классификации Международной организации труда).

Для доведения актуальной информации по вопросам охраны и условиям труда до организаций республики издается информационно-аналитический бюллетень "Охрана и условия труда в Республике Татарстан" на русском языке (тираж - 2500 экз.) и специальный выпуск бюллетеня на татарском языке (тираж - 1500 экз.), выполняются работы по переводу нормативных и законодательных актов по охране и условиям труда на татарский язык.

Значительное место в рамках программ занимает целевое обучение работников организаций по вопросам охраны труда. Только в 2008 году в 24 учебных центрах республики прошли такое обучение около 26 тыс.человек, из них 30% (7967 человек) - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. За счет средств, предусмотренных республиканской программой на 2007-2009 годы, на обучение руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, субъектов малого предпринимательства и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, в 2008 году обучено 627 человек.

В целях активизации работы по пропаганде вопросов охраны труда, оказания методической помощи и распространения передового опыта в данной работе Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан проведен ряд семинаров и совещаний по вопросам охраны и условиям труда в муниципальных районах республики. Так, в 2008 году такие зональные (с приглашением близлежащих районов) мероприятия были проведены в Высокогорском (на базе Крестьянского (фермерского) хозяйства Котдусова Г.Г.), Лаишевском (на базе ОАО "Лаишевоагрохимсервис") и Кукморском (на базе ОАО "Кукморский завод металлопосуды") муниципальном районах республики, в ходе которых на практике были показаны положительные примеры организации работы по охране труда и которые явились одной из форм государственного управления охраной труда на основе взаимодействия с органами местного самоуправления и работодателями.

В целях улучшения условий и охраны труда в республике проводится работа по аттестации рабочих мест в организациях (за 2008 год, по данным Татарстанстата, аттестация проведена на 243161 рабочем месте, что составляет более 51% от общего количества рабочих мест, на которых трудятся 357670 человек). 24 организации республики прошли процедуру сертификации организации работ по охране труда, которая способствует повышению безопасности и улучшению условий труда работников. Среди них подразделения ОАО "Нижнекамскнефтехим": завод полиолифинов, Научно-технический центр, Управление водоснабжения, канализации и очистки сточных вод, Управление энергоснабжения, а также ООО "Лениногорский механический завод", ЗАО "Кулонстрой", ГУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница" и др.

В рамках программ осуществлялась работа по повышению качества аттестации, для чего проводились контрольные замеры производственных факторов, семинары по обучению специалистов организаций процедуре проведения аттестации рабочих мест.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, ситуация в сфере условий и охраны труда остается достаточно напряженной.

По данным Татарстанстата, число смертельных случаев на производстве продолжает оставаться высоким: в 2006 году погиб 121 человек, в 2007 году - 137, в 2008 году - 115.

Одной из серьезных проблем является высокий уровень производственного травматизма в строительстве, который в 2008 году составил 3,8 пострадавшего в расчете на 1000 работающих, что в 2,4 раза выше среднереспубликанского показателя. Особенно неблагополучной в данной сфере экономической деятельности является обстановка с производственным травматизмом со смертельным исходом. Именно при выполнении строительных работ имел место один из самых высоких коэффициентов частоты получения смертельных травм среди работающих по сравнению с другими сферами экономической деятельности (0,972 смертельно пострадавшего в расчете на 1000 работающих), что в 5,7 раза превышает среднереспубликанский показатель (0,171). При этом имеет место тенденция роста производственного травматизма в строительстве. В 2008 году на строительных работах погибли 48 человек, что на 2 человека больше, чем в 2007 году.

Остается высоким уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве, где в 2008 году получили травмы более 15% всех пострадавших в республике и около 9% погибли при численности работающих в данной сфере более 10% всех занятых в экономике. При этом в динамике в сельском хозяйстве республики имеет место позитивная тенденция снижения производственного травматизма. За последние пять лет (2004-2008 гг.) уровень производственного травматизма в этой отрасли снизился в 1,7 раза. Что касается смертельного травматизма, то абсолютное число смертельно травмированных здесь уменьшилось в 3,2 раза (с 32 человек в 2004 году до 10 человек в 2008 году).

По данным Татарстанстата, численность работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, составила на конец 2008 года 102,4 тыс.человек, или 22,7% численности обследованных работников (из них женщин - 30,7 тыс., или 17,3%). Наибольшая доля работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, от списочной численности работников данных видов экономической деятельности на предприятиях транспорта - 29%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 30,6%, в производстве готовых металлических изделий - 52%, в производстве автомобилей - 51,8%. Значительная часть работников трудится в условиях повышенного уровня шума, вибрации, высокой загазованности и запыленности воздуха на рабочих местах.

Доля работников, занятых в условиях повышенных физических нагрузок, составляет 14,1%, или 63419 человек.

Доля работников, занятых на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, осталась на уровне 2007 года - 0,2% общей численности занятых на предприятиях обследованных видов экономической деятельности, или 1078 человек.

Необходимым условием для создания здоровых и безопасных условий труда является финансирование работодателем мероприятий, направленных на их улучшение и охрану. За последние годы в республике затраты на охрану труда систематически возрастали. Однако до настоящего времени сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности, что отражено в таблице 2.

Таблица 2

     
Затраты на охрану труда в государственном и частном секторах экономики республики

Форма собственности

Затраты на охрану труда в расчете на одного работающего, рублей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Все формы собственности

2218

2761

3069

3722

4713

Государственная

1981

2001

2189

3131

3379

Частная

1348

1750

2074

2506

3342


По данным Татарстанстата, затраты на мероприятия по охране труда на предприятиях всех форм собственности составили в 2008 году 3,2 млрд.рублей, в том числе в расчете на 1 работающего - 4713 рублей, что на 27% больше, чем в 2007 году, когда на 1 работающего приходилось 3722 рубля.

Наибольшие средства на охрану труда выделялись в производстве цветных металлов - 19938,5 рубля; нефтепродуктов - 19150,5 рубля; производстве и распределении газообразного топлива - 18603,2 рубля; химическом производстве - 14992,6 рубля; производстве резиновых и пластмассовых изделий - 10194,3 рубля; производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа, пара и горячей воды - 9946,5 рубля; сфере добычи сырой нефти и природного газа; предоставления услуг в этих областях - 8866,4 рубля; производстве железнодорожного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава) - 8741,8 рубля в расчете на одного работающего.

Профессиональная заболеваемость остается одной из самых актуальных социально-трудовых проблем: в 2008 году были впервые установлены профессиональные заболевания у 199 человек (в 2007 году - у 269 человек). Значительная часть профессиональных заболеваний связана с воздействием на работников таких вредных факторов производственной среды, как повышенный уровень вибрации и шума.

Анализ реализации республиканских программ улучшения условий и охраны труда показал, что программный подход полностью себя оправдал, его необходимо осуществлять и в дальнейшем. Необходимость дальнейшего развития программного метода решения вопросов государственного управления охраной труда предусмотрена Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2005 г. N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы".

Принятие и реализация настоящей Программы будут способствовать повышению эффективности системы управления охраной труда, уровня профессиональной подготовки кадров, созданию более благоприятных условий для работы служб охраны труда в организациях, что позволит улучшить ситуацию в области охраны и условий труда и, следовательно, влиять на значения индикативной оценки уровня жизни населения республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»