Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2009 года N 569


"Об утверждении целевой программы "Ресоциализация лиц, освободившихся
 из мест лишения свободы" на 2010-2012 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 13 сентября 2023 года N 1121

____________________________________________________________________


В целях обеспечения условий для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую целевую программу "Ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы" на 2010-2012 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство внутренних дел по Республике Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

     

Целевая программа
"Ресоциализация лиц, освободившихся из мест
 лишения свободы" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 18 августа 2009 г. N 569)

     
Паспорт
целевой программы "Ресоциализация лиц, освободившихся
из мест лишения свободы" на 2010-2012 годы

Наименование программы

Ресоциализация лиц, освободившихся из мест
лишения свободы, на 2010-2012 годы

Дата принятия решения о
разработке программы

Поручение Президента Российской Федерации от
25.02.2009 N ПР-444
Распоряжение Республиканской межведомственной
комиссии по повышению уровня жизни и
легализации доходов от 05.06.2009 N 9

Государственный заказчик

Кабинет Министров Республики Татарстан

Государственный
заказчик-координатор

Министерство внутренних дел по Республике
Татарстан

Основные разработчики
программы

Рабочая группа, созданная в соответствии с
распоряжением Республиканской межведомственной
комиссии по повышению уровня жизни и
легализации доходов от 05.06.2009 N 9

Цель программы

Социальная адаптация лиц, освободившихся из
мест лишения свободы

Задачи программы

1. Совершенствование нормативно-правовой базы,
регулирующей вопросы ресоциализации лиц,
освободившихся из мест лишения свободы.
2. Формирование и развитие межведомственной
системы ресоциализации лиц, освободившихся из
мест лишения свободы.
3. Упреждающая подготовка осужденных лиц к
возвращению в социальное общество и поддержка
предприятий уголовно-исполнительной системы
Республики Татарстан.
4. Содействие трудовой занятости лиц,
отбывающих наказание и освободившихся из мест
лишения свободы.
5. Совершенствование форм и методов социальной
реабилитации лиц, освободившихся из мест
лишения свободы, в органах социального
обслуживания, а также оказание им социальной
поддержки.
6. Совершенствование системы педагогического
сопровождения и реабилитации
несовершеннолетних, отбывших наказание в
местах лишения свободы

Сроки и этапы реализации
программы

2010-2012 годы

Объемы и источники
финансирования программы

Источником финансирования программы являются
средства, выделяемые министерствам и
ведомствам на текущее финансирование

Исполнители программы

Министерство внутренних дел по Республике
Татарстан,
Министерство труда, занятости и социальной
защиты Республики Татарстан,
Министерство образования и науки Республики
Татарстан,
Министерство здравоохранения Республики
Татарстан,
Министерство по делам молодежи, спорту и
туризму Республики Татарстан,
Министерство культуры Республики Татарстан,
Министерство промышленности и торговли
Республики Татарстан,
Главное управление Федеральной службы
исполнения наказаний России по Республике
Татарстан,
федеральное государственное учреждение
"Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Республике Татарстан",
Управление Федеральной миграционной службы по
Республике Татарстан,
Институт развития образования Республики
Татарстан,
Татарский государственный
гуманитарно-педагогический университет,
Республиканская комиссия по делам
несовершеннолетних при Кабинете Министров
Республики Татарстан,
государственное учреждение "Центр
информационных технологий Республики
Татарстан",
Комитет по развитию малого и среднего
предпринимательства Республики Татарстан,
органы местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов,
религиозные организации

Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы (индикаторы
оценки результата) и
показатели бюджетной
эффективности программы








Реализация Программы позволит к 2012 году:
снизить долю лиц, ранее осуждавшихся за
совершение преступлений, в общем количестве
лиц, осужденных на основании обвинительных
приговоров, вступивших в законную силу, до
21,5%;
увеличить долю трудоустроенных лиц,
освобожденных из мест лишения свободы, в общем
количестве обратившихся в центры занятости
населения с 24% до 40%;
увеличить долю лиц, освободившихся из мест
лишения свободы, получивших социальные услуги
в социальных бюро, в общем количестве лиц,
освободившихся из мест лишения свободы,
обратившихся за помощью, до 90%



1. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности
 ее решения программно-целевым методом


В любом государстве есть дезадаптированные граждане, нуждающиеся в его помощи и поддержке. В их число входят отбывшие уголовное наказание в виде лишения свободы, которые оказывают крайне негативное влияние на состояние общественной безопасности. Отбывание наказания в виде лишения свободы влечет за собой не только изменение правового статуса гражданина, но и утрачивание им многих социальных ролей и связей. Отсутствие надежных социальных гарантий для лиц с криминальным прошлым, имеющиеся трудности их бытового и трудового устройства осложняют процесс их ресоциализации, что приводит к повторным правонарушениям со стороны данной категории граждан. Ранее судимые лица оказывают существенное негативное влияние на оперативную обстановку и криминогенную ситуацию. В 2008 году в Республике Татарстан из общего числа расследованных преступлений каждое третье совершено указанной категорией лиц. При этом из 7741 ранее судимого лица, вновь привлеченного к уголовной ответственности, более двух третей не имели постоянного источника дохода.

Ежегодно из мест лишения свободы в Республике Татарстан освобождаются около 5 тыс.человек, из которых более 90% - граждане трудоспособного возраста. Среди освободившихся есть несовершеннолетние, пожилые, больные, ранее неоднократно судимые, отбывшие длительные сроки лишения свободы, женщины с малолетними детьми и другие категории граждан. Следствие этого - неодинаковые возможности в нормализации жизни, различия в процессе ресоциализации. Проблема ресоциализации отбывших наказание не является специфической, а представляет собой важную комплексную социальную проблему.

Жизнь осужденных в местах лишения свободы строго регламентирована, что не позволяет им самостоятельно решать многие повседневные проблемы. Освободившись, каждый из них вынужден будет решать их самостоятельно, восстанавливая имевшийся до осуждения стереотип поведения. Поэтому одной из главных задач программы является подготовка осужденных к жизни в условиях полной свободы, которую призваны решать исправительные учреждения, исполняющие уголовное наказание. Законодательством предусмотрено (ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) решение вопросов бытового и трудового устройства лиц, отбывающих наказание, еще на стадии исполнения наказания в виде лишения свободы. За шесть месяцев до освобождения администрация исправительного учреждения уведомляет органы местного самоуправления муниципального образования, где проживал осужденный, и федеральную службу занятости о предстоящем его освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющейся специальности. К тому же осужденный обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства, а также продуктами питания или деньгами на время проезда. Также ему может быть выдано единовременное денежное пособие.

Исправительные учреждения при всех проводимых мероприятиях по подготовке осужденных к освобождению не в состоянии полностью решить вопросы их трудового и бытового устройства. Их компетенция ограничивается достижением предварительной договоренности об этом с местными органами власти. В связи с этим приобретает особую актуальность обеспечение взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в решении таких вопросов.

Важнейшим направлением работы с гражданами, отбывающими наказание и освободившимися из мест лишения свободы, является помощь в подборе профессии, отвечающей склонностям и возможностям человека, а также детальная проработка вопросов трудоустройства. Неконкурентоспособность на рынке труда данной категории лиц осложняет решение этого вопроса. Трудовые коллективы зачастую не желают принимать на работу ранее судимых не только из-за сокращения рабочих мест, уголовного прошлого лиц, отбывших наказание, но в связи с их невысокой квалификацией. Содействие занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляется в соответствии с законодательством о занятости населения, административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственных услуг. Граждане, освобожденные из учреждений исполнения наказания, в соответствии с законодательством о занятости населения пользуются всем спектром услуг, оказываемых органами службы занятости. Так, в государственные органы службы занятости Республики Татарстан в 2008 году обратились 449 человек из числа лиц, освобожденных из учреждений исполнения наказания, из которых 150 человек были трудоустроены. В рамках программ общественных работ и временного трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в 2008 году трудоустроены 18 человек данной категории. Одной из форм содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является резервирование рабочих мест для приема на работу. В рамках реализации Закона Республики Татарстан 24.07.2006 N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" в 2008 году для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, было зарезервировано 151 рабочее место, на которые трудоустроены 84 человека. Для решения вопросов содействия занятости указанной категории лиц было бы целесообразным внести соответствующие изменения в законодательную базу в части установления квоты для их трудоустройства.

Значительная часть граждан, освободившихся из мест лишения свободы, не имеет постоянного места жительства и нуждается в социальной реабилитации в специализированных учреждениях, основывающейся на специальных методиках и подходах. В системе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан реабилитацию лиц, утративших социальные связи в период отбывания наказания, осуществляют центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий (далее - Центры), открытые в городах Казани, Набережные Челны (каждый - на 50 койко-мест), Бугульме (на 25 койко-мест). В 2008 году прошли реабилитацию 215 человек, имеющих судимость, из них со справкой об освобождении - 27 человек. Для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами, в республике создан специальный дом-интернат на 102 стационарных места. По итогам 2008 года в дом-интернат для лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, был направлен 121 человек, в том числе после освобождения из мест лишения свободы - 1 человек.

Основными причинами бездомности лиц, освободившихся из мест лишения свободы, являются тюремное заключение (согласно законодательству, до 1995 года каждый осужденный на срок более 6 месяцев автоматически выписывался с места жительства); махинации с недвижимостью; семейные проблемы; личный осознанный выбор (алкоголизм, наркомания, бедность, долги); увольнение с предприятия, предоставившего ведомственное жилье, и др. Указанной категории граждан Центрами осуществляются такие адаптационные мероприятия, как помощь в назначении пенсий, установлении инвалидности, направлении в дома-интернаты, восстановлении контактов с родственниками и возвращении в семьи. Кроме того, проводится работа по восстановлению паспортов, страховых медицинских полисов обязательного медицинского страхования, страховых свидетельств государственного Пенсионного фонда Российской Федерации, ИНН.

В республике совместно с представительством Фонда "Штихтинг ЭЙДС Фаундэйшн Ист-Вест" реализуется благотворительный проект "Расширение и улучшение доступа к программам по профилактике и уходу при ВИЧ/СПИДе среди потребителей инъекционных наркотиков и в местах лишения свободы в Российской Федерации" по созданию социального бюро "Феникс" - службы социального сопровождения и оказания поддержки осужденным, готовящимся к освобождению, лицам, освободившимся из мест лишения свободы, на базе государственного бюджетного учреждения "Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий "Милосердие" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городском округе "город Казань". Со стороны Фонда "Штихтинг ЭЙДС Фаундэйшн Ист-Вест" на финансирование проекта в 2008 году было выделено 600 тыс.рублей. По состоянию на 01.01.2009 клиентами социального бюро "Феникс" являются 89 мужчин и 12 женщин.

Учитывая, что вопросы ресоциализации носят комплексный характер и требуют консолидации сил и средств органов государственной и муниципальной власти, наиболее актуальными становятся вопросы межведомственного взаимодействия. Также для оказания социальных услуг рассматриваемой категории лиц на должном уровне необходимо решить вопрос обеспечения служб, оказывающих услуги, соответствующими специалистами (психологами, инструкторами и др.).

Решение проблем в области предоставления медицинских услуг освобожденным из мест лишения свободы также требует пристального внимания. В рамках программы Государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан (далее - Программа государственных гарантий) медицинская помощь незастрахованному контингенту, в том числе отбывающим и отбывшим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, оказывается без предъявления полиса обязательного медицинского страхования. В соответствии с указанной программой при первичном обращении пациента в территориальное амбулаторно-поликлиническое учреждение предусмотрены медицинские осмотры в соответствии с перечнем мероприятий по профилактике заболеваний. Вместе с тем Программой государственных гарантий проведение бесплатных медицинских осмотров при поступлении на работу предусмотрено для ограниченного контингента населения. Для проведения бесплатных медицинских осмотров при поступлении на работу лицам, отбывшим наказание в местах лишения свободы, необходимы дополнительные финансовые средства. Требует дополнительного финансирования и противотуберкулезная служба, в том числе для оказания медицинской помощи лицам, отбывшим наказание в местах лишения свободы.

Среди лиц, освободившиеся из мест лишения свободы, определенную долю составляют несовершеннолетние граждане. Выпуск подростков из мест лишения свободы и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа должен сопровождаться мероприятиями, направленными на адаптацию подростка в обществе: возвращением необходимых возможностей и способностей, восстановлением связи с близкими родственниками, предоставлением комплекса услуг различными специалистами (юристами, педагогами, психологами, воспитателями, духовенством). При этом актуальным является соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе ресоциализационного процесса.

Исходя из вышеизложенного и учитывая многоплановость вопроса ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представляется целесообразным решение данной проблемы программно-целевым методом.


2. Основные цели и задачи программы с указанием сроков ее реализации,
а также индикаторов оценки результатов в разрезе целей и задач


Целью программы является социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Задачи программы:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

2. Формирование и развитие межведомственной системы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

3. Упреждающая подготовка осужденных лиц к возвращению в социальное общество и поддержка предприятий уголовно-исполнительной системы Республики Татарстан.

4. Содействие трудовой занятости лиц, отбывающих наказание и освободившихся из мест лишения свободы.

5. Совершенствование форм и методов социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в органах социального обслуживания, а также оказание им социальной поддержки.

6. Совершенствование системы педагогического сопровождения и реабилитации несовершеннолетних, отбывших наказание в местах лишения свободы.

Индикаторы оценки результатов в разрезе целей и задач:

N
п/п

Наименование
задачи

Наименование
индикатора

Единица
измере

Значение индикатора

ния

2009
год

2010
год

2011
год

2012
год

Цель: Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

1.

Совершенство-
вание
нормативной
правовой базы,
регулирующей
вопросы
ресоциализации
лиц,
освободившихся
из мест
лишения
свободы

Доля лиц, ранее
осуждавшихся за
совершение
преступлений, в
общем количестве
лиц, осужденных
на основании
обвинительных
приговоров,
вступивших в
законную силу

%

30,3

26,1

22,6

21,5

2.

Формирование и
развитие
межведомствен-
ной системы
ресоциализации
лиц,
освободившихся
из мест
лишения
свободы

Доля лиц,
освободившихся
из мест лишения
свободы,
получивших
социальные
услуги в
социальных бюро,
в общем
количестве лиц,
освободившихся
из мест лишения
свободы,
обратившихся за
помощью

%

75,0

80,0

85,0

90,0

3.

Упреждающая
подготовка
осужденных лиц
к возвращению
в социальное
общество и
поддержка
предприятий
уголовно-испо-
лнительной
системы
Республики
Татарстан

Доля лиц,
получивших
услугу по
профессионально-
му
информированию,
в общем числе
лиц, готовящихся
к освобождению

%

100,0

100,0

100,0

100,0

4.

Содействие
трудовой
занятости лиц,
освободившихся
из мест
лишения
свободы

Доля безработных
граждан,
получивших
услугу по
социальной
адаптации на
рынке труда, в
общей
численности
граждан,
освободившихся
из мест лишения
свободы,
признанных
безработными

%

4,0

5,0

10,0

20,0

Доля граждан,
получивших
услугу по
профессиональной
ориентации, в
общей
численности
граждан,
освободившихся
из мест лишения
свободы,
обратившихся в
службу занятости
в целях поиска
работы

%

51,0

52,0

60,0

80,0

Доля безработных
граждан,
направленных на
профессиональное
обучение, в
общей
численности
граждан,
освободившихся
из мест лишения
свободы,
признанных
безработными

%

5,0

6,0

7,0

10,0

Доля
трудоустроенных
лиц,
освобожденных из
мест лишения
свободы, в числе
лиц данной
категории
граждан,
обратившихся в
центры занятости
населения

%

24,0

30,0

35,0

40,0

5.

Совершенство-
вание форм и
методов
социальной
реабилитации,
мер социальной
поддержки лиц,
освободившихся
из мест
лишения
свободы.
Расширение
коечной сети
Центра
социальной
адаптации для
лиц без
определенного
места
жительства и
занятий
городского
округа "город
Казань"

Доля граждан,
освободившихся
из мест лишения
свободы и
получивших
бесплатную
медицинскую
помощь в рамках
Программы
государственных
гарантий, в
общем количестве
лиц данной
категории,
обратившихся за
оказанием данной
услуги

%

100,0

100,0

100,0

100,0

6.










Совершенство-
вание системы
педагогическо-
го
сопровождения
и реабилитации
несовершенно-
летних,
отбывших
наказание в
местах лишения
свободы

Доля
трудоустроенных
в общем числе
несовершеннолет-
них граждан в
возрасте от 14
до 18 лет




%










23,0










24,0










25,0










26,0












3. Перечень программных мероприятий, а также индикаторы
 оценки результатов основных мероприятий программы


Перечень программных мероприятий, а также индикаторы оценки результатов основных мероприятий программы приведены в приложении к программе.


4. Обоснование ресурсного обеспечения программы


Реализация мероприятий программы предполагается за счет средств, выделяемых министерствам и ведомствам на текущее финансирование.

Дополнительных средств из бюджета Республики Татарстан на реализацию программы не потребуется.

Для реализации мероприятий программы могут быть привлечены средства из бюджетов органов местного самоуправления.


5. Механизм реализации программы, включающий
механизм управления программой


Министерство внутренних дел по Республике Татарстан как государственный заказчик-координатор программы:

подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию программных мероприятий, а также механизм реализации программы;

уточняет перечень целевых индикаторов и показателей эффективности программы на соответствующий год и их поквартальное распределение;

несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы;

осуществляет координацию деятельности участников программы по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств бюджета Республики Татарстан;

подготавливает ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о ходе реализации программы и представляет его в Министерство экономики Республики Татарстан.

Исполнители программы до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют ее государственному заказчику-координатору информацию о выполнении мероприятий программы.


6. Оценка результатов реализации программы, описание социальных, экономических
 и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»