Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2009 года N 537


"Об утверждении долгосрочной целевой программы
 "Развитие рыбохозяйственного комплекса
Республики Татарстан на 2009-2013 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 19 сентября 2023 года N 1158

____________________________________________________________________


В целях дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009-2013 годы".

2. Определить государственным заказчиком-координатором указанной программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

3. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий год предусматривать ежегодно, начиная с 2009 года, включение долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009-2013 годы" в перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.

4. Министерству экономики Республики Татарстан совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан подготовить предложения о внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.04.2006 N 166 "О создании рыбохозяйственного совета Республики Татарстан".

5. Предложить органам местного самоуправления Республики Татарстан принять меры, обеспечивающие реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2009-2013 годы" на соответствующей территории.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.Ф. Муратова.

Премьер-министр
Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

     

Долгосрочная целевая программа
"Развитие рыбохозяйственного комплекса
Республики Татарстан на 2009-2013 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 4 августа 2009 г. N 537)

     
Паспорт Программы

Наименование
программы

Развитие рыбохозяйственного комплекса Республики
Татарстан на 2009-2013 годы (далее - Программа)

Государственный
заказчик-координатор
Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан

Государственный
заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан, Управление по охране и
использованию объектов животного мира Республики
Татарстан

Основные разработчики
Программы

Закрытое акционерное общество "Международный
центр развития регионов"

Цели Программы

Обеспечение благоприятных условий устойчивого и
динамичного развития рыбохозяйственного комплекса
Республики Татарстан для насыщения рынка рыбных
товаров, создания новых рабочих мест, пополнения
бюджетов всех уровней

Задачи Программы

Для достижения указанной цели необходимо
обеспечить решение следующих задач:
осуществить строительство новых, реконструкцию и
модернизацию существующих объектов по
воспроизводству водных биологических ресурсов;
осуществить строительство новых, реконструкцию и
модернизацию существующих научно-производственных
центров по созданию технологий аквакультуры в
части сохранения и воспроизводства водных
биологических ресурсов;
осуществить строительство новых, реконструкцию и
модернизацию существующих объектов по товарному
выращиванию водных биологических ресурсов;
обновить и модернизировать рыбообрабатывающие и
холодильные мощности рыбоперерабатывающих
предприятий;
создать транспортно-логистический Центр поддержки
предпринимателей рыбохозяйственного комплекса
Республики Татарстан;
создать Центр глубокой переработки рыбного сырья
на территории особой экономической зоны
"Алабуга";
создать сеть торговых предприятий по оптовой и
розничной реализации рыбы и рыбной продукции;
создать Центр развития рыбохозяйственного
комплекса Республики Татарстан;
организовать спортивное и любительское
рыболовство;
развить систему подготовки кадров для
рыбохозяйственного комплекса Республики Татарстан

Срок и этапы
реализации Программы

Программу предполагается осуществить в 2009-2013
годах в один этап

Перечень подпрограмм

Программные мероприятия осуществляются по
следующим направлениям, обеспечивающим развитие
рыбохозяйственного комплекса Республики
Татарстан:
строительство новых, реконструкция и модернизация
существующих объектов по воспроизводству водных
биологических ресурсов;
строительство новых, реконструкция и модернизация
существующих научно-производственных центров по
созданию технологий аквакультуры в части
сохранения и воспроизводства водных биологических
ресурсов;
организация спортивного и любительского
рыболовства;
строительство новых, реконструкция и модернизация
существующих объектов по товарному выращиванию
водных биологических ресурсов;
обновление и модернизация рыбообрабатывающих и
холодильных мощностей рыбоперерабатывающих
предприятий;
создание транспортно-логистического Центра
поддержки предпринимателей рыбохозяйственного
комплекса Республики Татарстан;
создание Центра глубокой переработки рыбного
сырья на территории особой экономической зоны
"Алабуга";
создание сети торговых предприятий по оптовой и
розничной реализации рыбы и рыбной продукции;
создание Центра развития рыбохозяйственного
комплекса Республики Татарстан

Объемы и источники
финансирования
Программы

Объем финансирования мероприятий Программы в
ценах 2009 года - 3520,8 млн.рублей, в том числе
за счет средств:
федерального бюджета - 457,5 млн.рублей (12,99%);
бюджета Республики Татарстан - 178,1 млн.рублей
(5,06%);
внебюджетных источников (средства предприятий и
организаций рыбохозяйственного комплекса,
банковские кредиты и др.) - 2885,2 млн.рублей
(81,95%)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы (целевые
показатели и
индикаторы)
















Для оценки эффективности реализации Программы
используются следующие целевые показатели и
индикаторы:
перерабатываемое сырье, всего, тонн
перерабатываемое сырье, в том числе добываемое в
водоемах Республики Татарстан, тонн
объем зарыбления, млн.штук
промысловый возврат от зарыбления, тонн
увеличение годового потребления рыбопродукции на
одного жителя Республики Татарстан, кг/год
увеличение внутреннего регионального продукта
(ВРП);
увеличение налогов и сборов, всего;
дополнительные налоги в федеральный бюджет;
дополнительные налоги в региональный бюджет;
число новых рабочих мест (в том числе нарастающим
итогом);
годовой фонд оплаты труда.
Основным интегральным индикатором Программы
является среднедушевое потребление товарной
пищевой рыбной продукции, которое к 2013 году
возрастет до 14 кг



I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

     
Состояние и потенциал развития рыбохозяйственного
 комплекса Российской Федерации


Рыбное хозяйство Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.

Рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной, химической промышленности и транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.

До 80-х годов прошлого века рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики страны. С начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.

Объем добычи водных биологических ресурсов с 1991 по 2007 год сократился более чем в 2 раза (с 7,82 до 3,44 млн.тонн). Снижение уловов обусловило уменьшение общего выпуска рыбной продукции (пищевой и непищевой) с 5,27 до 3,32 млн.тонн (т.е. на 37%). При этом выпуск пищевой рыбной продукции, включая консервы, сократился с 4,1 млн.тонн в 1991 году до 3,24 млн.тонн в 2007 году (на 21%), в том числе производство рыбных консервов уменьшилось в 4 раза. Выпуск непищевой продукции сократился в 15,7 раза.

Темпы сокращения производства продукции в стоимостном выражении значительно превысили темпы уменьшения уловов водных биологических ресурсов. Несмотря на рост цен на рыбную продукцию, в 1991 году добавленная стоимость на единицу таких уловов была выше, чем в 2007 году. В последние годы основой производства является продукция низкой степени переработки (рыба живая и охлажденная, мороженая, включая сельдь), составляющая около 89%.

В период с 1991 по 2007 год общая численность работников в рыбном хозяйстве уменьшилась на 38%, а численность плавсостава - на 50%. Обострилась конкуренция на рынке труда.

Производительность труда одного работника, занятого в рыбном хозяйстве, в стоимостном выражении за последние 15 лет сократилась более чем в 3 раза, при этом по уловам - в 1,6 раза.

Экспорт рыбной продукции в 2007 году составил 1,19 млн.тонн. Более 90% экспорта составляет рыбная продукция низкой степени переработки. Это уменьшает эффективность внешнеэкономической деятельности отрасли.

Одновременно с этим резко увеличился импорт рыбной продукции, составив в 2007 году 780,2 тыс.тонн, что в 1,4 раза выше уровня 1990 года (552,2 тыс.тонн). Это привело к тому, что доля импортируемой пищевой рыбной продукции на внутреннем рынке России составила в 2007 году 38,8% (в 2000 году - 24,4%).

Рост импортозамещения привел к резкому росту средних цен на импортируемую рыбную продукцию - с 480 долларов США за 1 тонну продукции в 2000 году до 1840 долларов США за 1 тонну продукции в 2007 году, или в 3,83 раза.

В период с 1991 по 2007 годы резко снизилась активность воспроизводственного процесса основных фондов рыбного хозяйства. Инвестиции в основной капитал не превышали 11% уровня 1991 года. В результате физический и моральный износ основных фондов отрасли достиг критического уровня.

Высокий уровень физического и морального износа основных фондов привел к снижению уровня конкурентоспособности вырабатываемой продукции и услуг, что не позволяет улучшить финансовые показатели работы рыбохозяйственных организаций.

Российский рыбопромысловый флот составляет основу материально-технической базы отрасли. Использование морально устаревших судов в рыночных условиях ограничивает возможности их эффективной промысловой работы, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В результате основная часть флота сосредоточена в исключительной экономической зоне Российской Федерации и близлежащих районах на добыче наиболее рентабельных объектов промысла водных биологических ресурсов.

В период с 1991 по 2007 год значительно изменилась структура сырьевой базы отрасли.

Основу сырьевой базы составляет океаническое рыболовство, доля которого в общих уловах водных биологических ресурсов в среднем составляла около 93,6%, на долю внутренних водоемов приходилось около 6,4%.

Государственная политика в области рационального использования водных биологических ресурсов заключается в сохранении и пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов видами ценных промысловых рыб. Выращивание молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Проводимые работы по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов позволяют удерживать выпуск молоди и личинок ценных видов водных биологических ресурсов на уровне 8,8 млрд. штук в год.

Однако большинство рыбоводных заводов требуют реконструкции. Необходимо строительство новых объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов.

Потребление рыбной продукции в год на душу населения в регионах Российской Федерации различное, от 3 кг в Республике Ингушетия до 30 кг в Сахалинской и Архангельской областях, в Приволжском федеральном округе среднее значение - 9 кг.

Состояние водного фонда, пригодного для ведения рыбохозяйственной деятельности


Рыбохозяйственный фонд республики в настоящее время составляют: акватория Куйбышевского водохранилища - 280 тыс.га; Нижнекамского водохранилища - 90 тыс.га; Заинского водохранилища - 2 тыс.га; озера - 700 га; реки - 250 га; 550 га нагульных и 210 га выростных рыбоводных прудов.

Куйбышевское водохранилище, образованное в 1955 году, является одним из крупнейших водохранилищ России. При создании этого водоема предусматривалась перспектива развития в нем рыбоводства, и само водохранилище в плане его рыбохозяйственного освоения представлялось огромным нагульным водоемом, вокруг которого должны быть построены рыбопитомники, снабжающие его рыбопосадочным материалом и обеспечивающие направленное формирование его ихтиофауны в пользу наиболее ценных продуктивных видов, способных полностью осваивать кормовые ресурсы и обеспечивать максимально высокую рыбопродуктивность. Ихтиофауна водохранилища состоит из 54 видов рыб. В первые годы существования водохранилища были созданы оптимальные условия для воспроизводства запасов всех видов рыб, что способствовало повышению их уловов, которые в 1989-1990 годах достигли самых высоких показателей за последние четверть века, а ежегодная добыча колебалась от 5,2 до 5,9 тыс.тонн рыбы в год, практически половина из которой (2,5 тыс. тонн) вылавливалась в водах Татарстана.

Нижнекамское водохранилище образовано в 1978 году. Площадь водного зеркала водохранилища в пределах Республики Татарстан составляет 0,88 тыс.км. Ихтиофауна Нижнекамского водохранилища включает 39 видов рыб.

Заинское водохранилище - образовано в 1963 г. близ г. Заинска в связи с созданием ГРЭС и пруда охладителя, является одним из крупных термальных водохранилищ.

Водоемы комплексного назначения, занимающие 2,5 тыс.га, в последние годы используются ГУП РТ "ПО "Татрыбхоз" для выращивания товарной рыбы, кроме того, они осваиваются частными лицами и различными организациями в целях выращивания товарной рыбы и организации любительского лова.

В республике сегодня действуют Лаишевский, Тетюшский, Мамадышский и Рыбнослободский рыбопромышленные предприятия, занимающиеся выловом и переработкой рыбы. Кроме того, в Татарстане работают около 40 предпринимателей, имеющих разрешение на право добычи рыбы.

Учитывая данные об обеспеченности районов и городских округов Республики Татарстан ресурсами поверхностных вод, во всех муниципальных районах Республики Татарстан заниматься товарным рыборазведением целесообразно, за исключением Альметьевского и Дрожжановского муниципальных районов являющихся наименее обеспеченными ресурсами поверхностных вод.

По данным инвентаризации гидротехнических сооружений Республики Татарстан, проведенной в 2005 году, на территории республики располагается 697 мелиоративных прудов общей площадью около 1500 га. Однако их пригодность для целей товарного рыборазведения должна быть установлена в процессе специального обследования и разработки рыбоводно-биологических обоснований использования прудов в целях товарного рыборазведения. Выполнение данных работ должно быть поручено ФГУ "ГосНИОРХ" (Татарское отделение).

Финансирование водохозяйственных мероприятий в Республике Татарстан осуществляется как из средств федерального бюджета, так и из бюджета республики.

Правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года N 353.

Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений, поднадзорных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Целевое расходование бюджетных средств Республики Татарстан на финансирование природоохранных мероприятий обеспечивается в соответствии с законом о бюджете Республики Татарстан на соответствующий год.

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 декабря 2006 года N 635 "О мерах по обеспечению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений" Министерство экономики Республики Татарстан ежегодно должно предусматривать в проекте программы капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, включая их ежегодное обследование, разработку и утверждение проектно-сметной документации и декларирование безопасности по предоставлению обоснованных предложений Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а Министерству финансов Республики Татарстан обеспечивать выделение средств на реализацию мероприятий в соответствии с лимитами, предусматриваемыми программой капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан.

В настоящее время число озер в Республике Татарстан составляет более 8000 штук. Наибольшее количество озер сосредоточено в Мензелинском (756), Мамадышском (694), Актанышском (579), Чистопольском (493), Муслюмовском (439) муниципальных районах. Наибольшее число озер в пересчете на единицу площади территории района отмечается в Ютазинском, Мензелинском, Муслюмовском муниципальных районах. Небольшой плотностью озер отмечены возвышенные районы Приволжской возвышенности (Тетюшский, Камско-Устьинский и Дрожжановский муниципальные районы), Бугульминско-Белебеевской возвышенности юго-востока Закамья (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Заинский, Сармановский муниципальные районы) и северные районы Предкамья (Сабинский, Кукморский, Балтасинский муниципальные районы).

Исследования ученых КГУ и ИПЭН АН РТ выявили тенденцию заиления озер и их осушения в результате интенсивного техногенного воздействия.

К наиболее крупным (площадью от 20 до 100 и более га), а таких около 30, относятся озера Средний (112 га), Нижний (56,0 га) и Верхний Кабан (25,0 га), система озер Лебяжье, состоящая из трех озер, соединенных протоками, с зеркалом площадью 34,4 га, в городе Казань, Ковалинское (88,2 га) и Тарлашинское (60,1) в Лаишевском муниципальных районах, Раифское (32,3 га) и Ильинское (27,5 га) в Зеленодольском муниципальных районах, оз. Подборное в Елабужском м.р. (33,0 га) и др.

По водному балансу преобладают бессточные замкнутые озера. По термальному режиму большинство озер республики относится к умеренно холодным и теплым (в силу высокой летней прогреваемости вод), но имеются и холодноводные озера, образованные на напорных восходящих источниках (Голубые озера Высокогорского муниципального района).

Анализ разнообразия озер позволяет считать, что преобладающим типом для Республики Татарстан является тип долинных (пойменных) малых и неглубоких озер, умеренного температурного режима, со средней и малой минерализацией, с типичными пресноводными видами гидробионтов, находящихся в эвтрофном и гипертрофном состоянии. Кроме этого типа имеются и другие, в том числе азональные уникальные, обусловленные иным генезисом, источниками питания и сочетаниями разных признаков.

Оценка антропогенного воздействия на ихтиофауну Республики Татарстан


Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что, начиная с 2005 года, добыча рыбы в рыбохозяйственных водоемах Республики Татарстан неуклонно увеличивается и в настоящее время стабилизировалась на уровне 1,9 тыс. тонн в год.

На Куйбышевском водохранилище к промыслу было привлечено 475 рыбаков и задействовано 3780 сетей. На Нижнекамском водохранилище промыслом занимались 46 рыбаков с 297 сетями. Ловушки и невода не применялись.

Состояние рыбных ресурсов естественных водоемов


По данным официальной статистики, в водоемах республики в течение последних 5 лет уловы рыб колеблются от 1206,2 тонн в 2004 году до 1952 тыс. тонн в 2008 году. Это значительно ниже уровня промышленного лова 80-х годов прошлого столетия. Причины тому: неблагоприятное антропогенное воздействие, нерегулируемый интенсивный промысел, любительское рыболовство, осуществляемое в объемах, близких к промышленному и многое другое.

Из 3140,2 тонн рыбы, официально выловленной в 2008 году на Куйбышевском водохранилище, 1875,5 тонн (около 59,71%) выловлено рыбаками Татарстана. В Нижнекамском водохранилище из 216 тонн на долю Татарстана пришлось 76,8 тонн (около 35,55%).

Анализ состояния основных объектов промысла Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ приведен в приложении N 1.

Промышленное рыболовство


Промышленным рыболовством в республике занимаются организации различных форм собственности - открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели. В их числе есть специализированные предприятия, для которых лов и переработка рыбы - основной вид деятельности (ЗАО "Лаишевский рыбозавод", ООО "Чистопольский рыбозавод", ООО "Рыбный промысел", ООО "Рыбозавод Мамадышский", ООО "Круг" и др.).

На сегодняшний день лов рыбы осуществляют 43 рыбодобывающих организации. Из них, на Куйбышевском водохранилище - 39, на Нижнекамском водохранилище - 4. Около 20% от всего вылова рыбы в Республике Татарстан в 2008 году было добыто рыбаками ЗАО "Лаишевский рыбозавод" (381 тонна), 6% - ООО "Чистопольский рыбозавод" (115 тонн), 6% - ООО "Рыбный промысел" (117 тонн). Индивидуальными предпринимателями добыто 611,8 тонны рыбы, что составило около 33% от всего вылова в Республике Татарстан (табл. 1.2.1).

Таблица N 1.2.1

Объем добычи рыбы рыбодобывающими организациями Республики Татарстан
в акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ
 (в пределах Республики Татарстан) за 2006-2009 годы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»