Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (с изменениями на: 23.10.2015) (утратил силу на основании Указа Президента Республики Татарстан от 24.12.2018 N УП-880)

2.2.1. Общая оценка перспектив освоения лесов в Республике Татарстан с учетом программ социально-экономического развития и документов территориального планирования республики

В лесном хозяйстве Республики Татарстан существует ряд проблем, типичных для России в целом:

- недоиспользование расчетной лесосеки;

- низкий уровень механизации работ в лесном хозяйстве;

- нехватка высококвалифицированных кадров;

- нерациональное размещение лесоперерабатывающих мощностей на территории республики;

- низкая рентабельность производства;

- наличие устаревшего машинно-тракторного парка;

- отсутствие арендаторов лесных участков для заготовки древесины;

- организация охраны лесов от незаконных порубок и оборота древесины, а в весенне-летний период - охраны лесов от пожаров в условиях нового лесного законодательства.

Кроме того, имеются проблемы, вызванные природными и социально-экономическими условиями:

- сложными лесорастительными условиями;

- низкой лесистостью;

- преобладанием в лесах низкотоварных мягколиственных лесных насаждений;

- наличием значительных площадей земель, подверженных эрозии;

- массовой деградацией дубрав;

- сложной экологической обстановкой, обусловленной техногенным воздействием.

Решение проблем в области лесного хозяйства в Республике Татарстан требует координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по выработке мер поддержки эффективных инвестиционных проектов, выделению лесных ресурсов, подбору промышленных площадок и содействию в формировании социально-производственной инфраструктуры и другим направлениям.

Для решения таких многоуровневых проблем целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.

В настоящее время регулирование деятельности лесного хозяйства республики основывается на правовых актах:

1. Программа развития и размещения производственных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 октября 2008 года N 763 (раздел "Лесоперерабатывающая промышленность").

Цель Программы: Создание конкурентоспособного лесоперерабатывающего комплекса на основе глубокой переработки мягколиственной древесины с использованием современных технологий, высокопроизводительного оборудования, современных технологий на основе модернизации существующих мощностей, строительства новых заводов и комплексов в целях удовлетворения потребности государства, населения и бизнеса в продукции лесопереработки.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи.

1.1. В лесном хозяйстве:

- создание стабильной базы развития лесозаготовок на основе непрерывного, неистощительного и рационального лесопользования, интенсификации ведения лесного хозяйства и своевременного восстановления продуктивных лесов на базе долговременной аренды участков лесного фонда.

1.2. В производстве по обработке древесины и изделий из дерева:

- комплексное использование продуктов лесопереработки - древесины с максимально глубокой переработкой в востребованный на рынке товар;

- в местах концентрации неиспользуемых, мягколиственных осиновых и березовых лесов строительство заводов по выпуску высококачественных, конкурентоспособных клееных конструкций и домостроительных предприятий;

- создание экологически безопасных деревоперерабатывающих производств;

- техническое перевооружение существующих предприятий, создание новых узлов переработки древесины с использованием современных технологий, прогрессивного лесопильного и деревоперерабатывающего оборудования; обеспечивающих переработку в высококачественную продукцию мягколиственной, тонкомерной и низкокачественной древесины;