Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2008 года N 955


"Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие
 сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 11 ноября 2023 года N 1467

____________________________________________________________________


В целях формирования на территории Республики Татарстан конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей возможности удовлетворения потребностей граждан и гостей республики в туристско-рекреационных услугах, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на плановый период 2010-2011 годов исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан предусматривать выделение финансовых средств на реализацию указанной Программы.

3. Министерству экономики Республики Татарстан при формировании программы капитальных вложений по заказчикам Кабинета Министров Республики Татарстан на 2010-2011 годы учесть финансирование объектов, включенных в Программу.

4. Предложить органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан разработать программы развития туризма и рекреации на своих территориях.

5. Контроль за исполнением постановления возложить на Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов

     

Республиканская целевая программа
"Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением КМ РТ от 31 декабря 2008 г. N 955)

     
Паспорт Программы

Наименование
программы

Республиканская целевая программа "Развитие сферы
туризма в Республике Татарстан на 2009-2011 годы"
(далее - Программа)

Основания для
разработки
Программы

1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации"
.
2. Послание Президента Республики Татарстан
М.Ш. Шаймиева Государственному Совету Республики
Татарстан, Казань, 2008 год.
3. Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации"
.
4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на
период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального
агентства по туризму от 06.05.2008 N 51

Государственный
заказчик
Программы

Кабинет Министров Республики Татарстан

Разработчик
Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму
Республики Татарстан

Основной
исполнитель и
соисполнители
Программы

Министерство по делам молодежи, спорту и туризму
Республики Татарстан.
Соисполнители: министерства и ведомства, муниципальные
образования, научные учреждения и учебные заведения,
готовящие специалистов для сферы туризма, общественные
организации туристской индустрии

Основные
направления
Программы

1. Создание условий для развития туризма в республике.
2. Развитие материальной базы республиканского туризма.
3. Формирование республиканского туристского продукта.
4. Обеспечение маркетинговой стратегии продвижения
республиканского туристского продукта на внутреннем и
международном туристских рынках.
5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации
специалистов туристской индустрии.
6. Научное обеспечение туристской деятельности

Период
реализации
Программы

2009-2011 годы

Этапы
реализации
Программы

1. Создание условий для развития туризма в республике,
2009-2011 годы.
2. Развитие материальной базы республиканского туризма
(туристско-рекреационная зона "Казань",
туристско-рекреационная зона "Болгар",
туристско-рекреационная зона "Свияжск"), 2009-2011
годы.
3. Формирование республиканского туристского продукта,
2009-2011 годы.
4. Обеспечение маркетинговой стратегии продвижения
республиканского туристского продукта на внутреннем и
международном туристских рынках, 2009-2011 годы.
5. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации
специалистов туристской индустрии, 2009-2011 годы.
6. Научное обеспечение туристской деятельности,
2009-2011 годы

Цель Программы

Формирование на территории Республики Татарстан
современной конкурентоспособной туристской отрасли в
качестве одной из ведущих отраслей территориальной
специализации, обеспечивающей широкие возможности для
удовлетворения потребностей российских и иностранных
граждан в туристско-рекреационных услугах, а также
значительный вклад в социально-экономическое развитие
Республики Татарстан за счет увеличения доходной части
регионального и местных бюджетов, притока инвестиций,
числа рабочих мест и уровня доходов населения

Основные задачи
Программы

1. Создание условий для эффективного развития
туристской отрасли.
2. Развитие и совершенствование инфраструктуры туризма,
в том числе сопутствующей (транспорт, общественное
питание, развлечения и др.).
3. Формирование конкурентоспособного регионального
туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж
и узнаваемость Республики Татарстан на туристском
рынке.
4. Проведение активной рекламной деятельности,
направленной на продвижение туристских ресурсов
Республики Татарстан на российский и международный
туристские рынки.
5. Повышение качества туристских и сопутствующих услуг
в соответствии с принятыми стандартами, в т.ч.
международными.
6. Поддержка развития предпринимательства в сфере
туризма, прежде всего малого и среднего
предпринимательства.
7. Содействие развитию межрегиональных и международных
туристских связей на основе взаимной выгоды.
8. Создание условий для возрождения, развития и
освоения новых туристских ресурсов районов Республики
Татарстан

Объем
финансовых
ресурсов,
необходимых для
реализации
Программы

Всего - 256100,0 тыс.рублей, из них:
средства бюджета Республики Татарстан - 223850,0
тыс.рублей,
местных бюджетов - 750,0 тыс.рублей,
прочие привлеченные средства - 31500,0 тыс.рублей, │
в том числе:
2009 год:
всего - 83700,0 тыс.рублей,
в том числе:
средства бюджета Республики Татарстан - 72950,0
тыс.рублей,
местных бюджетов - 250,0 тыс.рублей,
прочие привлеченные средства - 10500,0 тыс.рублей;
2010 год:
всего - 84700,0 тыс.рублей,
в том числе:
средства бюджета Республики Татарстан - 73950,0
тыс.рублей,
местных бюджетов - 250,0 тыс.рублей,
прочие привлеченные средства - 10500,0 тыс.рублей;
2011 год:
всего - 87700,0 тыс.рублей,
в том числе:
средства бюджета Республики Татарстан - 76950,0
тыс.рублей,
местных бюджетов - 250,0 тыс.рублей,
прочие привлеченные средства - 10500,0 тыс.рублей

Индикаторы
оценки
эффективности
реализации
Программы

Формирование современной высокоэффективной туристской
индустрии в Республике Татарстан:
увеличение внутренних и въездных туристских потоков по
пессимистическому сценарию развития туристской отрасли
в Республике Татарстан до 1057,8 тыс.человек к концу
2009 года, до 1143,1 тыс.человек - к концу 2010 года,
до 1228,4 тыс.человек - к концу 2011 года;
по оптимистическому сценарию развития (пороговые
значения) - до 1132,7 тыс.человек к концу 2009 года, до
1243,0 тыс.человек - к концу 2010 года, до 1353,2
тыс.человек - к концу 2011 года;
увеличение количества реально работающих объектов
размещения (туристских баз, домов отдыха, пансионатов,
гостиниц, мотелей, баз отдыха, санаториев, загородных
клубов и так далее) до 259 единиц к концу 2011 года.
Экономический эффект реализации Программы:
увеличение поступления налогов в федеральный бюджет по
туристской отрасли за весь период действия Программы
(2009-2011 годы) до суммы 2736000,0 тыс.рублей по
пессимистическому сценарию развития туризма в
Республике Татарстан (765900,0 тыс.рублей - в 2009
году, 908000,0 тыс.рублей - в 2010 году и 1062100,0
тыс.рублей - в 2011 году); согласно оптимистическому
сценарию развития туризма в республике пороговое
значение поступлений налогов и сборов в федеральный
бюджет составит за весь период действия Программы
2977500,0 тыс.рублей (820100,0 тыс.рублей - в 2009
году, 987300,0 тыс.рублей - в 2010 году и 1170100,0
тыс.рублей - в 2011 году).
Увеличение поступлений налогов и сборов в
консолидированный бюджет Республики Татарстан по
туристской отрасли за весь период действия Программы
(2009 - 2011 годы) до 1110300,0 тыс.рублей по
пессимистическому сценарию развития туризма в
Республике Татарстан (310800,0 тыс.рублей - в 2009
году, 368500,0 тыс.рублей - в 2010 году и 431000,0
тыс.рублей - в 2011 году); согласно оптимистическому
сценарию развития туризма в республике пороговое
значение поступлений налогов и сборов в
консолидированный бюджет Республики Татарстан составит
за весь период действия Программы 1208400,0 тыс.рублей
(332800,0 тыс.рублей - в 2009 году, 400700,0 тыс.рублей
- в 2010 году и 474900,0 тыс.рублей - в 2011 году).
Социальный эффект реализации Программы:
обеспечение прироста 1500 рабочих мест в сфере туризма
и околотуристской сфере Республики Татарстан к концу
2011 года;
создание условий для развития сферы услуг в регионе,
расширения ассортимента видов туристских услуг,
повышения качества обслуживания туристов;
повышение эффективности культурно-духовного воспитания
населения и гостей на основе развития различных видов
туризма;
сохранение в Республике Татарстан социально-культурного
и природного наследия как важнейших туристских ресурсов

Система
организации
контроля за
выполнением
Программы

Общий контроль за выполнением мероприятий Программы
осуществляет государственный заказчик, текущий контроль
- Министерство по делам молодежи, спорту и туризму
Республики Татарстан, которое ежеквартально
представляет информацию о ходе реализации Программы в
Министерство экономики Республики Татарстан и ежегодно
- в Кабинет Министров Республики Татарстан



Введение


Программа разработана в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, Концепцией реализации стратегии продвижения на внешнем и внутреннем рынке республиканской туристской продукции, отраженной в Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2008 год и является продолжением принятых программ развития туризма, направленных на формирование в Республике Татарстан современной конкурентоспособной туристской отрасли.

Программа содержит наиболее актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Республике Татарстан.

Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, способствовать стабилизации процесса рыночных отношений, укрепить влияние государства на развитие туристской отрасли.

Программа подготовлена Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан с учетом предложений министерств и ведомств, муниципальных образований Республики Татарстан при участии специалистов государственного учреждения "Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан".

Раздел I. Анализ ситуации в сфере туризма в Республике Татарстан


Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2007 году доля туризма в мировом валовом внутреннем продукте составила 3,6%, а с учетом вклада сопутствующих отраслей - 10,4%. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа туристских прибытий в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. Ежедневно международный туризм дает около 2,4 млрд.долларов США.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

К основным факторам, определяющим будущее туризма, следует отнести общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.

По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все более очевидными, мировая туристская индустрия сталкивается с растущим уровнем конкуренции между странами как внутри региона, так и за его пределами. На это указывают широкие, часто агрессивные меры рекламного воздействия продвижения своего туристского продукта на внешних рынках. Вместе с тем появляется все больше стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов, что требует от стран, стремящихся сохранить и развить свою туристскую привлекательность, следующих действий:

попытаться сохранить баланс между ростом спроса и предложения;

осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;

предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;

обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.

При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией. Прогноз показывает, что мировые туристские прибытия в период между 2000 и 2020 годами увеличатся более чем вдвое. К 2010 году их число должно превысить 1,0 млрд. человек, а к 2020 году - составить 1,56 млрд. человек, из которых 1,18 млрд. человек будут путешествовать в пределах своих регионов. В данном прогнозе предполагается, что к 2020 году Россия займет девятое место в мире по количеству туристских посещений.

Российская Федерация, имеющая высокий туристско-рекреационный потенциал, на сегодняшний день не занимает на мировом рынке лидирующего места. Вместе с тем анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост, прежде всего, внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал устойчивую тенденцию роста объемов строительства гостиниц в курортных регионах и крупнейших городах. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. Основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России.

По прогнозным данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в валовом внутреннем продукте нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Вместе с тем очевидным является тот факт, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России как иностранных, так и российских граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Одно из лидирующих положений по динамике развития туристской индустрии России занимает Республика Татарстан. В 2007 году ее посетило 896,6 тыс. туристов и порядка 500 тыс. экскурсантов. Большая часть из них посещает г. Казань.

Благодаря продуманной политике органов государственной власти в республике существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, постоянно растет количество объектов туризма, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.

На фоне других субъектов Приволжского федерального округа Республика Татарстан обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется:

богатыми природно-ресурсными возможностями;

уникальным культурно-историческим наследием;

разнообразным этнографическим составом;

выгодным географическим положением;

наличием мегаполиса - г. Казани.

Все это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития различных видов туризма.

Наряду с указанными достоинствами, которыми обладает Республика Татарстан в сфере туристской индустрии, имеется и ряд проблем, характерных для современного состояния сферы туризма в республике.

Анализ потенциала формирования туристско-рекреационной функции Республики Татарстан проведен на основании экспертных оценок представителей зарубежных консалтинговых компаний (TMI (Великобритания) - разработчик мастер-плана развития туризма в г. Казани, Kohl&Partner Tourism Consultansy International (Австрия) - разработчик плана развития туризма в Республике Башкортостан (материалы предоставлены Министерством физической культуры, спорта и туризма Республики Башкортостан), "Маркетинг Сервис Бюро" (Кыргызстан), представителей науки и туристского бизнеса республики, а также выводов экспертной группы в области туризма Ассамблеи европейских регионов, посетивших Республику Татарстан по приглашению Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан в феврале 2008 года (таблица 1).

Таблица 1

     
Анализ потенциала формирования туристско-рекреационной функции Республики Татарстан

Сильные
стороны
(преимущества)

1. Выгодное географическое положение и хорошая
транспортная доступность. Река Волга как один из известных
российских брендов.
2. Высокий культурно-исторический потенциал (Казанский
Кремль - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, 13
исторических городов, многочисленные объекты
культурно-исторического наследия, особый колорит,
определяемый разнообразием культур и традиций и др.).
3. Наличие религиозных объектов различных конфессий
(Казанская икона Божьей Матери, мечеть Кул Шариф и др.).
4. Наличие баз размещения (гостиницы, пансионаты и др.) и
динамично формирующихся спортивных объектов и
досугово-развлекательных структур.
5. Сезонное разнообразие.
6. Местная кухня.
7. Проведение большого количества мероприятий,
привлекающих разнообразных посетителей (конференции,
конгрессы, спортивные соревнования различного уровня,
фестивали, и т.д.).
8. Национальный праздник Сабантуй.
9. Благоприятно складывающаяся конъюнктура туристского
рынка.
10. Активная позиция и заинтересованное отношение
руководства Республики Татарстан.
11. Формирование органами местного самоуправления
Республики Татарстан активной политики в области
разработки и внедрения проектов развития туристской
индустрии в контексте социального и экономического
развития муниципальных образований (организация проведения
юбилейных дат города - по примеру г. Елабуги)

Слабые стороны
(недостатки)

1. Недостаточно информации о Республике Татарстан как
туристском направлении.
2. Недостаточно активное продвижение на мировых и
региональных туристских рынках.
3. Недостаточное разнообразие конкретного туристского
продукта.
4. Недостаточное количество средств размещения туристского
класса для организации массового туристского потока.
5. Недостаточное количество организованного туристского
транспорта (авиаперевозок, железнодорожных направлений,
специализированных автобусных и теплоходных рейсов и
т.д.).
6. Недостаточная конкурентоспособность республиканского
туристского продукта (соотношение цена - качество не
соответствует принятым стандартам).
7. Преобладание экскурсионной деятельности с характерными
для нее "пиковыми" нагрузками и краткосрочным пребыванием
туристов.
8. Неравномерное распределение туристского потока по
сезонам.
9. Слабое использование возможностей туризма выходного
дня.
10. Преобладание культурно-познавательного туризма, в то
время как общемировые тенденции демонстрируют популярность
специализированных видов, где ознакомление с
достопримечательностями является частью разнообразной
программы туров.
11. Недостаточное использование фестивального,
ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях
(событийный туризм).
12. Инфраструктура бизнес-туризма не в полной мере
отвечает общемировым требованиям.
13. Слабая информированность населения о туристском
потенциале республики, отсутствие специальной туристской
информации на улицах, сервисных объектах и объектах
показа.
14. Слабый уровень квалификационной подготовки и
тренированности обслуживающего персонала.
15. Недостаток статистики посетителей.
16. Недостаточное представление республиканского
туристского продукта в глобальной сети "Интернет"

Возможности

1. Интерес к незнакомому и малознакомому для
многочисленных сегментов международного и внутреннего
туризма направлению.
2. Толерантность культур и этноса.
3. Являясь регионом России, Республика Татарстан имеет
больше возможностей, чем другие регионы России в силу
своих национально-культурных особенностей.
4. Развитие новых конкурентоспособных туристских
предложений (спортивных, экологических, кулинарных и др.).
5. Рост рецептивных туроператоров для быстрого освоения
рынка туристских услуг в Республике Татарстан, в том числе
в муниципальных образованиях

Угрозы
(трудности)


















1. Недостаточные темпы развития полноценной туристской
инфраструктуры.
2. Разрыв между имеющимся туристским потенциалом и его
фактическим использованием.
3. Слабые взаимодействия отраслей, формирующих туристский
продукт, с туристской индустрией.
4. Недостаточное понимание на уровне отдельных
муниципальных образований значения туризма для
экономического развития.
5. Недостаточно отработанный механизм научного
планирования развития отрасли.
6. Слабая координация в проведении туристской политики,
развитии менеджмента регионального и локального уровней.
7. Слабое развитие государственно-частных партнерств в
туристском бизнесе.
8. Недостаточность рычагов воздействия на развитие отрасли
и сложность в осуществлении контроля за деятельностью
отрасли.
9. Слабый обмен информацией между участниками туристского
рынка.
10. Недостаточное финансирование развития отрасли


Приведенный выше экспертный анализ туристско-рекреационного потенциала Республики Татарстан дополнен социологическими исследованиями, проведенными специалистами государственного учреждения "Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан" по заказу Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, данные которого представлены в таблице 2.

Таблица 2

     
Анализ развития сферы внутреннего и въездного туризма
 и рекреации в Республике Татарстан в оценках представителей
и потребителей услуг туристской индустрии

Показатели

Результаты исследования

Формы проведения досуга
населением Республики
Татарстан в выходные
дни в летнее и зимнее
время

Наиболее популярные занятия татарстанцев по
выходным - домашние дела и выезды на природу.
Доля приверженцев активного отдыха и
культурно-познавательного туризма составляет
2-3%, спортивного - 3%

Установки населения на
поведение в
туристско-рекреационной
сфере

В рейтинге привлекательных видов проведения
отпуска для населения лидерами выступают:
санаторно-курортный туризм;
комбинированный (пляжно-экскурсионный) туризм;
круизы.
Свой прошлогодний отпуск каждый второй житель
республики провел в месте своего постоянного
проживания; каждый седьмой - в других уголках
России, других городах и населенных пунктах
Татарстана. Каждый пятый татарстанец предпочитает
провести свой будущий отпуск на месте постоянного
проживания. Примерно столько же опрошенных хотели
посетить другие места и уголки России, в
частности, Кавказ, Краснодарский край (24%),
г. Санкт-Петербург, Карелию, Кижи (18%), Дальний
Восток, в том числе о. Байкал (13%), г. Москву,
города Золотого кольца (10%). Путешествие в
страны Европы и страны ближнего зарубежья
планирует каждый восьмой опрошенный

Доля активных
потребителей - лиц,
совершающих туристские
поездки как минимум
один раз в год

42%

Средняя длительность
путешествия

Для 33% опрошенных средняя длительность
путешествия колеблется от 7 до 10 дней, 20%
опрошенных путешествуют от 10 до 14 дней, 19%
опрошенных путешествуют до 7 дней

Приемлемая стоимость
путевки

Шкала приемлемой стоимости туристской путевки для
относительного большинства опрошенных (21%)
колеблется в интервале от 3 тыс.рублей до 6
тыс.рублей, для 18% - в диапазоне от 6 до 9
тыс.рублей, для 16% опрошенных доступная по
стоимости туристская поездка не должна превышать
3 тыс.рублей

Информированность
населения об основных
рекреационно-туристских
зонах в Республике
Татарстан

Население Татарстана в целом оказалось
информированным относительно основных туристских
зон республики. Тем не менее ни одна зона не
обладает 100-процентной известностью. Наибольшей
известностью среди населения пользуются Казанский
Кремль и Раифский Богородицкий мужской монастырь
(его назвали 50% опрошенных). Наибольшую
известность среди населения имеют объекты
культурно-исторического значения, нежели
природные (заповедники, парки). Поездки на
природу не рассматриваются населением в качестве
одного из направлений организованного туризма

Заинтересованность и
потребность населения в
осуществлении
туристских поездок на
территории Республики
Татарстан

Регулярно проводят свои отпуска в Республике
Татарстан 67,4% респондентов. За последние три
года не выезжала за пределы республики в период
отпуска треть опрошенных. Исторический и
"природный" туризм внутри республики имеют
практически равное количество сторонников среди
населения Республики Татарстан. Наименьший
интерес у населения республики вызывают
фольклорно-этнографические туры. Комбинированные
туры по Татарстану и другим регионам Поволжья
могут привлечь три четверти опрошенных. Наиболее
перспективными направлениями развития
комбинированных туров по Татарстану и другим
регионам Поволжья выступают туры, сочетающие
отдых и путешествие с познанием исторических
достопримечательностей

Наиболее популярные
источники получения
информации об отдыхе и
туризме

Журналы;
газеты;
сеть "Интернет";
межличностные коммуникации.
Лишь 40,6% респондентов удовлетворены количеством
предлагаемой информации о туристских услугах по
Татарстану, что уступает удовлетворенностью
количеством информации о туристских услугах за
рубежом

Развитие сферы
внутреннего туризма
Республики Татарстан с
точки зрения активных
потребителей услуг
туристской индустрии

В целом опрошенные гости республики довольны
пребыванием на ее территории, о чем
свидетельствует их желание приехать еще раз
(88,9%).
Наиболее привлекательными турами для приезжих (в
случае возможного приезда в Республику Татарстан
в будущем) выступают экскурсионный тур по городам
Республики Татарстан (48,2%) и круизный тур
(15,8%). Наиболее острой проблемой, мешающей
развитию туризма в Республике Татарстан, по
мнению приезжих туристов, является недостаток
информации о туризме. Были также обозначены
проблемы, связанные с развитием инфраструктуры, -
плохие дороги, нехватка гостиниц и гостиничных
номеров эконом-класса, нехватка благоустроенных
туристских объектов

Отношение
представителей
зарубежных татарских
диаспор к туристскому
продукту Республики
Татарстан

Демонстрируется высокий интерес опрошенных к
осуществлению паломнических, религиозных туров и
фольклорно-этнографических туров по республике



Таким образом, на основе комплексного анализа имеющегося потенциала и туристских предпочтений в качестве приоритетных видов туризма, развивающихся на территории Республики Татарстан, можно выделить такие виды, как оздоровительный, культурно-познавательный, событийный, бизнес-туризм, круизный, экологический и паломнический. Перспективными видами туризма являются этнический, рыболовный и охотничий туризм, экстремальный туризм, сельский и социальный туризм. Данные виды сегментов туристского рынка требуют особых и всесторонних подходов, применяемых в организации развития туристского рынка, в контексте учета требований, выдвигаемых различными социальными группами.

В целом оценку развития сферы туризма в Республике Татарстан предполагается провести по следующим критериям:

число туристов, посетивших Республику Татарстан (граждане России и иностранные граждане раздельно);

поступление налоговых платежей в бюджетные системы Республики Татарстан и Российской Федерации по строке "Туризм";

количество туристских фирм, зарегистрированных в Республике Татарстан;

количество реально работающих объектов размещения на территории Республики Татарстан;

количество рабочих мест (в туристских фирмах и объектах размещения) на территории Республики Татарстан.

Отмеченные показатели, взятые за годы реализации предшествующих мероприятий по активизации работы туристской отрасли в Республике Татарстан, демонстрируют положительные тенденции в решении вопросов развития туризма, что представлено в таблице 3.

Таблица 3

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»