Недействующий


 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2008 года N 879


"Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы
 "Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем
 теплоснабжения в коммунальном комплексе
Республики Татарстан до 2015 года"

(с изменениями на 13 июля 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 26 июля 2023 года N 885

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:     

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 июля 2010 г. N 553

____________________________________________________________________


В целях обеспечения устойчивого развития водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую  Концепцию долгосрочной целевой программы "Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан до 2015 года".

2. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан обеспечить разработку проекта долгосрочной целевой программы "Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан до 2015 года".

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Татарстан представить до 10 декабря 2008 года предложения по формированию долгосрочной целевой программы "Развитие водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан до 2015 года".

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

 Премьер-министр
Республики Татарстан

 Р.Н. Минниханов

      

 Концепция
долгосрочной целевой программы "Развитие водопроводно-канализационного хозяйства
 и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан до 2015 года"
(утв. постановлением КМ РТ от 15 декабря 2008 г. N 879)

      
 1. Предложения о целях и задачах долгосрочной целевой программы "Развитие
 водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном
 комплексе Республики Татарстан до 2015 года" (далее - Программа), целевых индикаторах,
 позволяющих оценивать ход реализации Программы по годам


Основными целями Программы являются:

достижение целевых параметров качества и надежности предоставляемых коммунальных услуг, их ресурсной эффективности, формирование условий для ускоренного жилищного строительства путем создания и модернизации объектов коммунального комплекса на основе программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;

привлечение финансовых ресурсов, в том числе кредитных, путем создания организационно-правовых и финансово-экономических системных условий развития и методического обеспечения коммунального комплекса.

В ходе реализации Программы необходимо решить следующие задачи:

увеличение охвата населения коммунальными услугами;

повышение удовлетворенности потребителей качеством жилищно-коммунальных услуг;

сохранение доступности коммунальных услуг населению;

снижение потерь воды и тепловой энергии в процессе их производства и транспортировки;

совершенствование нормативного, правового и методического обеспечения управления коммунальным комплексом и взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов власти и потребителей;

подготовка инвестиционных проектов государственно-частного партнерства и кредитного финансирования для привлечения внебюджетных средств.

В целях осуществления контроля реализации Программы используется система целевых индикаторов и показателей, позволяющих осуществлять ее мониторинг и оценивать результаты (приложение N 1).


 2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы
 приоритетам социально-экономического развития Республики Татарстан


Приоритетами социально-экономического развития Республики Татарстан являются обеспечение комфортных условий проживания, повышение благоустройства жилищного фонда, качества коммунальных услуг и их доступности.

Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности предоставления коммунальных услуг, их влияние на качество жизни и демографическую ситуацию в Республике Татарстан требует системной разработки и реализации программных мероприятий, выбора оптимальных путей модернизации коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, привлечения инвестиций из различных источников.

Основные пути развития водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) и теплоснабжения Республики Татарстан до 2015 года определены Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2005 г. N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы", Законом Республики Татарстан от 11 декабря 2004 г. N 65-ЗРТ "Об утверждении Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы", Программой "Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года", разработанной в соответствии с распоряжениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2007 г. N 381-р и от 3 апреля 2007 г. N 503-р, Законом Республики Татарстан от 21 октября 1998 г. N 1816 "Об энергосбережении".

Основанием для разработки Концепции Программы является распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 апреля 2008 г. N 577-р. В соответствии с Государственным контрактом от 24 июня 2008 г. N 73 разработчиком Программы является ОАО "Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства".


 3. Обоснование целесообразности решения
 проблемы программно-целевым методом


Системное решение проблем развития коммунального комплекса Республики Татарстан основано на критерии социальной эффективности, отражающей интересы органов власти и населения, экономической целесообразности, реализуемой в деятельности хозяйствующих субъектов, составной частью которой, в свою очередь, являются различные аспекты развития - замена изношенных основных фондов, модернизация неэффективного оборудования и сооружений, приоритетное строительство инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий, совершенствование управления и финансирования.

Развитие коммунального комплекса Республики Татарстан имеет важное значение для реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку определяет и доступность (как через инфраструктурное обеспечение участков, так и через доступность жилищно-коммунальных услуг) и комфортность жилья (через повышение уровня благоустройства жилья, надежности и экологической безопасности коммунального обслуживания).

Проблемы модернизации коммунального комплекса должны решаться с учетом потребностей и возможностей поселений различных типов. Обязательным условием является скоординированное использование различных источников финансирования - бюджетных, привлеченных и собственных средств предприятий коммунального комплекса (включая инвестиционную составляющую и инвестиционные надбавки, плату за присоединение).

Поэтому очевидно, что модернизация коммунального комплекса Республики Татарстан требует комплексного программного подхода.

Задачи приведения состояния коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами, обеспечивающими комфортность проживания, качество услуг и ресурсную эффективность их производства, определяют необходимость использования программно-целевого метода решения, поскольку:

носят комплексный характер, определяются динамикой экономического развития Республики Татарстан и отдельных поселений и в то же время направлены на ликвидацию имеющихся территориальных диспропорций;

являются приоритетными для развития инфраструктуры, опираются на целевые критерии Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2005 г. N 133-ЗРТ, влияют на планы бюджетного и кредитного финансирования, формирование среднесрочной тарифной политики;

имеют межотраслевой характер и не могут быть решены без участия органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют привлечения бюджетных и кредитных ресурсов.

Сложность и многообразие проблем, требующих приоритетного решения, предполагают разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям*(1).

Программно-целевой метод позволит:

определить приоритеты, целевые критерии развития, достижение которых обеспечено реальными источниками финансирования;

выработать оптимальные организационные, технические и экономические решения, адаптированные к поселениям различных типов;

использовать единую систему индикаторов для анализа, планирования и прогнозирования развития коммунального сектора;

обеспечить эффективность привлечения и использования кредитных ресурсов.

В результате программно-целевой метод обеспечит прозрачность и управляемость процессом достижения намеченных целей.


 4. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в коммунальном
 комплексе без использования программно-целевого метода


Уровень экономического развития Республики Татарстан по приведенному к паритету удельному валовому региональному продукту на 27% выше, чем в среднем по Российской Федерации. Доходы населения (с учетом паритета) выше среднероссийского уровня на 6,4%.

В то же время показатели в различных муниципальных образованиях отличаются почти в 9 раз. Обеспеченность жилой площадью на одного человека (21,5 кв.метра/человека) обусловлена высокими объемами ввода в эксплуатацию жилищного фонда (0,5 кв.метра/человека в год), которые выше среднероссийских (0,42 кв.метра/человека в год) и близки к целевому индикатору федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, - 0,55 кв.метра/человека в год. Однако объемы ввода жилищного фонда пока существенно отстают от стандарта - 1 кв.метр/человека в год.

Более высокий уровень жизни определил и более низкие темпы сокращения численности населения в Республике Татарстан (0,4% за 5 лет), чем в целом по Российской Федерации (2%).


 4.1. Типология поселений Республики Татарстан


Все 956 поселений (в том числе 916 сельских, 21 городское и 19 поселков городского типа) Республики Татарстан, входящих в 43 муниципальных района и два городских округа, неоднородны по экономическим и социально-демографическим условиям, проблемам и возможностям их решения. Это разнообразие определяет необходимость анализа и выработки рекомендаций в разрезе поселений. Разработка мероприятий Программы проводится с учетом типологии поселений Республики Татарстан по комплексу системных характеристик: уровню экономического развития поселения, доходам на душу населения, обеспеченности жилой площадью, уровню благоустройства жилищного фонда, плотности застройки, типу застройки (многоквартирная, индивидуальная), удельной бюджетной обеспеченности жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).

Поселения Республики Татарстан классифицированы по первичному критерию - численности населения и вторичным критериям - уровню экономического развития и объему потребляемых жилищно-коммунальных услуг. По доминирующим характеристикам населенных пунктов, входящих в поселение, определены характеристики поселений. Типологическое деление на 5 групп по численности населения дополнено выделением развитых, развивающихся и стагнирующих поселений. Все поселения объединены в 9 подгрупп (приложение N 2). Пятый тип поселений (до 500 жителей) практически не имеет коммунальной инфраструктуры и в Программе не рассматривается.

Проблемы коммунального комплекса существенно зависят как от объективных условий и параметров поселений, так и от эффективности работы органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Объективные закономерности, характерные для поселений каждого типа, отражены в индикаторах и экономико-математических моделях. Сравнение фактических параметров с индикаторами позволяет объективно оценить состояние и эффективность коммунальной инфраструктуры территории.


 4.2. Проблемы функционирования коммунального комплекса


4.2.1. Уровень развития инфраструктуры

Фактическая удельная обеспеченность коммунальной инфраструктурой составляет в целом по Республике Татарстан 42,3 тыс.рублей/человека (по водоснабжению и водоотведению - 28,8 тыс.рублей/человека, по теплоснабжению - 13,5 тыс.рублей/человека). Нормативная потребность, определенная по адаптированной к условиям Республики Татарстан модели удельной фондообеспеченности, - 66,2 тыс.рублей/человека (по водоснабжению и водоотведению - 45,6 тыс.рублей/человека, по теплоснабжению - 20,6 тыс.рублей/человека) (приложение N 3).

Дефицит фондов (около 24 тыс.рублей/человека) тепло-, водоснабжения и водоотведения определяется:

недостаточной обеспеченностью жилищного фонда коммунальной инфраструктурой (низким уровнем благоустройства жилья), особенно в малых поселениях;

физическим и моральным износом инженерных сетей и коммунальных объектов.

Обеспеченность объектами ВКХ и теплоснабжения поселений Республики Татарстан выше, чем в большинстве других субъектов Российской Федерации. Дефицит основных фондов в расчете на 1 жителя составляет 35% по Республике Татарстан при среднем дефиците по Российской Федерации в 50-70%.

В целом по Республике Татарстан уровень комплексного благоустройства жилищного фонда (84%) выше среднего по Российской Федерации (76,3%). В том числе: по водоснабжению - 83,2%, по водоотведению - 76,7% и по теплоснабжению*(2) - 95,4%, что выше средних показателей по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу (рис. 1).


Рис. 1. Соотношение обеспеченности населения Республики Татарстан коммунальными услугами

с показателями по Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации

В результате обновления жилищного фонда уровень его благоустройства ежегодно увеличивается не менее чем на 0,2-0,5% (рис. 2).

Тем не менее до 17% площади жилищного фонда (в основном малых поселений) не имеет водоснабжения, а 24% - канализации. По уровню благоустройства жилья муниципальные образования различаются между собой в 3-4 раза.

В городах Республики Татарстан благоустройство жилищного фонда выше на 5 процентных пунктов по сравнению со средними показателями по Российской Федерации (93,3% жилищного фонда оборудовано системами водоснабжения, 91,3% - системами водоотведения). В городских и сельских поселениях централизованным водоснабжением обеспечено 52,9% площади жилищного фонда, а канализацией лишь 34,3%. Малые сельские поселения не имеют систем водоотведения, то есть уровень охвата ими населения составляет менее 5%. Можно предположить, что и после 2015 года в поселениях численностью менее 500 жителей сохранятся традиционные индивидуальные источники водо- и теплоснабжения.


Рис. 2. Динамика роста уровня благоустройства жилищного фонда в Республике Татарстан

Но, несмотря на существенную дифференциацию больших и малых поселений по уровню благоустройства жилищного фонда, в целом по Республике Татарстан он выше, чем по Российской Федерации, что соответствует более высокому экономическому потенциалу и доходам населения.

Дифференцированы по поселениям и обеспеченность мощностями коммунальной инфраструктуры, и эффективность их использования. Так, суммарная мощность водозаборов в целом по Республике Татарстан - 918 литров/человека в сутки, в том числе коммунальных водозаборов - 515 литров/человека в сутки, в целом достаточна для обеспечения водоснабжением потребителей. Фактически реализовано воды всем потребителям в 2007 году - 307 литров/человека в сутки, что несколько выше среднероссийского значения (277 литров/человека в сутки). Это может объясняться более высоким уровнем благоустройства жилищного фонда и наличием водоемких производств. При том, что использование мощности водозаборов в целом по Республике Татарстан не превышает 50%, имеет место дефицит мощности водозаборных сооружений по отдельным поселениям. При этом мощность водопроводных очистных сооружений составляет 440 литров/человека в сутки, или примерно 50% мощности водозаборных сооружений, а фактически пропускается через водопроводные очистные сооружения лишь 110 литров/человека в сутки, или 35% от объема реализованной воды.

Установленная пропускная способность канализационных очистных сооружений в целом по Республике Татарстан - 447 литров/человека в сутки при фактическом пропуске стоков 230 литров/человека в сутки. Совокупная загрузка канализационных очистных сооружений составляет 52%, а канализование стоков составляет 75% от объема реализованной воды, что ниже средних показателей по Российской Федерации (278 литров/человека в сутки). Особенностью систем водоотведения является тот факт, что построенные в последнее время очистные сооружения в малых населенных пунктах могли бы полностью обеспечивать потребности поселения в услугах водоотведения, однако из-за отсутствия канализационных сетей фактически загружены на 10-20%. Причем эта загрузка обеспечивается вывозом нечистот ассенизационными машинами из септиков.

Суммарная удельная мощность источников теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан составляет 6,6 Гкал/час на 1 тысячу жителей. В городах обеспеченность централизованными источниками тепла существенно выше, чем в селах - 8,5 и 0,7 Гкал/час на 1 тысячу жителей соответственно. В отопительный период средняя загрузка мощностей в целом по Республике Татарстан, оцененная по объемам произведенной для отопления и горячего водоснабжения тепловой энергии, составляет 29%. В поселениях 1 и 2 типов средняя загрузка мощностей составляет 30%, в поселениях 3 и 4 типов - 20%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»