Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 августа 2008 г. N 623
"Об утверждении Республиканской программы
содействия занятости населения на 2008-2010 годы"
(с изменениями на 7 сентября 2009 года)


В целях реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую  Республиканскую программу содействия занятости населения на 2008-2010 годы (далее - Программа).

2. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан организовать выполнение  Программы и ежегодно до 1 марта представлять в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе ее реализации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление социального развития Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

 Премьер-министр
Республики Татарстан

 Р.Н. Минниханов

      

 Республиканская программа
содействия занятости населения на 2008-2010 годы
(утв.  постановлением КМ РТ от 29 августа 2008 г. N 623)

      
 Паспорт
Республиканской программы содействия занятости населения на 2008-2010 годы      

Наименование
программы

Республиканская программа содействия занятости
населения на 2008-2010 годы (далее - Программа)

Основание для
разработки
Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О
занятости населения в Российской Федерации" с
последующими изменениями и дополнениями;
Закон Республики Татарстан от 19.06.2006 N 39-ЗРТ "О
реализации государственной политики в области
содействия занятости населения в Республике
Татарстан"
;
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 26.12.2006 N 640 "О плане работы Кабинета Министров
Республики Татарстан на 2007 год"

Государственный
заказчик
Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан

Основные
разработчики
Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан;
Министерство экономики Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Республике Татарстан

Исполнители
Программы

Министерство труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан;
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
Министерство внутренних дел по Республике Татарстан;
другие министерства и ведомства Республики Татарстан;
органы местного самоуправления муниципальных районов и
городских округов Республики Татарстан;
работодатели и их объединения, действующие на
территории Республики Татарстан;
Федерация профсоюзов Республики Татарстан

Цель Программы

Повышение экономической активности трудоспособного
населения и содействие его занятости

Задачи Программы

1. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей
силы.
2. Удовлетворение потребности экономики в кадрах.
3. Обеспечение социальных гарантий гражданам,
потерявшим работу

Сроки реализации
Программы

2008-2010 годы

Перечень
подпрограмм

Подпрограмма развития и совершенствования
информационных технологий органов службы занятости
населения Республики Татарстан на 2008-2010 годы

Объемы и
источники
финансирования
Программы

Общий объем финансирования Программы -
2346045,92 тыс.рублей,
в том числе:
субвенции из федерального бюджета -
1509236,04 тыс.рублей;
средства бюджета Республики Татарстан -
129700,52 тыс.рублей;
средства бюджетов муниципальных образований
- 153934,21 тыс.рублей;
внебюджетные источники - 553175,15 тыс.рублей

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
(индикаторы
оценки
результатов) и
показатели
социально-эконо-
мической
эффективности
Программы

Непревышение пороговых значений индикаторов в области
занятости населения:
1. Снижение общей безработицы (по методологии
Международной организации труда (далее - МОТ) до
уровня 4,9%.
2. Недопущение роста уровня регистрируемой безработицы
более 1,27%.
Социальный эффект Программы выражается в реализации
гражданами конституционных прав на труд и социальную
защиту от безработицы.
Экономическая эффективность реализации Программы
оценивается содействием в обеспечении занятости более
200 тыс.граждан, в том числе постоянной работой - не
менее 90 тыс.человек








Исполнительные
органы
государственной
власти,
осуществляющие
контроль за
реализацией
Программы

Управление социального развития Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан;
Министерство труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан





 Введение


Настоящая Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями, Законом Республики Татарстан от 19.06.2006 N 39-ЗРТ "О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан" с последующим изменением, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2006 N 640 "О плане работы Кабинета Министров Республики Татарстан на 2007 год" исходя из принципов ее преемственности с Республиканской программой содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 27.03.2004 N 30-ЗРТ "Об утверждении Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы" и для реализации целей и задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 27.12.2005 N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы".


 Понятия, используемые в настоящей Программе


Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу.

Безработный - согласно законодательству неработающий трудоспособный гражданин в трудоспособном возрасте, зарегистрированный в установленном порядке в государственных органах труда и занятости.

Безработный по методологии МОТ - согласно рекомендациям МОТ неработающий гражданин трудоспособного возраста, который ищет работу и готов к ней приступить или стремится организовать собственное дело. Количество безработных по методологии МОТ определяется выборочными обследованиями и значительно превышает число официально зарегистрированных безработных.

Занятость населения - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству и, как правило, приносит им заработок (доход).

Индикатор оценки деятельности - ориентирующий экономический показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов.

Коэффициент напряженности на рынке труда - отношение числа незанятых граждан, зарегистрированных в государственных органах труда и занятости, к числу вакантных рабочих мест.

Материальная поддержка - денежные выплаты, которые производятся органами службы занятости безработным гражданам, участвующим в общественных (временных) работах, и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия во временных работах.

Материальная помощь - денежные выплаты, которые могут производиться органами службы занятости безработным гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, а также в период прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости.

Миграция - передвижение населения на длительное время по территории с пересечением каких-либо административных или национальных границ, вызываемое экономическими, семейными, политическими, экологическими и другими причинами.

Политика занятости - комплекс мер по прямому и/или косвенному регулированию государством основных параметров занятости и рынка труда.

Пособие по безработице - вид социальных выплат лицу, потерявшему работу и зарегистрированному в качестве безработного.

Регулирование миграции - стимулирование или ограничение перемещения людей по той или иной территории (законодательное, экономическое и др.).

Социальное партнерство на рынке труда - система взаимоотношений, позволяющая посредством соглашений и коллективных договоров, заключаемых сторонами социального партнерства, устанавливать дополнительные меры (сверх законодательного минимума) социальной защиты для работников, уволенных в связи с сокращением численности персонала.

Социальный контракт - соглашение между гражданином и органом социальной защиты, устанавливающее условия предоставления социальных услуг и пособий.

Трудовые ресурсы - часть населения, обладающая необходимым физическим развитием и знаниями для работы в народном хозяйстве. Это трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет), а также работающие граждане моложе и старше этого возраста.

Уровень регистрируемой безработицы - отношение (в процентах) численности безработных, зарегистрированных в установленном порядке в государственных органах труда и занятости, к численности экономически активного населения.

Уровень безработицы по методологии МОТ - отношение (в процентах) численности безработных по методологии МОТ к численности экономически активного населения.

Экономически активное население включает в себя занятое население и безработных. Это более узкое понятие, чем термин трудовые ресурсы, поскольку не охватывает учащихся трудоспособного возраста, а также домохозяек и всех остальных граждан этого возраста, которые не заняты в хозяйстве страны, но в числе безработных не состоят.


 I. Состояние, прогноз рынка труда Республики Татарстан,
 ключевые проблемы и пути их решения


В современных экономических условиях важное влияние на повышение качества жизни населения оказывает обеспечение занятости граждан. В свою очередь, экономические процессы, происходящие в республике, позитивно влияют на стабильность в сфере занятости.

Состояние рынка труда в 2007 году определялось следующими факторами:

ростом объемов промышленного производства на 8,8% к уровню 2006 года;

увеличением числа принятых работников на крупные и средние предприятия на 1,8% к уровню 2006 года;

увеличением числа принятых работников на крупные и средние предприятия республики на вновь введенные рабочие места на 8,0% к уровню 2006 года;

уменьшением числа уволенных в связи с сокращением численности персонала на 21,0% к уровню 2006 года;

сокращением масштабов неполной занятости (численность работавших неполное рабочее время уменьшилась с 9,3 тыс.человек в 2006 году до 1,4 тыс.человек в 2007 году, находящихся в административных отпусках - соответственно с 10,9 тыс.человек до 6,5 тыс.человек);

снижением численности занятых на "сером" рынке труда (численность занятых на "сером" рынке согласно обследованию, проведенному в октябре 2007 года, составила 386,4 тыс.человек, или 16,6% от численности трудовых ресурсов Республики Татарстан, что на 1,6% меньше, чем аналогичные данные в обследовании апреля 2007 года). Объем вторичной занятости на нерегистрируемом рынке труда сократился на 1,2% по сравнению с предыдущим обследованием с 57,6% до 56,4%;

активизацией процессов привлечения в экономику иностранной рабочей силы. В 2007 году трудовую деятельность осуществляли 25,8 тысячи иностранных работников, что соответствует 1,43% от числа занятых в экономике. Основными сферами применения иностранной рабочей силы являются строительство (64%), промышленность (2,4%), торговля и общественное питание (15,6%), транспорт и связь (5,7%). На начало 2008 года легальную трудовую деятельность осуществляли 12327 иностранцев.

В результате за 2007 год численность занятого населения возросла и составила 1805,0 тыс.человек. Общая численность безработных, рассчитываемая по методологии МОТ, составила в 2007 году 108,3 тыс.человек, или 5,55% от численности экономически активного населения. Численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 1,8 тыс.человек и соответствовала на 01.01.2008 24,0 тыс.человек. Уровень регистрируемой безработицы в Республике Татарстан составил 1,26%, что значительно ниже, чем в целом по Российской Федерации, и не превышает показателя по Приволжскому федеральному округу. Сравнительные данные по безработице по регионам приведены в  приложении N 1.

По прогнозам Министерства экономики Республики Татарстан, тенденция снижения численности постоянного населения продолжится и в прогнозируемом периоде. За 2008-2010 годы численность населения республики ориентировочно сократится на 9,0 тыс.человек.

Современные процессы естественного воспроизводства существенно отразились на изменении возрастной структуры населения, на которую в немалой степени влияет процесс смены поколений. Сокращается численность и удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста. С 2003 года численность лиц старше трудоспособного возраста в республике превышает численность детей и подростков. К 2006 году разница в численности населения этих возрастных групп составила 87,9 тыс.человек. К началу 2012 года, по прогнозу Федеральной службы государственной статистики, этот показатель увеличится до 194,6 тыс.человек, при этом доля лиц старше трудоспособного возраста составит 21,8%, а моложе - 16,6%. Удельный вес населения трудоспособного возраста составит 61,6%.

В настоящее время 62,8% постоянного населения находится в трудоспособном возрасте, 17,4% - моложе и 19,8% - старше этого возраста.

Начиная с 2001 года численность пенсионеров увеличилась с 959,3 тыс.человек до 991,6 тыс.человек, т.е. на 3,4%, а работающих пенсионеров - с 121,3 тыс.человек до 249,4 тыс.человек, т.е. в два раза. В последующие годы такая тенденция сохранится. Продолжает расти численность пенсионеров, пенсии которым устанавливаются до достижения пенсионного возраста за работу с особыми условиями труда, педагогическим и медицинским работникам.

По данным Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, 21,4% получателей пенсии находятся в возрасте до 54 лет, 16,5% - в возрасте от 55 до 59 лет, 11,3% - в возрасте от 60 до 64 лет и 50,8% - старше 64 лет.

Необходимость создания системы стимулов для добровольного продолжения трудовой деятельности гражданами, достигшими пенсионного возраста, отмечена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2007 год. В настоящей Программе предусматриваются отдельные мероприятия по содействию занятости граждан пожилого возраста.

В числе приоритетных направлений развития экономики по-прежнему останутся высокотехнологичные отрасли: химия и нефтехимия, машиностроение.

С 2006 года по 2010 год в республике будет реализован крупномасштабный проект, связанный с сооружением в г. Нижнекамске Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов.

В особой экономической зоне "Алабуга" предполагается размещение 70-75% производства компонентов для нужд автозаводов ОАО "Северсталь-Авто", создание 12 производств, которые могут обеспечивать и других отечественных автопроизводителей, в том числе ОАО "ГАЗ", ОАО "АвтоВАЗ".

Крупномасштабное вложение инвестиций намечено в реализацию и других инвестиционных проектов. Инновационный путь развития экономики должен стать основой при создании новых рабочих мест.

Потребность в работниках на новые рабочие места будет ежегодно составлять порядка 15,0-18,0 тыс.человек (данные приведены в  приложении N 2). При этом сохранятся процессы оптимизации численности работающих на неэффективных предприятиях. Влияние демографических факторов, сокращение численности трудовых ресурсов приведут к снижению численности занятых в экономике, которая к 2010 году составит 1808,3 тыс.человек.

Согласно прогнозу общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, и численность зарегистрированных безработных будут снижаться. На конец действия Программы общая безработица сократится до 105,0 тыс.человек, а регистрируемая - не превысит 24,6 тыс.человек. Уровень общей безработицы не превысит 4,9%, а регистрируемой - 1,27%.

Несмотря на стабильность в сфере занятости, имеются ключевые проблемы на рынке труда, решение которых предусматривается в рамках настоящей Программы.

Безработица в республике носит структурный характер. Наблюдается несоответствие спроса и предложения на рынке труда по полу, категориям, профессионально-квалификационному составу, а также по условиям и уровню оплаты труда. На начало 2008 года число свободных рабочих мест составило 24,2 тысячи, из них 80,5% - места для рабочих, 26,0% - для женщин. На 18,7% вакансий предлагаемая заработная плата ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В составе безработных 58,8% имеют рабочие профессии, 6,2% не имеют профессии вообще, 71,3% - женщины (данные приведены в  приложении N 3). При коэффициенте напряженности на рынке труда 1,1 человека на одну вакантную должность специалиста условно претендует 2,1 безработный, на одну "женскую" вакансию - 2,7 безработной женщины.

Сохраняется территориальная дифференциация регистрируемой безработицы по городам и районам республики. Максимального значения уровень безработицы достигает в Чистопольском (2,65%), Мамадышском (2,34%), Бавлинском (2,31%) муниципальных районах. Выше 2% уровень безработицы в Елабужском, Нурлатском, Новошешминском муниципальных районах. Наименьшие значения имеет уровень безработицы в Кайбицком (0,02%), Лаишевском (0,22%) и Пестречинском (0,23%) муниципальных районах.

Вызывает озабоченность безработица среди молодежи, в том числе выпускников профессиональных учебных заведений.

Одной из основных причин невостребованности молодых специалистов на рынке труда является несоответствие между объемами и профилями подготовки кадров в учебных заведениях и профессионально-квалификационной структурой спроса экономики на рабочую силу. Это приводит к невозможности удовлетворить потребность предприятий в квалифицированных работниках. Ряд предприятий испытывает серьезные проблемы с обновлением кадров. Средний возраст работающих в промышленности превышает 50 лет. (Потребность работодателей в подготовке рабочих кадров приведена в  приложении N 4, перечень востребованных профессий рабочих и должностей служащих - в  приложении N 5, источники восполнения потребности в кадрах - в  приложении N 6.)

Высока доля безработных, проживающих в сельской местности (каждый пятый из числа зарегистрированных безработных).

Высока доля безработных, имеющих длительный (более года) перерыв в работе (30% из числа зарегистрированных безработных).

Предприятия промышленности, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства не обеспечены высококвалифицированными кадрами. В ряде регионов - Нижнекамском, Елабужском муниципальных районах и г. Набережные Челны, в которых реализуются масштабные проекты в сфере нефтехимии, нефтепереработки и в автомобилестроении, ожидается дефицит высококвалифицированных кадров.

Структура миграционных потоков не в полной мере соответствует потребностям рынка труда республики.

Решению обозначенных проблем будут способствовать:

реформирование системы профессионального образования. В соответствии с Концепцией развития профессионального образования в Республике Татарстан, одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.11.2006 N 568 "О реформировании системы профессионального образования Республики Татарстан", созданы образовательные кластеры в основных областях экономики и социальной сферы, консолидирующие усилия профессиональных учебных заведений всех уровней образования и бизнес-сообщества. Участие работодателей в образовательном процессе позволит осуществлять подготовку кадров, соответствующих конкретным требованиям производства. (Объемы заказа работодателей на подготовку кадров в системе начального профессионального образования приведены в  приложении N 7.)

Отправным моментом, определяющим возможность координации процессов подготовки специалистов и развития экономики, является прогнозирование кадровых потребностей, организация системы постоянного учета кадрового потенциала республики. Сформированный в 2007 году органами службы занятости населения в Республике Татарстан (далее - органы службы занятости) прогноз показывает, что ежегодная кадровая потребность на ближайшие пять лет составит 26-30 тыс.человек, из них 78% - квалифицированные рабочие;

реализация программы профессионального обучения безработных граждан, являющейся одним из приоритетных направлений активной политики занятости. Профессиональное обучение безработных граждан способствует повышению их профессиональной мобильности, конкурентоспособности на рынке труда, а также дальнейшему трудоустройству. В качестве приоритетного направления предусматривается подготовка кадров по заказам работодателей в рамках образовательных кластеров "Машиностроение", "Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство", "Торговля и сфера услуг", "Легкая промышленность", "Транспорт и дорожное хозяйство", "Агропромышленный комплекс";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»