• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

 Письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан
от 9 января 2008 г. N 6/8
"О развитии вечернего (сменного) общего среднего образования в Республике Татарстан"


  Руководителям органов управления образованием
     исполнительных комитетов муниципальных образований


Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет для сведения и реализации программы модернизации образования информацию "О развитии вечернего (сменного) общего среднего образования в Республике Татарстан".
Приложение: на 7 листах.

 Первый заместитель министра

 Д.М. Мустафин

      
      
      Рекомендации
по совершенствованию системы работы вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений в 2007-2008 учебном году
"Вечерние школы Республики Татарстан: проблемы и перспективы развития"


Региональная стратегия развития вечернего (сменного) общего образования нацелена на развитие активности молодежи, вовлечение ее в социально-экономическую деятельность, а так же на обеспечение интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в созидательную общественную жизнь. Она основывается на конституционном праве граждан на получение общего образования и максимального удовлетворения потребностей личности в образовательных услугах, посредством интеграции общего и дополнительного образования, обучения и трудовой деятельности, совместной деятельности школьной и внешкольной образовательных учреждений и соответствует стратегическим ориентирам образовательной политики нашего государства.
Вечерние (сменные) общеобразовательные школы Республики Татарстан выполняют функции социально-адаптивных образовательных учреждений, создающих условия для непрерывного последующего образования работающей и неработающей молодежи. Образование - важнейший ресурс социально-экономического и духовного обновления человека, поэтому весьма важно определение стратегии развития вечернего (сменного) образования и моделирование видов и типов вечерних (сменных) школ в едином образовательном пространстве Республики Татарстан. Нормативная база образовательной деятельности вечерних (сменных) школ осуществляется в соответствии с Законами РФ и РТ "Об образовании", Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1237 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 20.07.2007 г. N 459 "О внесении изменений в Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, Положением о получении общего среднего образования в форме экстерната, Уставом школ. А также в соответствии с лицензиями, аттестацией и аккредитацией образовательных учреждений в установленном порядке.
В 2006 году утвержден Региональный базисный учебный план вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений Республики Татарстан (приказ МОиН РТ N 1788 от 19 сентября 2006 г.), разработанный на основе Базисного учебного плана вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений РФ.
В настоящее время в республике функционируют: 32 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждения (самостоятельных школ 31, УКП - 15, школ при ИТК - 7, вечерних классов при дневных общеобразовательных школах 75) с общим количеством обучающихся на начало 2007/08 учебного года 6896 чел. Из общего количества обучающихся несовершеннолетние составляют 3587 чел. - 52%. В вечерних школах республики трудятся 928 педагогов, имеющих высокий профессиональный и квалификационный уровень. Формы обучения и режим занятий определяются школами самостоятельно в зависимости от условий образовательных учреждений и потребностей обучающихся. Неработающие обучающиеся в основном занимаются по дневной форме обучения.
В ряде муниципальных районов и городских округов успешно функционируют вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения: г. Н Челны (755 обучающихся), г. Зеленодольск (534), г. Нижнекамск N 1 и N 2 (350 и 129 обучающихся), г. Альметьевск (402), г. Бугульма (193), г. Елабуга - лицей N 1 (135).
В Казани функционируют 5 открытых (сменных) и 4 вечерних (сменных) школ с общей численностью 2655 обучающихся на 01.09.07 г. (2177 обучающихся на 01.09.2006 г.). По результатам комплектования 2007-2008 учебного года численность обучающихся возрос# по сравнению с прошлым учебным годом в вечерних школах г. Казани на 478 чел.
В их числе: ОСОШ-11 (275 обуч.) Авиастроительного района; ОСОШ-12 (484 обуч.), ВСОШ-34 для учащихся с отклонениями в развитии (87 обуч.) Вахитовского района; ОСОШ-24 (697 обуч.), ВСОШ-5 (192 обуч.) Советского района; ОСОШ 7 (240 обуч.) Кировского района; ОСОШ-13 (255 обуч.) Московского района; ВСОШ-36 (при ИК-2 - 250 обуч.), ВСОШ-37 (175 обуч.) Приволжского района. Всего работают 115 учителей. Общее количество несовершеннолетних обучающихся составляет 2367 обучающихся (89,1%).
Анализ сохранения контингента вечерних школ по итогам 2006/07 учебного года по республике предстает в следующих показателях: из общего количества обучающихся на начало 2006/07 учебного года 6812 чел. выбыли 1167 (17%), из них 20% по производственной причине. Боязнь потерять работу, являющейся жизненно важной для работающей молодежи, вынуждает откладывать получение общего образования на ближайшую возможную перспективу. Предприниматели, принимающие молодежь на работу, ставят их в условия, несовместимые с одновременным обучением в вечерней школе. Главными причинами движения контингента обучающихся вечерних школ являются социальная неустроенность, педагогическая запущенность, производственные причины.
Анализ обученности по итогам 2006/07 учебного года свидетельствует о стабильности их показателей: по республике успеваемость 93,3%, качество 20,8% (по г. Казани соответственно: 93,8%; 21,5%). Главными причинами достаточно низкого качества знаний в целом по республике являются низкий уровень образовательных стартов обучающихся, длительные перерывы в учебе, недостаточная оснащенность материально-технической, научно-методической базы вечерних школ, отсутствие ТСО. В вечерние школы г. Казани стало поступать интерактивное оборудование (ОСОШ-12 и ОСОШ-24 - интерактивные доски PONABORD). Педагоги школ накапливают опыт их применения в образовательном процессе.
Всего из вечерних школ республики в 2007 году были выпущены по результатам государственной итоговой аттестации 2185 учащихся 12-х классов, 435 учащихся 9-х классов (соответственно из школ г. Казани - 882 и 146). Вечерние школы г. Казани активно участвовали в эксперименте по внедрению новой формы государственной итоговой аттестации - ЕГЭ. Количество заявивших и прошедших итоговую аттестацию в форме ЕГЭ составило около 7%, показавших разноуровневые результаты (соответственно составу обучающихся).
Контингент обучающихся вечерних школ, с разноуровневыми возрастными и образовательными стартами, предъявляет особые требования к организации и психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Вечерние школы республики имеют положительный опыт решения проблем социализации "трудных"
подростков, создают условия для организации профессиональной подготовки своих обучающихся активным сотрудничеством с межшкольными учебными многопрофильными комбинатами (МУК), профтехучилищами, лицеями и колледжами на договорных условиях - (ОСОШ-12, ОСОШ-24, ОСОШ-11, ВСОШ г. Нижнекамска, ВСОШ-34, лицей N 1 г. Елабуги, ВСОШ г. Н. Челны и другие). Совершенствуются процессы социальной адаптации глухих и слабослышащих учащихся в условиях ВСОШ-34 г. Казани через предоставление широких образовательных услуг в совместной деятельности с ПТУ, ТИСБИ. Активную работу по реабилитации личности психологии осужденных проводят учителя в условиях работы вечерних школ при ИТК (ГУФСИН РФ по РТ - ВСОШ-36 г. Казани, N 3 г. Альметьевска, N 1 и N 3 г. Нижнекамска, ИК-10 г. Менделеевска, ИК с. Пановка Пестречинского района, Свияжская ВССОШ п. Н. Вязовые Зеленодольского района, также учебно-консультационные пункты при ВССОШ г. Бугульмы и г. Мензелинска). Внедряются технологии дистанционного и элементы профильного обучения на старших ступенях образования. С учетом принципов индивидуализации и дифференциации образовательного процесса разрабатываются и внедряются вариативные учебные планы к разнообразию форм обучения и получения общего образования, наиболее полно отвечающих трансформирующемуся общественному сознанию. Создаются собственные воспитательные системы.
Имеются первые примеры формирования благотворительных фондов в вечерних школах г. Казани: ОСОШ-12 (Землякова Л.Е.), ВСОШ-5 (Абсалямова И.Р.).
Одновременно решаются и задачи совершенствования управления образовательным процессом, которые в современных условиях рассматриваются как управление процессом развития личности обучающегося. Все это представляет вечерние школы, как образовательные системы, способные к самоорганизации и саморазвитию, востребованные населением республики. Своими образовательными средствами они содействуют реабилитации молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Разумеется, вечерняя (сменная) школа не в состоянии решить все проблемы этой группы молодежи. Но она реализует право молодых людей на образование. Задачи сделать это образование доступным и качественным в целом реализуются педагогическими коллективами вечерних школ республики в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
Руководители и педагогические коллективы вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений г. Казани при научно-методической поддержке кандидата педагогических наук, заведующей лаборатории по инновационной деятельности ГИДЦ Управления образования исполкома г. Казани Тарасовой Г.В., анализируют образовательные процессы в учреждениях, осуществляют мониторинг обученности, обобщают его результаты, выделяют очаги опережающего развития, определяют успешность выбранных научных методик, сетевое взаимодействие в социуме. В основе деятельности педагогов - принцип открытости, достаточности, вариативности и личностной направленности, совершенствование традиционных технологий и поиск современных методов управления вариативным образовательным пространством вечерних школ. Ежегодно проводятся научно-практические конференции и семинары на разном уровне по самым актуальным вопросам организации образовательного процесса в вечерних школах.
Так, например:
2002 г. - Республиканская конференция "Вечерние школы в системе непрерывного образования молодежи и взрослых": на базе 4-х школ (ОСОШ-12, Землякова Л.Е.; ОСОШ-7, Хайруллина Ф.М.; ВСОШ-36, Шаронова В.А.; ОСОШ-24, Исхакова В.Н.);
2004 г. - "Реализация основных функций адаптивной открытой школы" на базе ОСОШ-7 (Хайруллина Ф.М.);
2005 г. - "Особенности организации и содержания воспитания в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях г. Казани" на базе ОСОШ N 24 (Исхакова В.Н);
2005 г. "Из опыта формирования благотворительного фонда в условиях вечерней школы" на базе ВСОШ-5, (Абсалямова И.Р);
2005 г. - "Изучение личности ученика в образовательном процессе учреждений исполнения наказания (УИН)" ВСОШ-36 (Шаронова В.А.);
2005 г. - "Сотрудничество - как условие самореализации личности учителя и ученика", 2006 г. - "Воспитание и социализация подростков и молодежи в условиях открытой (сменной) школы (Хайруллина Ф.М);
2007 г. - "Социальные функции современной сменной школы" на базе ОСОШ N 24. Уникальная конференция, показавшая мастер-классы лучших учителей с учащимися своих школ (Исхакова В.Н.).
Для методического руководства преподаванием дисциплин созданы консультационные опорные школы по учебным предметам и на их базе проведены семинары учителей и молодых руководителей вечерних школ республики. Например:
ОСОШ-12 - "Преподавание русского языка и литературы в вечерних школах", руководитель Л.П. Мингалева, учитель высшей категории;
ОСОШ-7 - "Национально-региональный компонент: преподавание татарского языка и литературы", Ф.М. Хайруллина;
ОСОШ-13 - "Преподавание общественных дисциплин", И.В. Нагуманова;
ОСОШ-36, "Лаборатория руководителя школы при УИН", В.А. Шаронова;
ОСОШ-24 - "Личностно-ориентированные подходы в организации образовательного процесса в вечерних школах", руководитель - В.Н. Исхакова, директор высшей категории.
По результатам научно-методической и практической деятельности вечерних школ г. Казани изданы сборники материалов из опыта работы учителей и руководителей, обобщенных на общегородских и республиканских конференциях.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ с 1 января 2006 года классным руководителям вечерних школ республики производятся выплаты вознаграждений за классное руководство, что стимулирует работу классных руководителей.
В работе педагогических коллективов вечерних школ республики возникают проблемы, решение которых должно положительно повлиять на повышение результативности конечных результатов образовательного процесса:
- комплектование и сохранение контингента школ;
- посещаемость и наличие правонарушений;
- отсутствие социальных педагогов для ведения профилактической работы с учащимися группы "риска";
- запоздалый перевод учащихся из дневных школ, вследствие этого педагогическая запущенность;
- проблемы качества обученности;
- недостаточность материально-технической базы целого ряда школ;
- отсутствие компьютерных классов;
- выделение неприспособленных, несоответствующих санитарным нормам и нормам безопасности помещений для вечерних школ;
- слабая социальная защита несовершеннолетних обучающихся, перешедших в вечерние школы: необеспеченность обучающихся очных классов бесплатным питанием, призыв на срочную службу юношей, обучающихся в 10-12 классах очного обучения вечерней школы до завершения среднего (полного) образования.
Одним из главных показателей эффективности образовательного процесса вечерней (сменной) школы является сохранение статуса школ и востребованность их как общеобразовательного центра для работающей и неработающей молодежи, наиболее полно и качественно удовлетворяющей их образовательные потребности. Этот показатель еще более усиливается в связи с введением обязательного среднего (полного) общего образования.
В связи с этим педагогическим коллективам вечерних (сменных), открытых (сменных) общеобразовательных учреждений необходимо усилить работу по следующим направлениям:
1. Использование новых информационных технологий в организации учебного процесса.
2. Расширение сферы образовательных услуг в соответствии с социальным заказом, интересами и потребностями разновозрастного контингента обучающихся.
3. Удовлетворение профессиональных потребностей обучающихся через создание единой образовательной среды с учреждениями начального и среднего профессионального образования.
4. Создание условий для развития мотивации деятельности обучающихся, повышение качества знаний и успеваемости учащихся на учебных занятиях и во внеурочное время через использование различных форм и методов обучения, методик и приемов дифференцированного контроля.
5. Повышение квалификации педагогов вечерних школ.
6. Совершенствование технологии контроля качества обучения.
7. Качественный и полный анализ посещаемости обучающихся школ со стороны педагогических коллективов.
8. Совершенствование системы внеклассной работы.
9. Активное использование опыта работы общеобразовательных школ по вовлечению внебюджетных средств на развитие образовательных услуг в вечерних школах (Благотворительные фонды, Попечительские советы, введение платных образовательных услуг).
Органам управления образованием рекомендуется обратить внимание на научно-методическое и материальное обеспечение вечерних школ в условиях модернизации системы образования, как основы качественного преподавания:
- выделение средств на современное оснащение материально-технической базы:
- компьютерных классов как необходимых компонентов современного образования и использования информационных технологий в организации учебного процесса;
- технические средства обучения (интерактивные доски, видеоаппаратура);
- учебники;
- обеспечение несовершеннолетних обучающихся бесплатным питанием;
- введение в штат вечерних, открытых (сменных) школ должности заместителя директора по воспитательной работе или социального педагога вне зависимости от численности обучающихся с целью эффективного проведения воспитательного процесса по профилактике правонарушений;
- сохранение сети вечерних школ, их зданий и помещений;
- содействие в своевременном комплектовании вечерних школ;
- осуществление перехода к подушевому финансированию школ с учетом особенности организационных форм обучения, наполняемости заочных групп вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.
Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения республики в основном выполняют возложенные на них общеобразовательные, воспитательные, компенсирующие, адаптационные, реабилитационные, творчески развивающие и информационные функции в условиях модернизации российского образования. Обеспечивают выполнение государственных образовательных стандартов. Они способны обеспечить доступность, открытость, вариативность, личностную направленность образования конкретной части населения. А именно, молодежи.
Развитие вечернего (сменного) общего образования является неотъемлемой частью единой образовательной политики республики. Значительные усилия в 2008 году будут направлены на совершенствование научно-методического сопровождения функционирования вечерних (сменных) школ.

 Первый заместитель министра образования
и науки Республики Татарстан

 Д.М. Мустафин

      

 Начальник управления качества общего образования

 Т.Т. Федорова

      

О развитии вечернего (сменного) общего среднего образования в Республике Татарстан

Название документа: О развитии вечернего (сменного) общего среднего образования в Республике Татарстан

Номер документа: 6/8

Вид документа: Письмо МО и Н РТ

Принявший орган: МО и Н РТ

Статус: Действующий

Дата принятия: 09 января 2008

Дата начала действия: 09 января 2008