Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2007 года N 711


"Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие сельского
хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 19 сентября 2023 года N 1158

____________________________________________________________________


Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу  "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы".

2. Определить координатором реализации  республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы" Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление агропромышленного комплекса, земельных отношений и потребительского рынка Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

 Премьер-министр
Республики Татарстан

 Р.Н.Минниханов

      

      Республиканская целевая программа
"Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы"
(утв.  постановлением КМ РТ от 14 декабря 2007 г. N 711)

      
      Паспорт Программы      

Наименование
Программы

Республиканская целевая программа "Развитие сельского
хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы"

Государственный
заказчик

Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан

Государственный
заказчик-коор-
динатор

Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан

Основные
разработчики
Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан

Цели Программы

Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной
продукции и состояния продовольственной безопасности
Республики Татарстан на основе роста эффективности
сельскохозяйственного производства;
повышение качества жизни сельского населения и
социального обустройства сельских поселений;
создание общих условий для повышения эффективности
сельскохозяйственного производства, его динамичного и
сбалансированного роста

Задачи
Программы

Увеличение объема продукции животноводства на основе
повышения продуктивности скота и птицы;
увеличение объема продукции растениеводства на основе
повышения урожайности основных видов
сельскохозяйственных культур;
повышение уровней потребления основных видов
сельскохозяйственной продукции и продовольствия, их
доступности и экологической безопасности для населения;
повышение материального уровня жизни, улучшение условий
труда и занятости сельского населения;
улучшение жилищных и социальных условий жизни населения
в сельских поселениях;
улучшение обеспеченности сельскохозяйственных
товаропроизводителей современными видами
сельскохозяйственной техники и материальными ресурсами;
сохранение, восстановление и повышение плодородия почв
на основе повышения эффективности использования
минеральных и органических удобрений, защиты от водной
и ветровой эрозии, реабилитации загрязненных и
выведенных из оборота сельхозугодий;
улучшение институционального устройства
сельскохозяйственного производства путем поддержки
развития крупных форм хозяйствования и стимулирования
развития малых форм хозяйствования;
повышение роли факторов управления, квалифицированных
кадров, информатизации и науки в устойчивом развитии
сельскохозяйственного производства;
повышение устойчивости республиканского рынка
сельскохозяйственной продукции и продовольствия

Срок и этапы
реализации
Программы

Срок реализации - 2008-2012 годы
Первый этап - 2008 г. (начало реализации Программы,
реализация подпрограмм и мероприятий, выполнение
годовых плановых показателей, мониторинг и при
необходимости корректировка);
второй этап - 2009 г. (реализация подпрограмм и
мероприятий, выполнение годовых плановых показателей,
мониторинг и при необходимости корректировка);
третий этап - 2010 г. (реализация подпрограмм и
мероприятий, выполнение годовых плановых показателей,
мониторинг и при необходимости корректировка);
четвертый этап - 2011 г. (реализация подпрограмм и
мероприятий, выполнение годовых плановых показателей,
мониторинг и при необходимости корректировка);
пятый этап - 2012 г. (реализация подпрограмм и
мероприятий, выполнение годовых плановых показателей,
мониторинг и подведение итогов)

Перечень
подпрограмм

ускоренное развитие животноводства;
интенсивное развитие растениеводства;
повышение продовольственной безопасности;
модернизация основных фондов;
внедрение передовых технологий хозяйствования,
поддержка развития племенного животноводства и элитного
семеноводства;
повышение плодородия почв;
социальное обустройство и развитие социальной и
инженерной инфраструктуры сельских поселений;
улучшение кадрового обеспечения;
поддержка развития крупных агрофирм;
стимулирование развития малых форм хозяйствования и
кооперативов;
совершенствование финансово-кредитных механизмов и
механизмов страхования;
повышение качества управления;
развитие информатизации;
регулирование рынка продовольствия;
развитие научных агроисследований

Объемы и
источники
финансирования

Общий объем расходов на реализацию Программы за
2008-2012 г. составит 181,6 млрд.рублей, в том числе:
средства бюджета Республики Татарстан - не менее 32,1
млрд.рублей (17,7%);
внебюджетные источники - не менее 111,6 млрд.рублей
(61,4%)











Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы
(индикаторы
оценки
результатов)


Уровень продовольственной безопасности - не менее 75%;
индекс роста физического объема валовой продукции
сельского хозяйства к уровню 2007 г. - 125,1%;
рост среднемесячной заработной платы к уровню 2007 г. -
в 2,5 раза;
рост рентабельности к уровню 2007 г. - в 2,6 раза;
уровень потребления мяса возрастет на 11,1%;
уровень потребления молока - на 23,3%;
уровень потребления овощей - на 25,0%;
Будет введено жилья в сельской местности общей площадью
332,5 тыс.кв.метров



      1. Введение


Республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264 "О развитии сельского хозяйства"; Законом Республики Татарстан от 27.12.2005 N 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы", Указом Президента Республики Татарстан от 23.01.2006 N УП-19 "О мерах по реализации в Республике Татарстан приоритетных национальных проектов" (в редакции Указа Президента Республики Татарстан от 04.07.2007 N УП-340), Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан (2007 г.), постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.04.2001 N 213 "О мерах государственной поддержки кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий", от 29.12.2005 N 647 "Об организации работы по поддержке финансово устойчивых сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан", от 30.03.2006 N 136 "Об утверждении Концепции развития личных подсобных хозяйств населения Республики Татарстан", от 27.04.2006 N 212 "О мерах по реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в Республике Татарстан".

Настоящая Программа составлена с учетом требований Федерального закона от 29.12.2006 N 264 "О развитии сельского хозяйства" к программному документу и Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.02.2006 N 81, в соответствии с которыми Программа должна:

а) определять цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий;

б) содержать основные показатели и прогноз развития сельского хозяйства, цели, задачи, показатели результативности и расходные обязательства, в том числе распределение финансовых средств.

При подготовке Программы учтены показатели, входящие в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 N 285 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".      

Настоящая Программа учитывает результаты проводимых бюджетной и административной реформ, российского опыта подготовки среднесрочных программных документов на федеральном и республиканском уровнях, прежде всего, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446.

     Постановка проблемы и необходимость разработки программных мероприятий


Сельское хозяйство является важнейшей сферой национальной экономики, образует центральное звено агропромышленного комплекса, получает производственные ресурсы от 80 отраслей и само поставляет сельскохозяйственную продукцию в 60 отраслей. Эта сфера представляет совокупность отраслей, связанных между собой экономическими отношениями в процессе производства, распределения и потребления сельскохозяйственной продукции. Каждый работник сельскохозяйственного производства обеспечивает за его пределами занятость еще 5 работников.

Специфика сельского хозяйства (земля как основное средство производства, зависимость от почвенно-климатических и погодных условий, сезонный характер производства, базирование технологических процессов на биологических факторах, многоукладный характер экономики, низкая оборачиваемость капитала, неэластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию и др.) определяет необходимость формирования адекватной государственной аграрной политики, ее методов и инструментов для обеспечения его пропорционального и сбалансированного развития.

Сельское хозяйство Республики Татарстан занимает одну из лидирующих позиций среди субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, и в Российской Федерации в целом. Республика уверенно входит в пятерку лучших аграрных регионов России.

Доля сельскохозяйственных угодий Республики Татарстан составляет 2,34% сельскохозяйственных угодий страны. В 2006 году Республика Татарстан по показателю валовой сельскохозяйственной продукции вышла на второе место в России. Темп прироста валовой сельскохозяйственной продукции выше, чем в среднем по России (4,8% против 2,2%). Республика Татарстан занимает ведущие места по производству основных видов продукции растениеводства (первое место по валовому сбору картофеля, первое место по валовому сбору ярового рапса, четвертое место по валовому сбору сахарной свеклы) и животноводства (второе место по поголовью крупного рогатого скота, второе место по производству молока, третье место по производству скота и птицы).

Сельское хозяйство занимает важное место в экономике Республики Татарстан. Доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте достигает 8%. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, численность постоянного сельского населения составила 954,3 тыс. человек, или 25,4% общей численности населения Республики Татарстан.

За 2003-2006 годы заметно улучшились основные показатели деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, в частности, валовый доход на одного работника увеличился в 2 раза, выручка на одного работника - в 2,5 раза, выручка на 1 гектар сельскохозяйственных угодий - в 1,9 раза, выручка на 1 гектар пашни - в 1,7 раза, среднемесячная зарплата одного работника - в 2,05 раза. Положительную динамику имеют показатели продуктивности в животноводстве.

В настоящее время республиканское сельское хозяйство обеспечивает жителей Республики Татарстан основными видами сельскохозяйственной продукции. Уровни фактического производства продукции на одного жителя являются одними из самых высоких в стране и составляют по картофелю 243% от нормы РАМН, сахару - 136%, молоку - 110%.

Динамичное развитие республиканского сельского хозяйства в последние годы позволяет вывозить отдельные виды сельскохозяйственной продукции в другие регионы Российской Федерации. В частности, в 2006 году в другие регионы было вывезено молока порядка 14% от общей реализации и мяса порядка 10%. В республике стоимость минимального набора продуктов питания самая низкая в Приволжском федеральном округе и одна из самых низких в Российской Федерации (1197 рублей).

Сбалансированное и пропорциональное развитие сельского хозяйства постоянно находится в центре внимания Правительства Республики Татарстан и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Развитие сельского хозяйства, повышение его эффективности и результативности находится в числе приоритетных целей, сформулированных в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы.

За последние годы в Республике Татарстан были приняты принципиальные законодательные и нормативные акты по вопросам развития сельского хозяйства, в том числе постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.04.2001 N 213 "О мерах государственной поддержки кадрового обеспечения сельскохозяйственных предприятий", от 29.12.2005 N 647 "Об организации работы по поддержке финансово устойчивых сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан", от 30.03.2006 N 136 "Об утверждении Концепции развития личных подсобных хозяйств населения Республики Татарстан".

В рамках республиканской аграрной политики реализуются федеральные и республиканские целевые программы, в том числе федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858, федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельхозназначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 99, Программа развития животноводства в Республике Татарстан на 2006-2008 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.04.2006 N 212.

Более целенаправленно стали применяться методы бюджетной поддержки, усовершенствованы методы кредитования на основе субсидирования части процентных ставок за счет бюджетных средств, расширилось использование методов государственного регулирования сельскохозяйственного производства и рынка продовольствия (льготный налоговый режим, лизинг, закупочные и товарные интервенции). В Республике Татарстан создано 85 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, 30 из которых являются кредитными.

В республике сформирована близкая к оптимальной структура сельскохозяйственного производства, при этом на долю сельскохозяйственных организаций приходится 48,7% валовой продукции сельского хозяйства, на долю хозяйств населения - 46,5%, на долю крестьянских (фермерских) хозяйств - 4,8%.

Характерной особенностью республиканского сельского хозяйства является участие в агробизнесе известных компаний-инвесторов на принципах частно-государственного партнерства. В настоящее время крупные агрофирмы ведут сельскохозяйственную деятельность на более чем 2033 тыс.гектаров сельско-хозяйственных угодий и вложили в нее в 2004-2006 гг. свыше 39 млрд.рублей.

Показательным примером участия инвесторов в республиканском агробизнесе является деятельность ОАО "Красный Восток - Агро". В настоящее время в хозяйствах этой интегрированной структуры 18,0 тыс. голов коров. ОАО "Красный Восток - Агро" завершает строительство 8 молочных комплексов на 36,5 тыс. голов дойного стада по самой передовой западной технологии шведской фирмы "ДеЛаваль". Поголовье одного комплекса на 5200 голов коров обслуживают всего 70 человек, включая руководителей, специалистов и вспомогательный персонал. В плане агрохолдинга строительство еще 2 мегаферм, при этом общее поголовье дойного стада составит 44,5 тыс. голов.

В Республике Татарстан проводится активная работа по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Всего было реструктуризировано долгов у 561 сельскохозяйственного предприятия на сумму 6,5 млрд.рублей, в том числе списано пеней и штрафов на сумму 1,5 млрд.рублей. В результате за 2002-2006 годы удельный вес убыточных хозяйств сократился с 39 до 30%, а общая прибыль сельскохозяйственных организаций возросла со 187 до 615 млн.рублей. Практически обеспечена полная и своевременная уплата налогов и сборов сельскохозяйственных организаций в бюджеты всех уровней.

В связи с особенностями сельскохозяйственного производства и социальными рисками при банкротстве сельскохозяйственных организаций в Республике Татарстан определены подходы по "мягкому" проведению процедур банкротства. Для реализации этой схемы создана межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению предприятий АПК.

Приоритетный национальный проект "Развитие АПК" реализуется в Республике Татарстан в 2006-2007 годах по трем основным направлениям:

ускоренное развитие животноводства за счет субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, поставок по лизингу техники, оборудования, племенного скота и других мероприятий;

стимулирование развития малых форм хозяйствования за счет субсидирования процентных ставок по кредитам и займам на развитие производства личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие сельской кредитной кооперации, развитие системы земельно-ипотечного кредитования и других мероприятий;

обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе за счет льготного кредитования строительства (приобретения) жилья, представления субсидий на строительство (приобретение) жилья и других мероприятий.

Бюджетные расходы на реализацию регионального проекта "Развитие АПК" в Республике Татарстан составили 7,1 млрд.рублей в 2006 году и планируются на уровне 6,0 млрд.рублей в 2007 году.

Вместе с тем отдельные тенденции в развитии сельского хозяйства Республики Татарстан нельзя признать удовлетворительными. Сложным остается финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рентабельность сельскохозяйственного производства составила 2,5%, при этом разница в денежной выручке достигает 5 раз, а между отдельными хозяйствами превышает 10 раз.

Неустойчивой является динамика показателей урожайности основных сельскохозяйственных культур. За 2001-2005 годы урожайность пшеницы снизилась с 33,2 центнера с гектара до 26,2 центнера с гектара (в России в среднем - 18,9 центнера с гектара, лучшие страновые показатели - 92,5 центнера с гектара в Ирландии); урожайность ячменя - с 35,2 центнера с гектара до 31,5 центнера с гектара (в России в среднем - 17,3 центнера с гектара, лучшие страновые показатели - 75,5 центнера с гектара в Бельгии).

Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях имеет тенденцию к сокращению, хотя по результатам реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в 2006 году в Республике Татарстан существенно выросло за год производство мяса (на 5,7%) и молока (на 5,4%) и сохраняется положительная динамика основных показателей в животноводстве, достигнутый уровень отдельных показателей продуктивности является недостаточным. В частности, за 2001-2006 годы средний удой молока на 1 корову увеличился с 2797 до 3657 кг (в России в среднем - 3564 кг, лучшие страновые показатели - 8029 кг в Швеции). Особенно тревожной является динамика показателей, характеризующих материально-техническую базу сельского хозяйства Республики Татарстан. Сокращается парк практически всех видов техники в сельскохозяйственных организациях. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций тракторами упала с 9,0 до 6,0 тракторов на 1000 гектаров пашни. За 2001-2005 годы энергетические мощности снизились с 54,5 до 44,6 лошадиной силы в расчете на одного среднегодового работника и с 327 до 229 лошадиных сил в расчете на 100 гектаров посевной площади.

Наличный машинно-тракторный парк не соответствует потребностям отрасли как по количеству и структуре, так и по техническому уровню машин. До 1992 года республика ежегодно получала до 4-4,5 тыс. тракторов, до 1,5 тыс. зернокомбайнов, до 2 тыс. автомобилей, 500 единиц кормоуборочных машин, по 2-2,5 тыс. плугов, сеялок, культиваторов, жаток. За 1995-2006 годы Республике Татарстан было поставлено всего лишь 6673 трактора и 2483 зерноуборочных комбайна, что немногим больше поступления сельскохозяйственной техники только за один 1990 год. Кроме того, имеющийся машинно-тракторный парк сильно изношен, нагрузка на него многократно увеличена. Для приобретения основных сельскохозяйственных машин необходимо продавать в 10 раз больше пшеницы, в 20-25 раз больше мяса и молока по сравнению с 1991 годом. Около 70% парка тракторов и зерноуборочных комбайнов, 80% грузовых автомобилей, почвообрабатывающих и посевных машин отслужили 10-15 и более лет. В связи с этим многие технологические операции в растениеводстве выполняются по упрощенным схемам с нарушениями агротехники и сроков проведения сельскохозяйственных работ, с высокими затратами ручного труда и большими потерями продукции.

Сложившаяся ситуация повлекла за собой резкое падение уровня технического потенциала республики, который к 2006 году достиг 51% обеспеченности сельхозмашинами. Для поддержания машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии требуется ежегодное его обновление на сумму около 10 млрд.рублей, что составляет примерно 2500 тракторов, 600-700 зерноуборочных комбайнов и 250-300 кормоуборочных комбайнов, 300 грузовых автомобилей, 1000 посевных и почвообрабатывающих машин.

Численность постоянного сельского населения в Республике Татарстан за последние 6 лет сократилась на 45,1 тыс. человек. Не внушают оптимизма негативные тенденции сокращения, прежде всего лиц, находящихся в возрастных группах моложе трудоспособного возраста, и лиц, находящихся в возрастных группах от 14 до 44 лет, что свидетельствует о снижении потенциала трудовых ресурсов для развития республиканского сельского хозяйства.

Снижается и численность занятых в агропромышленном комплексе Республики Татарстан, которая в настоящее время достигла 139 тыс. человек, в том числе в сельскохозяйственных формированиях 102 тыс. человек (против 288 тыс. человек в 1990 году).

В 2006 году средняя заработная плата работников сельского хозяйства составила 3960 рублей, тогда как прожиточный минимум оценивается в 3008 рублей. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций к среднереспубликанскому уровню имело тенденцию к снижению и достигло 44,8%.

Достаточно остро стоят проблемы обеспечения отрасли квалифицированными кадрами, их привлечения и закрепления. По Республике Татарстан ежегодно по различным причинам освобождаются от должности в среднем около 190 руководителей сельскохозяйственных предприятий (23%). Обеспеченность хозяйств республики специалистами всех уровней составляет 90%. В хозяйствах Лениногорского, Менделеевского, Муслюмовского, Ютазинского районов потребность обеспечена лишь на 70-74%.

В немалой степени этим тенденциям способствует сохраняющаяся непривлекательность условий труда и жизни в сельских поселениях. Уровни электрификации, газификации и телефонизации жилых зданий и обеспеченности населения объектами здравоохранения, образования и культуры являются недостаточными и отстают от нормативных.

Земля остается главным и незаменимым средством производства в сельском хозяйстве. В настоящее время в Республике Татарстан насчитывается более 1400 тыс. гектаров кислых почв, значительная доля сельскохозяйственных угодий характеризуется пониженным содержанием гумуса и питательных веществ, по различным причинам сохраняется тенденция вывода сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота. Вместе с тем только ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель сократился за 2003-2006 гг. с 3990 до 679 гектаров. Решение других проблем развития сельского хозяйства в ущерб решению проблемы сохранения и повышения плодородия почв может серьезно осложнить создание условий повышения эффективности сельскохозяйственного производства в целом.

В рамках реализации программного подхода необходимо выделить неблагоприятные факторы внешней среды и актуальные проблемы развития сельского хозяйства Республики Татарстан, требующие своего решения до 2012 года.

К неблагоприятным факторам развития сельского хозяйства Республики Татарстан и других субъектов Российской Федерации относятся:

а) рыночные - диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, промышленную продукцию и энергоносители;

Исторически сложившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию по отношению к промышленной продукции и энергоносителям не только не сокращается, но и имеет тенденцию к увеличению. При несущественном росте цен на основные виды сельскохозяйственной продукции наблюдается динамичное повышение цен на необходимые материально-технические ресурсы для производства и особенно на энергоносители, что во многом связано с изменением цен и тарифов на услуги естественных монополий.

В 2003-2006 гг. среднегодовой темп роста цен сельхозпроизводителей составил 113,9%, производителей пищевых продуктов - 109,2%, потребительских цен на продовольствие - 110,2%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»