Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 29 декабря 2007 г. N 802
"Об утверждении республиканской целевой программы "Мелиоративные
работы по коренному улучшению земель на сельскохозяйственных
предприятиях Республики Татарстан" на 2008 год"
(с изменениями на 12 марта 2008 года)


Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую  республиканскую целевую программу "Мелиоративные работы по коренному улучшению земель на сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан" на 2008 год (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан выделить за счет средств бюджета Республики Татарстан на 2008 год Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан 40,0 млн.рублей на реализацию Программы.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по согласованию с Министерством финансов Республики Татарстан разработать порядок финансирования мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан.

 Премьер-министр
 Республики Татарстан

 Р.Н.Минниханов

      

      Республиканская целевая программа
"Мелиоративные работы по коренному улучшению земель
на сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан" на 2008 год
(утв.  постановлением КМ РТ от 29 декабря 2007 г. N 802)


Наименование
Программы

Республиканская целевая программа "Мелиоративные работы
по коренному улучшению земель на сельскохозяйственных
предприятиях Республики Татарстан" на 2008 год (далее -
Программа)

Основание для
разработки
Программы

Закон Республики Татарстан от 27.12.2005 N 133-ЗРТ "Об
утверждении Программы социально-экономического развития
Республики Татарстан на 2005-2010 гг.";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 14.12.2007 N 711 "Об утверждении республиканской
целевой программы "Развитие сельского хозяйства
Республики Татарстан на 2008-2012 годы"

Государственный
заказчик
Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан

Основные
разработчики
Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан

Государственный
заказчик -
координатор
Программы

федеральное государственное учреждение "Управление
мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения
по Республике Татарстан" (ФГУ - "Управление
"Татмелиоводхоз")

Исполнители
работ Программы

определяются на конкурсной основе

Цели Программы

обеспечение потребностей населения в высококачественной
продукции агропромышленного комплекса на основе роста
продуктивности агропромышленного производства, его
конкурентоспособности, выход на мировой рынок
продовольствия;
сохранение и повышение плодородия почв, рациональное
использование природных ресурсов, в том числе
сельскохозяйственных угодий, и достижение на базе этого
конечной цели - повышения качества жизни населения

Задачи
Программы

повышение эффективности аграрного производства и других
сфер агропромышленного комплекса до уровня,
обеспечивающего конкурентоспособность производимой
продукции на региональном, федеральном и мировом
продовольственных рынках;
обеспечение на основе развития агропромышленного
комплекса роста материального благосостояния и качества
жизни сельского населения;
защита земель от затопления и подтопления путем
строительства и реконструкции гидротехнических и
мелиоративных сооружений, охрана сельскохозяйственных
угодий от водной и ветровой эрозии;
агролесомелиоративные мероприятия, улучшение качества
природной среды и поверхностных водоисточников;
увеличение урожайности возделываемых
сельскохозяйственных культур на основе оптимальной
химизации, орошения;
производство сельскохозяйственной продукции по
международным экологическим стандартам

Сроки и этапы
реализации
Программы

2008 год

Важнейшие
целевые
индикаторы и
показатели
Программы

восстановление 746,3 гектара орошаемых земель, 785
гектаров осушенных земель;
защита 1660 гектаров земель от водной и ветровой
эрозии;
вовлечение в сельскохозяйственный оборот 1026 гектаров
сельскохозяйственных угодий

Источники
финансирования
Программы

Объем финансирования Программы в 2008 году - 46
млн.рублей:
в том числе за счет средств бюджета Республики
Татарстан - 40,0 млн.рублей;
внебюджетных источников - 6,0 млн.рублей

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации
Программы

Реализация Программы в 2008 году позволит произвести:
увеличение плодородия почв на сельскохозяйственных
угодьях и производства зерна, семян, кормов,
плодоовощной и другой продукции, сохранение
сельскохозяйственных земель;
обеспечение занятости сельского населения в районах
республики;
проведение культуртехнических работ и рекультивации
нарушенных земель;
создание и реконструкция полезащитных,
фитомелиоративных насаждений;
повышение технологического и технического уровня и
информационного обеспечения намеченных Программой
мероприятий;
создание правовой и экономической базы повышения
плодородия сельскохозяйственных земель;
подготовка и повышение квалификации кадров





Система
организации
контроля за
исполнением
Программы

Контроль и координация деятельности по исполнению
Программы обеспечиваются государственным заказчиком -
Министерством сельского хозяйства и продовольствия
Республики Татарстан



      1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Анализ современного состояния и возможных направлений развития сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, отдачу от мелиорированных угодий, а также улучшение общей экологической обстановки.

Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли, имеет важное природоохранное значение.

В республике насчитывается 169 тыс.гектаров орошаемых земель. За последние годы из-за несвоевременного ремонта и реконструкции мелиоративных объектов большинство мелиорированных угодий вышли из оборота и не обеспечивают получение проектных показателей урожайности.

Продолжают действовать следующие негативные процессы:

дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий;

уменьшение площади орошаемых земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;

нарастание отрицательного баланса гумуса пашни;

усиление процессов эрозии и деградация почв;

интенсивное развитие заболачивания и подтопления земель, распространение древесно-кустарниковой растительности, снижение продуктивности естественных лугов и пастбищ.

Указанные негативные процессы приводят к резкому сокращению площадей сельскохозяйственных угодий, ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почвы и снижению ее плодородия.

В республике насчитывается порядка 20 тыс. действующих оврагов, их суммарная длина достигла 28 тыс. километров, более 2,1 млн. гектаров пашни расположены на склонах. По этой причине ежегодно смывается плодородный слой, в результате из оборота выводится более 1 тыс. гектаров сельхозугодий.

За последние годы в результате процессов эрозии произошло сокращение содержания в почве гумуса - важнейшего компонента, обуславливающего плодородие всех типов почв, с 5,6 до 4,9%.

Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса республики и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Сохранение плодородия почвы и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение и требует комплексного решения. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной независимостью республики.

      2. Основные цели и задачи реализации Программы


Целями Программы являются:

обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почвы, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий увеличения производства сельскохозяйственной продукции;

обеспечение потребностей населения высококачественной продукцией агропромышленного комплекса, выход на мировой рынок;

повышение качества жизни населения.

Исходя из целей Программы, определены следующие задачи:

обеспечение условий для снижения интенсивности обработки, сохранения и воспроизводства плодородия почвы;

предотвращение сокращения сельскохозяйственных угодий;

повышение степени использования биоклиматического потенциала республики и стабилизация сельскохозяйственного производства;

улучшение экологического состояния, повышение устойчивости агросферы к природно-антропогенным нагрузкам;

внедрение стандартов производства экологической сельскохозяйственной продукции;

формирование экономического механизма повышения заинтересованности в воспроизводстве плодородия почв;

увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение уровня жизни населения;

повышение урожайности возделываемых сельскохозяйственных культур на основе оптимального внесения органических и минеральных удобрений, орошения, осушения земель.      

 3. Система программных мероприятий


Программные мероприятия согласно  к настоящей Программе направлены на реализацию поставленной цели.

Мелиоративные работы по коренному улучшению земель в сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан - 46,0 млн.рублей,

в том числе:

из средств бюджета Республики Татарстан - 40,0 млн.рублей,

из них на:

строительство, реконструкцию, восстановление орошаемых и осушенных земель, водоемов - 12,1 млн.рублей;

строительство, реконструкцию, капитальный ремонт комплекса противоэрозионных сооружений, прудов, гидротехнических сооружений на плотинах - 14,6 млн.рублей;

выполнение культуртехнических работ - 4,1 млн.рублей;

водообеспечение объектов мелиорации и животноводства, строительство водопроводов, бурение, реконструкцию, капитальный ремонт скважин - 8,7 млн.рублей;

проектно-изыскательские работы - 0,5 млн.рублей;

внебюджетные источники - 6,0 млн.рублей.


 4. Ресурсное обеспечение Программы


Мероприятия Программы финансируются:

за счет средств бюджета Республики Татарстан, выделяемых государственному заказчику Программы на мероприятия в области сельскохозяйственного производства Республики Татарстан в соответствии с Законом Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2008 год";

за счет собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Объем затрат для реализации Программы составит - 46,0 млн.рублей,

в том числе средства бюджета Республики Татарстан - 40,0 млн.рублей,

из них на:

строительство, реконструкцию, восстановление орошаемых и осушенных земель, водоемов - 12,1 млн.рублей;

строительство, реконструкцию, капитальный ремонт комплекса противоэрозионных сооружений, прудов, гидротехнических сооружений на плотинах - 14,6 млн.рублей;

выполнение культуртехнических работ - 4,1 млн.рублей;

водообеспечение объектов мелиорации и животноводства, строительство водопроводов, бурение, реконструкцию, бурение и капитальный ремонт скважин - 8,7 млн.рублей;

проектно-изыскательские работы - 0,5 млн.рублей;

внебюджетные источники - 6,0 млн.рублей.

      5. Механизм реализации Программы, контроль за ходом ее реализации


Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (далее - Министерство) является главным распорядителем средств, выделенных на мелиоративные работы.

Министерство по заявкам районных управлений сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан утверждает перечень объектов мелиоративных работ по коренному улучшению земель на сельскохозяйственных предприятиях Республики Татарстан, которые включают работы по проектированию, строительству, реконструкции, восстановлению, капитальному ремонту оросительных и осушительных систем, плотин и гидротехнических сооружений, а также комплекс противоэрозионных работ, культуртехнических работ, работ по бурению, реконструкции, капитальному ремонту скважин на воду, подготовки к поливу оросительных систем и насосных станций в разрезе хозяйств и муниципальных районов. При этом финансирование объектов бурения, реконструкции, капитального ремонта скважин на воду производится в объеме 50% - за счет средств бюджета Республики Татарстан и 50% - за счет средств сельскохозяйственного предприятия.

Приемка законченных строительством объектов в эксплуатацию производится комиссией, назначаемой приказом Министерства.

Реализация Программы обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых между государственным заказчиком и государственным учреждением по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (государственный заказчик - координатор), который, в свою очередь, на конкурсной основе определяет и заключает государственные контракты с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий Программы по утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.

Контроль за ходом реализации Программы обеспечивается государственным заказчиком - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и федеральным государственным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Татарстан" (ФГУ "Управление "Татмелиоводхоз").

Оплата выполненных работ производится на основании акта выполненных работ по формам N КС-2 и справке по форме КС-3, утвержденной постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.

Министерство ежемесячно представляет в Министерство финансов Республики Татарстан отчет об использовании бюджетных средств.

Контроль за объемом и качеством выполненных работ осуществляется заказчиком-застройщиком (ФГУ "Управление "Татмелиоводхоз").

Ответственность за достоверность представляемой документации и эффективное использование выделенных средств возлагается на ФГУ "Управление "Татмелиоводхоз".

В случае выявления фактов нецелевого использования средств к нарушителям бюджетного законодательства применяются меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством.

      6. Социально-экономическая и экологическая эффективность
реализации Программы


В основе обоснования социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы заложены идеи и методы экономического и экологического характера, позволяющие описать и систематизировать совокупность природных процессов с учетом конкретной хозяйственной деятельности. При этом хозяйственная деятельность направлена на сохранение и восстановление природной сферы и создание экологически устойчивых и экономически эффективных агроландшафтов.

Учитывая важную роль государства в решении экологических проблем, при обосновании эффективности мероприятий Программы определялась коммерческая, бюджетная и общественная (народно-хозяйственная) эффективность.

В качестве интегрального показателя оценки экономической эффективности мероприятий Программы использован прирост чистого дисконтированного дохода, а в качестве вспомогательного показателя - срок окупаемости капитальных вложений.

При оценке эффективности проведения мероприятий Программы рыночная цена реализации товарной продукции принята равной 5,0 тыс.рублей за тонну зерновых единиц, себестоимость производства единицы продукции - 3,25 тыс.рублей за тонну. Уровень товарности сельскохозяйственной продукции в Программе составляет 65 процентов. Удельные затраты на эксплуатацию мелиоративных систем - 3,44 тыс.рублей на гектар.

При осуществлении мероприятий Программы решаются вопросы и социального характера, в том числе вопрос занятости населения. Эффективность в этом случае определяется путем экономической оценки трудовых ресурсов и численности работников, вовлекаемых в производственный процесс в результате проведения мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»