Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 6 декабря 2005 г. N 572
"Об утверждении Методических рекомендаций по оценке докладов
о результатах и основных направлениях деятельности субъектов
бюджетного планирования Республики Татарстан"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.


Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов


Методические рекомендации
по оценке докладов о результатах и основных направлениях деятельности
субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 6 декабря 2005 г. N 572)

1. Общие положения

Методические рекомендации по оценке докладов (далее - Методические рекомендации) о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан (далее - доклады) разработаны в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.05.2005 г. N 779-р.

Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях:

"субъекты бюджетного планирования" - министерства и ведомства Республики Татарстан;

"цель" - краткое описание и индикатор оценки ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций в сфере деятельности субъекта бюджетного планирования;

"задача" - краткое описание и индикатор оценки ожидаемых конечных количественно измеримых, общественно значимых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям достижения одной из целей;

"мероприятие" - действие по реализации задачи и индикатор оценки ожидаемых конечных количественно измеримых, общественно значимых результатов деятельности субъекта бюджетного планирования по конкретным направлениям достижения одной из целей;

"бюджетная целевая программа" - реализуемая субъектом бюджетного планирования (подведомственными ему главными распорядителями средств бюджета Республики Татарстан) федеральная целевая программа, республиканская целевая программа или ведомственная целевая программа;

"ведомственная целевая программа" - утвержденный (планируемый к утверждению) субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной задачи (в том числе на выполнение действующих республиканских законов и иных нормативных правовых актов);

"непрограммная деятельность" - комплекс мероприятий (направлений расходования бюджетных средств), направленных на решение конкретной задачи (в том числе на выполнение действующих республиканских законов и иных нормативных правовых актов) по осуществлению регламентной деятельности субъекта бюджетного планирования (предоставление услуг населению государственными учреждениями) или другой конкретной задачи за счет текущих расходов субъекта бюджетного планирования и подведомственных ему учреждений;

"индикатор оценки деятельности" - ориентирующий экономический показатель, измеритель, позволяющий в определенной степени предвидеть, в каком направлении следует ожидать развития экономических процессов. Индикаторы оценки деятельности устанавливаются для мероприятий, задач, целей бюджетных целевых программ, ведомственных целевых программ, непрограммной деятельности. По каждому индикатору устанавливается пороговое значение. Пороговые значения для субъектов бюджетного планирования устанавливаются в рамках системы индикативного управления и утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан;

"отнормированный индикатор" - безразмерная величина, принимающая значение на отрезке от нуля до единицы, адекватно отражающая поведение индикатора в заданном интервале значений. Интервал определяется наилучшими и наихудшими значениями индикатора;

"агрегированный индикатор" - величина, значение которой может определяться значениями одного или нескольких отнормированных индикаторов и/или агрегированных индикаторов с применением весовых коэффициентов, определяющих степень предпочтения;

"иерархия индикаторов" - способ построения структуры расчетов агрегированного индикатора субъектов бюджетного планирования путем последовательного объединения индикаторов, агрегированных индикаторов в группы. С использованием агрегированного индикатора оценивается результат решения задачи, если она реализуется более чем одним мероприятием; результат достижения цели, если она достигается путем решения более чем одной задачи; результат деятельности субъекта бюджетного планирования.


2. Оценка эффективности деятельности субъекта бюджетного
планирования с использованием агрегированного индикатора

2.1. Степень достижения установленных целей, реализации задач и мероприятий определяется на основе анализа достигнутых значений индикаторов и плановых индикаторов с учетом пороговых значений, установленных в рамках системы индикативного управления и утвержденных Кабинетом Министров Республики Татарстан. Значения индикаторов на плановый период устанавливаются во взаимосвязи с параметрами, определенными Программой социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы.

Оценка достижения задач, целей, деятельности субъектов бюджетного планирования в целом осуществляется с использованием агрегированных индикаторов. Агрегированный индикатор субъекта бюджетного планирования в целом позволяет оценить эффективность деятельности субъекта бюджетного планирования в динамике с учетом всех индикаторов, агрегированных индикаторов, характеризующих направления его деятельности.

Агрегированный индикатор представляет собой сумму слагаемых индикаторов (агрегированных индикаторов), стоящих на уровень ниже в иерархии индикаторов и скорректированных на относительный весовой коэффициент.Агрегированный индикатор принимает значения от 0 до 1.

                                        n

                          АИ = сумма (Ii x Ki), (1)

                                       t = 1

где:

АИ - агрегированный индикатор следующего уровня иерархии индикаторов;

Ii - отнормированный индикатор или агрегированный индикатор предыдущего уровня иерархии индикаторов;

К - относительный весовой коэффициент;

n - количество индикаторов (агрегированных индикаторов), участвующих в формировании агрегированного индикатора следующего уровня иерархии индикаторов.

2.2. Индикаторы, как правило, имеют различную размерность, поэтому при расчете агрегированного индикатора для всех индикаторов предыдущего уровня иерархии, кроме агрегированных индикаторов, переход осуществляется с помощью нормирования к сопоставимым безразмерным величинам - отнормированным индикаторам.

Нормирование заключается в выборе диапазона значений индикатора (наихудшее и наилучшее), одно из которых соответствует нулевому значению отнормированного индикатора, другое - единичному. Если фактическое значение находится в пределах диапазона, то отнормированный индикатор будет принимать значение от 0 до 1. Если значение фактического индикатора ниже наихудшего значения, то значение отнормированного индикатора принимается равным 0, если выше наилучшего, то - 1.

Значения диапазона определяются экспертным путем, при их определении учитываются существующие международные, российские и республиканские стандарты значений индикаторов, являющихся слагаемыми агрегированного индикатора следующего уровня иерархии.

Зависимость значения отнормированного индикатора от значения индикатора может быть прямой, когда положительная динамика определяется увеличением значения индикатора, и обратной, когда положительная динамика определяется уменьшением значения индикатора.

Отнормированный индикатор при прямой зависимости его значения от значения индикатора рассчитывается следующим образом:

                                                                       FIi - Li

            Если FIi > Mi, то Ii = 1, иначе Ii = --------.

                                                                       Mi - Li

                                                                       FIi - Li

            Если FIi < Li, то Ii = 0, иначе Ii = ----------, (2)

                                                                        Mi - Li

где:

FIi - значение индикатора;

Мi - наилучшее значение индикатора;

Li - наихудшее значение индикатора.

Отнормированный индикатор при обратной зависимости его значения от значения индикатора рассчитывается следующим образом:

                                                                         FIi - Mi

        Если FIi < Mi, то Ii = 1, иначе Ii = 1 - --------.

                                                                         Li - Mi

                                                                        FIi - Mi

        Если FIi > Li, то Ii = 0, иначе Ii = 1 - --------. (3)

                                                                         Li - Mi

2.3. Весовые коэффициенты определяют степень предпочтения индикатора (агрегированного индикатора), применяемого при расчете агрегированного индикатора, для чего можно использовать любую систему баллов (в настоящей Методике используется 10-балльная система весов). Наиболее приоритетному индикатору (индикаторам, агрегированным индикаторам) выставляется 10 баллов, остальным в зависимости от приоритетности - от 9 до 1.

От значения весовых коэффициентов по балльной системе осуществляется переход к относительным весам, которые рассчитываются таким образом, чтобы их сумма при расчете агрегированного индикатора составляла 1.

Относительный весовой коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

                                              n

                        Ki = VBi / сумма VBi, (4)

                                            i = 1

где VBi - весовой коэффициент индикатора (агрегированного индикатора) по системе баллов.

Для оценки деятельности субъектов бюджетного планирования необходимо обеспечить систему регулярного мониторинга значений установленных индикаторов.

3. Оценка бюджетной эффективности деятельности
субъекта бюджетного планирования

3.1. При оценке бюджетной эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования учитывается изменение доходов и расходов бюджетных средств, обусловленное изменением:

- налоговых поступлений от организаций, на результаты деятельности которых повлияет реализация бюджетных целевых программ, ведомственных целевых программ, внебюджетной деятельности;

- объема социальных выплат из консолидированного бюджета Республики Татарстан за счет снижения затрат на коммунальные услуги населению и бюджетным организациям в связи с ростом реальных доходов населения.

3.2. Расчет величины налоговых поступлений от организаций, на результаты деятельности которых повлияет реализация бюджетных целевых программ, ведомственных целевых программ, внебюджетной деятельности, осуществляется на основании Налогового кодекса Российской Федерации, федеральных и республиканских законов о бюджете и прочих нормативных актов и производится по следующей формуле:

                                        k

                           Ni = сумма nj, (5)

                                      j = 1

где:

Ni - сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Татарстан за i-й год от реализации бюджетной целевой программы, ведомственной целевой программы, внебюджетной деятельности;

nj- налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Татарстан по j-му налогу от реализации бюджетной целевой программы, ведомственной целевой программы, внебюджетной деятельности;

k - число налогов.

Расчет прямой годовой республиканской бюджетной эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования (Гбэ) от реализации бюджетных целевых программ, ведомственных целевых программ, внебюджетной деятельности производится следующим образом:

                                     Ni

                         Гбэi = -- x 100%, (6)

                                     Ii

где:

Гбэi - прямая годовая республиканская бюджетная эффективность от реализации бюджетной целевой программы, ведомственной целевой программы, внебюджетной деятельности в i-ом году;

Ii - сумма вложений бюджетных средств в i-ом году.

При Ii = 0 Гбэi приравнивается нулю.

Расчет прямой интегральной бюджетной эффективности (Ибэ) производится по следующей формуле:

                                      p                  p

                    Ибэ = cумма Ni / сумма Ii x 100%, (7)

                                 i = 1              i = 1

где:

Р - число лет, за которое производится оценка бюджетной эффективности.

                  p

При сумма Ii = 0 Ибэ приравнивается нулю.

                 i = 1

3.3. Расчет изменения объема социальных выплат из консолидированного бюджета Республики Татарстан за счет снижения затрат на коммунальные услуги населению и бюджетным организациям в связи с ростом реальных доходов населения производится по следующей формуле:

                        Ki = K1i + K2i, (8)

где:

K1i - экономия бюджетных средств, вызванная снижением затрат на коммунальные услуги населению и бюджетным организациям (сокращение величины субсидий и дотаций), а также повышением доходов населения;

K2i - экономия бюджетных средств на реализацию программы адресной социальной защиты за счет сокращения сумм компенсационных выплат в связи с ростом реальных доходов населения.

Расчет косвенной годовой республиканской бюджетной эффективности бюджетной целевой программы, ведомственной целевой программы, внебюджетной деятельности (КГбэ) производится по формуле:

                                      Ki

                        КГбэi = -- x 100%. (9)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»