• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

Приказ Министерства строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
от 29 апреля 2004 г. N 106/О
"О работе Экспертного совета по рассмотрению результатов проведенных
независимых экспертиз обоснованности затрат организаций,
оказывающих жилищно-коммунальные услуги"
(с изменениями на 14 апреля 2005 года)


Во исполнение Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Состав Экспертного совета по рассмотрению результатов независимых экспертиз обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
Положение о технологической и финансовой экспертизе обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
Методику формирования экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
Регламент работы Экспертного совета по рассмотрению результатов экспертиз обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 02.03.2000 г. N 73/1 "О технологической и финансовой экспертизе деятельности предприятий ЖКХ";
приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 21.04.2003 г. N 143/О "О создании экспертной группы по рассмотрению результатов проведенных экспертиз обоснованности затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра Хазиева Р.М.

Министр строительства, архитектуры
и жилищно-коммунального
хозяйства Республики Татарстан М.Ш.Хуснуллин


Состав Экспертного совета по рассмотрению результатов независимых экспертиз обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (утв. приказом Минстройархжилкомхоза РТ от 29 апреля 2004 г. N 106/О)

Хусаенов Р.И. - заместитель министра - председатель Экспертного совета
Чернякова Е.Е. - начальник управления тарифной политики и экономического программирования жилищно-коммунального хозяйства - заместитель председателя Экспертного совета

Члены Экспертного совета:


Каримов М.А. - начальник управления по техническому перевооружению
Малова И.И. - начальник отдела аудита финансово-хозяйственной деятельности
Сибгатуллина Л.П. - начальник отдела тарифной политики
Абдуллаев А.Ю. - начальник отдела эксплуатации жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы
Мухтаров К.А. - начальник отдела развития благоустройства городов и населенных пунктов
Рязанский В.Б. - начальник отдела реформирования и инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство
Тагиров З.А. - начальник отдела развития и реконструкции водопроводно-канализационного хозяйства
Семенов М.И. - начальник отдела развития коммунальной энергетики и газового хозяйства
Акберова Ф.А. - начальник отдела финансирования жилищно-коммунального хозяйства Министерства финансов Республики Татарстан (по согласованию)
Нигматов Л.Р. - начальник отдела тарифной политики Центра экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан (по согласованию)
Хураскин Е.И. - главный специалист отдела социально-трудовых отношений аппарата Совета Федерации профсоюзов Республики Татарстан (по согласованию)
Мухаметзянова Р.Р. - заместитель начальника отдела тарифной политики - секретарь Экспертного совета

Регламент работы Экспертного совета по рассмотрению результатов проведенных экспертиз обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (утв. приказом Минстройархжилкомхоза РТ от 29 апреля 2004 г. N 106/О)

1. Экспертный совет по рассмотрению результатов проведенных независимых экспертиз обоснованности затрат предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, образован для установления экономически обоснованных тарифов на услуги данных организаций (далее - Экспертный совет).
2. Заседания Экспертного совета проводятся еженедельно. Заседания Экспертного совета ведет Председатель Экспертного совета, а в его отсутствие - один из заместителей Председателя Экспертного совета либо по поручению Председателя Экспертного совета один из членов Экспертного совета.
3. Материалы проведенных независимых экспертиз обоснованности затрат передаются для рассмотрения членам Экспертного совета не позднее 3 дней до заседания Экспертного совета.
4. О проведении очередного заседания Экспертного совета (месте, времени и повестке дня) члены Экспертного совета информируются секретарем Экспертного совета путем уведомления по телефону или по факсимильной связи не позднее, чем за один день до назначенной даты.
5. На заседания Экспертного совета приглашаются эксперты организаций, проводивших экспертизы обоснованности затрат, а также руководители и специалисты организаций, на которых проведены экспертизы.
6. Рассмотрение материалов проведенных экспертиз осуществляется в следующей последовательности:
доклад экспертов организации, проводившей экспертизу обоснованности затрат;
обсуждение вопросов членов Экспертного совета к экспертам и представителям рассматриваемой организации.
7. По результатам рассмотрения представленных материалов независимых экспертиз обоснованности затрат принимается решение об установлении или отказе в установлении предложенных экономически обоснованных тарифов.
8. Результаты заседаний оформляются протоколом, который утверждается Председателем Экспертного совета, а в его отсутствие - одним из заместителей Председателя Экспертного совета.
9. Ведение протокола осуществляет секретарь Экспертного совета.
10. Члены Экспертного совета могут направить своего представителя для участия в заседаниях Экспертного совета.


Положение о технологической и финансовой экспертизе обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (утв. приказом Минстройархжилкомхоза РТ от 29 апреля 2004 г. N 106/О)

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения технологической и финансовой экспертиз обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, результаты которой используются при рассмотрении и установлении экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
2. Требования к проведению экспертизы, установленные настоящим Положением, распространяются на экспертизы, осуществляемые в целях:
установления достоверности представляемой хозяйствующими субъектами финансово-экономической и производственно-технологической информации;
защиты экономических интересов организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
выявления неэффективных и необоснованных затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
определения путей снижения производственной себестоимости организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги;
выявления внутренних резервов в целях повышения эффективности производства, обеспечения ресурсосбережения;
защиты экономических интересов населения и других потребителей от монопольного повышения тарифов;
открытости информации о тарифах на жилищно-коммунальные услуги и порядке их установления;
раздельного ведения организациями учета доходов и расходов.
3. Для настоящего Положения применяются следующие определения основных понятий:
Тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за услуги теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, содержания и ремонта жилищного фонда и другие виды жилищно-коммунальных услуг.
Период регулирования - временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в тариф.
Хозяйствующие субъекты - юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие жилищно-коммунальные услуги и представляющие расчеты и обоснования по установлению тарифов в регулирующие органы.
Экспертиза - независимая финансовая и (или) технологическая экспертиза факторов, влияющих на формирование тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации, представляемой хозяйствующими субъектами в целях экономического обоснования тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Экспертное заключение (заключение) - документ, являющийся результатом проведенной экспертной организацией экспертизы и имеющий юридическое значение в процедуре установления экономически обоснованных тарифов.
Экспертная организация - организация, осуществляющая деятельность по проведению независимых экспертиз организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, входящая в Реестр независимых экспертных организаций, аккредитованных Госстроем России на право проведения экспертизы тарифов ЖКУ (аудиторские организации, технические, технологические, научные и иные организации) и не являющаяся учредителем (участником) организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги, и учредителем (участником) которого не является такая организация.
4. Настоящее Положение устанавливает систему требований к проведению экспертизы обоснованности затрат хозяйствующих субъектов в соответствии с методологическими, организационными и правовыми особенностями ценообразования и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве.
5. Порядок и требования, установленные настоящим Положением, распространяются на экспертизы, проводимые как по инициативе хозяйствующих субъектов, так и по инициативе органов, осуществляющих регулирование тарифов.
6. Экспертиза тарифов проводится:
при подготовке хозяйствующими субъектами соответствующих расчетов и обоснований на регулируемый период, установленный действующими нормативными актами для расчета показателей, включаемых в тариф;
при инициативном обращении хозяйствующих субъектов в регулирующие органы с просьбой пересмотра тарифов в течение регулируемого периода;
при изменении более чем на 5 процентов суммарных расходов организаций на осуществление регулируемой деятельности по сравнению с расходами, принятыми при расчете цен и тарифов на предыдущий расчетный период регулирования;
при изменении более чем на 5 процентов суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при изменении более чем на 10 процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам;
при принятии организациями долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования объектов жилищно-коммунальной сферы, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов;
при появлении новых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
по результатам проверки регулирующим органом или по его поручению хозяйственной деятельности организации;
в иных случаях по соглашению между хозяйствующим субъектом и органом, осуществляющим регулирование тарифов.
Основным методом установления тарифов является метод экономической обоснованности расходов, расчеты с использованием которого производятся, как правило, один раз в три года. В промежутках применяется дополнительный метод - метод индексации.
7. Результатом проведения экспертизы должно быть заключение экспертной организации.
Заключение экспертной организации является документом, имеющим юридическое значение в процедуре рассмотрения регулирующими органами обоснования тарифов в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и утверждения их в установленном законодательством порядке.
8. Экспертиза, проводимая в соответствии с настоящим Положением, осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Заказчиком экспертизы является организация, по инициативе которой она проводится.
9. Методы проведения экспертизы устанавливаются экспертными организациями самостоятельно, при этом экспертные организации должны гарантировать качество и достоверность представленной в заключении информации.
10. Экспертиза может быть финансовой и (или) технологической и в обязательном порядке должна содержать анализ факторов, влияющих на формирование тарифов.
Назначение экспертизы, устанавливаемое настоящим Положением, определяется содержанием поставленных целей, глубиной, составом и объемом привлекаемой для анализа информации.
11. Критериями для экспертизы являются федеральные законы, законы Республики Татарстан, общие нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти и органами местного самоуправления, определяющие порядок ценообразования и тарифную политику по жилищно-коммунальным услугам, а также указания, инструкции, правила и нормы технической эксплуатации объектов и другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами.
При этом в обязательном порядке регулирующими органами в пределах своей компетенции утверждаются, а хозяйствующими субъектами используются:
методические указания о порядке расчета тарифов и размеров платы за услуги;
система показателей и информационных данных, представляемых в регулирующий орган;
нормы и нормативы, используемые при экономическом обосновании планируемых (расчетных) величин себестоимости и прибыли, принимаемых для расчета тарифов.
12. Заключение экспертной организации в обязательном порядке должно содержать следующую информацию:
оценку экономической обоснованности расходов, приведенных в предложениях по установлению цен и тарифов;
оценку финансового состояния и уровня технического оснащения организации;
анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для функционирования и развития организации;
анализ качества работ и услуг, оказываемых организацией;
сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предыдущему расчетному периоду регулирования.
13. В ходе проведения экспертизы при выявлении фактов нарушений или допущенных ошибок, существенно влияющих на величину формируемых тарифов, хозяйствующими субъектами вносятся необходимые изменения на основании соответствующих рекомендаций.
14. В случае, если хозяйствующим субъектом в ходе проведения экспертизы не были устранены выявленные существенные нарушения или ошибки, соответствующая информация должна найти отражение в заключении с оценочным анализом последствий для установления величины тарифов и в целях выполнения задач, решаемых экспертизой.
15. Контроль за отклонениями величин тарифов по каждому виду жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям осуществляет Экспертный совет по рассмотрению результатов проведенных независимых экспертиз обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Методика формирования экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги (утв. приказом Минстройархжилкомхоза РТ от 29 апреля 2004 г. N 106/О)

1. Общие положения


1.1. Настоящая методика разработана в рамках реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и описывает процедуру действий по регламентации финансово-хозяйственной деятельности организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
1.2. Основными целями введения экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и повышения объективности их формирования являются:
защита интересов потребителей, в том числе населения, при переходе отрасли жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования, предотвращение необоснованного завышения тарифов;
создание механизма регулирования цен на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства (естественных монополистов локальных товарных рынков) путем контроля уровня затрат и прибыли, использования оптимальных рыночных цен при заключении договоров на обслуживание;
создание ценовых ориентиров в условиях ликвидации перекрестного субсидирования при предоставлении коммунальных услуг промышленным потребителям и населению.
1.3. Настоящая методика предполагает использование как рыночных методов (установление цены в результате конкурсной борьбы при заключении договора), так и прямого ценового или косвенного регулирования через правила конкурсов, стандарты и нормативы. При этом регламентируются действия организаций ЖКХ и регулирующих органов, обеспечивающие достаточную степень объективности затрат и тарифов.
Процедура определения прямых или косвенных ограничений на уровень тарифов не является предметом данной методики. Такие ограничения устанавливаются решениями органа, осуществляющего государственное регулирование цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
1.4. Исходя из оценки объективных затрат, формируется цена производства услуги. Затем, например, путем расчета средневзвешенной по населенному пункту/району величины (при наличии нескольких организаций, предоставляющих аналогичные услуги) формируются тарифы для потребителей. При наличии значительных различий в уровне обслуживания и качестве условий проживания могут устанавливаться дифференцированные тарифы для потребителей.
1.5. Уровень рентабельности утверждается дифференцированно по видам деятельности организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, а также в разрезе каждого рассматриваемого предприятия.
1.6. Первым этапом формирования экономически обоснованного тарифа является оценка фактических затрат предприятия за прошедшие 2 года.
В процессе такой оценки выявляется наличие нерациональных затрат путем аудита тарифов с использованием расчета основных пропорций и соотношений на основании нормативов и в результате проведения необходимых корректировок фактических затрат формируется плановая себестоимость.
После чего рассчитывается плановый размер рентабельности: определяется объем инвестиций, оценивается их доля, финансируемая за счет прибыли, а также планируются остальные платежи, осуществляемые за счет прибыли.
1.7. Формирование действительно обоснованных тарифов должно быть основано на соответствующей современным условиям хозяйствования нормативной базе. Однако, как показывает практика, большинство нормативов затрат, которые используют организации ЖКХ при расчете себестоимости услуг в недостаточной мере ориентированы на условия и особенности конкретных организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Можно рекомендовать при утверждении тарифов использовать опыт организаций-аналогов, сравнение затрат организации с укрупненными показателями затрат, результаты экспертиз и аудиторских проверок.
1.8. Экономически обоснованные тарифы устанавливаются (по представлению Экспертного совета), как правило, не чаще одного раза в год, до утверждения бюджета на предстоящий финансовый год.
1.9. Экспертной организации в обязательном порядке предоставляется следующие данные данные:
По финансовой экспертизе:
анализ организационно-правового статуса хозяйствующего субъекта, его структуры управления, уставных, учредительных, юридических, распорядительных и организационных документов, требований учетной политики;
описание методов экспертизы тарифов и оснований для их выбора;
оценку достоверности финансовой информации, используемой при обосновании расчетной величины тарифов;
обоснованность определения видов и объемов продукции (работ, услуг) в натуральном выражении;
обоснованность общей величины, структуры и размера потребности в финансовых средствах для оказания жилищно-коммунальных услуг на период утверждения тарифов;
анализ динамики тарифов за последние 2 года, включая постатейный анализ фактической себестоимости и рентабельности;
сведения о динамике цен на приобретаемые товарно-материальные ценности;
анализ применяемых норм и нормативов в сравнении со среднеотраслевыми показателями, обоснование отклонений от этих показателей;
сведения о соблюдении предприятиями установленных норм и нормативов;
сведения о системе контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей;
данные о суммах и удельном весе в себестоимости (товаров, работ, услуг) производственных потерь, их причинах;
сведения о доле в себестоимости (товаров, работ, услуг) затрат на энергоресурсы, динамика тарифа за проверяемый период;
анализ цен, объемов и динамики расходов на оплату услуг сторонних организаций;
результаты выборочной проверки выполненных работ и услуг сторонними организациями, основания для выборки, анализ обоснованности расходов;
выборочная оценка влияния переоценки основных средств на сумму амортизации;
данные о степени изношенности основных средств;
результаты проверки целевого использования амортизационных отчислений;
результаты выборочной проверки сданных работ по капитальному ремонту и другим капитальным вложениям;
результаты проверки целевого использования ремонтного фонда;
объемы планово-предупредительных работ - процент исполнения, соответствие нормам;
расшифровку прочих расходов по текущему ремонту, оценку их обоснованности;
сведения об обоснованности складских запасов;
доля аварийно-восстановительных работ в себестоимости (товаров, работ, услуг), причины аварий;
расшифровку цеховых и общепроизводственных расходов;
анализ избранной методики учета и калькулирования себестоимости;
анализ применяемых норм и нормативов потребления: особенности этих норм;
анализ данных, на основании которых был рассчитан тариф, и фактических данных за предыдущий год;
обоснование применяемого уровня рентабельности в виде программы использования прибыли.
По технологической экспертизе:
описание методов проведения технологической экспертизы и обоснований их выбора;
состав и состояние основного и вспомогательного технологического оборудования, степень использования его мощности;
совокупные и удельные затраты первичных ресурсов в технологических процессах, включая оценку эффективности их использования в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по повышению эффективности использования первичных ресурсов;
совокупные и удельные показатели фактически производимых в технологическом процессе ресурсов и услуг;
состав и состояние транспортных коммуникаций доставки ресурсов, включая оценку совокупных и удельных потерь в сравнении с базовыми отраслевыми и мировыми показателями, предложения по снижению потерь при транспортировке ресурсов;
наличие приборного учета ресурсов на этапах производства, транспортировки и потребления, степень использования данных приборного учета в управлении технологическими процессами и расчетах с потребителями;
соответствие фактических качественных и количественных показателей ресурсов, поставляемых потребителю, заявленным в договорах и используемым при расчетах за услуги и ресурсы.

2. Расчет экономически обоснованных тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства


2.1. Алгоритм расчета тарифов
2.1.1. Основными этапами формирования экономически обоснованного тарифа является анализ и корректировка фактических затрат, формирование плановой себестоимости, ее проверка по нормативам-индикаторам и расчет величины прибыли.
2.1.2. Экономически обоснованный тариф (Т) определяется по формуле:

Т = С + П,


где С - плановая себестоимость единицы жилищно-коммунальной услуги, П - плановая прибыль.
2.1.3. Алгоритм расчета плановой себестоимости подразделяется на два этапа: анализ фактических затрат, включаемых в себестоимость и планирование себестоимости.
2.2. Анализ фактической себестоимости
2.2.1. На первом этапе анализируется фактическая себестоимость, выявляются резервы снижения затрат. На основе данных аудита (экспертизы) тарифов определяется необходимость корректировки величины фактических затрат.
Как правило, результатом аудита тарифов является, с одной стороны, выявление так называемых непроизводительных затрат, в том числе - не относящихся к данному виду деятельности, а с другой - резервов снижения себестоимости выполнения конкретных этапов технологического процесса.
При этом организации должны вести раздельный учет по видам деятельности.
2.2.2. Затем анализируется взаимовлияние себестоимости и объема реализации услуг с учетом планируемых мероприятий по ресурсосбережению.
В рамках мероприятий по реформированию ЖКХ проводятся работы по сокращению удельного потребления материального носителя услуги (воды и тепловой энергии). Такое сокращение вызывает пропорциональное снижение условно переменных затрат (электроэнергии, топлива, материалов, реагентов), но в результате сохранения объема условно постоянных затрат вызывает необходимость повышения плановой себестоимости единицы услуги.
Учет влияния возрастающей доли условно постоянных затрат в этом случае определяется делением общей суммы плановых затрат на плановый объем реализации услуг в натуральном выражении, рассчитанный с учетом нормативов их потребления, планов по ресурсосберегающим мероприятиям и отраженный в производственной программе организации. При этом рассматривается и оценивается как необходимость повышения плановой себестоимости для компенсации сохраняющихся условно постоянных затрат, так и действия по их снижению в плановом периоде и необходимые для этого инвестиции. Одновременно может быть пересмотрен устанавливаемый на планируемый период норматив потребления.
2.2.3. Оценивается связь себестоимости и качества услуг (перечня реально выполняемых работ, технологических операций). Определяются задачи по повышению качества обслуживания и оценивается изменение текущих затрат, обеспечивающее выполнение дополнительного перечня работ, работоспособность новых видов оборудования, реализацию новых технологических процессов.
Себестоимость услуг в зависимости от качества обслуживания определяется реально выполняемым перечнем работ, состоянием (уровнем износа) основных средств. Необходимость выполнения дополнительных по сравнению с предыдущим периодом работ, повышения надежности оборудования и сетей оценивается с точки зрения дополнительных затрат, которые по согласованию с заказчиком включаются в плановую себестоимость.
2.2.4. Использование для расчета себестоимости, а в конечном итоге, и экономически обоснованного тарифа фактических затрат без их анализа по трем указанным направлениям не допускается.
При этом в обязательном порядке использование при планировании себестоимости фактических затрат даже по отдельным статьям требует анализа их обоснованности путем аудиторской проверки, а также путем сравнения с затратами в аналогичных организациях и корректировки с учетом рационализации этих отдельных элементов себестоимости.
2.3. Планирование себестоимости услуг
2.3.1. Плановые затраты по каждой статье себестоимости определяются на основе анализа фактических затрат и их изменения в планируемом периоде путем:
оценки рациональности затрат в рамках аудиторских проверок (экспертизы) тарифов;
учета влияния на величину удельных затрат сокращения объема реализации услуг, в результате мероприятий по ресурсосбережению, установке приборов контроля и регулирования;
учета дополнительных затрат для выполнения необходимого перечня работ и процедур, обеспечивающего требуемое в соответствии с договорными обязательствами качество и экономическую безопасность обслуживания. При этом оценивается потребность в инвестиционных ресурсах для финансирования намечаемых мероприятий из фонда развития организации, а также дополнительные эксплуатационные затраты по одним статьям и их сокращение - по другим.
Таким образом, при планировании себестоимости, в частности, при расчете затрат по каждой ее статье должны учитываться две группы факторов:
понижающие величину себестоимости: реализация антизатратных механизмов, мероприятия по ресурсосбережению и др.;
повышающие величину себестоимости: индексы потребительских цен, определяющие уровень инфляции, а также внедрение технологических процессов, повышающих качество обслуживания.
Кроме того, необходимо учитывать повышение плановой себестоимости за счет увеличения доли условно постоянных затрат при сокращении удельного потребления материального носителя услуги (воды, тепловой энергии и др.) при внедрении ресурсосберегающих мероприятий.
2 3.2. Себестоимость реализации общего объема услуг определяется как сумма затрат по каждой статье себестоимости.
Плановые затраты на материалы, топливо, электроэнергию и другие прямые затраты зависят от объема выработки материального носителя услуги (подъема воды, выработки тепловой и электрической энергии), который складывается в результате оценки необходимого объема реализации услуг потребителям, потерь материального носителя услуги и расхода на собственные нужды. Таким образом, сокращение объемов реализации ресурсов (путем введения системы учета их потребления), сокращение потерь, неучтенных расходов и расходов на собственные нужды (за счет замены изношенных фондов, реализации инвестиционных проектов, направленных на совершенствование технологии, других мероприятий) должно привести к снижению затрат на материалы, топливо, электроэнергию и других, изменяющихся пропорционально объему производимых услуг.
В связи с этим планированию себестоимости должна предшествовать разработка производственной программы предприятия. Основой этой программы является расчет необходимого объема реализации услуг в натуральном выражении с учетом прогноза внедрения системы учета потребления ресурсов, установки приборов учета, обеспечения их обслуживания и поверки, считывания показаний и использования при расчетах с потребителями, а также мероприятий по совершенствованию технологии, замене изношенных фондов и других, направленных на сокращение потерь материального носителя услуги в процессе его производства и доведения (транспортировки) до потребителя.
2.3.2.1. Затраты на материальные ресурсы,. используемые для технологических целей (например, на очистку воды), определяются исходя из норм расхода каждого конкретного вида материалов (после их анализа и при необходимости - корректировки), планового объема производства, услуг и цен за единицу материала.
2.3.2.2. Затраты на все виды топлива и горючего, используемого для технологических нужд, так же как и затраты на материалы рассчитываются исходя из норм расхода топлива, объема производства услуг и цен за единицу топлива.
Наибольший удельный вес (до 40-60 и более процентов) затраты по этой статье себестоимости занимают в организациях теплоснабжения.
При расчете затрат на топливо для выработки тепловой энергии удельный расход условного топлива определяется по типам котлов, исходя из их установленной мощности и коэффициента полезного действия.
Произведение удельного расхода условного топлива на общий объем выработки тепловой энергии позволяет определить общий расход условного топлива, который переводится соответствующими коэффициентами в натуральное топливо.
При наличии приборов учета расход газа берется по показаниям счетчика.
Очевидно, что сокращение затрат по этой статье себестоимости может быть обеспечено путем:
совершенствования технологии производства тепловой энергии, повышения КПД котлов;
использования в населенных пунктах с малой плотностью населения локальных источников, сокращения потерь тепловой энергии в сетях, сокращения расхода тепловой энергии на собственные нужды, установки приборов учета на границах раздела собственности, а затем на домовых вводах и других мер по ресурсосбережению;
сокращения потерь а, следовательно, и объемов реализации горячей воды (в настоящее время имеет место значительный избыточный расход горячей воды, на подогрев которой расходуется значительное сверхнормативное количество тепловой энергии);
соблюдение нормативного температурного режима подаваемой горячей воды для снижения ее перерасхода;
сокращения нормативов (лимитов) потребления услуг за счет реализации мероприятий по их учету и др.
2.3.2.3. Затраты на электроэнергию занимают значительный удельный вес в себестоимости услуг большинства видов деятельности ЖКХ.
Расчет затрат по этой статье себестоимости осуществляется на основе данных об удельном расходе электроэнергии на единицу материального носителя услуги (куб.м воды, Гкал тепла и т.д.), объеме выработки материального носителя услуги и тарифа за 1 кВт/час электроэнергии.
При этом удельный расход электроэнергии, как правило, устанавливается на каждый этап производства и реализации услуги.
Удельный расход электроэнергии принимается либо по действующим нормативам, либо на основе использования расчетных данных о суммарной установленной мощности электромоторов, числе часов их работы в планируемом периоде, коэффициенте полезного действия, либо на основе фактических показателей после их анализа, сопоставления с организациями-аналогами и необходимой корректировки.
При наличии приборов учета расход электроэнергии определяется по показаниям счетчика.
Следующей составляющей для расчета затрат на электроэнергию является объем выработки материального носителя услуги (подъем воды, выработка тепловой энергии и т.п.).
Таким образом, при планировании затрат по статье "электроэнергия" необходимо предусматривать сокращение потерь материального носителя услуги на каждом этапе его производства и доведения до потребителя, особенно сокращение потерь воды (холодной и горячей) и тепловой энергии в сетях, а также сокращение объема потребления услуг в результате реализации мер по внедрению учета потребления ресурсов и т.п.
Значительное влияние на затраты по статье "электроэнергия" оказывают тарифы на электроэнергию, которые устанавливаются региональной энергетической комиссией.
2.3.2.4. Исходными данными для расчета затрат на оплату труда являются нормативы численности после их анализа и корректировки. Обоснование затрат на оплату труда должно включать в себя анализ доли фонда оплаты труда в тарифе, численности персонала предприятия, сопоставление ее с численностью работающих в организациях-аналогах, например, в расчете на 1000 обслуживаемых жителей.
Кроме того, необходимо проанализировать среднюю заработную плату в организации. Для гарантированного сохранения квалифицированных кадров и преодоления оттока рабочей силы заработная плата в организациях жизнеобеспечения должна быть, как правило, не ниже или на 10-15% выше средней по населенному пункту. Расчет затрат на оплату труда должен базироваться на установлении уровня оплаты труда рабочего 1 разряда основной специальности в соответствии с отраслевым тарифным соглашением и формировании штатного расписания. Кроме того, могут использоваться соотношения размеров заработной платы различных категорий работников, предусмотренные действующими нормативными материалами.
Для каждой из организаций-монополистов на рынке коммунальных услуг орган местного самоуправления согласовывает общий размер фонда оплаты труда, включаемого в себестоимость услуг (по представленным каждой из организаций обоснованиям).
В рамках общих ограничений фонда оплаты труда по организации в целом, а также контролируемого диапазона должностных окладов от рабочего 1 разряда до директора (в муниципальных и государственных предприятиях ЖКХ) размер заработной платы каждой категории работников: административно-управленческого персонала, работников основного и вспомогательного производства и др. - устанавливается руководством организации ЖКХ.
2.3.2.5. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств определяются на основании действующих норм амортизационных отчислений и балансовой стоимости основных средств.
При планировании затрат на амортизацию основных средств особое внимание должно быть уделено их переоценке в соответствии с реальной рыночной стоимостью.
2.3.2.6. Ремонтный фонд создается в организациях ЖКХ для проведения ремонта основных средств, имеющих длительный период использования, продолжительные межремонтные сроки, а также высокую стоимость ремонтов.
Отчисления в ремонтный фонд определяются исходя из балансовой стоимости основных средств и нормативов отчислений, которые разрабатываются и утверждаются организациями ЖКХ по согласованию с собственником объектов жилищно-коммунального хозяйства (органом местного самоуправления или уполномоченной им организацией, выполняющей функции заказчика).
На величину ремонтного фонда, так же как и амортизации влияют результаты переоценки основных средств.
Исходной базой для определения нормативов отчислений в ремонтный фонд являются следующие данные:
срок службы основных средств;
продолжительность межремонтных сроков;
регламент проведения ремонтных работ по каждому виду основных средств, а также их элементов и конструкций;
сметы затрат на проведение ремонтных работ (анализ фактических смет и их корректировка в соответствии с имеющими нормативами затрат) и др.
В тех случаях, когда в организациях ЖКХ не создается ремонтный фонд либо создается только по основным средствам объектов инженерной инфраструктуры, затраты на проведение ремонтных работ (текущего, капитального), как уже указывалось, планируются по статье "Ремонт и техническое обслуживание".
В основе расчета указанных затрат должен лежать перечень ремонтных работ, предусмотренный договором на обслуживание и ресурсные нормативы на их проведение, которые (при отсутствии утвержденных на федеральном или региональном уровнях) могут быть разработаны в рамках муниципального образования и утверждены органом местного самоуправления.
При планировании затрат на проведение ремонтных работ (и, в первую очередь, капитального ремонта) необходимо отдельно выделить работы, выполняемые подрядным способом, по договорам с организациями-подрядчиками.
2.3.2.7. Затраты на проведение аварийно-восстановительных работ планируются в организациях водопроводно-канализационного, тепло-, электроэнергетического хозяйств. Эта статья является комплексной, включающей в свой состав следующие элементы:
затраты на оплату труда работников, закрепленных непосредственно за этой службой, в том числе заработную плату шоферов аварийных машин, с отчислениями на социальные нужды;
затраты на материалы и запасные части, используемые для ликвидации аварий;
амортизацию оборудования, закрепленного за аварийно-диспетчерской службой;
затраты на горючее и смазочные материалы, используемые аварийными машинами в процессе ликвидации аварий;
оплату единой диспетчерской службы, услуг своих подразделений и сторонних организаций, связанных с ликвидацией аварий.
Планирование затрат на аварийно-восстановительные работы осуществляются исходя из анализа фактической надежности работы объектов ЖКХ - интенсивности отказов в год в расчете, например, на 1 млн.руб. балансовой стоимости основных средств и устойчивости их работы - среднего времени ликвидации одной аварии (час.), а также возможного повышения надежности и устойчивости работы объектов в результате замены изношенных фондов и проведения других мероприятий.
2.3.2.8. Затраты на покупную продукцию (воду, тепло, электроэнергию) включаются в себестоимость услуг в тех случаях, когда предприятие не имеет или имеет недостаточные мощности для производства материального носителя услуги. Включение этих затрат в себестоимость услуг оказывает серьезное влияние на ее величину, а как следствие - на величину экономически обоснованного тарифа.
Затраты на оплату продукции, приобретаемой со стороны, планируются в организациях водопроводно-канализационного, тепло-, электроэнергетического хозяйств, исходя из планируемого объема реализации услуг, наличия собственных мощностей, обеспечивающих этот объем, процента потерь и неучтенных расходов при передаче продукции организациям коммунального хозяйства, а также тарифов на указанную продукцию. При этом расчет затрат должен осуществляться отдельно по каждому поставщику с учетом объема реализуемой продукции и тарифа.
2.3.2.9. Цеховые и общеэксплуатационные расходы включают затраты, связанные с управлением и содержанием отдельных служб и подразделений организации в целом. Это, например, оплата труда цехового и административно-управленческого персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на оплату консультационных услуг, командировок и представительских расходов, амортизация основных средств общецехового и общеэксплуатационного назначения, их ремонт и техническое обслуживание и др.
Эти затраты являются условно постоянными и в случае сокращения объема реализации услуг их величина в расчете, а себестоимость единицы услуги, как указывалось выше, увеличивается.
Планирование цеховых и общеэксплуатационных расходов осуществляется на основе анализа фактических данных, их динамики за ряд лет и намечаемых в планируемом периоде изменений.
2.3.2.10. Помимо перечисленных выше затрат в себестоимость услуг включаются затраты на выполнение функций заказчика организацией (юридическим лицом) или структурным подразделением органа местного самоуправления, наделенным полномочиями для заключения договоров и контроля их выполнения, установления нормативов услуг и тарифов, сбора платежей за услуги и др.
Затраты на содержание службы, выполняющей функции заказчика, включаются в себестоимость услуг по нормативу от стоимости жилищно-коммунальных услуг, определенной по экономически обоснованному тарифу, и не подлежат корректировке в зависимости от результатов работы организации ЖКХ.
2.3.3. При планировании себестоимости на услуги каждого вида используется следующая исходная информация:
установленный договором на обслуживание обязательный перечень работ, обеспечивающий минимально допустимое качество обслуживания;
оценка затрат для выполнения полного перечня работ и достижения показателей качества, что определяет размер формируемого ремонтного фонда и фонда развития;
нормативы материальных, трудовых и финансовых затрат в расчете на единицу материального носителя услуги, на 1 млн.рублей стоимости основных (при отсутствии централизованно разработанных нормативов могут быть использованы нормативы, утвержденные органом местного самоуправления и сформированные на основе обобщения данных по предприятиям-аналогам); указанные нормативы могут использоваться при формировании конкретных смет ремонтно-эксплуатационных работ и проектов реконструкции и развития;
нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (для планирования общего объема услуг);
данные бухгалтерской отчетности по структуре затрат и их динамике;
нормативы - индикаторы для корректировки значения себестоимости с учетом местных особенностей.
2.3.4. В себестоимость услуг жилищно-коммунального хозяйства включаются все затраты организации ЖКХ, обеспечивающие выполнение договорных обязательств по реализации услуги потребителю. При этом часть работ по производству и реализации услуги может выполняться субподрядными организациями.
2.3.5. В себестоимость жилищно-коммунальных услуг, а соответственно, и в экономически обоснованный тариф не должна включаться оплата работ, которые носят непостоянный характер и выполняются по желанию (заказу) граждан. Оплата такого рода услуг должна производиться отдельно за дополнительную плату (косметический ремонт квартир по заявкам граждан, замена санитарно-технических изделий по желанию граждан или пришедших в негодность по их вине).
2.4. Планирование прибыли
2.4.1. Общая плановая прибыль, используемая для определения экономически обоснованных тарифов, представляет собой сумму прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия, и прибыли, направляемой на уплату налогов в бюджеты разных уровней.
2.4.2. Исходной базой для расчета прибыли должна служить программа развития объектов ЖКХ, составленная, как правило, на два-три года. В программу развития включаются мероприятия по реализации инвестиционных проектов, направленных на совершенствование технологии, развитие мощностей, реконструкцию объектов, автоматизацию и диспетчеризацию, ресурсосбережение (сокращение потерь воды, тепла и др.), повышение экологической безопасности и надежности путем замены изношенных фондов и т.п. В программе развития и предшествующих ей технико-экономических обоснованиях определяются затраты на осуществление каждого мероприятия, включая потребность в инвестициях, в средствах для возврата взятых кредитных ресурсов (выделяя ту часть, которая финансируется из прибыли).
Каждый инвестиционный проект, учитываемый в программе развития, должен быть обоснован технико-экономическими расчетами или бизнес-планом, подтверждающим эффективность предполагаемых вложений, характеризующих источники инвестиционных ресурсов, сроки и порядок возврата кредитов.
Программ развития организации должна быть реальной, в первую очередь, с точки зрения возможности ее финансирования за счет доходов организации, в том числе полученных от оплаты услуг непосредственно потребителями. Увеличение доли организации ЖКХ в финансировании проектов развития должно осуществляться с учетом прогнозируемых темпов перехода на полную оплату жилья и коммунальных услуг населением, что также должно быть согласовано с органом местного самоуправления или уполномоченной им службой заказчика.
2.4.3. Для реализации проектов развития, обеспечивающих выполнение программы, в организации ЖКХ формируется фонд развития, включающий в свой состав амортизацию (при необходимости изыскания дополнительных источников финансирования для замены изношенных фондов, их модернизации может использоваться ускоренная амортизация), частично ремонтный фонд (главным образом ту его часть, которая направлена на замену изношенных фондов), и фонд накопления, формируемый из прибыли, остающейся в распоряжении организации.
2.4.4. Плановый размер рентабельности при формировании экономически обоснованного тарифа на каждый конкретный вид услуг определяется как отношение общей суммы прибыли к полной себестоимости общего объема оказанных услуг, исходя из его величины, принятой при формировании экономически обоснованного тарифа.

О работе Экспертного совета по рассмотрению результатов проведенных независимых экспертиз обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (утратил силу)

Название документа: О работе Экспертного совета по рассмотрению результатов проведенных независимых экспертиз обоснованности затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги (утратил силу)

Номер документа: 106/О

Вид документа: Приказ Минстройархжилкомхоза РТ

Принявший орган: Минстройархжилкомхоз РТ

Статус: Недействующий

Дата принятия: 29 апреля 2004

Дата начала действия: 29 апреля 2004
Дата окончания действия: 10 ноября 2009
Дата редакции: 14 апреля 2005