Действующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006-2010 годы" (с изменениями на 5 августа 2008 года)


Укрупненная кумулятивная мезоэкономическая оценка вклада
транспортной отрасли в формирование ВРП Республики Татарстан

Наименование
отраслей
экономики
Республики
Татарстан

Доля ВДС
отрасли
в ВРП, %

Доля
транспортных
услуг в
себестоимости
продукции
предприятий
отрасли, %

Отношение
ВДС
отрасли к
себестои-
мости, %

Отношение
объема
транспорт-
ных услуг к
ВДС
отрасли, %

Доля
транс-
портных
услуг в
ВРП, %

Промышленность

44,6

5,4

54,3

9,94

4,44

Сельское
хозяйство

8,3

3,1

30,3

10,23

0,85

Лесное хозяйство

0,2

0,3

30,3

0,99

0,00

Строительство

8,9

9,5

38,2

24,87

2,21

Торговля

12,4

24,0

59,0

40,68

5,04

Прочие рыночные
услуги

11,2

0,3

123,9

0,24

0,03

Нерыночные услуги

8,6

0,3

50,5

0,59

0,05

Прочие отрасли

0,5

0,3

50,5

0,59

0,00

Итого

94,7

-

-

-

12,63


Рост реальных инвестиций в развитие транспортного комплекса является необходимым условием обеспечения стратегической задачи удвоения ВРП Республики Татарстан. Дело в том, что удельный вес транспортных расходов в стоимости продукции как потребительского, так и производственного назначения колеблется от 5% до 35% в зависимости от отрасли народного хозяйства. Соответственно технически и морально устаревший транспортный парк препятствует снижению издержек обращения и повышению уровня конкурентоспособности региональной экономики.

Коммерческая скорость перемещения товарных масс от производителя к потребителю у нас в 2-3 раза ниже, чем в Европе и Соединенных Штатах Америки. Недостаток инвестиций в дорожное хозяйство будет способствовать сохранению столь низкой скорости движения товарных масс и, соответственно, денежных потоков предприятий всех отраслей экономики и форм собственности. Соответственно ускоренный рост инвестиций в развитие транспортного комплекса является необходимой предпосылкой роста конкурентоспособности региональной экономики, ускорения движения товарных масс и денежных потоков производителей и, в конечном итоге, служит важнейшим обеспечением поставленной перед экономикой Республики Татарстан задачи удвоения ВРП.

О высокой степени влияния инвестиций в транспортный комплекс на динамику реального ВРП свидетельствует и построенная экономико-статистическая модель. Соответственно недостаток инвестиций вызовет адекватное замедление темпов роста ВРП с вероятностью 98,3%. Более того, каждый рубль, дополнительно вложенный в транспортный комплекс, будет вызывать суммарный прирост в добавленной стоимости отраслей экономики Республики Татарстан более чем на 100%.

Важнейшим социально-экономическим параметром, оказывающим влияние на объем пассажирских перевозок железнодорожным и воздушным транспортом, является темп роста реальных доходов на душу населения. В Российской Федерации и Республике Татарстан в 1992-2004 гг. сложилась ситуация, когда темп роста тарифов на пассажирские перевозки железнодорожным и речным транспортом, в особенности междугородного сообщения, существенно опережал темп роста реальных денежных доходов населения. Фактически по соотношению стоимости проезда на сопоставимое расстояние и средней заработной платы налицо отставание Российской Федерации от развитых государств в три-четыре раза.

При росте реальных денежных доходов населения на 1% объем пассажирских перевозок в Республике Татарстан возрастает в среднем на железнодорожном транспорте на 615,2 тыс. человек в год, на внутреннем водном - на 35 тыс. человек в год. В случае наиболее неблагоприятного сценария социально-экономического развития - отсутствия роста реальных доходов населения - минимальный объем платежеспособного спроса на услуги железнодорожного транспорта составит 11,7 млн. человек в год.

Существенная взаимосвязь темпов роста реальных доходов населения и объема пассажирских перевозок воздушным транспортом в Республике Татарстан отсутствует. Это связано с тем, что спрос на услуги пассажирского воздушного транспорта эластичен не по отношению к динамике средних реальных доходов, а к тенденциям изменения дохода наиболее обеспеченных слоев населения и "верхней части" среднего класса.