Программа оздоровления детей имеет особую социальную значимость, особенно с учетом того, что за последние 5 лет доля здоровых детей продолжала сокращаться, а доля детей "группы риска" и больных детей соответственно увеличиваться. Так, в 1999 году в первой группе здоровья находилось 19,7% детей в возрасте до 14 лет вкл., в 2003 г. - 14,9%; во второй группе здоровья в 1999 г. - 68,4%, в 2003 г. - 72,6. Заболеваемость детского населения возросла за последние 5 лет на 15,7% и составила в 2003 г. 1368,8 на 1000 детей (1999 г. - 1182,6). На диспансерном учете, по данным годовых отчетов за 2003 год, состоит 259307 детей в возрасте от 0 до 14 лет включительно.
Согласно сложившейся системе для оздоровления детей в нашей республике используются базы местных здравниц, санаториев-профилакториев предприятий, загородных оздоровительных и пришкольных лагерей, детских стационаров, местных детских санаториев системы здравоохранения и федеральных детских санаториев.
Во исполнение "Программы отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи в республике в 2003 году" было охвачено всеми организованными формами отдыха, оздоровления, занятости 387981 детей, подростков и студенческой молодежи при плане 307625 (отдых - 245760, занятость - 142221). Все оздоровительные учреждения были укомплектованы медицинскими кадрами, осуществлялся постоянный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, физическим воспитанием и закаливанием детей.
Однако необходимо отметить, что в оздоровительный сезон 2003 г. продолжали отмечаться недостатки в организации питания детей. В рационах преобладали блюда из крупяных, макаронных и мучных изделий; натуральные продукты необоснованно заменялись консервированными.
В загородных и пришкольных лагерях среди детей зарегистрирован высокий уровень общей заболеваемости, уровень которой превысил показатели Российской Федерации и составил 35,4 на 1000 отдохнувших (РФ - 28,8; 2002 г. - РТ - 37,7; РФ - 24,9).
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.04.2004 г. N 219 "Об организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи на 2004 год" приказываю:
1. Начальникам территориальных управлений и отделов здравоохранения Министерства здравоохранения Республики Татарстан, главным врачам республиканских медицинских учреждений:
1.1. Обеспечить контроль за проведением летней оздоровительной кампании, созданием условий для организации полноценного сбалансированного питания, физического воспитания и закаливания детей, обратив особое внимание на создание условий для отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства.
1.2. Оказывать администрациям предприятий, учреждений и организаций, на балансе которых находятся детские летние оздоровительные учреждения, квалифицированную помощь в подготовке к летней оздоровительной кампании.
1.3. Укомплектовать оздоровительные учреждения квалифицированными медицинскими кадрами, используя договорную форму приема на работу.
1.4. Организовать медицинское обеспечение детей в пришкольных лагерях с дневным пребыванием медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений пол месту дислокации лагерей.
1.5. Обеспечить качественное проведение профилактических медицинских осмотров персонала, направляемого для работы в оздоровительные учреждения, и подростков при оформлении их временного трудоустройства на летний период.
1.6. Обеспечить полное и качественное обследование детей, выезжающих в летние оздоровительные и санаторные учреждения, с оформлением
медицинской справки (при выезде в лагеря республики - форма N 079/у, прил. 1 настоящего приказа);
медицинской карты (при выезде в лагеря, расположенные за пределами республики, - учетная форма N 159/у-02, приказ Минздрава России от 20.02.2002 г. N 58 "О направлении детей во Всероссийские детские центры "Океан" и "Орленок");
санаторно-курортной карты для детей и подростков (при выезде в санатории - учетная форма N 076/у, приказ МЗ РФ от 14.06.2001 г. N 215 "О направлении больных на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение").
1.7. Шире использовать базу медицинских учреждений для организации в каникулярное время оздоровления и реабилитации детей и подростков.
1.8. Обязать медицинских работников летних оздоровительных учреждений:
1.8.1. Осуществлять постоянный контроль за организацией работы пищеблока, организацией питания, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением температурного и санитарно-гигиенического режима в помещениях, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности.
1.8.2. Взять под контроль обеспеченность медицинских пунктов оздоровительных учреждений установленным набором лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
1.8.3. Проводить работу по гигиеническому воспитанию детей и подростков, привитию навыков здорового образа жизни.
1.8.4. Провести оценку эффективности оздоровления детей в различных типах оздоровительных учреждений (прил. 2).
1.9. Взять под особый контроль адресную реализацию бюджетных путевок, распределяемых территориям через Минздрав РТ.
1.10. Возложить организацию учета, отбора и направления больных детей на санаторное лечение и ответственность за своевременное и полное использование бюджетных санаторных путевок на районных (городских) педиатров, заместителей по детству и родовспоможению РТ (прил. 3).
1.11. Отчет по итогам летней оздоровительной кампании, в том числе по распределению бюджетных санаторных путевок, направить в отдел охраны здоровья матери и ребенка МЗ РТ к 1 сентября 2004 года (прил. 4).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Республики Татарстан Губайдуллину С.В.
Министр здравоохранения
Республики Татарстан К.Ш.Зыятдинов
Приложение 2
к приказу Минздрава РТ
от 25 мая 2004 г. N 848
Учет эффективности пребывания детей
в оздоровительных учреждениях
По окончании работы каждой смены медицинский работник анализирует эффективность пребывания детей в лагере.
Для оценки эффективности можно применять различные количественные и качественные критерии. К ним относятся соматометрические данные - масса тела, рост, окружность грудной клетки; индекс Кетле (отношение веса в кг к росту в м2); физиометрические - определение мышечной силы; соматические данные (жалобы, самочувствие, аппетит, сон, тургор тканей и др.) и заболеваемость детей.
Оценка показателей должна быть единой. Результаты исследований могут зависеть от влияния метеорологических и санитарно-гигиенических условий; режима дня; неправильно дозируемых мероприятий, проводимых с детьми; неправильной методики; от других неблагоприятных моментов, влияющих на ребенка. Наиболее простыми и доступными являются следующие 5 групп критериев.
1. Показатели массы (веса) тела и роста - оценку проводят по региональным стандартам физического развития.
Динамика физического развития считается положительной, если происходит его гармонизация.
Снижение веса у тучных детей к концу лагерной смены и увеличение веса у детей с дефицитом массы свидетельствуют о положительной динамике физического развития.
Антропометрические измерения производятся по обычной методике. Лучше всего проводить их в утренние часы.
Методика измерения массы должна быть единой; производиться измерение должно в одинаковых условиях. При взвешивании в начале и в конце смены дети должны быть одинаковы одеты. Взвешивать их надо в одно и то же время, натощак или через 2 ч после завтрака.
Определяют массу тела на медицинских весах. Перед взвешиванием необходимо проверить их точность.
2. После измерения роста определяют индекс Кетле (ИК = отношение веса в килограммах к росту в квадратных метрах). Избыточной масса тела начинает считаться с увеличения ИК на 2 единицы. Аналогично считается дефицит массы тела, т.е. от величины должного индекса Кетле отнимаются 2 единицы (табл. 1).
Таблица 1
Значение индекса Кетле у детей
N | Возраст детей (лет) | Индекс в норме (кг/м2) |
1 | 6-8 (оба пола) | 16 |
2 | 9-10 (оба пола) | 17 |
3 | 11 (оба пола) | 18 |
4 | 12 (оба пола) | 19 |
5 | 13-16 (мальчики) | 20 |
6 | 13-14 (девочки) | 20 |
7 | 15-16 (девочки) | 21 |
3. Из физиометрических данных немаловажное значение для определения эффективности пребывания детей в лагере имеет определение мышечной силы. Высокие показатели динамометрии свидетельствуют о хорошем физическом развитии.
Увеличение мышечной силы на 10% и более свидетельствует о правильном применении физических упражнений, в частности, силовой и скоростно-силовой направленности в системе оздоровительных мероприятий. Снижение ее на 10% - об отрицательной динамике (табл. 2).
Таблица 2
Показатели мышечной силы у детей
Возраст (лет) | мальчики | девочки | ||
правая рука | левая рука | правая рука | левая рука | |
8 | 14,8 | 13,5 | 12,3 | 11,1 |
9 | 16,7 | 15,6 | 14,3 | 13,7 |
10 | 18,7 | 17,4 | 15,3 | 14,3 |
11 | 21,1 | 19,5 | 16,6 | 15,5 |
12 | 25,9 | 22,5 | 19,6 | 18,4 |
13 | 26,3 | 23,9 | 21,6 | 20,1 |
14 | 28,6 | 25,2 | 23,5 | 22,0 |
Динамометрия определяет мышечную силу правой и левой кисти (в кг). Методика ее очень проста, доступна и интересна для детей.
Измеряют мышечную силу кисти путем сжимания металлической пружины ручного динамометра, соединенной со стрелкой циферблата со шкалой, по которой определяется величина силы в килограммах. Во время сжатия пружины рука должна быть вытянута в сторону. Определяют силу мышц спокойно, без рывков одной, а потом другой рукой 2-3 раза подряд и записывают максимальный показатель для правой и левой руки раздельно.
Допускается измерение силы мышц кисти сильнейшей правой (у левшей - левой) руки, отведенной в сторону. При исследовании необходимо учесть, что условия для определения силы мышц должны быть одинаковыми в начале и в конце исследования, так как различные состояния (физическая работа, утомление и пр.) могут дать различные показатели.
4. "Качественные" показатели
Состояние осанки ребенка и свода стопы.
Состояние носоглотки (наличие гипертрофии миндалин и степень ее выраженности).
Характер носового дыхания - свободное, затрудненное, дыхание открытым ртом, наличие аденоидов и состояние подчелюстных и шейных лимфоузлов.
Состояние сердечно-сосудистой системы (при наличии отклонений функционального характера - функциональные пробы с дозированной нагрузкой).
Поведенческие реакции ребенка, наличие или отсутствие невротических и астенических реакций.
Общее самочувствие (наличие жалоб, состояние аппетита, сна и т.д.).
Уменьшение выраженности имеющихся отклонений осанки или их исчезновение, степени гипертрофии миндалин; появление свободного носового дыхания; нормализация сна и аппетита; уменьшение степени выраженности астено-невротических реакций и т.д. свидетельствуют об эффективности оздоровления.
5. Заболеваемость детей в период пребывания в лагере
Заболеваемость детей в летний период можно рассматривать как один из наиболее важных показателей проводимой оздоровительной работы, так как это показатель не только неспецифической резистентности детского организма, но и правильности построения всей санитарно-гигиенической работы.
Обострение хронического заболевания, одно острое заболевание средней тяжести (длительность более недели, высокий подъем температуры) - оцениваются как "ухудшение".
Одно легкое заболевание (3-4 дня, субфебрильная температура, незначительные катаральные явления) - оцениваются как "без изменения".
Оценка эффективности дается по каждому отряду отдельно; далее оценивается эффективность в целом по оздоровительному лагерю с помощью сводной таблицы.
Вначале составляется таблица эффективности оздоровления детей по отряду (табл. 3):
По вертикали - во 2-м столбце проставляют Ф.И.О. детей, по горизонтали - оцениваемые критерии. Затем против каждой фамилии проставляется оценка "+" - если отмечается улучшение, "-" - при ухудшении, "0" - без изменений. В графе "всего" подсчитывается, сколько и каких знаков наберется; т.е. здесь имеет место достаточно субъективная оценка эффективности. Ясно, что чем больше выбрано критериев для оценки эффективности, тем более достоверной будет оценка.
Далее по каждому ребенку дается оценка эффективности оздоровления в зависимости от того, какие оценки ребенок набрал, и производится подсчет, сколько наберется в отряде детей с тем или иным эффектом оздоровления.
Таблица 3
Динамика показателей эффективности оздоровления детей в лагере
(N отряда - )
N | Фамилия, имя | Вес | Физичес- | Мышеч- | Общее | Заболеваемость | Всего | Оценка эффек- | ||
1 | Иванов Коля | + | + | 0 | + | + | 4 | 1 | Выраж. эф. | |
2 | Павлова Оля | - | 0 | 0 | 0 | - | 3 | 2 | Ухудшение | |
3 | Галеева Алсу | 0 | 0 | 0 | + | + | 2 | 3 | Слабо выраж. | |
4 | Сорокина Ира | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | Без изменений | ||
... | ||||||||||
Итого |