Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30 июня 2004 г. N 315
"О Республиканской программе развития потребительской
кооперации в Республике Татарстан на 2004-2010 годы"



В целях улучшения обеспечения сельского населения продовольственными и непродовольственными товарами, организации закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, а также предоставления бытовых и других видов услуг Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Республиканскую программу развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2004-2010 годы.

2. Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Министерству торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан совместно с Правлением Татреспотребсоюза принять меры по реализации Республиканской программы развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2004-2010 годы.

3. Министерству финансов Республики Татарстан предусматривать при подготовке проектов бюджета Республики Татарстан на 2005 и последующие годы средства для реализации Республиканской программы развития потребительской кооперации в Республике Татарстан на 2004-2010 годы.

4. Предложить:

Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан и Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Татарстан рассмотреть возможность выдачи Татреспотребсоюзу генеральных лицензий на осуществление заготовок и реализации макулатуры, лома черных и цветных металлов, прочих видов вторичного сырья;

Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан рассмотреть возможность применения к предприятиям системы Татреспотребсоюза тарифов на электрическую и тепловую энергию на уровне бюджетных учреждений;

государственному унитарному предприятию "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Республики Татарстан, Службе земельного кадастра по Республике Татарстан рассмотреть возможность применения льготных расценок при регистрации земли и объектов недвижимости предприятий системы потребительской кооперации;

Комитету Республики Татарстан по антикризисному управлению проводить мероприятия по финансовому оздоровлению и банкротству организаций потребительской кооперации с учетом одобренной настоящим постановлением программы;

администрациям городов и районов Республики Татарстан:

разработать местные программы развития потребительской кооперации, предусмотрев в них меры всесторонней поддержки деятельности по обслуживанию сельского населения, включая предоставление в соответствии с действующим законодательством налоговых и других льгот, зачисляемых в местный бюджет, оказывать содействие и финансовую поддержку предприятиям потребительской кооперации в возмещении расходов на доставку товаров первой необходимости в сельские магазины;

оказывать помощь заготовительным организациям Татареспотребсоюза в проведении заготовок излишков животноводческих и других продуктов, производимых в индивидуальном секторе, крестьянских и фермерских хозяйствах.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан М.Г.Ахметова.

Премьер-министр

Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета

Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов


Республиканская программа
развития потребительской кооперации в Республике Татарстан
на 2004-2010 годы
(Одобрена постановлением КМ РТ от 30 июня 2004 г. N 315)

Введение


Основанием для разработки Республиканской программы развития потребительской кооперации Республики Татарстан является Протокол совещания у Премьер-министра Республики Татарстан Р.Н.Минниханова от 5 апреля 2004 года. Программа определяет основные направления развития потребительской кооперации Республики Татарстан и является руководством при разработке Татреспотребсоюзом и администрациями городов и районов конкретных программ развития районных потребительских обществ.

Возникшая в середине прошлого столетия, потребительская кооперация прошла проверку временем, сумела перейти не только через государственные границы, охватив весь мир, но и через рубежи общественных эпох как особая система самоорганизации простых людей, ставя в основу своей деятельности их интересы и потребности.

В этом убеждает и более чем 135-летний опыт деятельности потребительской кооперации в нашей республике. Первые потребительские кооперативы возникли на территории Казанской губернии еще в 1868 году. С тех пор пройден большой и сложный путь развития. "Это испытанная вот уже вторым столетием форма самоорганизации, имеющая корни в народной традиции. Деятельность ее направлена на удовлетворение материальных, бытовых потребностей народа. "Совершенствуя, делая более разнообразными свои услуги, она воспитывает сельского жителя", - сказал Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев, выступая на Всероссийском семинаре-совещании работников потребкооперации в городе Казани.

Начало последнего десятилетия ХХ века ознаменовалось в нашей стране глубокими изменениями во всех областях общественной жизни. В экономической сфере новые реалии исходили из отказа от централизованной плановой системы и перехода к рыночным отношениям. Все это породило совершенно новую экономическую обстановку с ее возможностями и проблемами.

Переход к рыночным отношениям, либерализация цен, обесценивание оборотных средств, разорительные учетные ставки банковских кредитов и другие причины поставили многие кооперативные организации на грань банкротства. Возникла жесткая конкуренция со стороны коммерческих структур, которые в отличие от потребкооперации, не неся никаких обязательств перед сельчанами, могли заниматься лишь тем, что выгодно и очень выгодно.

Указ Президента Российской Федерации от 16 декабря 1992 года "О коммерциализации деятельности потребкооперации в Российской Федерации" принудительно разделил подлежащие реорганизации предприятия розничной торговли и общепита, а также заготовительные организации потребительской кооперации. На основании этого документа потребительские общества утеряли многие объекты собственности. Такие, например, как административно-торговый комплекс магазина "Дары природы" на улице Пушкина. Признание таких фактов привело к отмене вышеупомянутого Указа в 1997 году.

Государственная важность потребительской кооперации, ее роль в экономике страны и общественной жизни нашли отражение в Законе Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации", принятом в июле 1997 года. Он гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 года "О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием" было признанием ее роли в увеличении продовольственных ресурсов страны.

Татреспотребсоюз занимает одно из ведущих мест среди потребительских союзов России, сохранив в основном потенциал потребительских обществ. Президент и Правительство Республики Татарстан рассматривают систему Татреспотребсоюза как важную часть народного хозяйства и главную жизнеобеспечивающую структуру на селе.

Часть 1. Общие положения Программы и анализ развития потребительских
обществ в Республике Татарстан

1.1. Основные принципы, цели и задачи Программы


В Послании Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2004 год была поставлена задача - разработать программу реформирования системы потребительской кооперации, ориентированной на принципиально новые взаимоотношения с сельхозпроизводителями и перерабатывающими предприятиями в части обеспечения сельскохозяйственного производителя необходимыми ресурсами, товарным кредитом, а также возможностью сбыта произведенной продукции.

Основными целями Программы должны стать:

сохранение целостности системы потребительской кооперации как социально-экономической структуры;

достижение положительных финансово-экономических показателей предприятиями системы потребительской кооперации;

развитие собственного производства для удовлетворения потребностей сельского населения;

Основными задачами Программы являются создание и обеспечение:

правовых, экономических и организационных условий для развития потребительской кооперации Республики Татарстан как социально-экономической структуры;

условий для защиты прав пайщиков, четкое разграничение их ответственности, развитие механизмов корпоративного управления;

эффективного механизма управления системой потребительской кооперации;

условий развития потребительской кооперации путем привлечения дополнительных паевых взносов и других внебюджетных источников;

инвестиционной привлекательности предприятий системы потребительской кооперации;

системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере потребительской кооперации.

Реализация указанных мероприятий позволит создать благоприятные условия для развития системы потребительской кооперации и будет способствовать развитию кооперативного движения в Республике Татарстан, а также даст возможность привлечь в кооперативные общества новых пайщиков и инвесторов. Такая мера будет способствовать реализации главной функции потребительской кооперации - обеспечение и обслуживание сельского населения недорогими товарами и услугами.

Сроки и этапы реализации Программы


Первый этап (2004 год) - подготовка и начало реализации системы программных мероприятий, разработка программных мероприятий 2-го этапа, создание правовых, экономических условий для развития потребительской кооперации в Республике Татарстан.

Второй этап (2005-2008 годы) - реализация системы программных мероприятий и дальнейшее развитие потребительской кооперации в соответствии с программами развития районных потребительских обществ в городах и районах республики на основе взаимодействия с органами местного самоуправления.


1.2. Характеристика системы Татреспотребсоюза


Потребительская кооперация Республики Татарстан объединяет 502 тысячи пайщиков, обслуживает 22,5% населения республики. На ее предприятиях и организациях заняты 14,1 тыс. человек.

Торговля - основная сфера деятельности. Ее осуществляют 2338 магазинов. Объем товарооборота розничной торговой сети за 2003 год составил 2525 млн.рублей.

Услуги общественного питания в системе Татреспотребсоюза оказывают 242 предприятия на 10 тыс. посадочных мест. В 2003 году объем товарооборота общественного питания составил 257 млн.рублей, в том числе на 195,0 млн.рублей реализовано продукции собственного производства. Стабильный источник увеличения товарных ресурсов - кооперативная промышленность. 74 хлебопекарных предприятия, 22 колбасных цеха, 32 кондитерских цеха, 18 цехов по производству безалкогольных напитков, 38 цехов по производству макаронных изделий, 24 цеха по солению и копчению рыбы, промкомбинат, мехкомбинат и другие предприятия различной специализации обеспечили в 2003 году производство товаров на 425 млн.рублей, или 19,4% розничного товарооборота. Кроме того, оказано платных услуг населению на 66 млн.рублей, в том числе на 26 млн.рублей - бытовых услуг.

Особое внимание уделяется развитию заготовительной отрасли. 255 приемо-заготовительных пунктов позволяют заготавливать практически все виды сельскохозяйственных продуктов и сырья. В 2003 году заготовлено 70 тыс.штук кожсырья крупного и 283,2 тыс.штук кожсырья мелкого скота, 3404 центнера шерсти в чистом весе, 14 тыс.тонн картофеля, 2,8 тыс.тонн овощей, 248 тонн лекарственно-технического сырья, 3,4 тыс.тонн мяса, 7,4 тыс.тонн молока.

Важное подспорье для увеличения ресурсов продовольствия и сырья - подсобные хозяйства системы. В 12 подсобных хозяйствах содержится более 264 голов крупного скота, 1672 головы свиней, свыше 19 тыс.голов племенных гусей венгерской пуховой породы и 1573 головы основного стада пушных зверей.

За 2003 год в подсобных хозяйствах получено 1585 центнеров мяса, произведено 760 центнеров молока, 166 тыс.штук яиц. Реализовано населению 260 голов молодняка свиней, 193 тыс.штук гусят, утят и цыплят. Зверохозяйством Елабужского района произведены 4677 штук шкур песца.

На строительство новых, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий в 2003 году направлено 123 млн.рублей капитальных вложений. Основных фондов введено на 115 млн.рублей.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности Татреспотребсоюза за 2003 год получена прибыль в сумме 64,5 млн.рублей, более 88% организаций обеспечили рентабельную работу.

В системе Татреспотребсоюза функционируют учебные заведения: Казанский кооперативный институт - филиал Московского университета потребительской кооперации, Казанский кооперативный техникум с филиалом в г.Бугульме, в которых осуществляется непрерывная подготовка кадров для кооперации.

Выездная приемка заказов и ремонт сложной техники, приезд парикмахеров в отдаленные села, разнообразные услуги по предоставлению междугородной связи, аптечное обслуживание и многое другое предложат в магазинах, становящихся центрами кооперативных участков.


1.3. Состояние развития районных потребительских обществ


За последние годы система потребительской кооперации существенно утратила свои позиции на республиканском рынке в вопросах обеспечения населения товарами народного потребления.

Сегодня наиболее значительной проблемой потребительского рынка остается разрыв в развитии предприятий городской и сельской торговли. Несмотря на то, что в настоящее время в сельской местности проживает 25,8% населения республики, на сельский оборот розничной торговли приходится лишь 16%. Почти 84% объема оборота сосредоточено в городах.

Начиная с 1998 года наблюдается ухудшение результатов деятельности во всех сферах кооперативного хозяйства. По итогам работы за 2002 год объем оборота розничной торговли Татреспотребсоюза по сравнению с 2001 годом снизился в сопоставимых ценах на 10,2%. Снижение допущено в 19 районах, что составляет 42% общего количества районных потребительских обществ, в том числе в Мензелинском - на 23%, Агрызском райпо - на 24%, Айшинском ПО - на 27%, Арском РПС - на 30% и других.

За 2003 год оборот торговли Татреспотребсоюза составил 2940 млн.рублей, по сравнению с аналогичным периодом 2002 года увеличение составило лишь 1%, тогда как в целом по республике этот показатель равен 14,7%.

Снижение товарооборота допущено в 22 районах республики, что составляет 47,8% общего количества районных потребительский обществ, в том числе в Нижнекамском - на 50%, Новошешминском - на 51%, Апастовском - на 62%, Сармановском - на 42%, Балтасинском - на 22% и т.д.

Наблюдается определенное различие душевой продажи потребительских товаров в целом по республике и системе Татреспотребсоюза. Если в 1990 году на одного сельского жителя кооперативная торговля реализовала потребительских товаров на 1185 рублей, что на 14,6% меньше, чем в среднем по республике, то за период с 1998 по 2003 год разрыв увеличился в семь раз. В 2003 году продажа товаров Татреспотребсоюзом на душу населения составила 3457 рублей при среднереспубликанском значении 25240 рублей.

Доля потребительской кооперации в обороте розничной торговли в Новошешминском районе снизилась с 27,4% в 2001 г. до 1,6% в 2003 году, Сармановском - с 16% до 3%, Нурлатском - с 11,7% до 1,8% соответственно и т.д.

Состояние потребительской кооперации напрямую сказывается на качестве торгового обслуживания сельских жителей. Характерными признаками предприятий торговли системы Татреспотребсоюза стали небольшой ассортимент товаров повседневного спроса и высокие цены, что, в свою очередь, деформировало структуру оборота розничной торговли. Если в обороте предприятий розничной торговли Татреспотребсоюза в 1990 году доля непродовольственных товаров составляла 49,9%, то в 2003 году этот показатель снизился до 17% при среднереспубликанском - 44,8%.

В отдельных районах удельный вес непродовольственных товаров в обороте розничной торговли значительно ниже среднего показателя по системе Татреспотребсоюза и составил в 2003 году в Пестречинском районе 8%, Буинском - 10%, Новошешминском - 9%, Нижнекамском - 8%, Лениногорском - 11%, Сабинском - 12%, Бугульминском - 11%, Тукаевском - 10%.

В некоторых сельских торговых предприятиях половина объема оборота розничной торговли формируется за счет продажи 5-6 групп товаров (хлеба и хлебобулочных изделий, алкогольной продукции, кондитерских, крупяных и макаронных изделий). В розничном товарообороте Татреспотребсоюза объем реализации алкогольной продукции в среднем составляет 27%, а в 12 районах этот показатель превышает 30%. Так, в Азнакаевском и Апастовском районах он равен 33%, Заинском и Черемшанском - 38%, Лениногорском - 39%, в Актанышском - 41% и т.д.

Недостаточно представлен ассортимент непродовольственных товаров, особенно хозяйственного и культурно-бытового назначения. Слабо развита сеть магазинов по торговле непродовольственными товарами, которая составляет лишь 10% общего количества предприятий системы Татреспотребсоюза. За последние 5 лет сеть предприятий сократилась на 25%, или на 715 предприятий торговли. В 2002 году из-за нерентабельной работы закрыто около 300 магазинов, обслуживающих сельское население, а в 2003 году торговая сеть уменьшилась еще на 109 предприятий.

Прослеживается тенденция снижения оборотов предприятий общественного питания.

Оборот предприятий общественного питания Татреспотребсоюза за 2003 год составил 256,1 млн.рублей, прирост составил 1%. Тогда как в целом по республике этот показатель равен 13,2%.

Вместе с тем в 2003 году в 18 районах республики по сравнению с 2002 годом наблюдается снижение оборота предприятий общественного питания Татреспотребсоюза. В Новошешминском и Зеленодольском районах этот показатель снизился более чем в 2 раза.

В системе Татреспотребсоюза услуги общественного питания предоставляют 195 предприятий Их количество уменьшилось по сравнению с 2002 годом на 0,8%, или на 17 предприятий. Доля предприятий общественного питания Татреспотребсоюза от общего числа по республике составляет 5%.

Недостаточно ведется работа по развитию сети предприятий общественного питания потребкооперации в Агрызском, Апастовском, Буинском, Верхнеуслонском, Высокогорском, Камско-Устьинском, Мамадышском, Рыбно-Слободском, Сабинском и Тукаевском районах.

Производство по-прежнему остается одной из важнейших отраслей в системе Татреспотребсоюза и является значительным источником товарных ресурсов. С 1998 отмечается снижение удельного веса продукции собственного производства в обороте розничной торговли, и в 2003 г. этот показатель составил лишь 19,8%. С 2000 по 2003 год допущено снижение производства хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении на 29,3%, макаронных изделий - на 43,5%, консервов - на 74,8%.

Огромный потенциал имеет заготовительная отрасль. Ресурсы сельхозпродуктов и сырья в Республике Татарстан формируют коллективные хозяйства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, крестьянские, фермерские хозяйства, личные подворья сельских граждан.

В настоящее время заготовительные организации потребительской кооперации осваивают всего лишь 6,4% ресурсов сельхозпродукции и сырья, произведенных только в личных сельских подворьях. Настоящей Программой предусматривается поднять к 2010 году уровень освоения ресурсов до 35,6%.

В современных рыночных условиях в услугах заготовительной отрасли крайне нуждаются как сельскохозяйственные товаропроизводители, для которых заготовители являются гарантом сбыта выращенной продукции, предприятия перерабатывающей промышленности, для которых заготовители являются основными поставщиками сырья, так и государство, для которого заготовительная отрасль обеспечивает прозрачный учет доходов населения и пополнение бюджета в виде налогов.

Являясь одним из приоритетных направлений в системе потребительской кооперации, заготовительная деятельность позволяет сельчанам обеспечить сбыт излишков сельхозпродуктов, пополняет их семейный бюджет и увеличивает покупательскую способность. Однако за последние годы значительно ухудшились показатели объемов закупок сельхозпродукции и сырья у населения. Так, с 2000 по 2003 год объем закупки молока в натуральном выражении снизился на 34,5%, мяса - на 29,2%, шерсти - на 50,5%, кожсырья крупного - на 41,5%, кожсырья мелкого - на 46,2%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»