Недействующий

           

Приказ Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан
от 11 августа 2003 г. N 759
"Об утверждении "Порядка прохождения материалов
административного и искового производства в Министерстве
экологии и природных ресурсов Республики Татарстан"
(с изменениями от 27 января 2004 г., 1 апреля 2005 года)

В целях оперативного прохождения материалов административного и искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях приказываю:

1. Утвердить прилагаемый "Порядок прохождения материалов административного и искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан";

2. Всем структурным подразделениям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан руководствоваться данным Порядком при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды;

3. Признать утратившими силу:

- приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан от 16.10.1995 г. N 413;

- приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан от 03.11.1995 г. N 458;

- приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан от 18.07.2000 г. N 587;

- приказ от 24.08.2000 г. N 714;

- п.1 приказа от 29.08.2002 г. N 930;

4. Отделу нормативно-правового регулирования обеспечить направление на регистрацию указанного выше Порядка в Министерство юстиции Республики Татарстан;

5. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя министра Хайрутдинова Ф.Ю.

Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан   Б.Г.Петров

Порядок
прохождения материалов административного и искового производства
в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
(утв. приказом Минэкологии РТ от 11 августа 2003 г. N 759)

1. Общие положения

1.1. "Порядок прохождения материалов административного и искового производства в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (далее - Порядок) устанавливает порядок прохождения материалов административного производства и искового производства при возмещении вреда окружающей среде.

1.2. Документ предназначен для использования структурными подразделениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

1.3. Порядок разработан в соответствии с:

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;

- Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Лесным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом "Об охране окружающей среды";

- Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях";

- Законом Российской Федерации "О недрах";

- Законом Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан";

- Законом Республики Татарстан "О недрах";

- постановлениями Пленумов Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации;

- Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

- О внесении дополнения в Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 г. N 433 "Вопросы Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (в редакции от 28.11.2003 г. N 615)"

1.4. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством РФ и субъектов РФ установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).

При этом под физическим лицом следует понимать граждан и должностных лиц. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (ст.2.4 КоАП РФ).

При этом под юридическим лицом следует понимать организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Филиалы и представительства (обособленные подразделения юридического лица) не являются юридическими лицами. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом, действуют на основании его доверенности и несут ответственность как должностные лица.

1.5. Административное наказание - это мера административной ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения (ст.3.1 КоАП РФ).

1.6. Административная ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и Кодексом Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее КоАП РТ) (ст.1.1 КоАП РФ).

1.7. За совершение правонарушений в области охраны окружающей среды к юридическим и физическим лицам могут устанавливаться и применяться следующие виды административных наказаний:

- предупреждение (назначается в случаях, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение);

- административный штраф (исчисляемый кратно к минимальному размеру оплаты труда Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения);

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (назначается судьей).

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, имущественное положение (для физических и юридических лиц) и финансовое положение (для юридических лиц), обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину (ст.4.1 КоАП РФ).

1.8. Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ст.4.1 КоАП РФ).

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ст.4.4 КоАП РФ).

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одни и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное административное правонарушение, более строгого административного наказания. В данном случае могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.     

1.9. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, а также повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст.4.3 КоАП РФ).

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст.4.6 КоАП РФ).

1.10. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды - одного года со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

При длящемся (непрерывном осуществлении единого состава определенного деяния) административном правонарушении днем совершения административного правонарушения считается день его обнаружения (ст.4.5 КоАП РФ).

2. Оформление документации при обнаружении нарушений
в области охраны окружающей среды

2.1. При обнаружении правонарушения в области охраны окружающей среды государственный инспектор Республики Татарстан по охране природы (далее госинспектор) дает обязательное предписание по его устранению и составляет протокол о правонарушении (см. Приложение 1, 2, 3).

2.1.1. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте выявления, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления, госинспектор вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

- доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, в служебное помещение органа внутренних дел (милиции), помещение органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (см. Приложение 4);

- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящегося при физическом лице, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. Приложение 5);

- изъятие вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении;

- арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (ст.27.1 КоАП РФ).

2.1.2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если имеются свидетели, место, время совершения и событие административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий административную ответственность за данное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ст.28.2 КоАП РФ).

При отказе правонарушителя от подписи, в протоколе делается запись об этом.

2.1.3. Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды в протоколе об административном правонарушении важно квалифицированно отразить следующее: подробное описание события правонарушения с указанием места и времени его совершения, границу поврежденной территории, виды и количество пострадавших природных объектов, характер, масштабы, интенсивность загрязнения, видимые масштабы возникшей экологической опасности, сведения об отборе проб, о вещественных доказательствах, орудиях правонарушения, незаконно добытых природных объектах, а также, при наличии возможности, сделанные кино- и фотосъемки, схемы и карты местности, где совершено правонарушение.

2.1.4. При составлении протокола правонарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

2.2. Протокол составляется немедленно после выявления административного правонарушения или в течение 2-х суток с момента выявления административного правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о физическом лице или сведений о юридическом лице (ст.28.5 КоАП РФ).

2.2.1. В случаях, когда выявление административного правонарушения связано со значительными затратами времени (осуществление экспертизы или иных процессуальных действий), проводится административное расследование на основании определения, вынесенного госинспектором (см. Приложение 6). Срок проведения расследования не может превышать один месяц, по окончании которого госинспектором составляется протокол или выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. Приложение 12). В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца (ст.28.7 КоАП РФ).

2.3. Протокол в течение суток с момента составления передается должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела о нарушениях в области охраны окружающей среды, копии протокола и других материалов дела остаются у должностного лица, составившего протокол (ст.28.8 КоАП РФ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ст.28.2 КоАП РФ).

 

3. Передача материалов административного производства на рассмотрение

3.1. Оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства протоколы об административных правонарушениях (протоколы о нарушении природоохранного законодательства) вместе с копиями актов проверок передаются должностному лицу Министерства (территориального управления Министерства), уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях. Такими должностными лицами являются Главный государственный инспектор Республики Татарстан по охране природы и его заместители.

Первый заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан одновременно является Главным государственным инспектором Республики Татарстан по охране природы (далее - Главный госинспектор РТ).

Заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - руководитель департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности и его заместители, начальники территориальных управлений, а также директора и начальники особо охраняемых природных территорий республиканского значения одновременно являются заместителями Главного госинспектора РТ.

3.2. Протоколы Главному госинспектору РТ (Заместителю главного госинспектора на подведомственной территории) передаются с сопроводительным письмом, подписанным руководителем подразделения Министерства либо подразделения Управления по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды Министерства внутренних дел Республики Татарстан. Протоколы, направленные Главному госинспектору РТ, поступают в отдел нормативно-правового регулирования Министерства, который дает правовую оценку представленным документам.

3.2.1. Главный госинспектор РТ (Заместитель главного госинспектора на подведомственной территории) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен разрешить следующие вопросы:

а) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

б) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и иные материалы дела;

в) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом;

г) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

д) имеются ли ходатайства (ст.29.1 КоАП РФ).

3.2.2. Главный госинспектор РТ (Заместитель главного госинспектора на подведомственной территории) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении по представлению отдела нормативно-правового регулирования Министерства (в случае рассмотрения дела Главным госинспектором РТ) выносит подготовленное отделом нормативно-правового регулирования Министерства определение:

а) о назначении времени и места рассмотрения дела (см. Приложение 7);

б) о вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;

в) об отложении рассмотрения дела (см. Приложение 8);

г) о возвращении протокола и других материалов руководителю структурного подразделения министерства, должностные лица которого составляли протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела (см. Приложение 9).

д) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица (ст.29.4 КоАП РФ).

3.2.3. В случае возвращения протокола и материалов для устранения недостатков госинспектор, составивший протокол, устраняет недостатки протокола и других материалов в срок не более 3-х суток со дня их поступления (получения). Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются с сопроводительным письмом Главному госинспектору РТ (Заместителю главного госинспектора на подведомственной территории) в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков и поступают в отдел нормативно-правового регулирования Министерства.

4. Порядок рассмотрения протоколов о нарушении законодательства
в области охраны окружающей среды

4.1. Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется Заместителем главного госинспектора на подведомственной территории или Главным госинспектором РТ (или, в случае его отсутствия, Заместителем главного госинспектора РТ) с участием правонарушителя, специалиста отдела нормативно-правового регулирования Министерства (в случае рассмотрения дела Главным госинспектором РТ), а также, в случае необходимости, госинспектора, составившего протокол. Участие госинспектора обеспечивает начальник отдела или инспекции.

В случае поступления ходатайств от правонарушителя либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен Главным госинспектором РТ (Заместителем главного госинспектора на подведомственной территории), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока должностное лицо, рассматривающее дело, выносит мотивированное определение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»