Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 14 ноября 2003 г. N 585
"Об утверждении Концепции государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан"

В целях обеспечения согласованных действий органов государственной власти Республики Татарстан по улучшению положения семьи и детей Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан.

2. Министерствам и ведомствам, главам администраций городов и районов Республики Татарстан обеспечить в пределах своей компетенции реализацию основных положений Концепции государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан.

3. Рекомендовать республиканским средствам массовой информации организовать широкое освещение мероприятий по государственной социальной поддержке семьи и детей в Республике Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Заместитель Руководителя Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          М.Г.Мингазов

Концепция
государственной социальной поддержки семьи и детей
в Республике Татарстан
(утв. постановлением КМ РТ от 14 ноября 2003 г. N 585)

Введение

Семья является союзником общества в решении наиболее острых и злободневных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев, социализации детей, сохранении и развитии сложившихся в обществе жизненно важных традиций. Однако потенциал семьи сегодня реализуется недостаточно эффективно, и основная причина заключается в том, что семья не может полностью использовать свои возможности вне общества и без его активной поддержки.

Проводимые в 90-е годы реформы российского общества привели к глубоким изменениям его жизнедеятельности. Многие семьи не сумели приспособиться к новым условиям жизни. В переходный к рыночным отношениям период произошли существенные сдвиги в составе и структуре семей. Сегодня наиболее остро в республике встает вопрос о сокращении числа детей. В Республике Татарстан с 1996 года количество детей и подростков в возрасте до 15 лет уменьшилось на 16%, в то время как численность населения старше трудоспособного возраста возросла на 0,9 процента. По данным Комитета государственной статистики Республики Татарстан, на начало 2003 года удельный вес детей в общей численности населения составил 18,6 процента.

С 1993 года естественная убыль населения в республике остается высокой. Естественный прирост не обеспечивает простого воспроизводства населения. Несмотря на то, что за последние годы в Татарстане отмечается стабильный рост рождаемости (2000 г. - 35,4 тыс. человек, 2001 г. - 35,9 тыс. человек, 2002 г. - 38,0 тыс. человек), число смертей среди жителей республики постоянно превышает число рождений. В 2003 году в республике на каждые 13 человек умерших приходится только 10 родившихся жителей.

Вместе с тем наблюдается рост числа смертей граждан трудоспособного возраста. В абсолютном значении эта величина в 1992 году составила 10,3, в 2001 - 14,3, в 2002 - 14,2 тыс. человек. На одного родившегося ребенка эта доля неуклонно возрастала и в 2002 году достигла 0,4 (в 1992 г. - 0,2). Если же провести оценку числа умерших по сравнению с числом родившихся, в 2002 году это соотношение составило уже 1,4 (в 1992 г. - 0,9). С учетом все увеличивающегося числа граждан, лишенных свободы (от 5 до 10 тыс. человек в разные годы), демографическая ситуация в республике становится все более драматичной.

В республике отмечается тенденция роста числа браков. В 2002 г. органами ЗАГС было зарегистрировано 25,1 тыс. браков, 21,0 тыс. разводов. Вместе с тем число разводов остается высоким, что означает увеличение числа неполных семей. Другой причиной их увеличения является внебрачная рождаемость. В нашей республике примерно 20% детей рождаются вне брака. Значительная часть из них - дети, рождающиеся у одиноких матерей.

По данным микропереписи населения 1994 года, примерно в 12% семей дети живут только с матерью, без отца. 60% семей в республике имеют только одного ребенка, двоих детей - лишь каждая третья семья.

По данным структурных (территориальных) подразделений Министерства социальной защиты Республики Татарстан, в 2002 году в республике насчитывалось около 470,5 тыс. семей, имеющих несовершеннолетних детей; среди них 35750 - многодетные семьи, или 7,5% общего количества семей, в которых воспитываются 115459 детей; около 20 тыс. одиноких матерей воспитывают 23087 детей (4,1%); в 6448 семьях родители-инвалиды воспитывают около 9 тыс. детей (1,3%); в 4998 семьях родители-пенсионеры воспитывают 6607 детей (1,0%).

На фоне сокращения общего числа детей в республике отмечается тенденция к уменьшению числа детей-инвалидов. Если в 2001 году более 17790 детей-инвалидов являлись получателями социальных пенсий, в 2002 году - 17416, то на начало 2003 года их стало 16870 человек. В 2002 году впервые признаны инвалидами 2249 детей в возрасте до 18 лет (в 2001 году - 2167 человек).

В 2002 г. в республике выявлены 1703 ребенка, оставшихся без попечения родителей, их них 51,6% - дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения их родительских прав. Следует также отметить, что число детей, оставшихся без попечения родителей, в последние годы не уменьшается. Ежегодно на полное государственное обеспечение передаются около 500 детей и более 1,5 тыс. детей - под опеку и попечительство.

По итогам 2002 года сотрудниками органов внутренних дел за уклонение от родительских обязанностей или ненадлежащее их исполнение поставлены на учет в милицию 3560 семей, 5764 человека привлечены к административной ответственности, 610 - лишены родительских прав, по ст.156 Уголовного кодекса Российской Федерации за жестокое обращение с несовершеннолетними возбуждены уголовные дела в отношении 50 лиц, 45 из них привлечены к уголовной ответственности.

В 2002 г. в республике несовершеннолетними гражданами совершены 3504 преступления, что на 16,7% меньше по сравнению с 2001 годом. Несмотря на снижение в 2002 году количества правонарушений среди несовершеннолетних, удельный вес подростковой преступности возрос на 1,4% и остается достаточно высоким, составляя 9,9% общего количества зарегистрированных преступлений.

На начало 2003 года на учете в структурных (территориальных) подразделениях Министерства социальной защиты Республики Татарстан состоят 23685 семей, находящихся в социально опасном положении. В данных семьях проживают 50282 ребенка.

В целях преодоления негативных тенденций в жизни татарстанских семей, выделения государственной социальной поддержки семье заинтересованными министерствами, ведомствами, учеными в качестве важнейшего стратегического направления социальной политики республики была разработана Концепция государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан (далее - Концепция).

Характерной особенностью Концепции является то, что она определяет не только формы и методы социальной защиты семей, находящихся в особо сложных жизненных ситуациях, но и систему взаимоотношений семьи и государства.

Раскрывая приоритеты целенаправленной национальной политики в отношении семей в постоянно меняющихся социально-экономических и политических условиях, Концепция в перспективе должна являться конструктивной основой деятельности органов государственной власти, администраций городов и районов республики при разработке эффективных социально-экономических мер, краткосрочных и среднесрочных программ стабилизации, укрепления, развития семьи и общества в целом.

1. Общие положения

Семья как первичный социальный институт представляет собой основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной заботой и ответственностью родителей и детей.

Семья выполняет свои системообразующие функции - экономическую, репродуктивную, воспитательную, психологическую, жизнеохранительную - и является одним из основных социализирующих институтов, охватывающих практически все население республики. Многофункциональность семьи свидетельствует как об уникальности ее социальной природы, так и о многообразии ее взаимоотношений с обществом и государством. Так, семья взаимодействует с другими социальными институтами, в том числе институтами экономики и финансов, труда и занятости, производства и потребления, здравоохранения, образования и воспитания, социальной защиты и социального обеспечения, охраны правопорядка и воинской службы, морали и религии, средств массовой информации, культуры и искусства.

Ценность семьи как важнейшей социальной структуры, выступающей посредником между личностью и обществом, определяется ее ролью в воспитании и социализации новых поколений, сохранении и укреплении физического и психического здоровья людей, обеспечении их адаптации к новым общественным условиям, упрочении общественной стабильности. В связи с этим семья является одним из основных объектов государственной заботы и поддержки. Государство разделяет с семьей всю полноту ответственности за ее социальное благополучие.

Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан представляет собой систему мер социального, экономического, правового, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера, направленную на сохранение семьи, укрепление ее основ, улучшение жизнедеятельности, и является одним из важнейших и самостоятельных направлений социальной политики.

В современных условиях осуществление государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан требует комплексности в ее реализации, а также обеспечения приоритета семьи как объекта социальной политики и приоритета личности как психологической и биосоциальной основы семьи.

Концепция является единой системой взглядов, подходов, намерений, направленных на разработку и реализацию стратегии и программ укрепления и развития социального института семьи, защиту интересов, стимуляцию активности семьи как субъекта социальной деятельности и обеспечение ее суверенитета и благополучия.

Настоящая Концепция определяет цели и задачи, объекты и субъекты, принципы, основные направления, а также механизмы реализации государственной социальной поддержки семьи и детей. Она разработана на основе международных правовых актов, определяющих принципы социального взаимодействия: Всеобщей декларации прав человека, Декларации о правах ребенка, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, Семейным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, регламентирующими отношения между государством и семьей, с учетом данных статистики, демографии, социологических исследований, мониторингов положения семьи в России и Татарстане.

2. Цели и задачи государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан

Основной целью государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан является благополучие семьи. В семье должны быть удовлетворены интересы и потребности всех - мужчины и женщины, взрослого и ребенка.

Из этой основной цели вытекают другие цели государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан:

создание условий для выполнения семьей ее системообразующих функций;

обеспечение экономической стабильности в жизнедеятельности семьи;

утверждение таких семейных ценностей, как уважение детей к матери и отцу, к женщине, к старшим членам семьи; любовь к детям и забота о них; взаимопомощь и помощь нетрудоспособным членам семьи; посильный вклад каждого в создание материальной основы семьи; полноценное внутрисемейное общение; совместное проведение досуга; самореализация и самораскрытие личности взрослого и ребенка;

утверждение общечеловеческих ценностей, в числе которых здоровье, активная трудовая и общественная деятельность, познание, развитие и творчество, передача из поколения в поколение воспитательного потенциала семьи и рода, культурных традиций своего народа, включая обычаи, обряды, родной язык; национальное самоуважение и преданность своей Родине, государству.

Для достижения обозначенных целей предусматривается решение следующих задач:

1. Обеспечение правовой защиты семьи в процессе ее жизнедеятельности.

2. Создание необходимых условий для саморазвития семьи, стимулирования ее жизненного потенциала, экономической самостоятельности с целью сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей.

3. Создание системы государственной поддержки молодых семей.

4. Обеспечение благоприятных условий для охраны здоровья семьи, материнства, отцовства и детства.

5. Формирование полноценной системы социальных услуг, направленной на повышение уровня и качества семейной жизни.

6. Обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, социального развития в условиях семьи.

7. Предупреждение детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

8. Сокращение смертности граждан трудоспособного возраста, прежде всего от неестественных причин смерти (несчастных случаев, отравлений и травм).

9. Обеспечение стабильного межведомственного взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти Республики Татарстан всех уровней, практических, научных и учебных организаций, ассоциаций, предприятий, учреждений и других организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности в решении проблем семьи.

10. Обеспечение информационной безопасности семьи и личности, повышение культуры семейных взаимоотношений.

3. Объекты и субъекты государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан

Основным объектом государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан в широком смысле является семья как социальный институт, включенный в систему иных социальных институтов общества, а также семья как общность людей, объединенных кровнородственной связью, взаимной моральной ответственностью и совместным ведением хозяйства.

Объектами государственной социальной поддержки семьи и детей в Республике Татарстан выступают отдельные семьи различных типов и моделей: бездетные, малодетные и многодетные, благополучные и проблемные, родительские и опекунские, полные и неполные, нуклеарные и многопоколенные, молодые и старые, городские и сельские, гражданские независимо от социально-экономического статуса, конфессиональной и национальной принадлежности, уровня культуры и образования.

Особым объектом заботы государства выступают дети как отдельные члены семьи. Государство окружает заботой детей, воспитывающихся в семьях после развода, в опекунских и приемных семьях, в семьях с родителями-инвалидами, в асоциальных семьях, входящих в группу риска, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов; одаренных детей и подростков, детей, оказавшихся под угрозой или ставших жертвами насилия.

Субъектами, оказывающими государственную социальную поддержку семье и детям в Республике Татарстан, выступают органы государственной власти всех уровней, а также учреждения, предприятия, организации, общественные объединения независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, деятельность которых направлена на решение проблем семьи.

В то же время в Концепции субъектом является как отдельная семья, так и ее члены, в чьи интересы входит активное взаимодействие с государственными и общественными структурами для реализации своих социальных функций и достижения собственных целей.

Полномочные представители общественных объединений в качестве субъектов государственной социальной поддержки семьи и детей участвуют в принятии специальных мер по оказанию помощи семье и детям, подготовке и принятию решений, затрагивающих их интересы.

4. Принципы государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан

Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан является приоритетной областью деятельности органов государственной власти на всех уровнях - республики, районов и городов и основывается на следующих принципах:

4.1. Социальная активность и ответственность семьи

Семья является не только объектом государственной социальной поддержки, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. Семья активно участвует в формировании и осуществлении мер государственной социальной поддержки семьи и детей. Каждый дееспособный член семьи несет ответственность перед обществом за состояние семьи в целом, а также за здоровье и судьбу каждого из ее членов.

Семья обязана способствовать реализации прав и интересов своих членов, на нее возлагается ответственность за обучение и воспитание детей, содержание престарелых людей, уход за нетрудоспособными и защиту их прав и интересов. Использование семьей своих прав не должно причинять ущерб правам других граждан, интересам общества.

4.2. Равенство прав и возможностей семей

Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан предполагает равенство прав и возможностей семей и их членов в реализации своих общественных функций, а также прав на государственную поддержку независимо от социального положения, национальности и религиозных убеждений, возможности выбора форм поддержки. Государство обязано предоставить реальные права не только отдельной личности, но и всей семье в целом. Правовое регулирование отношений семей разных типов, учет интересов семьи в процессе осуществления социально-экономических реформ и культурно-исторического развития общества необходимы как при разработке различных республиканских и региональных социальных программ, так и при их реализации.

4.3. Равноправие мужчины и женщины в семье

Мужчина и женщина в семье имеют равные права в распределении семейных обязанностей, принятии решений, качающихся всех сфер жизнедеятельности семьи - и материальных, и духовных. Они равны перед возможностью сочетания своих семейных и профессиональных интересов и потребностей и в равной степени могут рассчитывать на поддержку общества и государства в решении проблемы самореализации.

4.4. Приоритетность интересов ребенка

Интересы ребенка в реализации мер государственной социальной поддержки семьи и детей являются приоритетными независимо от пола ребенка, очередности его рождения и типа семьи, в которой он воспитывается.

4.5. Самостоятельность и автономность семьи

Меры помощи, защиты и поддержки принимаются семьей только на добровольных началах с опорой на собственные силы. Защита семьи не должна превращать ее в иждивенца. Исключается какое-либо вмешательство во внутренний мир семьи, за исключением случаев административно или уголовно наказуемого поведения семьи либо отдельных ее членов. Главным регулятором внутрисемейных взаимоотношений должны являться нормы морали.

4.6. Реализация национальных интересов семей

Государственная социальная поддержка национальных интересов семьи и детей состоит в обеспечении гражданского мира и национального согласия, нейтрализации причин и условий для возникновения социальных, межэтнических, религиозных конфликтов, сохранении и укреплении духовных и культурных ценностей семей, принадлежащих к различным национальным группам, продолжении традиций патриотизма, коллективизма и гуманизма.

4.7. Социальная защищенность семьи

Социальная защищенность семьи предполагает гарантированный, стандартный для каждого типа семьи минимальный уровень доходов, обеспеченность жилой площадью, правовую защиту и другие условия социальной поддержки. Меры помощи семьям, проживающим в Республике Татарстан, разрабатываются с учетом максимально возможной доступности ее получения. Дополнительная государственная помощь оказывается семьям, которые в ней нуждаются, с учетом их реального социально-экономического положения. Дифференциация позволяет гарантировать поддержание социально-приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически благоприятных условий активным ее членам с целью повышения семейного благосостояния.

4.8. Комплексность в осуществлении мер государственной социальной поддержки семьи и детей

Государственная социальная поддержка семьи и детей в Республике Татарстан реализуется на основе интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения различных проблем жизнедеятельности семьи.

4.9. Научная обоснованность государственной социальной поддержки семьи и детей

Эффективность решения сложных практических задач общества по укреплению и развитию института семьи, формированию государственной стратегии и конкретных программ действий в области социальной поддержки семьи и детей определяется ее научной разработкой.

Научная экспертиза разрабатываемой стратегии, а также направлений, форм и методов проведения государственной социальной поддержки семьи и детей является условием ее результативности и обоснованности, средством защиты от ошибок и искажений в процессе реализации.

5. Основные направления государственной социальной поддержки
семьи и детей в Республике Татарстан

В целях укрепления, развития семьи и общества в целом настоящая Концепция определяет следующие основные направления государственной социальной поддержки семьи и детей:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»