Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 февраля 2003 г. N 78
"Об утверждении Временного порядка квотирования рабочих мест
на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных
на территории Республики Татарстан, для граждан,
особо нуждающихся в социальной защите"
(с изменениями от 21 июля 2003 г., 2 февраля 2004 г., 29 сентября 2005 года)

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 04.07.2002 г. N 5-ЗРТ "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Временный порядок квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (далее - Временный порядок).

2. Министерству финансов Республики Татарстан при формировании бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год предусматривать ассигнования на частичную компенсацию расходов работодателей на создание квотируемых рабочих мест.

3. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики Татарстан:

при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год предусматривать средства на финансирование расходов, связанных с созданием работодателями квотируемых рабочих мест, а также предоставление льгот по налогам и сборам, зачисляемым в местные бюджеты, для предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих прием граждан в соответствии с установленными квотами;

разработать порядок финансирования расходов, связанных с созданием работодателями квотируемых рабочих мест, за счет средств местного бюджета и внести его на рассмотрение в соответствующий местный Совет народных депутатов;

организовать необходимую работу по реализации Временного порядка.

4. Установить, что разъяснения по применению Временного порядка дает Министерство труда и занятости Республики Татарстан.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и занятости Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Временный порядок
квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях
и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан,
для граждан, особо нуждающихся в социальной защите
(утв. постановлением КМ РТ от 7 февраля 2003 г. N 78)

I. Общие положения

1.1. Настоящий Временный порядок квотирования рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите (далее - Временный порядок) разработан в соответствии с Законом Республики Татарстан от 04.07.2002 г. N 5-ЗРТ "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите", Законом Республики Татарстан от 03.07.98 г. N 1703 "О занятости населения", а также законами и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан, и определяет порядок квотирования рабочих мест, размер частичной компенсации расходов работодателей на создание квотируемых рабочих мест, порядок и условия ее выделения.

1.2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:

квота - установленное количество рабочих мест, в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, организации, учреждения для особо нуждающихся в социальной защите граждан, которых работодатель обязан трудоустроить на предприятии, в организации, учреждении;

работодатель - предприятие, учреждение и организация (юридическое лицо), вступившее в трудовые отношения с работником;

специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

граждане, особо нуждающиеся в социальной защите - категории граждан, перечисленные в статье 2 Закона Республики Татарстан "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных на территории Республики Татарстан, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите".

II. Условия и порядок квотирования рабочих мест

2.1. Квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, устанавливаются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), расположенным на территории Республики Татарстан (кроме органов государственной власти и управления), среднесписочная численность работников которых составляет более 100 человек.

Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест:

общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

организации, в отношении которых принято решение об их ликвидации.

2.2. Квота устанавливается в размере до 5 процентов среднесписочной численности работающих на предприятии, в том числе для приема инвалидов - от 2 до 4 процентов.

Среднесписочная численность работников предприятий определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Государственного комитета Российской Федерации по статистике.

2.3. Предприятия ежегодно, не позднее 25 июля текущего года, представляют в государственные органы службы занятости населения городов (районов) (далее - органы службы занятости) информацию о среднесписочной численности работников, количестве граждан, особо нуждающихся в социальной защите, работающих на предприятии, характере производства (взрыво- и пожаробезопасности, вредных и тяжелых условиях труда, сменности, связанной с непрерывностью технологического процесса, соблюдении требований охраны труда), по форме согласно приложению N 1.

2.4. Органы службы занятости на основании полученной от предприятий информации разрабатывают предложения об установлении квоты предприятиям для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и вносят их на рассмотрение администрации соответствующего города и района Республики Татарстан (далее - Администрация).

2.5. При разработке предложений об установлении указанной квоты органы службы занятости учитывают количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными к категории граждан, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, а также характер производства (взрыво- и пожаробезопасность, вредные и тяжелые условия труда, сменность, связанную с непрерывностью технологического процесса, соблюдение требований охраны труда).

2.6. Администрация принимает решение об установлении квоты, в котором определяются сроки ее введения, предприятия, на которых вводится квота, а также ее размер для каждой категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

2.7. Квота устанавливается на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда по городу (району).

2.8. О введении квоты предприятия информируются не менее чем за 3 месяца до начала ее введения.

2.9. В течение срока действия квоты увольнение граждан, трудоустроенных по квотам, по инициативе работодателя осуществляется при обязательном уведомлении органа службы занятости, направившего граждан на данные рабочие места.

2.10. Ликвидация рабочих мест, созданных в рамках установленных квот, производится по согласованию с органами службы занятости.

2.11. При наличии объективных условий (причин) невозможности выполнения квоты по основаниям, предусмотренным в объективных условий (причин) невозможности выполнения квоты (приложение N 2), предприятие обращается в орган службы занятости с ходатайством об уменьшении размера установленной квоты, либо об отмене квоты или приостановлении действия квоты с приложением копии документов, подтверждающих наличие объективных условий невозможности выполнения установленной квоты.

После анализа представленной предприятием информации орган службы занятости вносит в Администрацию одно из следующих предложений:

об уменьшении размера квоты;

о сохранении установленного размера квоты;

о приостановлении действия квоты на определенный период;

об отмене квоты.

Органы службы занятости в целях установления объективных условий (причин) невозможности выполнения квоты вправе запрашивать дополнительную информацию у предприятий, а также знакомиться с соответствующей документацией непосредственно на предприятии.

III. Участие работодателей в обеспечении занятости лиц,
особо нуждающихся в социальной защите

3.1. Работодатели участвуют в реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем их трудоустройства на выделенные или созданные ими в пределах установленных квот рабочие места, в том числе специальные.

Работодатели в соответствии с установленными квотами обязаны в течение месяца со дня их введения выделить, а в случае необходимости создать рабочие места для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и представить в органы службы занятости информацию по форме согласно приложению N 3. Инвалидам создаются условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Работодатели имеют право в счет установленных квот трудоустраивать граждан, для которых осуществляется квотирование, на рабочие места (арендовать для граждан рабочие места) на других предприятиях, в организациях и учреждениях.

Несколько предприятий по договоренности между собой могут создавать за счет своих средств цех или участок на одном из них для трудоустройства граждан в соответствии с установленными квотами.

3.2. Работодатели в течение десяти дней со дня увольнения работника представляют органам службы занятости населения информацию об освобождающихся рабочих местах, выделенных или созданных в рамках установленных квот по форме согласно приложению N 4.

3.3. Исполнение предприятием установленной квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, оформляется Актом об исполнении предприятием установленной квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите по форме приложения N 6.  

3.4. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей.

3.5. Порядок работы органов службы занятости по учету граждан, трудоустраивающихся по направлениям органов службы занятости в пределах установленных квот, в том числе инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание на производстве, а также порядок учета предприятий, на которых получено трудовое увечье или профессиональное заболевание на производстве, регулируется нормативными правовыми актами Министерства труда и занятости Республики Татарстан.

Учет самостоятельно трудоустраивающихся в пределах установленной квоты граждан, в том числе инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание на производстве, на специальные рабочие места, осуществляется непосредственно работодателем с последующей ежемесячной передачей указанной информации органам службы занятости.

3.6. Работодатели имеют право получать от государственных органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда, в том числе информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.

IV. Источники и порядок финансирования создаваемых рабочих мест
для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите

4.1. Создание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств бюджетов различных уровней и иных источников.

4.2. Частичная компенсация расходов работодателя на создание квотируемых рабочих мест, в том числе специальных (за исключением случаев, оговоренных в настоящем Порядке), осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, на условиях, предусмотренных настоящим Порядком.

4.3. Размер частичной компенсации расходов работодателя на создание в пределах установленных квот рабочего места устанавливается Министерством труда и занятости Республики Татарстан в пределах средств, выделяемых на эти цели в соответствии с законом Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на очередной финансовый год, дифференцированно, в зависимости от отрасли деятельности организации, а также с учетом принимаемых дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями и составляет в год не более 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

Создание предприятием в пределах установленных квот рабочих мест и обеспечение занятости (трудоустройство) граждан, особо нуждающихся в социальной защите, отражается в указанном в п.3.3 Акте, составляемом с участием представителей предприятия, органа службы занятости населения и администрации.

Компенсация предоставляется ежеквартально в равных долях в зависимости от размера суммы, подлежащей компенсации, по решению Министерства труда и занятости Республики Татарстан на основании Справки на предоставление компенсации за создание рабочих мест в пределах установленной квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите по форме согласно приложению N 7, составляемой органом службы занятости в соответствии с указанным в п.3.3 Актом. На основании принятого решения перечисление средств на частичную компенсацию расходов работодателя производится Министерством труда и занятости Республики Татарстан. При этом частичная компенсация расходов работодателя осуществляется при обеспечении работодателем занятости граждан на созданных рабочих местах в течение соответствующего квартала не менее календарного месяца.

При недостаточности средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на частичную компенсацию расходов работодателя, в приоритетном порядке перечисление средств производится работодателям, создающим рабочие места для трудоустройства инвалидов.

В случае ликвидации предприятием созданного рабочего места, а также в случае отказа в принятии на рабочие места граждан, особо нуждающихся в социальной защите, компенсация расходов работодателя за создание рабочего места прекращается с момента наступления одного из указанных событий.

4.4. При создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание на производстве, предприятие, на котором инвалид получил трудовое увечье или профессиональное заболевание, по предъявлению предприятием, создавшим рабочие места, Справки на возмещение расходов за создание специальных рабочих мест по форме согласно приложению N 8, выданной органом службы занятости, возмещает указанные расходы. При этом размер данной суммы не может превышать фактического размера понесенных расходов за создание специального рабочего места и 24-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.

V. Заключительные положения

5.1. Контроль за предоставлением работодателями информации, необходимой для установления квоты, за своевременным выделением и созданием рабочих мест в пределах установленных предприятию квот, предоставлением информации о высвобождающихся рабочих местах, выполнении квоты, принятием на работу в пределах установленных квот граждан, направляемых органами службы занятости или трудоустраивающихся самостоятельно, осуществляется Министерством труда и занятости Республики Татарстан и органами службы занятости.

5.2. Настоящий Порядок вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до истечения срока полномочий местных администраций, установленных статьей 2 Закона Республики Татарстан от 19.04.2002 г. N 1380 "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан".

Приложение N 1
 к Временному порядку квотирования рабочих мест
 на предприятиях, в организациях и учреждениях,
 расположенных на территории Республики Татарстан,
 для граждан, особо нуждающихся в социальной защите

Форма

                                              В центр занятости населения
                                              ___________________________
                                                    (города, района)


Информация
о  среднесписочной  численности  работников,  количестве  граждан,  особо
нуждающихся в социальной защите,  работающих  на  предприятии,  характере
производства (взрыво- и пожаробезопасности, вредных  и  тяжелых  условиях
труда, сменности, связанной с непрерывностью  технологического  процесса,
соблюдении требований охраны труда) _____________________________________
_________________________________________________________________________
    (полное наименование в соответствии с учредительными документами)
местонахождение предприятия _____________________________________________
                                       (адрес места нахождения
_________________________________________________________________________
              в соответствии с учредительными документами)

Идентификационный номер налогоплательщика: ______________________________

Среднесписочная численность работников предприятия  за  первое  полугодие
200__ г. составляет _________ человек.

+-----------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦      Наименование категории граждан,       ¦Численность¦Примечание¦
¦п/п¦   особо нуждающейся в социальной защите    ¦ по каждой ¦          ¦
¦   ¦                                            ¦ категории ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 1 ¦                     2                      ¦     3     ¦     4    ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦   ¦Общая списочная    численность    работников¦           ¦          ¦
¦   ¦предприятия,                                ¦           ¦          ¦
¦   +--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦   ¦в том числе:                                ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 1.¦Граждане, имеющие на содержании лиц, которым¦           ¦          ¦
¦   ¦по  заключению  уполномоченного на то органа¦           ¦          ¦
¦   ¦необходимы постоянный уход,  помощь или над-¦           ¦          ¦
¦   ¦зор                                         ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 2.¦Выпускники общеобразовательных   учреждений,¦           ¦          ¦
¦   ¦образовательных   учреждений   начального  и¦           ¦          ¦
¦   ¦среднего профессионального образования      ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 3.¦Лица моложе 18 лет - всего,                 ¦           ¦          ¦
¦   +--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦   ¦из них:                                     ¦           ¦          ¦
¦   +--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦   ¦дети-сироты, выпускники детских домов;      ¦           ¦          ¦
¦   +--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦   ¦дети, оставшиеся без попечения родителей;   ¦           ¦          ¦
¦   +--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦   ¦несовершеннолетние, освобожденные из  воспи-¦           ¦          ¦
¦   ¦тательно-трудовых  колоний  или  закончившие¦           ¦          ¦
¦   ¦закрытые  специальные  учебно-воспитательные¦           ¦          ¦
¦   ¦учреждения                                  ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 4.¦Инвалиды                                    ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 5.¦Лица предпенсионного возраста (за  два  года¦           ¦          ¦
¦   ¦до  наступления  возраста,  дающего право на¦           ¦          ¦
¦   ¦пенсию по старости (по возрасту)            ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 6.¦Беженцы и вынужденные переселенцы           ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 7.¦Граждане, уволенные с военной службы, и чле-¦           ¦          ¦
¦   ¦ны их семей                                 ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 8.¦Одинокие и многодетные родители, воспитываю-¦           ¦          ¦
¦   ¦щие несовершеннолетних детей или детей-инва-¦           ¦          ¦
¦   ¦лидов                                       ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦ 9.¦Граждане, подвергшиеся воздействию  радиации¦           ¦          ¦
¦   ¦вследствие чернобыльской и других радиацион-¦           ¦          ¦
¦   ¦ных аварий и катастроф                      ¦           ¦          ¦
+---+--------------------------------------------+-----------+----------¦
¦10.¦Лица, освобожденные из мест лишения свободы ¦           ¦          ¦
+------------------------------------------------+----------------------¦
¦Итого                                           ¦                      ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»