Недействующий

Закон Республики Татарстан от 1 декабря 1999 г. N 2471
"Об экологической экспертизе"
(с изменениями от 31 октября 2002 г.)

Настоящий Закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования посредством предупреждения неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду в Республике Татарстан.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство об экологической экспертизе Законодательство об экологической экспертизе состоит из настоящего Закона и иных законодательных актов, действующих на территории Республики Татарстан.

Статья 2. Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза устанавливает соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Статья 3. Виды экологической экспертизы В Республике Татарстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Статья 4. Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

комплексности оценки неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в составе экспертных комиссий;

ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы;

гласности и учета общественного мнения.

Статья 5. Обязательность экологической экспертизы. Осуществление и финансирование работ по проектам и программам хозяйственной и иной деятельности, в результате которой может быть нанесен вред окружающей природной среде, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещаются.


Глава II. Компетенция органов государственной власти и управления
Республики Татарстан, органов местного самоуправления в области
экологической экспертизы


 Статья 6. Компетенция Государственного Совета Республики Татарстан в области экологической экспертизы

К ведению Государственного Совета Республики Татарстан относятся:

осуществление законодательного регулирования в области экологической экспертизы;

осуществление контроля за соблюдением законодательства в области экологической экспертизы, действующего на территории Республики Татарстан.

Статья 7. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан в области экологической экспертизы

К ведению Кабинета Министров Республики Татарстан в области экологической экспертизы относятся:

принятие нормативных правовых актов в области экологической экспертизы в пределах своей компетенции;

контроль за исполнением нормативных правовых актов об экологической экспертизе министерствами, государственными комитетами и ведомствами Республики Татарстан, координация их деятельности в этой области;

обеспечение финансирования экологической экспертизы государственных программ экономического и социального развития Республики Татарстан;

делегирование экспертов в качестве наблюдателей на заседания и в состав комиссий государственной экологической экспертизы объектов, реализуемых за пределами Республики Татарстан, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на ее окружающую природную среду;

осуществление мер, направленных на обеспечение прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы;

решение иных вопросов, отнесенных законодательством к ведению Кабинета Министров Республики Татарстан.

Статья 9. Компетенция органов местного самоуправления в области экологической экспертизы

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

Информирование специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

осуществление в соответствии с законодательством иных полномочий в данной области.

2. Органы местного самоуправления имеют право:

получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы; направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.


Глава III. Государственная экологическая экспертиза

Статья 10. Государственная экологическая экспертиза Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в соответствии с законодательством об экологической экспертизе. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне Республики Татарстан.

Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы уровня Республики Татарстан

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне Республики Татарстан, подлежат:

проекты нормативных правовых актов Республики Татарстан, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Республики Татарстан и, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды;

материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Республики Татарстан, в том числе:

1) проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных республиканских программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду;

2) проекты схем развития отраслей народного хозяйства Республики Татарстан, в том числе промышленности;

3) проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Республики Татарстан;

4) проекты территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования;

5) проекты инвестиционных программ Республики Татарстан и органов местного самоуправления;

материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории Республики Татарстан, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения;

документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Республики Татарстан и органов местного самоуправления;

все виды градостроительной документации, в том числе:

1) схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;

2) генеральные планы городов, других поселений и их систем;

3) проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений;

4) генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;

5) проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;

6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений;

проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ;

технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории Республики Татарстан, за исключением объектов хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает пятисот тысяч долларов;

документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции с субъектами предпринимательской деятельности при пользовании участками недр республиканского и местного значения;

проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Республики Татарстан, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства;

материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых не относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории Республики Татарстан;

объекты государственной экологической экспертизы, приведенные в настоящей статье и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

1) доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

2) изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;

3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

5) внесения изменений в документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Статья 12. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

1. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством порядке;

заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

2. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых в соответствии с федеральным законом.

3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, соответствующих требованиям пунктов 1 и 2 настоящей статьи.

4. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с федеральным законодательством.

5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной в соответствии с федеральным законом для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

6. Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии с законодательством.

7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям федерального закона.

8. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Статья 13. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы Формирование экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, включая назначение руководителя, ответственного секретаря и утверждение персонального состава экспертов, осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Статья 14. Эксперт государственной экологической экспертизы

Экспертом государственной экологической экспертизы может быть специалист, обладающий научными и (или) практическими знаниями по рассматриваемому вопросу, привлекаемый в соответствии с федеральным законом.

Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика, равно как и разработчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, а также должностные лица предприятий и организаций и физические лица, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком.

Эксперт государственной экологической экспертизы участвует в ее проведении в соответствии с федеральным законом.

Эксперт имеет право выражать свое особое мнение как по заключению в целом, так и по его отдельным частям, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы и является его неотъемлемой частью.

Оплата труда штатных сотрудников, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы, производится в порядке, установленном законодательством.

Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится в соответствии с федеральным законом.

Статья 15. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы

Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы назначается в соответствии с федеральным законом. Руководитель экспертной комиссии обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральным законом и заданием на проведение государственной экологической экспертизы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»