Недействующий

           

Приказ Министерства экологии и природных ресурсов
Республики Татарстан
от 9 августа 2002 г. N 849
"Об утверждении "Порядка определения размера вреда, причиненного
окружающей среде несоблюдением нормативов допустимых воздействий"
(с изменениями на 15 декабря 2004 года)

(зарегистрирован Минюстом РТ 26 августа 2002 г., рег. N 83)

В целях совершенствования методической базы нормирования природопользования ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый "Порядок определения размера вреда, причиненного окружающей среде несоблюдением нормативов допустимых воздействий".

2. Отделу нормативно-правового регулирования обеспечить регистрацию указанного выше Порядка в Министерстве юстиции Республики Татарстан.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя министра Хайрутдинова Ф.Ю.

Министр экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан                                 Б.Г.Петров



Зарегистрирован в Минюсте РТ 26 августа 2002 г.
Регистрационный номер N 83

Порядок
определения размера вреда, причиненного окружающей среде
несоблюдением нормативов допустимых воздействий
(утвержден приказом Минэкологии РТ от 9 августа 2002 г. N 849)

Порядок определения размера вреда, причиненного окружающей среде несоблюдением нормативов допустимых воздействий (далее - Порядок), разработан в соответствии с Кодексом Российской Федерации "Об административных правонарушениях" от 01.12.01 г. N 195-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.02 г. N 7-ФЗ, Законом Республики Татарстан "Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан" от 12.07.97 г. N 1040, Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2001 г. N 433.

1. Область применения

1.1. Настоящий Порядок предназначен для использования при определении размера вреда, причиненного окружающей среде несоблюдением экологических требований при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и других объектов, а именно несоблюдением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативов (лимитов) допустимого выброса, сброса веществ;

- нормативов образования и лимитов размещения отходов.

Порядок применяется также при расчете размера вреда, причиненного окружающей среде в результате аварийных ситуаций.

1.2. Вред, исчисленный в соответствии с настоящим Порядком, подлежит возмещению всеми юридическими лицами и индивидуальными (частными) предпринимателями, независимо от их ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы (в т.ч. перешедшими на упрощенную систему налогообложения или единый налог), осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на территории Республики Татарстан.

1.3. Порядок предназначен для использования природопользователями, структурными подразделениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство), а также другими органами, осуществляющими государственный контроль в области охраны окружающей среды.

2. Термины и определения

2.1. В настоящем Порядке применяются следующие термины и определения:

вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, деградации (разрушения) экологических систем, истощения природных ресурсов;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимых выбросов, сбросов - нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы веществ, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников;

лимиты на выбросы, сбросы веществ - ограничения выбросов, сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды;

нормативы образования отходов - предельно допустимые количества образования конкретного вида отходов, устанавливаемые для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду;

лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, санкционированная свалка и другое);

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения;

отходы потребления на производстве, подобные бытовым - отходы, образующиеся при уборке административных, бытовых помещений на предприятиях (организациях, учреждениях), образование которых не связано с производственной деятельностью предприятия (по составу близки к бытовым);

повторное использование отходов - вовлечение отходов в новые технологические циклы;

временное размещение отходов на территории предприятий - хранение отходов на территории предприятий в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов.

3. Определение размеров вреда, причиненного окружающей среде
в результате превышения нормативов допустимых выбросов,
сбросов веществ, образования отходов и лимитов на их размещение

3.1. Размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате превышения нормативов (лимитов) допустимых выбросов, сбросов веществ, образования отходов и лимитов на их размещение, определяются как произведение соответствующего удельного показателя ущерба на величину превышения фактической массы выбросов (сбросов) веществ, размещаемых отходов над установленными лимитами (при их отсутствии - нормативами допустимых выбросов, сбросов), и коэффициент опасности ситуации:

                       n
                 S = сумма х jl х (Mfi - Mli) х Коп,                  (1)
                      i=1

где:

S - размер вреда, причиненного окружающей среде превышением установленного норматива (лимита) выброса (сброса), лимита размещения отходов, руб.;

jl - удельный показатель ущерба за выброс, сброс, размещение отхода, руб./тонн (см. Приложения 1, 2, 3);

i - вид вещества (отхода);

n - количество веществ (видов отходов);

Mfi - фактическая масса вещества (размещаемого отхода) за расчетный период, тонн;

Мli - масса выброса, сброса вещества (размещаемого отхода) в пределах установленных нормативов (лимитов), тонн;

Коп - коэффициент опасности ситуации, зависит от степени превышения установленных нормативов и определяется в соответствии с приложением 4.

3.1.1. В случае отсутствия оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс (в т.ч. на сброс веществ с неорганизованным поверхностным стоком дождевых и талых вод), размещение отходов, вся масса сбрасываемых, выбрасываемых веществ рассматривается как сверхнормативная.

3.1.2. Сброс загрязняющих веществ с организованным и неорганизованным стоком на рельеф местности приравнивается к сбросу в водные объекты.

4. Определение размера вреда, причиненного окружающей среде
несанкционированным размещением отходов

4.1. Размещение отходов вне объектов для размещения отходов, предназначенных для данного вида, без оформленного в установленном порядке разрешения, а также пои невыполнении установленных при выдаче разрешения условий размещения, является несанкционированным.

Размер вреда, причиненного окружающей среде несанкционированным размещением отходов, определяется как произведение удельного показателя ущерба на величину массы размещенных отходов и на коэффициенты, учитывающие удаленность места размещения от населенных пунктов и опасность ситуации, по формуле:

                      n
                S = сумма х jl х Мнесанк. х L х Коп,                  (2)
                     i=1

где

Мнесанк. - масса отходов, размещенных в несанкционированных местах, тонн, (куб.м).

Определяется или расчетным методом как разница между массой отходов, образовавшихся за расчетный период, и массой отходов, переданных на переработку, повторное использование (или повторно использованных в собственном производстве), а также вывезенных на объект размещения, предназначенный для отходов данного вида, или на основании фактических данных, в т.ч. полученных в результате замеров.

L - коэффициент, учитывающий удаленность места размещения 1-го отхода от населенных пунктов и равный:

L=5, если отходы размещаются на расстоянии свыше 3 км от населенных пунктов;

L=10, если отходы размещаются в пределах: территории населенных пунктов, а также на расстоянии менее 3 км от их границы; водоохранных зон водных объектов; территории заповедников, национальных парков, памятников природы и других охраняемых территорий;

Коп - коэффициент опасности ситуации, определяется в соответствии с приложением 4;

jl - удельный показатель ущерба в зависимости от класса опасности отхода, руб./тонн или руб./куб.м (см. Приложение 3);

n - количество видов отходов;

i - вид отхода.

4.1.1. Размещение отходов, не являющихся бытовыми или подобными бытовым, в местах, отведенных для размещения коммунально-бытовых отходов (санкционированных свалках, полигонах ТБО), без оформленного в установленном порядке разрешения является несанкционированным размещением отходов.

4.1.2. К несанкционированному размещению отходов относится также размещение отходов на территории предприятий в следующих случаях:

- при отсутствии разрешения на временное размещение (хранение) отходов;

- при наличии разрешения на временное размещение (хранение) отходов на территории предприятия, но отсутствии документов, подтверждающих их передачу на переработку, повторное использование или вывоз на объекты размещения отходов в течение срока, указанного в разрешении на временное хранение;

- при несоблюдении условий временного хранения и объемов накопления отходов, установленных разрешением.

4.1.3. Вред, причиненный окружающей среде несанкционированным размещением отходов, принадлежность которых конкретному природопользователю не установлена, подлежит возмещению владельцем территории, на которой они размещены.

4.1.4. Факт повторного использования отхода подтверждается заключением о пригодности отхода для конкретного вида использования, выданным ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Республике Татарстан", актами приема-сдачи отходов предприятию, имеющему лицензию на сбор и переработку конкретных видов отходов, технологическими регламентами, проектно-сметной документацией с согласованием использования в строительстве отходов, получившими положительное заключение экологической экспертизы (при повторном использовании отходов в собственном производстве), бухгалтерскими документами, учитывающими движение повторно используемых (возвратных) отходов в соответствии с установленным порядком и подтверждающими объем выполненных работ.

Такие же требования предъявляются при использовании отходов как изолирующего слоя на полигонах и санкционированных свалках, для засыпки котлованов, карьеров, благоустройства территории, дорожного полотна и т.п.

4.2. Размер вреда, причиненного окружающей среде при загрязнениях почв, вызванных утечками нефти и высокоминерализованных пластовых и иных сточных вод при бурении, ремонте и эксплуатации скважин, прочего нефтяного оборудования, трубопроводов и т.д., определяется как за несанкционированное размещение отходов в соответствии с формулой (2), где

Мнесанк. - масса загрязненного нефтепродуктами (пластовыми и иными сточными водами) грунта в расчетном периоде, которая рассчитывается на основании утвержденных Министерством нормативов образования загрязненного грунта на одну аварию (один ремонт скважины, трубопровода, одну пробуренную скважину и т.п.) или с использованием фактических данных по количеству излившейся нефти (сточных вод).

4.3. Несанкционированным является также размещение (захоронение) отходов в недрах (подземных сооружениях) без лицензии на строительство и эксплуатацию подземных сооружений для захоронения отходов, оформленной в установленном порядке, а также несоблюдение условий захоронения отходов и эксплуатации подземных сооружений, установленных при выдаче лицензий.

4.4. Допускается размер вреда, причиненного окружающей среде несанкционированным размещением отходов, определять на основании действующих методик по определению вреда земельным ресурсам. Решение об использовании той или иной методики подсчета принимается органом, обнаружившим нарушение, исходя из наличия исходных данных для проведения расчета.

5. Удельный показатель ущерба

5.1. Удельный показатель ущерба, используемые для расчета размера вреда, причиненного окружающей среде выбросами, сбросами веществ, размещением отходов, превышающими установленные нормативы (лимиты) допустимого воздействия, приведены в приложениях 1, 2, 3 к настоящему Порядку.

5.1.1. При отсутствии удельных показателей ущерба за выбросы (сбросы) каких-либо загрязняющих веществ они приравниваются к веществу с аналогичным классом опасности и максимально близкой предельно допустимой концентрацией (ПДК) или ориентировочным безопасным уровнем (ОБУВ).

5.1.2. Удельный показатель ущерба за размещение отходов зависит от класса опасности отходов. При отсутствии у природопользователя результатов определения класса опасности отхода, выполненного в установленном законодательством порядке, на момент обнаружения нарушения, класс опасности отходов в целях расчета размера вреда, причиненного окружающей среде, допускается определять в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, а в случае отсутствия вида отхода или установленного для данного отхода класса опасности в Федеральном классификационном каталоге отходов, в соответствии с приложением 5.

5.1.3. При отсутствии раздельного по видам сбора отходов расчет размера вреда производится по удельным показателям ущерба вида отхода, содержащегося в общей массе и имеющего самый высокий класс опасности.

5.1.4. При размещении отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, на переработку и использование которых есть внедренные в республике технологии сбора, переработки, применяются удельные показатели ущерба, указанные в приложении 3. Перечни отходов, имеющих внедренные в республике технологии переработки или пункты для их сбора, составляются и утверждаются Министерством.

6. Определение фактической массы выбросов,
сбросов, образования отходов

6.1. Исходными данными для определения фактической массы выбросов, сбросов могут служить данные контрольно-измерительной лаборатории природопользователя, органов государственного экологического контроля, иной аккредитованной в установленном порядке лаборатории, характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рассчитанные на основании методических документов, включенных в перечень, утвержденный федеральным специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, данные о временном режиме работы оборудования, данные о расходе сырья, топлива, материалов и другие данные бухгалтерского, статистического учета, а при их отсутствии справочные данные или данные предприятий-аналогов.

6.1.1. В случае простоя технологического оборудования источник загрязнения окружающей среды может считаться отсутствующим при наличии официальных документов, удостоверяющих простой.

6.1.2. Если в выбросах содержатся вещества, трансформирующиеся или разлагающиеся в атмосфере воздуха в более токсичные, то расчет ведется по более токсичным веществам с уменьшением их количества по коэффициенту трансформации. Если этот коэффициент неизвестен, принимается полное превращение выбрасываемого вещества в более токсичное.

6.2. Исходными данными для определения количества образующихся и размещаемых отходов могут служить замеры объемов (массы) размещаемых отходов в натуре, утвержденные в установленном порядке нормативы образования отходов, документы бухгалтерского учета, материальный баланс, технологические регламенты, материалы первичного учета, расчетные удельные характеристики образования отходов на единицу продукции, укрупненные отраслевые нормы образования отходов и загрязняющих веществ на единицу продукции, а при их отсутствии справочные данные или данные предприятий-аналогов. Приоритетность использования тех или иных материалов соответствует очередности при их перечислении выше.

6.2.1. При определении размера вреда, причиненного окружающей среде сверхлимитным (или без оформленного в установленном порядке разрешения) размещением осадка сточных вод на иловых площадках, количество размещенного осадка принимается равным массе осадка, обезвоженного до влажности, предусмотренной технологическим регламентом.

6.3. Вред, причиненный окружающей среде сверхнормативным сбросом веществ с неорганизованным поверхностным стоком, подлежит возмещению природопользователями, осуществляющими пользование земельным участком на основании документов о земельном отводе, договоров аренды земельного участка, зданий, помещений.

6.3.1. Масса загрязняющих веществ, сбрасываемых на рельеф местности с неорганизованным поверхностным стоком дождевых и талых вод, определяется расчетным путем в соответствии с действующими методиками.

В зависимости от характера использования территорий в расчете используются минимальные, средние, максимальные концентрации загрязняющих веществ и другие показатели, предусмотренные действующими методиками.

6.3.2. При мойке автотранспортных средств вне специально оборудованных для этого мест (при отсутствии документов, подтверждающих проведение моек в количестве не менее нормативного количества на специально оборудованных автомойках) осуществляется сверхнормативный сброс загрязняющих веществ. Масса загрязняющих веществ, сбрасываемых на рельеф местности (МЗВ), при этом определяется по формуле:

                                   n
                           Мзв = сумма Мед х Кв,                      (3)
                                  i=1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»