В целях совершенствования организации и нормирования труда работников учреждений здравоохранения, в соответствии с приказом, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.05.2001 г. N 165 ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Отменить действие приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 02.04.1998 г. N 211 в части утверждения Рекомендаций по расчету штатной численности в лечебно-профилактических учреждениях программистов, электроников и операторов персональных компьютеров.
2. Утвердить Методические рекомендации по расчету штатных нормативов специалистов по применению в медицинских учреждениях компьютерных информационных технологий к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.05.2001 г. N 165 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения" (приложение N 1).
3. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения до 30 декабря 2001 г. привести штаты специалистов по компьютерным технологиям в соответствие с методическими рекомендациями в пределах утвержденной численности по лечебно-профилактическим учреждениям.
4. Контроль за выполнением приказа возлагаю на заместителя министра по развитию отрасли Гильманова А.А.
Министр здравоохранения
Республики Татарстан К.Ш.Зыятдинов
Приложение N 1
к приказу Минздрава РТ
от 26 ноября 2001 г. N 1095
Методические рекомендации по расчету штатных нормативов специалистов по
применению в медицинских учреждениях компьютерных информационных технологий к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.05.2001 г. N 165 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения"
1. Настоящие рекомендации предназначены для определения количества должностей программистов, электроников, техников ЭВМ и операторов ЭВМ, необходимых для обеспечения нормального функционирования в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) компьютерных информационных технологий (КИТ).
2. Рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства здравоохранения России от 22.05.2001 г. N 165, Тарификационно-квалификационными характеристиками общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих (М., Ин-т труда Минтруда РФ, 1996 г.), Гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам (ВДТ), персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14).
3. Штаты специалистов в области КИТ необходимо определять исходя из трудоемкости работ, выполняемых специалистами в соответствии со своими функциональными обязанностями.
Результаты расчетов числа должностей подлежат округлению до 0,25 ставки.
При определении количества должностей программистов необходимо различать функциональные обязанности и нормативы загрузки системных и прикладных программистов.
4. Основные функциональные обязанности, штатные нормативы и квалификационные требования для системных программистов
4.1. Основные функциональные обязанности:
- консультации администрации ЛПУ по вопросам приобретения и применения средств вычислительной техники (СВТ);
- инсталляция (установка на компьютер), настройка и оптимизация системного программного обеспечения;
- подключение и замена внешних устройств, проведение тестирования СВТ, оптимизация дискового пространства компьютеров, проведение компьютерных антивирусных мероприятий;
- администрирование локальной вычислительной сети (ЛВС) учреждения (при наличии ЛВС);
- обеспечение обмена информацией ЛПУ с внешними организациями по телекоммуникационным каналам;
- устранение аварийных ситуаций, связанных с повреждением программного обеспечения и баз данных.
4.2. Штатное количество должностей к пункту 2.1.13
Количество ставок системных программистов определяется исходя из количества компьютеров, применяемых в учреждении.
Полные или неполные штатные единицы системного программиста вводятся в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Количество компьютеров ¦ Количество должностей системных ¦
+------------------------------------¦ программистов ¦
¦ при наличии ЛВС ¦при отсутствии ЛВС¦ ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦ ¦ до 10 ¦ 0,50 ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦ до 10 ¦ от 11 до 20 ¦ 0,75 ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦ от 11 до 20 ¦ ¦ 1,00 ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦ от 21 до 70 ¦ ¦ 1 + 0,02 х (N - 20), ¦
¦ ¦ ¦где N - количество компьютеров,¦
¦ ¦ ¦объединенных в ЛВС ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦ ¦ от 21 до 70 ¦ 0,75 + 0,015 х (N - 20), ¦
¦ ¦ ¦где N - количество компьютеров, не¦
¦ ¦ ¦объединенных в ЛВС ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦ от 71 ¦ ¦ 2 + 0,015 х (N - 70), ¦
¦ ¦ ¦где N - количество компьютеров,¦
¦ ¦ ¦объединенных в ЛВС ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦ ¦ от 71 ¦ 1,5 + 0,01 х (N - 70), ¦
¦ ¦ ¦где N - количество компьютеров, не¦
¦ ¦ ¦объединенных в ЛВС ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
Если в учреждении в локальную вычислительную сеть объединена лишь часть имеющихся компьютеров или если применяется несколько ЛВС, количество ставок системных программистов определяется исходя из числа компьютеров, объединенных в ЛВС, и числа компьютеров, не объединенных в ЛВС, и суммируется.
Пример.
В учреждении имеются две ЛВС - одна на 3 и другая на 28 компьютеров, а также 17 компьютеров, не подключенных к сети.
Необходимые ставки системного программиста:
Для обслуживания 3 + 28 = 31 ПК объединенных в ЛВС: 1 + 0,02 х (31 - 20) = 1,22 ст.
Для обслуживания 17 компьютеров, не подключенных к сети: 0,75 ст.
Всего: 1,22 + 0,75 = 1,97 = 2 ставки.
4.3. Квалификационные требования
Программист - высшее или незаконченное высшее образование.
Программист 2 категории - высшее или незаконченное высшее образование, стаж работы по специальности.
Программист 1 категории - высшее образование, стаж работы по специальности.
Ведущий программист - высшее образование, стаж работы в должности программиста 1 категории не менее года.
5. Основные функциональные обязанности, штатные нормативы и квалификационные требования для прикладных программистов
5.1. Основные функциональные обязанности:
- консультации администрации ЛПУ по вопросам применения компьютерных информационных технологий;
- получение, инсталляция, настройка и освоение прикладных программных средств (ПС);
- обновление версий прикладных ПС;
- техническое сопровождение прикладных ПС;
- сопровождение компьютерных баз данных, применяемых в ЛПУ;
- устранение аварийных ситуаций, связанных с повреждением прикладного программного обеспечения и баз данных.
5.2. Штатное количество должностей к пункту 2.1.13
Штаты прикладных программистов определяются исходя из количества прикладных программных средств и баз данных, применяемых в учреждении, и сложности их технического сопровождения.
При определении штатных единиц программистов учитываются трудозатраты на сопровождение программных средств ведения и обработки информации о пациентах, медицинских диагностических и экспертных систем, программ учета медикаментов, программ бухгалтерского учета, программ экономического содержания, программ учета кадров, программ автоматизации подготовки и учета документов, а также других программ, применяемых в учреждении.
Программы, предназначенные для тестирования компьютеров, архивирования информации, антивирусной обработки, и прочие инструментальные средства программиста при определении штатных единиц не учитываются.
В число программных средств, учитываемых при определении штатных нормативов прикладных программистов, включаются программные модули (подсистемы), входящие в состав многофункциональных программных средств, если эксплуатация таких подсистем имеет существенные особенности и осуществляется различными специалистами. Например, к отдельным модулям программных средств "Поликлиника" и "Стационар" можно отнести подсистемы "Прививки", "Диспансерный учет", "Учет медикаментов", "Получение статистических отчетов", "Формирование счетов-реестров для ОМС".
Полные или неполные штатные единицы прикладного программиста вводятся в зависимости от числа и сложности сопровождения программных средств и (или) баз данных в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
+-----------------------------------------------------------------------+
¦ Сложность сопровождения программного ¦ Количество должностей ¦
¦ средства (ПС) или базы данных (БД)* ¦ прикладных программистов ¦
+-----------------------------------------+-----------------------------¦
¦ низкая ¦ 0,15 ¦
+-----------------------------------------+-----------------------------¦
¦ средняя ¦ 0,25 ¦
+-----------------------------------------+-----------------------------¦
¦ высокая ¦ 0,5 ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
* - Повышенная (средняя или высокая) сложность сопровождения программного средства или базы данных характеризуется наличием одного или нескольких признаков, указанных для соответствующей группы.
Средняя:
- производится систематическое (ежегодно или ежеквартально) обновление версий ПС или БД;
- при работе ПС или БД периодически (несколько раз в квартал) возникают сбои в работе, требующие восстановления файлов из резервных копий и (или) переустановки программного обеспечения;
- пользователи нуждаются в периодических (несколько раз в квартал) консультациях со стороны программиста.
Высокая:
- производится регулярное (ежемесячно или чаще) обновление версий ПС или БД;
- при работе ПС или БД часто (несколько раз в месяц) возникают сбои в работе, требующие восстановления файлов и (или) переустановки программного обеспечения; пользователи нуждаются в постоянных (несколько раз в месяц) консультациях со стороны программиста.
Пример.
Низкая степень сложности сопровождения - текстовый редактор Фотон.
Средняя степень - программное средство "Кадры медработников".
Высокая степень - Автоматизированная система "Поликлиника".
При наличии в учреждении нескольких программных средств, подлежащих техническому сопровождению, общее количество должностей прикладных программистов определяется как сумма должностей, необходимых для сопровождения каждого программного средства.
Пример.
В учреждении эксплуатируются:
- программа для расчета заработной платы (высокая степень сложности сопровождения);
- автоматизированная система "Поликлиника" в составе:
- модуля ведения и обработки статистической информации (высокая степень сложности сопровождения);
- модуля диспансерного наблюдения (средняя степень сложности сопровождения);
- автоматизированная система "Стационар" в составе:
- модуля учета пациентов и формирования счетов-реестров в системе ОМС (высокая степень сложности сопровождения);
- модуля формирования годовых статистических отчетов (низкая степень сложности сопровождения);
- программное средство "Кадры медработников" (средняя степень сложности сопровождения);
- программный комплекс MS Office в составе:
- текстового редактора Word (низкая степень сложности сопровождения);
- электронных таблиц Excel (низкая степень сложности сопровождения);
- программа для приема и передачи электронной почты (средняя степень сложности сопровождения).
Необходимое количество должностей прикладных программистов по сопровождению вышеуказанных программных средств в соответствии с таблицей 2 составит:
0,5 + 0,5 + 0,25 + 0,5 + 0,15 + 0,25 + 0,15 + 0,15 + 0,25 = 2,7.
Округляя полученную сумму до 0,25 ставки, получим, что для данного учреждения необходимы 2,7 = 2,75 ставки прикладного программиста.
5.3. Квалификационные требования
Программист - высшее или незаконченное высшее образование.
Программист 2 категории - высшее или незаконченное высшее образование, стаж работы по специальности.
Программист 1 категории - высшее образование, стаж работы по специальности.
Ведущий программист - высшее образование, стаж работы в должности программиста 1 категории не менее года.
6. Основные функциональные обязанности, штатные нормативы и квалификационные требования для электроников
6.1. Основные функциональные обязанности:
- консультации администрации учреждения по вопросам приобретения и применения средств вычислительной и оргтехники (CBT);
- тестирование и ремонт отдельных устройств СВТ, кабельных линий ЛВС;
- модернизация компьютеров путем замены или (и) установки новых комплектующих изделий;
- выполнение профилактических работ по поддержанию работоспособности СВТ;
- организация ремонта СВТ с привлечением сторонних организаций или специалистов.
6.2. Штатное количество должностей к пункту 2.1.15