• Текст документа
  • Статус
Действующий

Приказ Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 26 ноября 2001 г. N 1095

В целях совершенствования организации и нормирования труда работников учреждений здравоохранения, в соответствии с приказом, Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.05.2001 г. N 165 ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Отменить действие приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 02.04.1998 г. N 211 в части утверждения Рекомендаций по расчету штатной численности в лечебно-профилактических учреждениях программистов, электроников и операторов персональных компьютеров.
2. Утвердить Методические рекомендации по расчету штатных нормативов специалистов по применению в медицинских учреждениях компьютерных информационных технологий к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.05.2001 г. N 165 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения" (приложение N 1).
3. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения до 30 декабря 2001 г. привести штаты специалистов по компьютерным технологиям в соответствие с методическими рекомендациями в пределах утвержденной численности по лечебно-профилактическим учреждениям.
4. Контроль за выполнением приказа возлагаю на заместителя министра по развитию отрасли Гильманова А.А.

Министр здравоохранения
Республики Татарстан                                       К.Ш.Зыятдинов


Приложение N 1. Методические рекомендации по расчету штатных нормативов специалистов по применению в медицинских учреждениях компьютерных информационных технологий к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.05.2001 г. N 165 ...

Приложение N 1
к приказу Минздрава РТ
от 26 ноября 2001 г. N 1095

Методические рекомендации по расчету штатных нормативов специалистов по
применению в медицинских учреждениях компьютерных информационных технологий к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.05.2001 г. N 165 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения"

1. Настоящие рекомендации предназначены для определения количества должностей программистов, электроников, техников ЭВМ и операторов ЭВМ, необходимых для обеспечения нормального функционирования в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) компьютерных информационных технологий (КИТ).
2. Рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства здравоохранения России от 22.05.2001 г. N 165, Тарификационно-квалификационными характеристиками общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих (М., Ин-т труда Минтруда РФ, 1996 г.), Гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам (ВДТ), персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ) и организации работы (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. N 14).
3. Штаты специалистов в области КИТ необходимо определять исходя из трудоемкости работ, выполняемых специалистами в соответствии со своими функциональными обязанностями.
Результаты расчетов числа должностей подлежат округлению до 0,25 ставки.
При определении количества должностей программистов необходимо различать функциональные обязанности и нормативы загрузки системных и прикладных программистов.
4. Основные функциональные обязанности, штатные нормативы и квалификационные требования для системных программистов
4.1. Основные функциональные обязанности:
- консультации администрации ЛПУ по вопросам приобретения и применения средств вычислительной техники (СВТ);
- инсталляция (установка на компьютер), настройка и оптимизация системного программного обеспечения;
- подключение и замена внешних устройств, проведение тестирования СВТ, оптимизация дискового пространства компьютеров, проведение компьютерных антивирусных мероприятий;
- администрирование локальной вычислительной сети (ЛВС) учреждения (при наличии ЛВС);
- обеспечение обмена информацией ЛПУ с внешними организациями по телекоммуникационным каналам;
- устранение аварийных ситуаций, связанных с повреждением программного обеспечения и баз данных.
4.2. Штатное количество должностей к пункту 2.1.13
Количество ставок системных программистов определяется исходя из количества компьютеров, применяемых в учреждении.
Полные или неполные штатные единицы системного программиста вводятся в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1.

Таблица 1

+-----------------------------------------------------------------------+
¦       Количество компьютеров       ¦ Количество должностей системных  ¦
+------------------------------------¦          программистов           ¦
¦ при наличии ЛВС ¦при отсутствии ЛВС¦                                  ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦                 ¦       до 10      ¦               0,50               ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦      до 10      ¦    от 11 до 20   ¦               0,75               ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦   от 11 до 20   ¦                  ¦               1,00               ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦   от 21 до 70   ¦                  ¦       1 + 0,02 х (N - 20),       ¦
¦                 ¦                  ¦где N  -  количество  компьютеров,¦
¦                 ¦                  ¦объединенных в ЛВС                ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦                 ¦    от 21 до 70   ¦     0,75 + 0,015 х (N - 20),     ¦
¦                 ¦                  ¦где N - количество компьютеров, не¦
¦                 ¦                  ¦объединенных в ЛВС                ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦      от 71      ¦                  ¦      2 + 0,015 х (N - 70),       ¦
¦                 ¦                  ¦где N  -  количество  компьютеров,¦
¦                 ¦                  ¦объединенных в ЛВС                ¦
+-----------------+------------------+----------------------------------¦
¦                 ¦       от 71      ¦      1,5 + 0,01 х (N - 70),      ¦
¦                 ¦                  ¦где N - количество компьютеров, не¦
¦                 ¦                  ¦объединенных в ЛВС                ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Если в учреждении в локальную вычислительную сеть объединена лишь часть имеющихся компьютеров или если применяется несколько ЛВС, количество ставок системных программистов определяется исходя из числа компьютеров, объединенных в ЛВС, и числа компьютеров, не объединенных в ЛВС, и суммируется.

Пример.
В учреждении имеются две ЛВС - одна на 3 и другая на 28 компьютеров, а также 17 компьютеров, не подключенных к сети.
Необходимые ставки системного программиста:
Для обслуживания 3 + 28 = 31 ПК объединенных в ЛВС: 1 + 0,02 х (31 - 20) = 1,22 ст.
Для обслуживания 17 компьютеров, не подключенных к сети: 0,75 ст.
Всего: 1,22 + 0,75 = 1,97 = 2 ставки.
4.3. Квалификационные требования
Программист - высшее или незаконченное высшее образование.
Программист 2 категории - высшее или незаконченное высшее образование, стаж работы по специальности.
Программист 1 категории - высшее образование, стаж работы по специальности.
Ведущий программист - высшее образование, стаж работы в должности программиста 1 категории не менее года.
5. Основные функциональные обязанности, штатные нормативы и квалификационные требования для прикладных программистов
5.1. Основные функциональные обязанности:
- консультации администрации ЛПУ по вопросам применения компьютерных информационных технологий;
- получение, инсталляция, настройка и освоение прикладных программных средств (ПС);
- обновление версий прикладных ПС;
- техническое сопровождение прикладных ПС;
- сопровождение компьютерных баз данных, применяемых в ЛПУ;
- устранение аварийных ситуаций, связанных с повреждением прикладного программного обеспечения и баз данных.
5.2. Штатное количество должностей к пункту 2.1.13
Штаты прикладных программистов определяются исходя из количества прикладных программных средств и баз данных, применяемых в учреждении, и сложности их технического сопровождения.
При определении штатных единиц программистов учитываются трудозатраты на сопровождение программных средств ведения и обработки информации о пациентах, медицинских диагностических и экспертных систем, программ учета медикаментов, программ бухгалтерского учета, программ экономического содержания, программ учета кадров, программ автоматизации подготовки и учета документов, а также других программ, применяемых в учреждении.
Программы, предназначенные для тестирования компьютеров, архивирования информации, антивирусной обработки, и прочие инструментальные средства программиста при определении штатных единиц не учитываются.
В число программных средств, учитываемых при определении штатных нормативов прикладных программистов, включаются программные модули (подсистемы), входящие в состав многофункциональных программных средств, если эксплуатация таких подсистем имеет существенные особенности и осуществляется различными специалистами. Например, к отдельным модулям программных средств "Поликлиника" и "Стационар" можно отнести подсистемы "Прививки", "Диспансерный учет", "Учет медикаментов", "Получение статистических отчетов", "Формирование счетов-реестров для ОМС".
Полные или неполные штатные единицы прикладного программиста вводятся в зависимости от числа и сложности сопровождения программных средств и (или) баз данных в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2.

Таблица 2

+-----------------------------------------------------------------------+
¦  Сложность сопровождения программного   ¦    Количество должностей    ¦
¦  средства (ПС) или базы данных (БД)*    ¦   прикладных программистов  ¦
+-----------------------------------------+-----------------------------¦
¦                 низкая                  ¦             0,15            ¦
+-----------------------------------------+-----------------------------¦
¦                 средняя                 ¦             0,25            ¦
+-----------------------------------------+-----------------------------¦
¦                 высокая                 ¦             0,5             ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

* - Повышенная (средняя или высокая) сложность сопровождения программного средства или базы данных характеризуется наличием одного или нескольких признаков, указанных для соответствующей группы.
Средняя:
- производится систематическое (ежегодно или ежеквартально) обновление версий ПС или БД;
- при работе ПС или БД периодически (несколько раз в квартал) возникают сбои в работе, требующие восстановления файлов из резервных копий и (или) переустановки программного обеспечения;
- пользователи нуждаются в периодических (несколько раз в квартал) консультациях со стороны программиста.
Высокая:
- производится регулярное (ежемесячно или чаще) обновление версий ПС или БД;
- при работе ПС или БД часто (несколько раз в месяц) возникают сбои в работе, требующие восстановления файлов и (или) переустановки программного обеспечения; пользователи нуждаются в постоянных (несколько раз в месяц) консультациях со стороны программиста.

Пример.
Низкая степень сложности сопровождения - текстовый редактор Фотон.
Средняя степень - программное средство "Кадры медработников".
Высокая степень - Автоматизированная система "Поликлиника".
При наличии в учреждении нескольких программных средств, подлежащих техническому сопровождению, общее количество должностей прикладных программистов определяется как сумма должностей, необходимых для сопровождения каждого программного средства.

Пример.
В учреждении эксплуатируются:
- программа для расчета заработной платы (высокая степень сложности сопровождения);
- автоматизированная система "Поликлиника" в составе:
- модуля ведения и обработки статистической информации (высокая степень сложности сопровождения);
- модуля диспансерного наблюдения (средняя степень сложности сопровождения);
- автоматизированная система "Стационар" в составе:
- модуля учета пациентов и формирования счетов-реестров в системе ОМС (высокая степень сложности сопровождения);
- модуля формирования годовых статистических отчетов (низкая степень сложности сопровождения);
- программное средство "Кадры медработников" (средняя степень сложности сопровождения);
- программный комплекс MS Office в составе:
- текстового редактора Word (низкая степень сложности сопровождения);
- электронных таблиц Excel (низкая степень сложности сопровождения);
- программа для приема и передачи электронной почты (средняя степень сложности сопровождения).
Необходимое количество должностей прикладных программистов по сопровождению вышеуказанных программных средств в соответствии с таблицей 2 составит:

     0,5 + 0,5 + 0,25 + 0,5 + 0,15 + 0,25 + 0,15 + 0,15 + 0,25 = 2,7.

Округляя полученную сумму до 0,25 ставки, получим, что для данного учреждения необходимы 2,7 = 2,75 ставки прикладного программиста.
5.3. Квалификационные требования
Программист - высшее или незаконченное высшее образование.
Программист 2 категории - высшее или незаконченное высшее образование, стаж работы по специальности.
Программист 1 категории - высшее образование, стаж работы по специальности.
Ведущий программист - высшее образование, стаж работы в должности программиста 1 категории не менее года.
6. Основные функциональные обязанности, штатные нормативы и квалификационные требования для электроников
6.1. Основные функциональные обязанности:
- консультации администрации учреждения по вопросам приобретения и применения средств вычислительной и оргтехники (CBT);
- тестирование и ремонт отдельных устройств СВТ, кабельных линий ЛВС;
- модернизация компьютеров путем замены или (и) установки новых комплектующих изделий;
- выполнение профилактических работ по поддержанию работоспособности СВТ;
- организация ремонта СВТ с привлечением сторонних организаций или специалистов.
6.2. Штатное количество должностей к пункту 2.1.15
Количество должностей электроников определяется исходя из численности обслуживаемых компьютеров и оргтехники* в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3.

Таблица 3

+-----------------------------------------------------------------------+
¦   Количество компьютеров в   ¦   Количество должностей электроников   ¦
¦          учреждении          ¦                                        ¦
+------------------------------+----------------------------------------¦
¦            до 10             ¦                  0,50                  ¦
+------------------------------+----------------------------------------¦
¦         от 11 до 20          ¦                  0,75                  ¦
+------------------------------+----------------------------------------¦
¦         от 21 до 40          ¦                  1,00                  ¦
+------------------------------+----------------------------------------¦
¦           свыше 40           ¦          1 + 0,01 x (N - 40),          ¦
¦                              ¦где N - количество компьютеров          ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

* - В состав вычислительной и оргтехники, учитываемой при определении количества должностей электроников, необходимо включать серверы, компьютеры, сканеры, ксероксы и другие сложные устройства, подлежащие техническому обслуживанию электроником.

6.3. Квалификационные требования
Электроник - высшее или незаконченное высшее образование.
Электроник 2 категории - высшее или незаконченное высшее образование, стаж работы по специальности.
Электроник 1 категории - высшее образование, стаж работы по специальности.
Ведущий электроник - высшее образование, стаж работы в должности электроника 1 категории не менее года.
7. Основные функциональные обязанности, штатные нормативы и квалификационные требования для техников ЭВМ
7.1. Основные функциональные обязанности:
- освоение прикладных ПС в объеме, необходимом для их нормальной эксплуатации;
- ввод информации в компьютер с первичных документов;
- проверка корректности введенной информации с помощью штатных функций программных средств;
- обработка информации с помощью компьютера, получение справок и отчетов;
- выполнение мероприятий по обеспечению сохранности информации, предусмотренных инструкцией пользователя ПС.
7.2. Штатное количество должностей к пункту 2.1.15
Количество должностей техников определяется исходя из трудоемкости ввода и обработки информации с помощью применяемых в учреждении программных средств.
Трудоемкость ввода и обработки информации определяется разработчиком программного средства, а при отсутствии указанного норматива - учреждением-пользователем программного средства по согласованию с вышестоящим органом управления здравоохранением.

Пример.
Для нормальной эксплуатации автоматизированной системы "Поликлиника", разработанной РЦ "Медсоцэконом", в соответствии с нормативами разработчика данного ПС один техник ЭВМ должен вводить ежедневно 100 листов переписи или 200 талонов амбулаторного пациента или медосмотра.
В рассматриваемом учреждении в среднем ежедневно вводится или редактируется 60 листов переписи, 400 талонов амбулаторного пациента и 100 талонов медосмотра.
Для ввода указанной информации, соответственно, необходимо 60/100 = 0,6; 400/200 = 2; 100/200 = 0,5 должностных ставок, что составляет в сумме 3,1 прибл. 3 ставки.
7.3. Квалификационные требования
Техник - среднее специальное образование.
Техник 2 категории - среднее специальное образование, стаж работы по специальности.
Техник 1 категории - среднее специальное образование, стаж работы в должности техника 2 категории не менее года или высшее образование.
8. Основные функциональные обязанности, штатные нормативы и квалификационные требования для операторов ЭВМ
8.1. Основные функциональные обязанности:
- освоение прикладных ПС в объеме, необходимом для их нормальной эксплуатации;
- ввод информации в компьютер с первичных документов;
- выполнение машинописных работ с помощью компьютера;
- выполнение мероприятий по обеспечению сохранности информации, предусмотренных инструкцией пользователя ПС.
8.2. Штатное количество должностей к пункту 2.2.17
Количество должностей операторов определяется исходя из трудоемкости ввода и обработки информации с помощью применяемых в учреждении программных средств.
Трудоемкость ввода и обработки информации определяется разработчиком программного средства, а при отсутствии указанного норматива - учреждением-пользователем программного средства.

Пример.
Для нормальной эксплуатации автоматизированной системы "Стационар", разработанной РЦ "Медсоцэконом", в соответствии с нормативами разработчика данного ПС один оператор ЭВМ должен ежедневно вводить или редактировать 100 статистических карт выбывшего из стационара.
В рассматриваемом учреждении в среднем ежедневно вводятся 110 медицинских карт на поступивших пациентов и редактируются данные на 110 выписавшихся пациентов, т.е. осуществляется ввод или редактирование 220 медицинских карт.
Для ввода или редактирования указанной информации необходимо 220/100 = 2,2 прибл. 2,25 должностной ставки оператора.
8.3. Квалификационные требования
Оператор - среднее образование.
9. Допускается выполнение функциональных обязанностей разных специалистов одним работником по совместительству.
10. При наличии в ЛПУ 4-5 и более штатных единиц специалистов, обеспечивающих применение КИТ, целесообразно объединение этих специалистов в рамках отдела АСУ с возложением на начальника отдела функций прикладного или системного программиста или электроника в зависимости от его образования и опыта работы.

Начальник отдела экономического
анализа и финансирования                               В.Г.Камалетдинова


Директор РЦ "Медсоцэконом"                              В.Г.Шерпутовский


Главный специалист по
информатизации здравоохранения                                 А.А.Бабко

Об утверждении Методических рекомендаций по расчету штатных нормативов специалистов по применению в медицинских учреждениях компьютерных информационных технологий

Название документа: Об утверждении Методических рекомендаций по расчету штатных нормативов специалистов по применению в медицинских учреждениях компьютерных информационных технологий

Номер документа: 1095

Вид документа: Приказ Минздрава Республики Татарстан

Принявший орган: Минздрав Республики Татарстан

Статус: Действующий

Дата принятия: 26 ноября 2001

Дата начала действия: 26 ноября 2001